Личный кабинет

Образовательная политика: новая ли "Наша новая школа"?

Размышления о перпективах национальной образовательной инициативы
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
, НОВАЯ ЛИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»?



Когда знакомился с основными направлениями инициативы (до сих пор не знаю – чьей) «Наша новая школа» во втором послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева, впечатление было двойственным. После прочтения полного текста документа, утвержденного президентом, впечатление стало удручающим. Предложена инициатива, призванная, по-видимому, заменить принятую Госсоветом Российской Федерации под председательством президента В.В. Путина и одобренную Правительством РФ в 2001 году Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. Что в ней нового? Куда она нас зовет?

В качестве цели в «Нашей новой школе» определена модернизация и инновационное развитие в качестве единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, в Концепции – создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ1 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Формулирование целей в обоих документах можно считать относительно равнозначным и актуальным.

Однако уже изложение задач в инициативе «Наша новая школа», сведенное только к отдельным характеристикам личности учащегося (раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека; выпускники должны уметь самостоятельно ставить и достигать серьезных целей; умело реагировать на разные жизненные ситуации и др.), серьезно уступает системе задач, изложенных в Концепции модернизации российского образования (обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования; развитие образования как открытой государственно-общественной системы и др.).

Исходя из вышеизложенного, можно ли всерьез надеяться, что выполнение сформулированных в «Нашей новой школе» задач позволит осуществить поставленную цель - обеспечить модернизацию и инновационное развитие России и превратить ее в конкурентное общество 21-го века?! Отрицательный ответ очевиден.

В Концепции изложены приоритеты образовательной политики, определены необходимые условия модернизации образования, предложены основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, что вооружает сферу образования четко определенными ориентирами, последовательностью действий и ожидаемыми результатами модернизации российского образования. На фоне этой Концепции «Наша новая школа» выглядит декларативным документом, в котором после лоскутной характеристики (обеспечение в школе изучения не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем; чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя; новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и др.) предполагаемой школы 21-го века предложены разрозненные направления развития общего образования, которые в свою очередь, вряд ли смогут быть осуществлены предложенными в документе мероприятиями типа «введем новые требования к качеству образования», «в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», «повышению престижа педагогов будут способствовать мероприятия…», «не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию», «будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», «новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий начнут повсеместно использоваться с 2011 года», «будет введен новый норматив занятий физкультурой», «самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов» и др. Как видим, практически все запланированные мероприятия относятся к полномочиям органов государственной власти и управления образованием. Получается, что «Наша новая школа» будет построена только властью, без заметного участия образовательного сообщества. Замечательная инициатива!

А что же нового в «Нашей новой школе»? - Во-первых, само слово «новая» школа. Во-вторых, новыми являются словосочетания: широкополосный Интернет, медиатека, современная инфраструктура, архитектурные и дизайнерские решения, внеаудиторная занятость, пилотные проекты, педагогические компетентности, архитектура школьного пространства, концессионные механизмы, частные инвесторы и др., никакого развития не получившие в этой инициативе. В-третьих, новым является отсутствие в документе, претендующем на то, чтобы стать «делом всего нашего общества», самого этого дела – необходимой деятельности, ее этапов, мер, организационной структуры, управленческого сопровождения, как это было принято до сих пор в принимаемых программах, проектах, концепциях и т.д.

Самая же главная беда утвержденной президентом «национальной образовательной инициативы» состоит в том, что она не только не обеспечивает преемственности с основными положениями Концепции, но и утратила многие из них, чрезвычайно важные для развития отечественного образования.
Так, например, в «Нашей новой школе» совсем опущены содержавшиеся в Концепции и до сих пор не достигнутые, но очень актуальные позиции и приоритеты:

1. совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования (обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке; ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги и др.),

2. усиление социальной направленности системы образования (принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего образования и др.),

3. обеспечение сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования, отработка в порядке эксперимента различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования). А в госсоветовской Концепции содержалось еще более прогрессивное требование: «реструктуризация школы на селе не должна определяться задачей экономии бюджетных средств, поскольку во множестве сельских местностей именно школа выполняет функции основного центра социокультурной жизни»,

4. дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний (в госсоветовском варианте – «только в исключительных случаях») – в специальных школах и школах-интернатах.

Этот перечень утрат можно было бы продолжить. Но и названных, как мне кажется, вполне достаточно, чтобы прийти к огорчительному выводу: социально-педагогическая актуальность содержащихся в инициативе «Наша новая школа» положений значительно снижена по сравнению с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Иными словами, авторы инициативы обрекают отечественное общее образование на дальнейшую стагнацию его и без того плачевного существования.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Все дело в этом:

"4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании,"
что бы наглядные пособия не простаивали. А выпускники школ вносили взносы в фонд за свое образование.

"социально-педагогическая актуальность содержащихся в инициативе «Наша новая школа» положений значительно снижена по сравнению с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. " зато расходы на программу будут сокращены! А это главное, больше абрамовичам на новые яхты останется.


У государства нет денег, все отдали банкирам и олигархам.

Баранами проще управлять, главное что бы здоровы были, пока в школе находятся.



Все это программа партии Единая Россия.
Вениамин Бочкарев ( Пользователь )
[quote name='Анатолий Булатов' post='142254' date='02.02.2010, 20:33']Все дело в этом:

]

Уважаемый Анатолий Булатов!
Не могу не согласиться с Вашими оценками и суждениями.
В. Бочкарев

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+