Личный кабинет

Как научить писать сочинения?

Вопрос родителя
Ирина Шахова ( Пользователь )
Уважаемые участники ПедСовета!
Я оказалась в небольшом тупике. У сына-шестиклассника в школе регулярно проходят письменные работы: описания картин, мини-сочинения. И обычно выглядит это так: учитель вместе с классом обсуждает, что надо писать, записывает на доске план сочинения и выражения, которые обязательно нужно использовать в тексте, после этого все пишут как под копирку, одно и то же.
Скажите, как при таком подходе можно научить ребенка самостоятельно думать?! Для сына уже очевидно, что если ему не нравится картина и он может аргументированно ответить, почему - тем не менее он должен писать усредненно-позитивную работу.
Я ему предлагала один раз написать по-честному, что он думает - и посмотреть на результат, но сын уверен, что это приведет к конфликту. Естественно, проще пойти по линии наименьшего сопротивления!
Может, я придираюсь? Может и не надо их пока учить высказывать свои мысли, в 11-12 лет? А если все-таки надо, то посоветуйте, пожалуйста, что можно сделать дома, чтобы "скомпенсировать" такой вот метод... С поправкой на то, что русский и литература в школе - нелюбимые предметы и заниматься ими дополнительно ребенку ооочень не хочется. При этом ребенок неглупый и много читающий.
Анна Александрова ( Пользователь )
"Скажите, как при таком подходе можно научить ребенка самостоятельно думать?!"
При ТАКОМ - нельзя. Я согласна с Вами - "один раз написать по-честному" для эксперимента и проверки самостоятельности мышления самого учителя. Вдруг да получится (и у Вашего сына, и у учителя)?!
Если нет, то (с попыткой вырулить на минимальную конфликтность ситуации) я бы попыталась сделать так: для школы писать "с наименьшим сопротивлением", а дома я бы стала секретарём своего ребёнка (ну, не любят дети "физически" писать!), записывая его умные-интересные мысли; может быть, намеренно допуская неточности, чтобы он проверил-исправил-отредактировал (должен быть интерес к письменному слову). "Фишка" в том, что к старшим классам 1) учитель может смениться 2) срочно понадобится "откуда-то" вынуть свои собственные точные, яркие, интересные, "множественные" мысли - без обычной канючки "а я не знаю, с чего начать" 3) что-то индивидуальное-непредвиденное. Понимаю, что подход "целостности овец и сытости волков" весьма уязвим и бьёт обычно по "овцам", но, Вы правы, надо что-то делать...
Серж Андреев ( Пользователь )
Вы, уважаемая Ирина Владимировна, нисколько не придираетесь. И я бы на вашем месте сходил и расспросил учителя о его методах работы, поставил бы вопрос на счет действительно самостоятельной работы, чтобы не под копирку. Но, разумеется, следует ограничиться таким правом для сына, не предлагая учителю даваит это право всем, т.к. тут для конфликта почва уже появится.

