Личный кабинет

Детская исследовательская работа и её оценка

В качестве эксперимента сетевого взаимодействия
Павел Максименко ( Пользователь )
В школе, где учатся мои дети, было сказано,что вся средняя школа должна сделать исследовательские работы. Темы предлагали учителя, но если дети выдвигали свою тему - она тоже принималась.
Сказано это было в середине октября, тогда же было известно,что защита этих работ будет в начале декабря.
Также в качестве установочной информации было сказано, что целью работы является
а) обучение детей работе в группах, поэтому было введено ограничение, что группа не более 5 человек
б) обучение основам исследования и т.п.
Было сказано, что защита может быть в любой форме, но очень желательна компьютерная презентация.
В целом - всё.

Так как данная инициатива школы абсолютно не противоречила нашим задачам, мы решили тоже сделать исследование.
После некоторых обсуждений была (совместно с детьми)выбрана тема - Социально-нравственный аспект романа Жюля Верна "Таинственный остров".
В ислу разных обстоятельств под эту тему захотело идти больше 5 человек и по согласованию с администрацией было договорено,что это будет две объединённых группы, которые сделают один исследовательский продукт.

И мы начали работать.

Да, по условиям учитель, ведущий тему, является научным руководителем

Итак - работа началась.

Описывать всё подробно не буду, лишь вехи.

Дети сами смогли найти крупные события, научные и технические достижения, предшествующие написанию романа. Сами нашли в одном из фильмов по Жюлю Верну интервью с ним, очень укладывающееся в нашу идею.

Сами выдвинули гипотезу - Жюль Верн использовал жанр приключения как привлекательную и доступную упаковку для изложения своих идей по социальном переустройству мира.

Очень многие факты, работающие на эту гипотезу, дети нарыли тоже сами.

В силу традицийкласса, естественно, к работе подключились и родители, в основном - в качестве катализатров и вбрасывальщиков идей и направлений на заседаниях-встречах исследовательской группы.

Примерно к концу ноября вырисовался конец исследования.

Одновременно был заявлен и регламент защиты - 10 минут, дети сами должны рассказать, компьютерная презентация.
Так как у нас группа удвоенная, нам сказали, что можно нам 20 минут.

Всё время, отпущенное на исследование, ушло на сам процесс исследования- по сути, на образовательный процесс.

И встал вопрос - как будем защищать, что показывать и рассказывать?

Опятьже - в силу традиций класса - дети не хотели сами выходит на сцену и мямлить полунаизусть, полу по бумажке некие тексты про исследование.

Агентурные данные показали,что все остальные классы будут выходить и читать по бумажке тексты, написанные совместно с педагогами.

Времени на отработку сценического (публичного) выступления не было, и было принято решение создать видеоклип, в котором сами дети расскажут о ходе работы и её результатах.

Мы совместно с детьми написали текст, распределили кто и что читает, на скорую руку записали то, что они читают.

Дети проделали огромную работу по поиску изобразительно-иллюстративого материала для клипа.

За 3 дня до защиты выяснилось,что нужна некая папка, определённым образом оформленная, куда должно входить описание работы и имеющиеся дополнительные материалы, а также диск с презентацией.

Чтобы как-то расцветить процесс, мы решили,что клип будет заканчиваться Марсельезой, и на этом моменте дети выходят и подпевают в голос Марсельезу, один куплет которой они очень хорошо выучили вместе с родительницей, прекрасно владеющей французским.

В общем - всё это было предъявлено-показано.

Всего было порядка 20 выступлений. О содержании говорить не буду, но презентативность (не путать с презентацией) была очень скучной, все в зале устали и откровенно зевали.

Наш клип зал оживил и детям хорошо хлопали.

На следующий день педагоги собрались на обсуждение работ и на вынесение результатов.

В результате:
1 место было дано работе по исследованию пользы подвижных игр ( я видел выступление, нормальное,не хуже других, в презентацию вставлено снятое на видео интервью на эту тему с учителем физ-ры). Доказали, что подвижные игры полезны.

2 место - работа с названием "Новое поколение выбирает Дисней", доказывающая,что дисневские мультфильмы популярнее в России, чем отечественные. Тоже всё вполне в рамках, в центре презентации были статистические данные о количестве выпускаемых фильмов Диснеем и Союзмультфильмом и проценте их в кинопрокате и на ТВ.

