Личный кабинет

СЕТЕВОЙ КОНКУРС ПОРТФОЛИО: общественная экспертиза и рекомендации

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Летом 2010 г., с июня по август, в образовательном сегменте Рунета происходило событие, которое может считаться началом некоторой интересной тенденции: это сетевой конкурс портфолио, который объединил несколько Интернет-площадок (Campus.ru, Открытый класс, Педсовет) и несколько мероприятий, помимо собственно конкурсных процедур. Он посвящен набирающей популярность теме применения портфолио в образовательном процессе.

Конкурс реализовывается по нескольким направлениям:

- В социальной сети Campus.ru оцениваются портфолио образовательных достижений учащихся (школьников и студентов)
- В социальной сети "Открытый класс" оцениваются профессиональные портфолио педагогов
- В социальной сети "Педсовет. org" в рамках Всероссийского августовского педсовета обсуждаются материалы конкурса

Мероприятия конкурса:

  • в рамках семинара "Электронное портфолио учителя" в июне 2010 г. (на площадке "Открытого класса") проведена консультационная линия для участников конкурса "Портфолио" (на площадке "Открытого класса");
  • круглый стол "Образовательная технология "Портфолио" в контексте реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" состоялась 16-20 июня 2010 г. (на площадках "Открытого класса" и "Кампуса");
  • дистанционный семинар по формирующему оцениванию (на площадке "Кампуса");
  • собственно прием конкурсных работ - до 10 августа 2010г. (на площадках "Открытого класса" и "Кампуса"); техническая экспертиза конкурсных работ - 11-16 августа 2010 г.
  • работа Экспертной комиссии проходит 17 - 23 августа 2010 г. (на площадках "Открытого класса" и "Кампуса");
  • экспертное обсуждение материалов конкурса с разработкой методических рекомендаций в августе 2010г. в рамках Всероссийского августовского педсовета (на площадке "@Педсовета") до 27 августа;
  • объявление и награждение победителей 27 августа 2010 г. (на площадках "Открытого класса" и "Кампуса").
  • после подведения итогов конкурса, с сентября 2010 г. до мая 2011г. будет проходить Фестиваль профессиональных портфолио педагогов.


В настоящий момент представление и технический отбор конкурсных работ завершен, и мы приглашаем вас, уважаемые участники Всероссийского Интернет-педсовета, оценить, насколько удалось реализовать задуманное, и поучаствовать в публичном открытом анализе итогов конкурса по двум номинациям "Портфолио учебных достижений" и "Портфолио профессионального развития" и в разработке методических рекомендаций по составлению портфолио учителя "в пятой степени": - Профессионала, Гражданина, Ученика, Личности и Исследователя.

Чтобы в итоге к 10.00. 24 августа нам общими усилиями "здесь и теперь" разработать методические рекомендации, - каким же должно быть портфолио учителя "в пятой степени", предлагаем, ознакомившись с материалами по ссылкам выше, начать с того, что сообща ответить на три главных вопроса:

- Портфолио - чей это инструмент и в чьих руках?
- Кому и зачем может быть адресовано портфолио учителя?
- Какова возможная целостная структура портфолио?

Александра Великанова ( Пользователь )
Организаторы поставили перед собой как минимум одну амбициозную задачу: посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, портфолио как инструмента формирующего оценивания и профессиональной рефлексии. Именно поэтому начало конкурса совпало с проведением круглого стола "Образовательная технология "Портфолио" в контексте реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а весь период, отведенный на подготовку конкурсных работ, в сети шел открытый тренинг -семинар по формирующему оцениванию.
Если перед участниками конкурса стояла непростая задача, то едва ли не сложнее приходилось экспертной группе: она разработала и уточняла критерии оценки, которые бы отражали заявленный взгляд на портфолио педагога и ученика (этот разговор начался еще на круглом столе в одной из секций и вылился в соответствующий раздел 8 Положения о конкурсе).

