Личный кабинет

Меценаты России

З Кензина ( Пользователь )
Д О К Л А Д

Тема: «Меценаты России».
(вклад в культуру Отечества)





Автор: педагог дополнительного
Образования
МОУ ДОД Дома детского творчества
Шульженко Е.В.

Адрес учреждения:
г.Ипатово ул.Ленинградская 66
Тел.: 2-24-61







«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать».
Ф.И. Тютчев

«Да обновится Русский человек новой привязанностью
к России и всему Русскому!»
В.А. Кокорев, русский меценат.

Благотворительность, благодеяние, способность к пожертвованию… Как объяснить этот порыв души, и можно ли сравнить доброту с сердечным огнем, внутренним светом, который даже в самые трудные времена не угасал в русском человеке, бескорыстном, отзывчивом, мягкосердечном?
Любовь к Отечественной культуре, желание донести до будущих поколений точные свидетельства исторических документов, энергия и размах, подлинное бескорыстие и щедрость российских меценатов, много доброго сотворивших на благо своего Отечества, определяют им право не быть забытыми потомками.
Существенной чертой делового мира России Х1Х столетии была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. «Самое отношение предпринимателя к своему делу, писал знаток московского купечества П.А. Бурышкин, - было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только, или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела». Характерным примером может служить деятельность известных благотворителей Бахрушиных, Третьяковых, Щукиных, Морозовых и других, которые одновременно являлись и выдающимися фигурами русской культуры.
За многими предпринимателями в пореформенной России утвердилась репутация честных коммерсантов. «Слово чести» было достоинством «людей дела». Ответственные предприниматели были необычайно трудолюбивы. Даже главы крупных династий, сказочно богатые, много и упорно работали – это было в крови русского делового человека. Большинство предпринимательских семей жили весьма скромно, даже аскетично, без роскоши. Но не жалели средств на образование, путешествие, коллекционирование и благотворительность. Многие купцы и фабриканты 2, 3 и последующих поколений гордились своим происхождением и принадлежностью к природному купечеству. Когда император пожаловал
дворянство К.М. Третьякову за основанную им галерею, тот ответил: «Очень благодарен Его величеству за великую честь, но от звания дворянина отказываюсь…. Я родился купцом, купцом и умру». Эти люди преданно любили Россию, были в основном верны православным устоям.
Государственное призрение бедных в России было поставлено плохо, поэтому особую роль играли частные пожертвования. Около 5 тыс. благотворительных обществ и более 6 тыс. благотворительных завещаний, действовавших в стране в начале ХХ века, на три четверти обеспечивались именно из частных источников, среди которых на первом месте шли купеческие средства. Немалую роль играла религиозность предпринимательского сословия, следовавшего евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил».
Самое крупное пожертвование на цели филантропии совершил Г.Г. Солодовников, владелец пассажа на Кузнецком мосту и театра на Большой Дмитровке (ныне Театр оперетты на Пушкинской улице). По завещанию скончавшегося в 1901 г. благотворителя все его огромное состояние в размере более 20 млн. руб. было оставлено Москве для строительства домов дешевых квартир.
К концу Х1Х века меценатство в России получает широкое распространение. Миллионеры-промышленники, банкиры, купцы занимают общественные места, становятся председателями благотворительных обществ: Они начинают поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы, заводят галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и салонов, утверждают стипендии, делаются покровителями разных школ, учебных обществ, экспедиций, живописцев и поэтов, актеров и писателей.
«В последние 20 лет 19-го столетия в Москве обосновалась своего рода маленькая Флоренция, слагается класс денежных патриотов и меценатов…. И рядом с маленькими честолюбцами, рядом с грубыми инстинктами чванства всплывают и входят в жизнь разные попытки, уже прямо связывающие амбар и фабрику с миром идей. Заводятся книги, покупаются редкие рукописи, основываются журналы и газеты на купеческие деньги, и к ним привлекаются все интеллигентные силы Москвы» (П.Д. Боборыкин).
В 1908-1913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые «экономические беседы». Со стороны научного мира в них принимали участие экономист, ректор Московского университета А.А. Мануйлов, известный либеральный публицист и социолог П.Б. Струве, юристы П.И. Новгородцев и С.А. Котляровский, богослов, экономист по образованию С.Н.Булгаков.