3 место - уже не упомню, да и не важно.

Эти три работы были выдвинуты на окружной конкурс, а детям - грамоты школы.

Про нашу работу было сказано - почти дословно: "Ваша работа не отвечает критериям, дети сми вышли на сцену только с песенкой,непонятен вклад детейв работу, слишком большое и нескрываемое (есть в титрах два родителя даже) участие родителей, поэтому мы вообще НИКАК не будем оценивать Вашу работу, её как бы и не было.

Вообще-то говоря, всё бы было по фигу, если бы не два НО:

1. Так как формальные оценки деятельности учителя происходят по бумажкам, а мы и наша педагог всё-таки, при всех наших сумасбродствах, находимся в государственной школе, то получается, что учитель ни фига не делал, исследовательскую работу не проводил, дети у него бездельники и ничем были не заняты (формально так получается, ведь работа вообще не рассматривалась и ни в каких рейтингах не участвует). ТО есть на любой формальной аттестации этот пункт в провале.

2 . Дети вполне адекватно воспринимают тот факт, что в школе они не оказались не только в лидерах, но по сути оказались в аутсайдерах. Это нормально. Но детям, как и всем, хочется общественного признания - путь и вне рамок школы.

Вопрос - можно ли каким-то образом получить оценку данной работы, её разбор, критику или похвалу и некие формальные подтверждения всего этого. Чтобы для учителя какая-то бумажка была, значимая для системы.

Иначе говоря - есть ли механизм включения данной работы в какую-нибудь внешкольную, но встроенную в систему образования, экспертизу?

Прилагаю все материалы,представленные комиссии.

Видеофайл сильно ужат для интернета, вообще говоря - это диск в формате DVD.

Посмотреть или скачать видеопрезентацию можно тут







Виталий Лебедев ( Пользователь )
Здравствуйте, Павел Юрьевич.
Не знаю, как там на счет бумажки для учителя (думаю, этот вопрос решаем), но, посмотрев презентацию и прочитав Ваше сообщение, пришел к выводу, что данная работа вполне подходит под формат Гуманитарных Конференций, которые проходят у нас в Гимназии (пример программы: http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/chehov.html).
Не знаю, какая будет тема в этом году; не знаю, какие требования предъявляются непосредственно к презентации, но думаю, что ваша работа будет интересна организаторам конференции (Сергей Лавлинский, Инна Торботряс), а о формате презентации (учитывая возраст ваших ребят) вполне можно будет договориться.
Если Вас заинтересует это предложение, то через личную переписку готов свести Вас с организаторами.
PS Если ваши ребята захотят, чтобы их исследование вошло в сборник работ конференции, то необходимо минимизировать кол-во иллюстративного материала (только схемы и графики, так как печатаем на ризографе), привести к стандарту и выслать Лавлинскому.
PPS Да, PDF-ку у меня не скачивается.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я очень поддерживаю предложение Виталия Викторовича, но хочу предложить следующий, логически вытекающий организационный аг.

В исследовании важным для меня яляется детско-взрослое сотрудничество. Оно не скрывается и налицо. Какой пятиклассник так сформулирует?

Понимая, что проблемы самоидентификации себя в социуме, проблема
выбора своего места в гражданском обществе встает перед ребенком
уже на стадии средней – если не начальной – школы, мы решились
использовать интерес к приключенческой литературе. На этом интересе
легко прочитать и подвергнуть всестороннему анализу, в частности,
роман Жюля Верна «Таинственный остров».

И какое школьно-педагогическое жюри в силах это понять и оценить? Другое дело, - разноплановый международный по соей сути ВИП. Поэтому, я думаю, - спасение утопающих:=)) - проблема самих утопающих... Давайте прямо на этой ветке вместе с вашими ребятами и их родитлями и учителями обсудим, а потом на ВИПе под эгидой Редакции (а, может, - и Лиги Образования) объявим международный конкурс такого типа детско-взрослых гуманитарных исследований... И вы сами в нем тоже примите участие... Звездочки, они только в контесте других звезд в созвездия складываются.

Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 10.12.2009, 17:55) <{POST_SNAPBACK}>
Иначе говоря - есть ли механизм включения данной работы в какую-нибудь внешкольную, но встроенную в систему образования, экспертизу?