Вопросы для обсуждения:
1. Пока эксперты конкурса оценивают работы в строгом соответствии с критериями, мы предлагаем вам высказать свое мнение: насколько, на ваш взгляд, представленные на конкурс работы являются портфолио профессионального развития? Удалось ли их авторам использовать портфолио как инструмент рефлексии профессиональной деятельности?
2. Возможно ли, по-вашему, применение к учительским портфолио принципов формирующего оценивания? И нужно ли такое расширение сферы использования учительских портфолио (ведь не секрет, что сейчас они чаще всего используются для оценивания констатирующего – аттестации)?
3. Удалось ли педагогам в номинации «Портфолио учебных достижений» воплотить принципы формирующего оценивания, показать себя профессионалами в развитии навыков рефлексии у ученика?
4. Что бы вы особенно отметили среди конкурсных работ как новое, интересное, важное для развития педагога? Главным принципом конкурса было: сравнивается не содержание портфолио (количество грамот, качество методических разработок и проч.), а подходы к его созданию.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемая Александра Владимировна! Спасибо за первый отклик. Он очень важен - как начнем, - так и закончим:=))

Цитата (Александра Великанова, 23.08.2010, 02:34) <{POST_SNAPBACK}>
Вопросы для обсуждения:

Наверное, никто не будет спорить, что содержание и возникающие по ходу вопросы зависят от ЦЕЛИ обсуждения. А она у нас с вами, обговорена заранее еще в мае-июне между тремя сетями Campus.ru, Открытый класс и ВИП -Педсовет.орг , - в течение суток до 10.00 24 августа произвести экспертизу и анализ представленных материалов с учетом существующей региональной ситуации и разработать методические рекомендации составлению портфолио учителя "в пятой степени": - Профессионала, Гражданина, Ученика, Личности и Исследователя.

Вопросы Ваши, Александра Владимировна, очень важные и нужные, их обязательно обсудим, но мы к ним перейдем чуть попозже.. Прежде чем обсуждать уже представленные готовые материалы, нам самим придется заново самоопределиться и с самого сначала ответить на три главных вопроса, определяющих все остальное нарабатываемое здесь совместно содержание

1) Портфолио - чей это инструмент и в чьих руках?
2) Кому и зачем может быть адресовано портфолио учителя?
3) Какова возможная целостная структура портфолио?

Надеюсь на наработанное с начала лета взаимопонимание между тремя сетями Campus.ru, Открытый класс и ВИП -Педсовет.орг - сначала лошадь, а потом, - телега:=)))
Надежда Попкова ( Пользователь )
Я думаю и мне страшно отвечать на ваши вопросы.
1. Портфолио как инструмент: для учителя возможность самому проанализировать свою работу, но вот я не очень люблю заниматься сбором информации, вот такой я не организованный человек;
для администрации: в зависимости от того, какие цели они поставили перед собой, в смысле нравишься ты им или нет, так и оценят;
2. Прежде всего самому учителю, потом коллегам, если выставить его на всеобщее обозрение, но вот я бы не рискнула это сделать, администрации, чтобы показать, чего ты добился в своей работе, для повышения категории, аттестации;
3. а вот по третьему вопросу ничего сказать не могу.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 20.08.2010, 21:32) <{POST_SNAPBACK}>
- Портфолио - чей это инструмент и в чьих руках?
- Кому и зачем может быть адресовано портфолио учителя?
- Какова возможная целостная структура портфолио?


Что можно на эти вопросы ответить, взяв, к примеру, структуру первого же портфолио с Конкурса?

Савченко Елена Михайловнаг. учитель математики гимназия №1г. Полярные Зори, Мурманская область.

Краткая информация об авторе. Экскурс в структуру портфеля. Трудовая книжка.
О моем портфолио и его предназначении.
Сведения о благодарственных письмах, грамотах федерального, муниципального уровня.
Повышение квалификации.
Основной блок портфолио.
Участие в методических мероприятиях, конкурсах,
выставках
(информация структурирована по учебным годам).
Публикации.
Дополнительные должности.
Публикации обучающихся.
Победители и призеры творческих и интеллектуальных конкурсов.

Игорь Михайлович Реморенко, Директор Департамента стратегического развития Минобрнауки, http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/2309.html (высказался о своем видении портфолио в контексте профессионального самоопределения
http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/2309.html