Обсуждался такой необычный вопрос, как организация научной экспедиции на поиски месторождений радия в России, поскольку выяснилась высокая эффективность недавно открытого элемента при лечении
онкологических заболеваний. Высказанная выдающимся русским ученым академиком В.И. Вернадским идея встретила поддержку у московских миллионеров, взявших на себя финансирование экспедиции.
«Экономические беседы» несомненно, способствовали расширению образовательного и мировоззренческого уровня российских предпринимателей, укрепляя их в убеждении, что именно им принадлежит будущее России.
В благодарной памяти потомков навсегда останутся имена московских купцов-предпринимателей, подаривших городу превосходные собрания живописи (братья Третьяковы, Щукины, С.Морозов, С.И.Мамонтов), основавший 1 в мире театральный музей (Бахрушин), художественный театр (Морозов), журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» (Дягилев, Рябушинский). Они, занимая почетные должности в городе, благоустраивали его в Москве, появились газовое, а затем и электрическое освещение, мостовые, водопровод, трамвай.
Фабриканты, стремясь удержать на своих предприятиях квалифицированных работников, строили для них жилье, создавали сеть учреждений социального обслуживания.
Одной из самых ярких и удачливых представительниц делового мира была Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, купеческая дочь и жена.
Незаурядная натура, поборница образования, способная актриса (она играла в благотворительных спектаклях в пользу голодающих) В.А. Морозова, овдовев, взяла, на себя управление Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и успешно с этим справлялась.
В.А. Морозова была классическим типом прогрессивной московской благотворительницы», скромной в быту и щедрой на добро к людям.
Известный драматург Владимир Немирович-Данченко говорил о ней: «Тип в своем роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, никогда я не щеголяла своими деньгами».
Одним из 1-х ее благотворительных начинаний было строительство в Москве на Девичьем поле психиатрической клиники. Со временем там вырос крупный медицинский центр. При Тверской мануфактуре имелись больница, роддом, санаторий, курорт для сирот, ясли, училище, школа рукоделия, библиотека.
В своем доме на Воздвиженке Варвара Алексеевна открыла литературный салон, который посещали известные писатели и поэты. Среди них – А. Блок, В. Соловьев, В. Брюсов, А. Белый.
На средства Морозовой была построена и открыта в 1885 году едва ли не 1-я в России бесплатная Тургеневская библиотека-читальня. Рассчитанная на 100 посетителей, она располагала богатым книжным фондом, получила периодические издания. Вслед за Тургеневской появились библиотеки-читальни им. Островского, Гоголя, Пушкина, Морозова
положила начало еще одному типу важных для России учреждений – в 1873 г. открыла начальную школу, а в 1877 г. основала при ней ремесленные классы для детей из беднейших семей. В 1901г. Варвара Алексеевна передала училище городу.
Преданность национальной культуре, забота о её процветании навсегда вписали имя Бахрушиных в российскую историю.
Бахрушин А.П. (1853 – 1904 гг.) – библиофил, в течение 30 лет собирал библиотеку (около 25 тыс. томов), главным образом по истории, географии, археологии и этнографии России, а также коллекцию произведений русского декоративно-прикладного искусства (около 2 тыс. предметов: шитье, финифть, шитье бисером и др.), икон ХУ11-ХУ111 вв.,
фарфора и фаянса и пр. Художественная часть собрания включала коллекцию портретов русских государственных деятелей ХУ111-Х1Х вв., писателей и др. (в их числе полотна В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, В.К. Шебуева, Г.И. Угримова), около 300 портретных миниатюр, свыше 400 гравюр с видами Москвы ХУ111-Х1Х вв., подборку лубочных картин.
В доме Бахрушина собирались ученые, писатели, коллекционеры, крупные антиквары-букинисты.
Алексей Петрович Бахрушин был попечителем Андреевской богадельни и Дома призрения для неизлечимо больных в Москве. По завещанию А.П. Бахрушина все собрание, за исключением книг, которые (оценивалось в 140 тыс. руб.), поступило в Российский исторический музей, где были созданы два зала имени Бахрушина. «Каталог книг библиотеки Алексея Петровича Бахрушина» (Вып. 1, 2, М., 1911-1912) издан на средства его вдовы А.С. Бахрушиной. Библиотека перешла в Румянцевский музей. На проценты с завещанного капитала (6000 руб.) Общество истории и древностей, российских ученых при Московском университете учредило Бахрушинские премии за лучшую работу по истории или археологии Москвы и Московской губернии.
Страстными собирателями русских икон были Рябушинские – династия Московских предпринимателей (основатель Михаил Яковлевич Рябушинский) – обладатели одной из лучших коллекций в России.