Конечно же есть! Это специализированные конференции. Вы можете подать документы и на Поволжскую научную конференцию учащихся им. Лобачевского. Диплом, тезисы, призы (в виде баллов ЕГЭ) гарантированы.

Что касается ситуации вообще, то я прекрасно понимаю оценивающую комиссию — если не соблюдаются критерии оценки, оценка будет очень низкой; если не соблюдаются критерии отбора — работа исключается из конкурса. Такова жизнь!

P.S. а вопрос о личном вкладе всегда поднимается, даже на научных конференциях для студентов и аспирантов...
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 10.12.2009, 17:46) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, Павел Юрьевич.
Не знаю, как там на счет бумажки для учителя (думаю, этот вопрос решаем), но, посмотрев презентацию и прочитав Ваше сообщение, пришел к выводу, что данная работа вполне подходит под формат Гуманитарных Конференций, которые проходят у нас в Гимназии (пример программы: http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/chehov.html).
Не знаю, какая будет тема в этом году; не знаю, какие требования предъявляются непосредственно к презентации, но думаю, что ваша работа будет интересна организаторам конференции (Сергей Лавлинский, Инна Торботряс), а о формате презентации (учитывая возраст ваших ребят) вполне можно будет договориться.
Если Вас заинтересует это предложение, то через личную переписку готов свести Вас с организаторами.
PS Если ваши ребята захотят, чтобы их исследование вошло в сборник работ конференции, то необходимо минимизировать кол-во иллюстративного материала (только схемы и графики, так как печатаем на ризографе), привести к стандарту и выслать Лавлинскому.
PPS Да, PDF-ку у меня не скачивается.


Зарнее спасибо! С Лавлинским я знаком, так что воспользуюсь Вашим советом и вышлю ему всё. Меня Ваша мысль очень привлекает и очень заинтересовала,спасибо ещё раз!
ЯВам в лично переписке прикреплю файл в док-формате и в Pаges - кажется, у Вас там Маки ест. И заодно ещё раз в PDF

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 10.12.2009, 18:22) <{POST_SNAPBACK}>
В исследовании важным для меня яляется детско-взрослое сотрудничество. Оно не скрывается и налицо. Какой пятиклассник так сформулирует?


Не только не скрывается, а подаётся и декларируется как одна из базовых ценностей.

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 10.12.2009, 18:22) <{POST_SNAPBACK}>
И какое школьно-педагогическое жюри в силах это понять и оценить?


Фрза любопытная - то есть Вы считаете, что тут нарушен принципиально формат понимания школой?

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 10.12.2009, 18:22) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте прямо на этой ветке вместе с вашими ребятами и их родитлями и учителями обсудим, а потом на ВИПе под эгидой Редакции (а, может, - и Лиги Образования) объявим международный конкурс такого типа детско-взрослых гуманитарных исследований... И вы сами в нем тоже примите участие... Звездочки, они только в контесте других звезд в созвездия складываются.


Поддерживаю двумя руками эту идею. Но прошу учесть,что будучи профаном в этих сетевых штучках, мне нужен поводырь - в том смысле,что нужно подсказывать,что и в каом порядке делать. Надеюсь тут очень на Вашу помощь :-)



Цитата (ArtSh, 11.12.2009, 02:27) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно же есть! Это специализированные конференции. Вы можете подать документы и на Поволжскую научную конференцию учащихся им. Лобачевского. Диплом, тезисы, призы (в виде баллов ЕГЭ) гарантированы.

Что касается ситуации вообще, то я прекрасно понимаю оценивающую комиссию — если не соблюдаются критерии оценки, оценка будет очень низкой; если не соблюдаются критерии отбора — работа исключается из конкурса. Такова жизнь!

P.S. а вопрос о личном вкладе всегда поднимается, даже на научных конференциях для студентов и аспирантов...


Спасибо боьшое за ссылку - прочитал внимательно, на мой взгляд, мы сможем соответствовать требованиям.

А что касается критериев - как раз тут фокус в том, что критерии формально соблюдены были. Просто мы не стали профанировать, а сделали честную работу.
На мой взгляд, откз оценки работы - пусть даже низкой оценки - был связан с совсем другими причинами. Мало того - в частной беседе мне сегодня зам. директора по проектной деятельности даже эти причины сказала, но,естественно, она никогда их не произнесёт публично.