Ну а по поводу "учить думать", то это ведь ваш сын. Вы видите проблему в том, что думать в школе не учат - так и есть. Только в современном мире не стоит доверять так уж сильно чужим людям, а учителя ими медленно, но верно становятся (как, собственно, и все остальные, включая врачей). Поэтому чтоит положиться на себя, на внутренние стремления и желания. Они - единственный мотиватор. А вообще, законом дано право не ходить в школу, а учиться дома. Аттестат дадут, форма такого обучения называется семейной. Никаких проблем в этом нет. В США на такой форме обучения находятся от 2 млн. до 6 млн. детей, что составляет от 4% до 10% от всех американских школьников. И такие вот домашние дети то сверхновую откроют какую, то расчеты NASA уточнят. Задумайтесь над этим, если хотите. А вообще, что бы ни делали родители, ребенок будет либо таким, каким он в итоге хочет быть, либо таким, каким его сделают внешние факторы. В последнем варианте есть шанс, что ребенок и его талант так и не смогут встретиться.
Ольга Михеева ( Пользователь )
Я сама учитель русского языка и литературы.Конечно, у каждого учителя своя методика, свои какие-то выработанные шаги в работе. Но то, что такого " единообразного "действия требует учитель, вызвало во мне какое- то недоразумение. В наше время , мне кажется, это не совсем верный путь решения проблемы. Мы работаем с "Человеком" и, разумеется, в первую очередь с его душой. Вам , Ирина Владимировна, просто надо по-дружески побеседовать с учителем, найти с ним какую-то точку соприкосновения( может, это молодой педагог). Я, например, всегда поощряю оргинальный метод раскрытия темы, несмотря на то, какая это тема.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Здравствуйте, Ирина Владимировна.
Я не филолог, поэтому мои советы могут касаться искючительно общих моментов, но никак не образования в области литературы.
Так как мнение – это вербальное выражение установки, а установка – это бессознательное психическое состояние, как готовность субъекта действовать определенным образом, основанное на опыте, то (для развития мышления) важно не само мнение, а широта опыта, на котором оно строится. (Мнение есть у любого человека, другой вопрос, что от широты опыта, на котором оно основано оно может быть глубоким или поверхностным.)
Вот эту широту опыта и стоит показывать. Для этого, мне кажется, стоит привести и аргументировать разные позиции: и позицию учителя, и собственную позицию, и другие позиции, которые известны Вашему ребенку; после предъявления и аргументации разных позиций вполне возможно их сравнить и остановиться на одной, как наиболее близкой автору. (Подобный подход вплне доступен предподрастковому и даже детскому возрасту, правда, я наблюдал это только в рассуждениях, но не в письменной работе.)
Часто, учителю важно умение ученика работать (осознавать, аргнументировать) с чужим мнением. Предлагаемый мною подход позволяет проиллюстрировать учителю, что его цель достигается. При этом условии, нормальный учитель, безусловно, положительно отметит наличие и аргументацию разных мнений.
Если же учитель самодур, и ему важна форма, а не содержание работы, то остается только самостоятельная работа родителя со своим ребенком. И здесь, даже такой подход учителя можно и нужно использовать для развития ребенка, так как умение мыслить чужими категориями (в данном случае, приводить чужие мнения и защищать (аргументировать) их) – очень важный развивающий момент, единственное, что, стоит обращать внимение на то, что это чужое мнение, но используя его, стоит сформулировать свое.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Цитата (Ирина Шахова, 20.01.2010, 13:30) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые участники ПедСовета!
Я оказалась в небольшом тупике. У сына-шестиклассника в школе регулярно проходят письменные работы: описания картин, мини-сочинения. И обычно выглядит это так: учитель вместе с классом обсуждает, что надо писать, записывает на доске план сочинения и выражения, которые обязательно нужно использовать в тексте, после этого все пишут как под копирку, одно и то же.
Скажите, как при таком подходе можно научить ребенка самостоятельно думать?! Для сына уже очевидно, что если ему не нравится картина и он может аргументированно ответить, почему - тем не менее он должен писать усредненно-позитивную работу.
Я ему предлагала один раз написать по-честному, что он думает - и посмотреть на результат, но сын уверен, что это приведет к конфликту. Естественно, проще пойти по линии наименьшего сопротивления!
Может, я придираюсь? Может и не надо их пока учить высказывать свои мысли, в 11-12 лет? А если все-таки надо, то посоветуйте, пожалуйста, что можно сделать дома, чтобы "скомпенсировать" такой вот метод... С поправкой на то, что русский и литература в школе - нелюбимые предметы и заниматься ими дополнительно ребенку ооочень не хочется. При этом ребенок неглупый и много читающий.


Ирина Владимировна, вероятно, в этом "казусе" мы можем наблюдать эффект испорченного телефона. Помните такую игру? Один сказал так, другой не расслышал и передал по-своему. Сходите к учителю - расставьте все точки над "i".
Как писать и что писать - этому сначала надо научиться. И только уж потом излагать свои мысли, чтобы они были грамотно и точно оформлены. Если Вы уверены в силах и знаниях сына, да и ребёнок Ваш реально то же чувствует, то опять же необходимо связаться с учителем и найти компромисс.
Как видим: в любом случае надо находить общий язык с учителем. :rolleyes:
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Филолух, 21.01.2010, 11:48) <{POST_SNAPBACK}>
Как писать и что писать - этому сначала надо научиться. И только уж потом излагать свои мысли, чтобы они были грамотно и точно оформлены.


Категорически несогласен! И неоспоримым аргументом в мою пользу является педагогика Френе со свободными текстами, которые именно учат излагать мысли. Ведь копируя что-то, максимум, чего можно достичь - это стать хорошим копировальным аппаратом. В нашей стране копировальных аппаратов без самосознания уже, полагаю, достаточно.

А по поводу "грамотно и точно", то вариантов описания одного и того же может быть очень много. При этом многие из этих вариантов будут подходить под определение "грамотно и точно".

Основная функция образования - это научить думать и учиться. Можно сколько угодно раз повторить что-то, но так и не понять, что и как, а можно ни разу не повторяя, сразу достаточно грамотно изложить мысль. Дети, у которых родители грамотно излагают свои мысли, обладают "врожденной" грамотой речи. Ведь никто не будет настаивать на том, чтобы дети, обучаясь родному языку от своих собственных родителей и друзей, сдавали по этому языку зачеты, иначе, мол, говорить не получится. В действительности шестилетние говорят и спрашивают гораздо больше, чем окончившие первый класс. Почему? Школа убивает желание познавать. Это её основная функция. Многие современные дети не любят (даже ненавидят) читать потому, что школа делает процесс чтения скучным. Многие на педсовете об этом говорили. И пока такая скука смертная в школе будет нормой, редкий ученик сможет сохранить тягу к знаниям до её середины ("редкий дятел долетит до середины Днепра").
Анна Александрова ( Пользователь )
Серж, Вы внимательно прочитали первое предложение Ирины? Человек говорит о "небольшой проблеме" (т.е. он сам проблему квалифицирует именно так). При чём тут семейное образование? Это же разные темы.
Ирина, а Вы сами что думаете о путях решения проблемы?
Oda ** ( Пользователь )
Извините, повтор.
Ирина Шахова ( Пользователь )
Цитата (Анна Александрова, 20.01.2010, 14:29) <{POST_SNAPBACK}>
Если нет, то (с попыткой вырулить на минимальную конфликтность ситуации) я бы попыталась сделать так: для школы писать "с наименьшим сопротивлением", а дома я бы стала секретарём своего ребёнка (ну, не любят дети "физически" писать!), записывая его умные-интересные мысли; может быть, намеренно допуская неточности, чтобы он проверил-исправил-отредактировал (должен быть интерес к письменному слову).

