Личный кабинет

Психологическое сопровождение процесса повышения психологической компетентности педагога дополнительного образования

Анися Насибуллина ( Пользователь )
Психологическое сопровождение процесса повышения
профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Насибуллина А.Д., к.п.н.,
доцент кафедры
педагогики доп. образования ОГПУ,
Латыпова Л.А.
педагог-психолог ОДТДМ

Статья посвящена актуальным вопросам психологического сопровождения специалистов в учреждении дополнительного образования. Психологическое сопровождение рассматривается как эффективная система взаимодействия педагогов-психологов со специалистами УДО.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, психологическое сопровождение.

Анализ деятельности специалистов системы дополнительного образования на современном этапе развития показывает, что существенным барьером в процессе реализации ее потенциальных возможностей является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
В современных исследованиях (А.К. Маркова, Л.М. Митина) подчеркивается, что профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалиста, направленностью его личности, особенностями мотивационной деятельности.
Основой профессионализма педагога, по мнению Н.Ю. Синягиной (Цит.по:1), является профессиональная компетентность, включающая сплав личностных профессионально-значимых особенностей педагогов, их теоретических и методических знаний, а также практических умений необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.
Психолого-педагогическую компетентность педагога дополнительного образования детей Ю.Н. Сорокопуд (8) рассматривает как инвариант его мастерства. Исследователь отмечает, что структуру данного вида компетентности составляют три основных модуля: личностно-деловые качества, психолого-педагогические знания, умения и навыки. Чем выше уровень психолого-педагогической компетентности педагога, тем адекватнее цели и выше уровень позитивной оценки качества решаемых педагогических задач.
Как показывает анализ исследований (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Т.Г. Яничева и др.) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов невозможно без тесного взаимодействия со специалистами психологической службы.
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Основная цель психологического сопровождения в учреждении дополнительного образования – это создание и поддержание развивающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала субъектов образовательного пространства.
Психологическое сопровождение специалистов предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами и включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование, просвещение, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, тренинговые занятия и т.д.
Сопровождения любой категории специалистов начинается с предварительного этапа и начального диагностического обследования. На промежуточном этапе (вариативная часть психологического сопровождения) в зависимости от результатов диагностики и содержания проблемы разрабатываются различные формы и методы сопровождения, которые реализуются в ходе деятельностного этапа.
Практика показывает, что процесс взаимодействия педагогов дополнительного образования со специалистами психологической службы будет результативным, если: организован с учетом специфики и специализации профессиональной деятельности в учреждении; осуществляется на основе принципов диагностической направленности, содержательной целостности, системности; участники процесса являются взаимозначимыми; формы взаимодействия определяются исходя из профессионально-личностных особенностей.
Так, с молодыми специалистами целесообразнее проводить цикл обучающих занятий, включающих сочетание теоретического блока психологии развития с практикой использования педагогического мониторинга в своей деятельности. После того как произойдет осознание педагогами влияния психологических знаний на осуществляемую ими деятельность, проводится работа по развитию самого педагога.
Развивающая программа личностного роста для специалистов системы дополнительного образования может состоять из нескольких блоков научно-практических семинаров. Первый блок, «Каким я вижу себя как профессионал» поможет сосредоточиться на своих профессиональных достоинствах и недостатках, усвоить простейшие методики самодиагностики. Второй блок, «Каким меня видят другие» направлен на осознание педагогом своего «Я – отраженного», расширит диапазон практических умений конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик». Третий блок ориентирован на осознание педагогом невостребованных ранее своих потенциальных возможностей и формирование личностных особенностей, способствующих их развитию, раскрытию «Я – творческого».
В сопровождении аттестующихся педагогов важная роль отводится консультативной работе по психологическому обоснованию образовательного процесса, подтверждению результативности деятельности.
В работе с методистами предпочтение отдается рефлексивным семинарам- практикумам, которые позволяют сочетать теоретическую подготовку с умениями применять знания на практике. Успешность деятельности методиста во многом определяется личностными качествами, поэтому психологическое сопровождение включает работу по формированию и развитию таких качеств как доброжелательность, общительность, умение контролировать свое поведение, решать конфликтные ситуации и т.д.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности (диагностика, профилактика, консультирование и др.) реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. В дополнительном образовании программа выступает нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и педагогические возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: детьми и педагогами.
Образовательная программа здесь, с одной стороны, отражает характер образовательной среды, с другой - является описанием метода преобразования личности, реальным инструментом влияния. Анализ деятельности учреждений данного типа позволяет сделать вывод, что в программах дополнительного образования результат представляет собой реально значимый и максимально возможный уровень достижений каждого конкретного ребенка. Это значит, что личностная компонента преобладает и определяет как результат, так и условия реализации образовательного процесса.
Специалисты психологической службы помогают педагогам ассимилировать новейшие данные психологической науки в проектировании собственной деятельности. Опыт работы по психологическому сопровождению программ развивающего обучения в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им.В.П. Поляничко позволил нам определить его алгоритм:
- первичная консультация (возрастные особенности и возможности, структура и компоненты деятельности);
- изучение теоретических подходов;
- подбор и апробация диагностической программы;
- анализ и обработка полученных на первом этапе результатов исследования;
- психолого-педагогический консилиум;
- повторное обследование;
- сопоставление данных двух этапов исследования;
- мониторинг личностных достижений воспитанников и эффективности образовательной программы (1).
Таким образом, психологическое сопровождение способствует повышению психолого-педагогической компетентности педагогов; реализации полисубъектного продуктивного взаимодействия; формированию активной позиции, групповой и индивидуальной мотивации; достижению как целей самореализации, самовыражения, так и общих целей, что, в конечном итоге, обусловливает личностные достижения и воспитанников, и педагогов.


Литература
1. Биктеева А.Д. Педагогические аспекты динамики личностных достижений подростков в учреждении дополнительного образования: Монография. – Оренбург: Пресса, 2001.
2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.
3. Егорова А.Е. О психологической культуре и проблемах психологов //Внешкольник.- 2001.- № 6.
4. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога//Психологический журнал. – 2000. - № 6. – Т. 21.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя//Педагогика. – 1995. - № 6.
7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
8. Сорокопуд Ю.Н. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2000.
9. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы// Журнал практического психолога. – 1990. -№ 3.
Алексей Абрамов ( Пользователь )
Анализ деятельности специалистов системы дополнительного образования на современном этапе развития показывает, что существенным барьером в процессе реализации ее потенциальных возможностей является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования...


Понятие "существенный" имеет смысл лишь при рассмотрении всей сосокупности "барьеров" упорядоченных по степени влияния на процесс.

Думаю, что в данном контектсе проблема является надуманной и стоит на достаточно низкой ступеньки приоритетов. Существуют куда более значительные барьеры, например
недостаточная профессиональная компетентность работников управления доп. образованием.

Эта некомпетентность проявляется на всех уровнях. Не являются исключением и творения Министерства. Чиновник обязан "вникать в детали" работы всех подведомственных ему направлений дополнительного образования.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+