Личный кабинет

Презентации - убийцы понимания

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Сегодня куда не кинь, - попадешь в презентацию... Хоть презентация товара или фирмы в реальном социуме, хоть реклама в виртуальном телевидении или Интернете, хоть массовое увлечение презентациями в школе,- от производственных совещаний до учебных предметов на уроках.

И во всех этих случаях информация представляется смотрящему и слушающему в сжатом готовом виде рисунков, схем, письменных или вербальных текстов. Она идет потоком, в который невозможно свое собственное слово вставить, или спросить, откуда и почему именно такая картинка на экране возникает. Этакий растянутый во времени "двадцать пятый кадр" - хочешь-не хочешь, - глотай. Расжевывать некогда. Время - деньги. Понимать некогда, а в память впечатывается. И зомбирует.... Один, второй... тысячный раз... Поэтому я думаю, что презентация как неуправляемый поток информации отучивает от способности размышлять и понимать. Презентация - убийца способности к пониманию.

Поневоле вспомнишь классную доску с мелом и тряпкой, когда каждая линия, каждая буква не выпрыгивала как чертик из табакерки, а появлялась на классной доске публично как результат видимых всем человеческих усилий - моих или ученика... Да, мел сыпался... Но жизнью пахло.. И сотворчество вплоть до телесности чувствовалось.
Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Я бы сказал, что убийцы понимания — плохая презентация. Когда смотришь на слайд и не понятно, что это, зачем это, к чему это? И уж тем более, если сопровождающий текст не очень... Качественных презентаций (т.е. самодостаточных презентаций) очень мало, но они не убивают смысл, они наоборот освобождают время для разъяснений.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 15.04.2010, 00:53) <{POST_SNAPBACK}>
- убийца способности к пониманию.


Абсолютно согласен.
На мой взгляд - презентация сродни фанере вместо живого звука.

Цитата (ArtSh, 15.04.2010, 01:27) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы сказал, что убийцы понимания — плохая презентация. Когда смотришь на слайд и не понятно, что это, зачем это, к чему это? И уж тем более, если сопровождающий текст не очень... Качественных презентаций (т.е. самодостаточных презентаций) очень мало, но они не убивают смысл, они наоборот освобождают время для разъяснений.


Как мне кажется, сама потребность в презентации - большая редкость. Презентация нужно только тогда, когда действительно необходима визуализация.
Мне доводилось слушать лекции маститых учёных, большинство из них даже доской пользовались очень редко. Им вполне хватало СЛОВА!.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 15.04.2010, 02:40) <{POST_SNAPBACK}>
Как мне кажется, сама потребность в презентации - большая редкость. Презентация нужно только тогда, когда действительно необходима визуализация.
Мне доводилось слушать лекции маститых учёных, большинство из них даже доской пользовались очень редко. Им вполне хватало СЛОВА!.

Следует различать...
Например, презентации во фронтальном варианте кто должен "потребовать"?
Из чего вырастает потребность у слушателя, у учителя?
Если из осознания скудости слова, то пусть живет презентация!
Мне доводилось слушать маститых ученых в школе, некоторые из них были по сути освистаны..., некоторые довольно долго (год, полтора ) "лапшили" состригая денежные купоны... и только редкая масть обладает образной речью доступной школьной аудитории, причем аудитория речь еще и усваивает, что вобщемто и есть главное, польза, "сухой остаток" в голове ученика. Больше его с презентацией, пожалуй так, всегда.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 15.04.2010, 08:09) <{POST_SNAPBACK}>
кто должен "потребовать"?


Скорее не"кто", а что" - специфика материала или нечто подобное.

Я вот дважды в год, бывая на "Эврике", слушаю доклады Адамского. У него всегда есть презентация. На ней - основные тезисы и положения того,что он говорит. Зачем она? Ведь если бы такой же доклад делался 30 лет назад, не стал бы лектор аналогично писать на доске.