Анна, спасибо за отклик! Я записываю у себя в Живом Журнале некоторые мысли, разговоры или события, которые лично мне кажутся интересными - но не очень дисциплинированно и довольно кратко. Например так:
"Весь вечер препирались с ребенком из-за феодальной раздробленности империи Карла Великого, а в половине одиннадцатого ему (ребенку, а не Карлу) приспичило писать рецензию на "Обливион" (очень неплохая компьютерная игра - прим. мое). Вместо сочинения на тему "Важная книга в моей жизни".
Витька говорит, что важная книга может быть у того, кто мало читает: прочитал книгу - и горд собой! А кто много читает - у того почти все книги важные, но не настолько, чтобы про них сочинения писать."
Мысль нешаблонная, но сочинения из этого не сделаешь, увы.
Я мотивирую ребенка писать отзывы на компьютерные игры. Я раньше работала в игровом журнале и мы вместе с ним писали рецензии на детские игры. Он мне совсем немного помогал, но эта работа дала возможность нам формулировать свои мысли, пусть поначалу в элементарной форме. Сейчас я его мотивирую тем, что если напишет полноценную рецензию - ее опубликуют и дадут гонорар! Кстати, не обманываю. Но там требования высокие, это задача не для одиннадцатилетнего.

Я почему-то не волнуюсь за судьбу ребенка в старших классах и за его поступление в ВУЗ. Меня волнует другое - хочется, чтоб он был неравнодушным, думающим, успешным итд итп. А выполнение бесполезной работы совсем этому не способствует. Поэтому, с одной стороны, проблема видится мне "небольшой", ведь писать "на коленке, лишь бы отстали" он умеет, но с другой стороны - хочется более разумно использовать время, отпущенное на обучение.

Цитата (Серж Андреев, 20.01.2010, 14:44) <{POST_SNAPBACK}>
Вы, уважаемая Ирина Владимировна, нисколько не придираетесь. И я бы на вашем месте сходил и расспросил учителя о его методах работы, поставил бы вопрос на счет действительно самостоятельной работы, чтобы не под копирку. Но, разумеется, следует ограничиться таким правом для сына, не предлагая учителю даваит это право всем, т.к. тут для конфликта почва уже появится.


Серж, знаете что меня останавливает? Ребенок и так не слишком любит русский и литературу. А если я приду к учителю с просьбой "дайте моему сыну более сложное задание, а то ему что-то слишком легко живется" :) боюсь, это в глазах сына будет выглядеть форменным предательством.

Цитата (Серж Андреев, 20.01.2010, 14:44) <{POST_SNAPBACK}>
А вообще, законом дано право не ходить в школу, а учиться дома. Аттестат дадут, форма такого обучения называется семейной.

Я над этим думала. И считаю, что для моего сына такая форма не подходит по двум причинам.
1. Мы не сможем дать ребенку высокий уровень знаний. Внимательно подбирать ребенку репетиторов по всем предметам - очень затратно и по деньгам и по времени. По окончании обучения есть риск получить примерно то же, что и в традиционной школе.
2. У сына на первом месте - общение. Он совершенно точно будет чувствовать себя обделенным, если его лишить одноклассников. В прошлом году мы меняли школу и он месяц просидел дома (с учетом каникул даже чуть больше) - и за это время весь извелся.
Я рассматриваю вариант семейного обучения или экстерната только в одном случае - если вдруг нам потребуется уехать на время в другую страну. Тогда будем делать акцент в обучении на географию и иностранный язык :) а все остальное - в авральном режиме.

Цитата (Филолух, 21.01.2010, 10:48) <{POST_SNAPBACK}>
Как видим: в любом случае надо находить общий язык с учителем. :rolleyes:

Уважаемый Филолух! А ведь эта гениальная мысль - просто пойти и поговорить с учителем - мне даже в голову не пришла! Спасибо, я схожу. Но знаете.. боюсь. В прошлом году мы сменили школу. Все получилось спонтанно - я пришла поговорить с учителем из-за очень нелогичных, на мой взгляд, требований - и вот так, слово за слово, мы поссорились с классным руководителем, учительницей по русскому и по английскому. Был громкий скандал, потом было 2 недели непрерывного кошмара, когда ребенка учителя в школе доводили до слез, а в журнале задним числом всплывали неожиданные и ничем не мотивированные оценки... Потом я перевела сына в хорошую школу и еще полгода мы приходили в себя.
И самое ужасное - я не отследила тот момент, в который спровоцировала все это. Теперь вот даже не знаю, как на что реагировать :)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+