В семье Рябушинских семеро сыновей, окончившие Академию практических наук, стали не только грамотными коммерсантами, но и политиками, членами городского самоуправления, внесли немалый вклад в науку и культуру страны.
Восьмой сын – Николай Павлович Рябушинский, художественный критик, поддержал плеяду молодых художников-символистов – П. Кузнецова, С. Судейкина, Н.Сапунова и др.: покупал их картины, находил им работу, устраивал грандиозные выставки их полотен в Петербурге, Москве, Саратове. Ему принадлежала инициатива издания новых художественных журналов «Золотое руно», «Голубая роза». Он вложил в них собственные идеи и огромные средства.
«Искусство символично,- писал Н.П. Рябушинский,- потому что оно несет в себе символ, выражение Вечного во Временном».
Владимир Павлович Рябушинский в эмиграции основал общество «Икона» - ценителей древнерусского искусства.
Таких неоднозначных, богато одаренных, талантливых личностей встречалось немало среди российских предпринимателей.
Иван Федорович Мамонтов (-из старинного торгового рода купца. Федора Ивановича Мамонтова) проложил одну
из 1-х железных дорог в России – Троицкую, связавшую Москву с Троице-Сергиевским посадом.
После его смерти Савва Иванович Мамонтов приобрел вблизи города Сергиев Посад имение Абрамвцево, ставшие одним из крупнейших центров русской культуры и духовности.
В одной из своих заграничных поездок в Италию С.И.Мамонтов знакомится с компанией «русских римлян» - пианистом Ивановым,
художниками Поленовым, Серовым, Врубелем, а через некоторое время по приглашению С.И.Мамонтова они приезжают к нему. Вместе с матерью сюда приезжает совсем еще молодой Репин. В Абрамцево написана Реиным знаменитая картина «Запорожцы пишут ответ султану» и портрет И.С.Тургенева для П.М.Третьякова.
Зимой 1878-1879г. прочно входит в жизнь Абрамцевского кружка Виктор Михайлович Васнецов.
Особенно его будет вдохновлять дочь Саввы Ивановича Морозова Верушка. С неё он начинает знаменитую «Аленушку» и «Снегурочку». А Валентин Серов – «Девочку с персиками».
В это время Васнецов уже прославился среди художников, но был удручающе беден.
Мамонтов сразу оценил Васнецова и подставил ему свое крепкое плечо. В своих воспоминаниях Васнецов пишет: «Наступление вечера, когда можно было пойти к Мамонтовым, я, да и многие другие художники ждали с особым трепетом.
«…За чайным столом сидела хозяйка Елизавета Григорьевна, скоро появлялась ладная, энергичная фигура Саввы Ивановича, и уже с 1-й встречи, казалось, что знаешь этих людей очень давно; от слов их и теплых рукопожатий становилось как-то уютно и по-семейному».
О чем только не говорили за мамонтовским столом: обсуждали намечавшиеся выставки, новые книги, приезды или отъезды художников, знаменитых музыкантов – беседы длились далеко за полночь. Устраивали коллективные чтения.
Вскоре кому-то пришла мысль воплощать это в «живые картины».
участником этих игр был и двоюродный брат Елизаветы Григорьевны Костя Алексеев (ставший впоследствии Константин Сергеевич Станиславский), а театральные занятия привели к серьезному предприятию –
созданию русской частной оперы, которая сыграла прогрессивную роль в отечественной оперной культуре.
Костюмы, сделанные по эскизам Васнецова, декорации, написанные Коровиным и Левитаном, а также режиссура Мамонтова, были отмечены театральной Москвой.
Спустя время, на репетиции «Синей птицы» М.Метерлинка К.С.Станиславский напишет Савве Ивановичу: «Очень хотелось бы Вас видеть в театре, как моего учителя эстетики!»
С.И Мамонтов открывает для широкой публики неизвестного еще тогда Шаляпина.
Прививая молодому певцу эстетические принципы, М. Метерлинка развивает его актерское мастерство и духовную культуру.
Еще одно замечательное имя российского мецената: Петр Ионович Губонин (1825-1894) – крупный предприниматель, старообрядец. По воспоминаниям одного из современников Губонин представлял собой «русского простого мужика с большим здравым смыслом».
П.И. Губонин был членом и жертвователем Общества попечения о раненых и больных воинах. В 1869 передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества.
Совместно с Х.Х. Мейном основал Комиссаровское техническое училище в Москве, являлся его пожизненным почетным попечителем. Был в числе организаторов Политехнической выставки 1872 в Москве, а также Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 в Москве, участвовал в финансировании строительства здания Политехнического музея в Москве. Принимал участие в строительстве Херсонесского храма близ Севастополя и храма Христа Спасителя в Москве, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. На свои средства построил и реконструировал церковь Параскевы Пятницы, а также церкви при Комиссаровском училище и Успения Богородицы в Гурзуфе.
В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине».