Чтоже касается личного вклада -так его никто и не скрывал.Он разный для каждого участника группы.
Oda ** ( Пользователь )
Павел Юрьевич, а авишка без звука идёт?
Текст , на мой взгляд, очень уж взросло сформулирован..лексика не соответствует пятому классу.
Было бы интересно сравнить с текстом , написанным самими детьми (без участия родителя)
Кстати, о родителях- ...если это взаимодействие транслируется как ценность, то где остальные родители- в фильме фигурируют три Максименко, ещё мама с мальчиком (или брат и сестра) и..."фсёоооо!"

По сути конкурса. Это часто подставы. Это всегда галочки "в свою заслугу и в свою честь" организаторам . Это втягивание детей в модели взрослых игр, не всегда чистых в моральной подложке. Предлагая детям участие в таких конкурсах, надо делать большой упор на риски и связ. с ними моральный урон, эмоциональный удар. Жёсткость оценки детских работ и творчества детей - об этом отлично знает , например , Татьяна Шеина, она часто участвует с детьми в конкурсах и выставках. Считайте, что ваш пиратский корабль сильно потрепали рифы пролива Босфор и ветра мыса Надежды. Главное, что все остались живы и с честью выдержали испытание жизнью и несправедливостью.

Детям передавайте привет и успехов !!..ну и "не вешать нос, гардемарины, дурна ли жизнь иль хороша")))..!
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Oda, 11.12.2009, 06:13) <{POST_SNAPBACK}>
Павел Юрьевич, а авишка без звука идёт?
Текст , на мой взгляд, очень уж взросло сформулирован..лексика не соответствует пятому классу.
Было бы интересно сравнить с текстом , написанным самими детьми (без участия родителя)
Кстати, о родителях- ...если это взаимодействие транслируется как ценность, то где остальные родители- в фильме фигурируют три Максименко, ещё мама с мальчиком (или брат и сестра) и..."фсёоооо!"

По сути конкурса. Это часто подставы. Это всегда галочки "в свою заслугу и в свою честь" организаторам . Это втягивание детей в модели взрослых игр, не всегда чистых в моральной подложке. Предлагая детям участие в таких конкурсах, надо делать большой упор на риски и связ. с ними моральный урон, эмоциональный удар. Жёсткость оценки детских работ и творчества детей - об этом отлично знает , например , Татьяна Шеина, она часто участвует с детьми в конкурсах и выставках. Считайте, что ваш пиратский корабль сильно потрепали рифы пролива Босфор и ветра мыса Надежды. Главное, что все остались живы и с честью выдержали испытание жизнью и несправедливостью.

Детям передавайте привет и успехов !!..ну и "не вешать нос, гардемарины, дурна ли жизнь иль хороша")))..!



Звук у меня идёт.

Текста, написанного детьми, не существует. И задачи такой не стояло. Они были полноправными участниками исследования, но в пределах собственных возможностей. Скажем, именно дети нарыли всю информацию о технических изобретениях с 40 по75 год. Детям принадлежит мысль,что дядюшку Юпа Жюль Верн ввёлв ромн именно и-за Дарвина. Детям принадлежит почти весь иллюстративный материал, в том числе и кадр Лини Рифеншталь на слова о том, что придут не пираты,а армии. И так далее...

Про родителей- в титрах обозначены только те, кто принимал непосредственное участие в создании ролика - одна мама и я. Были ещё трое родителей, которые принимали участие в разнйо степени. Например, одн папа дал мне наводку на переписку Жюля Верна с Женевьев де Лятур - сам бы я до этого не докопался.
Плюс- многое осталось за кадром, Скажем - взаимотношения Жюля Верна и Тургенева, Верна и Стендаля и их споры как раз по нашей теме, Верна и Дюма с их кулинарными пиршествамии обсуждением безнравственности этих пиршеств. Это тоже нарыто и разработано родителями.