Идея портфолио изначально возникла не в образовании. Но сам факт ценности индивидуальных достижений, пусть и не заданных шкалой выверенных, достаточно формализованных баллов, оказывается чрезвычайно примечательным. Если человек чего-то достиг, показал свое стремление к упорству и результативности – он может быть очень востребован. Есть шанс, что работник с хорошим портфолио не опустит руки, не сломается перед новой сложной задачей, а обучится и достигнет успеха.
Людмила Чайка (Акифьева) ( Пользователь )
"2. Возможно ли, по-вашему, применение к учительским портфолио принципов формирующего оценивания? И нужно ли такое расширение сферы использования учительских портфолио (ведь не секрет, что сейчас они чаще всего используются для оценивания констатирующего – аттестации)?"
Александра, Вы дали замечательную тему для обсуждения!
Будучи участником конкурса педагогических портфолио, на собственном опыте я убедилась, как трудно использовать технологию создания портфолио на основе формирующего оценивания. Этому учителей нужно учить! Вы, несомненно, правы в том, что портфолио профессионального успеха мы пишем уже профессионально (простите за намеренную тавтологию) - научились за многие годы аттестаций. Но что это учителю дает для дальнейшего продвижения?
На этот вопрос может ответить портфолио-перспектива, созданный с использованием принципа формирующего оценивания. Кстати, очень четко позиция педагогов при создании портфолио выявлялась при определении целевой аудитории работ.
Александра Великанова ( Пользователь )
С начала лета произошли некоторые изменения, поэтому считаю нужным внести коррективы (во избежание недоразумений):
- от идеи консультационной линии для участников отказались в пользу форума "Организационные вопросы конкурса",
- тренинг "Оценивание в образовании" тоже прошел на двух площадках ("Открытый класс" и "Кампус"), что стало интересным опытом объединения инструментов образовательных ресурсов для обще задачи.

В связи с этим предлагаю творчески отнестись к прежним договоренностям и обсудить еще: так ли важны методические рекомендации? возможно, обучение технологии даст более интересные результаты? И в этой связи позиция участников обсуждения в формате протокола тоже очень важна.
Сергей Буланов ( Пользователь )
Приветствую Вас, коллеги!
"Портфолио - чей это инструмент и в чьих руках?" - немного экстремистски звучит, но попробую ответить. Портфолио можно рассматривать с различных позиций, рамках конкурса "Портфолио", проводимого Открытым классом и Campus мы рассматриваем эффективные примеры использования образовательной технологии "Портфолио". Данная образовательная технология традиционно используется в личностно-ориентированном обучении для целей формирующего оценивания. Задачи формирующего оценивания в образовании приобретают сегодня особую значимость, в связи с новыми целевыми установками системы образования, обозначенными в "Концепции 2020", "Нашей новой школе", ФГОС второго поколения. Портфолио, как образовательная технология, позволяет отследить достижения в динамике личностного развития, а не в сравнении с другими субъектами. Однако, как технология, портфолио работает только в случае организации рефлексивной составляющей портфолио, это самое важное здесь.
Сергей Сафронов ( Пользователь )
Цитата (Чайка Людмила, 23.08.2010, 10:25) <{POST_SNAPBACK}>
Будучи участником конкурса педагогических портфолио, на собственном опыте я убедилась, как трудно использовать технологию создания портфолио на основе формирующего оценивания. Этому учителей нужно учить! Вы, несомненно, правы в том, что портфолио профессионального успеха мы пишем уже профессионально (простите за намеренную тавтологию) - научились за многие годы аттестаций. Но что это учителю дает для дальнейшего продвижения?

Добрый день всем, можно вопрос от "чайника"? А разве не должны ли технологии, к коим можно отнести и портфолио и его оценка, быть настолько понятны, чтобы им не нужно было учить. А то ведь иногда создается впечатление, что существует две параллельных реальности. Информационные технологии, которые направлены на то, чтобы человек интуитивно, просто мог ими пользоваться, даже без help и система повышения квалификации, которая изобретает все новые и новые сложные технологии, которые создают для нее рабочие места?
Almaz Hasret ( Пользователь )
Добрый день всем участникам конференции!
На счет портфолио учителя - это очень нужный "электронный документ" и важный...
Надо же где то ознакомится достижениями учителя. Правда не всегда все информации мы не успеваем вовремя записывать....Иногда о чем то забываешь. Но в итоге скажу Вам что, портфолио учителя очень важный и нужный !!! Я сама участвую в конкурсе Портфолио. И надеюсь на удачу.... (Это у меня впервые....Я первый раз создала электронное портфолио)
Надеюсь, если у кого найдется времени ознакомится моим портфолио )
Спасибо заранее...

Elektron Portfolio (campus.ru)
http://www.campus.ru/campuses/campus.portfolioah

Elektron Portfolio (openclass.ru)
http://www.openclass.ru/stories/142866

С уважением, Алмаз Хасрет
город Баку, Азербайджан

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+