На средства Елисеевых (династия петербургских предпринимателей и общественных деятелей; родоначальник – Петр Елисеевич) в Петербурге были сооружены: Елизаветинская богадельня (1856 г.), рукодельная школа им. А.Г. Елисеева на 150 детей (1893 г.), Казанская церковь на Большеохотинском кладбище (фамильная усыпальница Елисеевых), Еленинская бесплатаная больница.
Ермаков Василий Иванович – городской глава г.Данкова Рязанской губернии, купец 2-й гильдии, член комитета грамотности и восстановления православного христианства на Кавказе.
Выделил большие средства на строительство женских элементарных школ, открытие публичной библиотеки. Написал и издал «Историю Данковского монастыря».
Николай Александрович Найденов был из той породы лучших отечественных предпринимателей, для которых «делание денег» не являлось самоцелью. Его воодушевляла идея служения своей стране, чувство патриотизма, которое искало практический выход.
С целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов» Найденов организовал новое и масштабное дело – фотофиксацию всех церковных зданий и в течение двух лет – 1882 и 1883 – выпустил уникальное издание: «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Работы производила лучшая фирма «Шерер, Набгольц и К в Москве». С подлинных фотографий делались фототипические воспроизведения прекрасного качества, большого формата (30 на 39 см.), которые продавались отдельными листами, а часть их была переплетена в альбом. В четырех частях издания (Кремль и Китай-город, Белый город, Земляной город и Замоскворечье, местности за Земляным городом) было 257 видов. В сорока - дата постройки. Тщательность работы была такова, что проверявший в 1918-1919 гг. данные Найденова историк П.Н. Миллер обнаружил лишь три неточности.
В 1884-1891 гг. Найденов продолжил свое издание, выпустив три альбома под названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений», содержавшие 169 изображений.
В 1886 г. «Найденовские альбомы» пополнились еще пятью выпусками под названием: «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».
В этой выразительной иконографии Москвы ХУ11-Х1Х веков стоит обратить внимание на рисунки четырех храмов, которые были выполнены самим Н.А. Найденовым.
Свыше 80 книг выпустил он за четверть века, выполнив, по сути дела, работу, равную труду целого коллектива специалистов; он организовал публикацию огромного массива архивных материалов по истории населения Москвы в ХУ11-Х1Х веках, истории купечества, истории русских городов.
Н.А. Найденов стал первым исследователем той обширной, юго-восточной части Москвы, в которой издавна жила их семья,- Сыромятникова и Воронцова поля. В 1903 и 1905 гг. вышли три его книги о церквах в этом районе: Ильи Пророка и Покрова (Грузинской Божией матери) на Воронцовском поле, а также Николая в Воробине. Описаны им и история церковных приходов и домовладений от ХУ111 до начала ХХ века, названы имена всех церковных служителей, старост (сам Найденов был выборным церковным старостой храма Покрова с 1896 г.), жертвователем.
Замечательна деятельность С.С. Полякова на благотворительном поприще, особенно в области народного образования. Он стал основателем так называемого «Катковского лицея». Это было привилегированное мужское общее среднее учебное заведение. Главное здание было выстроено и
оборудовано на средства, пожертвованные Поляковым (ныне Остоженка, 53, бывш. здание МГИМО).
На средства С.С. Полякова было открыто первое Горное училище при Корсунской копи в Горловке в Донбассе, где готовились первые технические кадры горняков; в г. Ельце была открыта первая классическая мужская гимназия, в городах Западного края несколько женских частных гимназий, женские ремесленные училища, Криницкая сельскохозяйственная школа в Острогожском уезде Воронежской губернии и многие другие. Общая сумма благотворительных пожертвований железнодорожного «короля» С.С. Полякова на ниве народного образования России достигла внушительной в тот период суммы – более 3 млн. руб.
Большую материальную помощь Поляков оказывал учреждениям общества Красного Креста в России, много жертвовал средств на строительство детских приютов, военных госпиталей.
Железнодорожный «король» был щедрым меценатом в области искусства. Неоднократно жертвовал большие средства на открытие провинциальных театров.
Будучи во Франции, он пожертвовал значительные суммы на создание Русского художественного центра в Париже, пропагандирующее отечественное искусство за рубежом. Для своей личной коллекции С.С. Поляков приобретал картины и скульптуры лучших российских мастеров.
Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) – в плеяде тех выходцев из купечества, которые стали, по словам К.Т. Станиславского «строителями русской культурной жизни». Крупнейший