Насам деле наш корабль совсем не потрепали - даже не ранили :-) Тут вопрос в ином - не в признании, а в дефиниции. В частной беседе я уже получил результат, вроде бы договорились о проведении 29 декабря конференции,где, быть может, получу общественный результат.
Смешно то,что ВСЕ другие группы и деи очень удивлены, что нам не даи первое место. Но им втирают, как и нам, про формат и критерии. Причина же,конечно же , в ином. И я считаю необходимым это иное сформулировать гласно, дабы сделать его точкой роста школы в целом. .
Анна Александрова ( Пользователь )
(Просто впечатление) Павел Юрьевич, я читала Ваш первый пост и боялась возможной интриги (неужели на самом деле за хорошее дело дадут приз и признание?)... Вздохнула с облегчением, когда дочитала до "не дали..." Так это и есть истинное признание в нашей стране - "ни одно доброе дело не останется безнаказанным", что вполне укладывается в парадигму российского мышления. Ребятам этого, наверное, пока не понять, но... не в последний раз... Понимаю Ваш бойцовский характер - и желание справедливости для детей... Но не будет ли это похоже на "второе" первое место, как однажды было с фигуристами-канадцами, выбившими себе половину золотого пьедестала у наших спортсменов? А какой урок при этом получат дети? Всё "куплено"? Без битвы взрослых мы никто? Вопрос нравственной чистоты победы?..
"Нет, этот охотник уже давно не охотится - он сражается за признание своих заслуг в искусстве охоты", - Шварц "Обыкновенное чудо".
Oda ** ( Пользователь )
Павел Юрьевич, всё больше склоняюсь к мысли, что ваша совместная работа с детьми ( или детей с родителями) - лучшая внеконкурсная, потому что глубже и принципиально другого формата. Сотворчество с родителями- это другой формат. Текст pdf нуждается в корректуре - пестрит ошибками-описками и сложными оборотами для пятиклассников и я бы не утверждала за Ж.Верна так категорично, что роман - не увлекательное приключение, скорее , "роман являет собой не только ..., но и ...", но это так...заметки на полях.
А почему бы не внести фамилии всех участников проекта, или родители против? Уж выходить на новый формат, так по всем нормам цивилизованного массмедиа продукта- автор идеи, полный состав участников, нет? :-)

И всё же крайне интересно посмотреть на что способны дети БЕЗ участия взрослых.)) По себе знаю, как часто хочется внести коррективы в детские опусы, пригладить и " окультурить оборотами"- приходится скрипеть зубами и НЕ вторгаться в территорию детского творчества. Меня изрядно смущает ваша фраза -

"Текста, написанного детьми, не существует. И задачи такой не стояло. Они были полноправными участниками исследования, но в пределах собственных возможностей. "

Написание текста-резюме к своей презентации ВНЕ пределов возможностей детей пятого класса? НЕ ВЕРЮ. Полноправные участники исследования- дети- сами так сформулировали и делегировали родителю "дооформлять"?Точно? )) ...эххх.


Посмотрела со звуком. Как хотите, но у вашего класса с другими участниками РАЗНЫЕ весовые категории.
(простите, пытаюсь представить уровень самостоятельных презентации пятиклассников)
Очень понравилось , как дети непосредственно и живо читают блоки довольно сложного (всё же!) текста (абуд-та сами говорят)). Такой фильм--презентация и визитная карточка класса и прямая дорога на любой конкурс детских видеопроектов - с руками оторвут (если есть голова).

ps.... но высказывание -> "И его роман «Таинственный остров» по
праву может стоять рядом с книгами Герцена , Сен - Симона ,Чернышевского."-> всё-таки выбивается из ряда детской непосредственности мысли и стиля - неужели читали и Герцена (что именно?), и Сен-Симона и т.д., чтобы сравнивать ?? :-)

Сейчас мои дети освободятся от утренней учёбы , я им покажу - любопытно послушать их мнение. ;-)

Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Павел Максименко, 11.12.2009, 07:07) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо боьшое за ссылку - прочитал внимательно, на мой взгляд, мы сможем соответствовать требованиям.


Там только надо правильно сформулировать задачу. Например — создание методического материала (а фактически это он и есть), внедрение метод материала, исследование, и т.д. потому как по формату конференции оценивается личный вклад одного докладчика. В «Положении...» и других материалах на том сайте всё это есть.

Цитата (Павел Максименко, 11.12.2009, 07:07) <{POST_SNAPBACK}>
А что касается критериев - как раз тут фокус в том, что критерии формально соблюдены были.


К сожалению, тут я ничего сказать не могу, потому как не видел ни положения об этом конкурсе, ни перечисленных критериев оценки и отбора.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+