Как мне кажется - это просто мода. Пройдёт со временем.
Елена Селезнёва ( Пользователь )
Вот и Вы, Владислав Иванович, об этом заговорили.
Слишком уж увлеклись презентациями… Лепят кто во что горазд, и не только схемы, рисунки, из Москвы привозят презентации, тупо перекопировав текст мелким шрифтом на слайды. Зачем? Какой смысл? И ведь отпускают/отправляют таких преподавателей обучать периферию. А там принимают к сведению и берут на вооружение. Проще ведь почитать со слайда, чем вникнуть в суть и сказать самому. И на уроке проще – не надо самому учителю определения учить – читай, а лучше пусть просто спишут. Это я о грустном.
На уроке презентация не заменима там, где нет наглядного материала, а его теперь катастрофически нет. Даже опыты по физике/химии в электронном виде показываем. Задачку можно на экран вывести – не все дети на слух хорошо воспринимают, некоторым надо самим несколько раз прочитать. Правильно составленную презентацию можно и в дистанционном обучении использовать. Я уже как пример в медиатеке такую размещала. Это как варианты приятного и полезного использования презентации.
Но кто и когда вразумит-то, если чаще всего просто требуют использование на уроке презентации даже там, где она вовсе не нужна – как же! ИКТ! Без этого сейчас и категорию не получишь! А качество и необходимость той презентации не оценивают, лишь бы была.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Если подходить к презентации (в смысле документ, который последовательно показывается во время речи), как к продвинутому мелу с тряпочкой (а точнее, к цветным мелкам в руках умелого художника—чертежника), то ни к чему другому, как к упрощению восприятия информации и экономии времени на уроке это не приводит.
Зачем нам мел и тряпочка?
Для визуализации того, что тяжело воспринимается на слух и для фиксации ключевых тезисов, где важно каждое слово. Если презентация делается именно с этой целью, то она упрощает работу как ученика, так и учителя на уроке. Если презентация — самоцель или только средство не писать на доске, то, конечно, такая презентация во вред.
В основном, слайд должен иллюстрировать сказанное (упрощать понимание), а не быть источником информации, то есть, следовать за речью, а не опережать ее (кроме случаев проблематизации — хотя тоже надо смотреть по ситуации).
Также, презентацию удобно использовать для демонстрации динамических процессов.
Описанную презентацию я бы назвал лекционной (то есть, не самодостаточной, а имеющий смысл только с речью учителя). Лекционную презентацию бесполезно рассматривать вне контекста урока, бесполезно выкладывать в интернет, так как она всего лишь иллюстрация, а не содержание занятия.

Если же презентация делается для освоения чего-либо, то есть самодостаточной, то это уже не презентация (даже если сделана в виде набора слайдов), а учебно-дидактическая среда. Но такие презентации — большая редкость и требуют огромного труда по изготовлению (и не для всех тем подходят).

Есть презентации рекламные. Но, думаю, с точки зрения использования их в учебном процессе они малоинтересны.

PS Короче, не виноватая она — презентация, что так неумело ее куда-угодно засовывают и как попало делают. (Мелом, вот, тоже, например, можно не писать, а в учеников кидаться :-) .)
Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 15.04.2010, 04:40) <{POST_SNAPBACK}>
Как мне кажется, сама потребность в презентации - большая редкость. Презентация нужно только тогда, когда действительно необходима визуализация.
Мне доводилось слушать лекции маститых учёных, большинство из них даже доской пользовались очень редко. Им вполне хватало СЛОВА!.


Словами очень неудобно описывать математические формулы и объекты, а также графики и картинки.
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (ArtSh, 15.04.2010, 10:03) <{POST_SNAPBACK}>
Словами очень неудобно описывать математические формулы и объекты, а также графики и картинки.


Это правда.
Но я слушал лекции без формул и картинок :-)

Впрочем, можно и на доске написать, не так ли?
На самом деле, писать на доске даже лучше - ученик видит живой текст, а не компьютерный.
Это как письмо - я по сей день терпеть не могу, когда мне пишут не деловые электронные письма. Люблю, очень люблю, письма, написанные чернильной ручкой на толстой почтовой бумаге от руки. ОТ них теплом веет...
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 15.04.2010, 00:53) <{POST_SNAPBACK}>
Сегодня куда не кинь, - попадешь в презентацию... Хоть презентация товара или фирмы в реальном социуме, хоть реклама в виртуальном телевидении или Интернете, хоть массовое увлечение презентациями в школе,- от производственных совещаний до учебных предметов на уроках.


Может разумнее эту тему раздел ИТ перенести?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+