московский фабрикант был одним из самых прогрессивных людей своего времени в России.
Известен интерес К.Т. Солдатенкова к коллекционированию русской живописи.
В галерее Солдатенкова, завещанной им Румянцевскому музею, оказалось 230 картин русских художников, в т.ч. такие шедевры, как самый близкий к картине эскиз А.А. Иванова «Явление Христа народу», эскиз «Тайной вечери» и «Христос в саду Гефсиманском» Н.Н. Ге; кроме того 28 картин иностранных художников и 17 скульптур, не считая переданного впоследствии музею большого собрания рисунков и гравюр, которые украшают сейчас залы Третьяковской галереи и Русского музея.
Солдатенкову принадлежало и большое собрание древних русских икон.
Благодаря издательской деятельности К.Т. Солдатенкова впервые вышли в свет замечательные произведения русской литературы. Он издал целую библиотеку (более 100 названий) переводов зарубежной литературы, и в том равного ему не было ни среди его предшественников, ни среди современников. К.Т. Солдатенков выпускал книги почти полвека – с 1856г. по 1901г., фактически всю 2-ю половину Х1Х столетия.
Русская культура обязана Солдатенкову изданием многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук: истории, политэкономии и социологии, истории литературы, истории искусства. Среди них переводная литература составляет более 60 % названий.
Солидное место среди изданий Солдатенкова занимают труды по истории Древней Греции, Древнего Рима, Византии,в чем, несомненно, появился большой интерес сасмого издателя к истории Античного мира и раннего Христианства.
Сотрудник и друг издателя Митрофан Павлович Щепкин писал, что в изданиях Солдатенкова предстал «целый пантеон знаменитых людей».
Выражал желание напечатать свое 1-е собрание сочинений у Солдатенкова и Щепкина Ф.М. Достоевский,Н.А.Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Издание «Творений Платона» навсегда связало имена Солдатенкова и В. Соловьева – известного философа.
1 том «Творений Платона», содержащий сократические диалоги, вышел в 1899 г.
В основном перевод тома был выполнен В. Соловьевым, а 3 диалога – его братом Михаилом. К изданию готовился 2-й том, но преждевременная смерть В. Соловьева в июле 1900г. прервала его работу.
Солдатенков обращается с просьбой к И.Н. Трубецкому, И.М.Соловьеву довести до конца начатое издание. 2 том, законченный ими, был выпущен уже после смерти издателя (в 1903 г.).
Одной из интересных страниц издательской деятельности Солдатенкова является выпуск им трудов знаменитого русского фольклориста Александра Николаевича Афанасьева, собирателя сказок, которые стали любимым чтением русских детей. Солдатенков пришел на


помощь А.Н. Афанасьеву в период, когда он испытывал острые материальные затруднения.
Близкие дружеские отношения связывали Солдатенкова и Л.Н. Толстого. 23 декабря 1862 г. Л.Н. Толстой приехал со своей молодой женой в Москву.
Лев Николаевич посещал библиотеки, театры и музеи. Вот как С.А. Толстая вспоминала об этом: «Посетили мы и галерею Солдатенкова, у которого была замечательная молельня. Картинная галерея и тем более молельня осматривались только с разрешения самого хозяина дома…»
В письме от 5 августа 1898 г. Толстой просил Солдатенкова помочь кавказским духоборам, находящимся «в страшно бедственном положении» и согласиться на участие в исторических изданиях «Посредника».
«Вы», - писал он издателю, - употр######ете большую часть своего богатства на добрые дела. Я не знаю более несомненно доброго и важного дела, как помочь тем людям, которые в своей жизни осуществили те высшие идеалы, к которым стремятся лучшие люди человечества, и страдают за это,
и поэтому надеюсь, что Вы не откажетесь принять участие в этом благородном деле…»
30 января 1899 г. Солдатенков сам привез Толстому 5 тыс. руб.
В феврале 1901 г. известный историк и писатель П.В. Безобразов предложил Толстому организовать издание журнала религиозно-философского характера (причем, просил не допускать материалистов и экономистов).
Горячо одобрив проект журнала, Л. Толстой на другой день после встречи с Безобразовым пошел к Солдатенкову договориться о материальной поддержке издания. Не застав издателя дома, Толстой оставил записку: «…Верьте Безобразову, как мне самому». Очевидно, Безобразов посетил Солдатенкова и получил его согласие.
Но исполнению совместных планов выпуска книг помешала кончина издателя.
19 мая (1 июня) 1901 г. Солдатенков умер в своем Кунцевском имении.
До конца дней издатель не оставлял своего благородного поприща.
Букинист А.А. Астапов писал в своих воспоминаниях:
«Я узнал, что К.Т. Солдатенков хотел вложить 100-тысячный капитал, чтобы продолжались его издания, но какой-то «добрый» человек его отговорил…»
Однако, в хронике «Книжного вестника» после смерти Солдатенкова сообщалось:
«Весь доход с существующих и еще не распроданных изданий завещан покойным на дело дальнейшего книгоиздательства в том же духе, как оно велось и при жизни его…»
Московская газета «Новости дня» также сообщала:
«К.Т. Солдатенков завещал продолжать его издательскую деятельность на доход от существующих его изданий, и издания его жертвовать в разные учебные заведения».
Обращая свой взгляд в далекое прошлое мы с благодарностью вспоминаем сегодня русских меценатов, тех, кто пожертвовал своим состоянием ради чьего-то будущего счастья, посвятил жизнь служению ближним.
Деятельные, талантливые, они способны были быстро схватывать суть, обладали эрудицией, широтой воззрений, эстетическим вкусом, а главное – колоссальной работоспособностью, целеустремленностью и организаторским даром.
Однако все названные качества не дали бы такого мощного результата, если бы не были подчинены единственному важному – любви к Российскому Отечеству.
«Вспомните о нас, «малых сих», для которых вопрос русских культурных побед - есть вопрос жизни», - писал Сергей Павлович Дягилев.
Гордые слова, горячие, достойные, прекрасные…
Такой же была жизнь этих замечательных людей, для которых оправданием человеческого существования на земле служило дело благотворительности
Максим Водянников ( Пользователь )
Меценаты "новой" России, где они?
С уважением, Водянников М.Г., г. Омск
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Водянников @ Oct 6 2005, 04:42 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Меценаты "новой" России, где они?
С уважением, Водянников М.Г., г. Омск

Современных олигархов язык не поворачивается назвать меценатами. Меценаты - это, когда важное дело совершается тихо, без помпы.
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ Oct 6 2005, 05:38 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Современных олигархов язык не поворачивается назвать меценатами. Меценаты - это, когда важное дело совершается тихо, без помпы.


Тогда проще их называть спонсорами. Что, вообще говоря, тоже не так уж и плохо.
Максим Водянников ( Пользователь )
Расскажите анекдот об олигархах! Будет весело!
Водянников М.Г.
Раиса Милашина ( Пользователь )
bravo.gif А знаете ли вы, что существует Благотворительное Общественное движение «Добрые люди мира», благодаря которым наши воспитанники только весной и летом этого года смогли принять участие во Всероссийском конкурсе "Кораблик надежды" (город Волгоград), в Международном конкурсе "Друзья Болгарии ", г. Албена, во Всероссийском конкурсе "Молодые дарования России" в РДЦ "Орленок". Мы выражаем огромную благодарность А.А. Дранец Генеральному директору "Шпаковскррайгаз" Ставропольского края.
Дорогие коллеги! Спонсоры сами к нам не приходят, нужно найти способы и возможность убедить их в нужности и важности наших дел для подрастающего поколения и они откликнутся!
Владислав ( Пользователь )
Считаю уместным здесь высказать свою скромную благодарность Михаилу Белозерскому за спонсорство моей работы в Москве. Приблизительно 400000 рублей его помогли мне жить в это дорогом городе.Теперь я стал на ноги, но добро не забуду.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (И.Г.Сухин, 06.10.2005, 16:38) <{POST_SNAPBACK}>
Современных олигархов язык не поворачивается назвать меценатами. Меценаты - это, когда важное дело совершается тихо, без помпы.


Бывает дают тихо, тихо миллион на конкретное дело и очень обижаются на сдачу: "Как же так Вы ведь брали деньги под конкретный проект, так зачем экономили... "
Владислав ( Пользователь )
Предлагаю ""продолжить мое сообщение"" всем кто получил помощь от кого-то в любом виде. Эту тему надо развивать. Надоело читать и видеть гадости нашей жизни . Оглянемся вокруг. Подумаем. Припомним. И БУДЕТ ЧЕМ ЗАПОЛНИТЬ ЭТУ ТЕМУ!! А здесь могло бы быть много ветвей по видам добра.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+