Личный кабинет

Пропаганда войны в Кино

К 65-летию победы
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Андрей Лукутин, 10.09.2009, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги! Просьба!
В этом году мы запукаем проект "Сопрочисатность", связанный с 65-летем Победы. В рамках этого проекта у нас появилась возможность на базе одного их московских кинотеатров устраивать показы кинофильмов для ребяток (7-11 кл) с приглашением историков, режиссеров и артистов.

Какие бы вы предложили наименования художественных фильмов? Идея не просто посмотреть, но потом обсудить (в различных формах).
Спасибо за соучастие, коллеги!


Я предлагаю к просмотру фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». А после этого обсудить вопрос: как изменился бы фильм, если оставить тот же сюжет, но действие происходило бы в одном из полков Люфтваффе. При этом песню «Смуглянка» можно заменить на «Лили Марлен» http://www.a-pesni.golosa.info/drugije/lilimarlen-ru.htm
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата из статьи Толстого "Христианство и патриотизм".

XII

Обыкновенно в доказательство существования патриотизма приводят проявления патриотических чувств в народе во время различных торжеств, как, например, в России во время коронации или встречи царя после крушения 17 октября, или во Франции во время объявления войны Пруссии, или в Германии во время торжеств победы, или во время франко-русских празднеств.

Но ведь надо знать, как подготовляются эти манифестации. В России, например, при каждом проезде государя наряжаются от крестьянских обществ и с фабрик люди для встреч и приветствий царя. Восторги толпы большей частью искусственно приготовляются теми, кому они нужны, и степень восторга выражаемая толпой, показывает только степень искусства учредителей этих восторгов. Дело это практикуется давно, и потому специалисты учредители этих восторгов дошли в приготовлениях их до высокой виртуозности. Когда Александр II был еще наследником и командовал, как это обыкновенно делается, Преображенским полком, он раз после обеда приехал в полк, стоящий в лагере. Только что показалась его коляска, солдаты, как были в одних рубахах, выбежали ему навстречу и с таким восторгом встретили, как это пишется, своего августейшего командира, что все взапуски бежали за коляской и многие из них на бегу крестились, глядя на наследника. Все те, кто видели эту встречу, были умилены этой наивной преданностью и любовью русского солдата к царю и его наследнику и тем непритворным религиозным и очевидно неподготовленным восторгом, который выражался в лицах, в движениях и в особенности в крестных знамениях солдат. А между тем все это было сделано искусственно и приготовлено следующим образом: после смотра накануне наследник сказал бригадному командиру, что он заедет завтра.

— Когда ожидать ваше императорское величество?

— Должно быть, вечером. Только, пожалуйста, чтобы не было приготовлений. — Как только наследник уехал, бригадный командир созвал ротных командиров и распорядился, чтобы на завтрашний день все солдаты были в чистых рубахах, и как только завидят коляску наследника, которую должны были ждать махальные, — чтобы все бежали, как попало, навстречу и с криками "ура" бежали бы за коляской, при этом, чтобы каждый десятый человек в роте бежал и крестился. Фельдфебеля выстроили роты и, считая по одному, останавливались на десятом: "раз, два, три... восемь, девять, десять, Сидоренко крестится; раз, два, три, четыре... Иванов крестится..." И все было исполнено по приказанию, и впечатление восторга произведено было полное и на наследника, и на всех присутствующих, и даже на солдат и офицеров, и даже на бригадного командира, который сам все это выдумал. Точно так же, хотя менее грубо, делается это и везде, где есть патриотические манифестации. Так, франко-русские празднества, которые представляются нам как произвольные выражения чувства народа, произошли не сами собой, а были, напротив, очень искусственно и довольно видно подготовлены и вызваны французским правительством.

"Как только стал известен приезд русских моряков, так тотчас же, — я цитирую опять из того же "Сельского Вестника", правительственного органа, собирающего свои сведения из всех других газет, — не только во всех больших и малых городах, лежащих на довольно длинном пути между Тулоном и Парижем, но и во множестве городов и селений, лежащих совсем в стороне на далеком расстоянии, — начали составляться комитеты для устройства празднеств. Открылся повсюду сбор пожертвований на расходы по этим празднествам. Многие города посылали депутации в Париж к нашему императорскому послу с просьбами, чтобы русские моряки посетили эти города хоть на один день, даже хоть на один час. Городские управления всех тех городов, в которых указано побивать нашим морякам, назначили огромные суммы, более чем по 100 тысяч рублей на устройство различных празднеств и увеселений, и изъявили готовность израсходовать на это еще большие суммы, сколько потребуется, лишь бы встреча и празднества вышли как можно великолепнее.

"В самом Париже, кроме суммы на этот предмет, отпущенной от городского управления, еще собрана большая сумма по частной подписке частным комитетом тоже на устройство увеселений, и французское правительство ассигновало более 100 тысяч рублей для чествования русских гостей министрами и другими властями. Во многих городах, где наши моряки вовсе не покажутся, все-таки решено устроить 1-го октября разные празднества в честь России. Множество городов и провинций решили послать в Тулон или Париж особые депутации приветствовать русских гостей и поднести им подарки на память о Франции или послать им приветственные адресы и телеграммы. Решено повсюду день 1-го октября считать народным праздником и воспитанников учебных заведений освободить от учения на этот день, а в Париже на два дня. Штрафным нижним чинам решено простить их провинности, чтобы они с благодарностью вспоминали радостный день для Франции — день 1-го октября.

Для облегчения желающим из публики посетить Тулон и участвовать в встрече русской эскадры, железные дороги понизили плату наполовину и снаряжали особые поезда не в очередь".

И вот когда целым рядом повсеместных одновременных мер, которые, благодаря находящейся в его руках власти, всегда может принять правительство, некоторая часть народа, преимущественно пена народная, городская толпа, приведена в ненормально-возбужденное состояние, говорят: смотрите, это произвольное выражение воли всего народа. Такие манифестации, как те, которые происходили теперь в Тулоне и Париже, которые происходят в Германии при встрече императора или Бисмарка, или при маневрах в Лотарингии и постоянно повторяющиеся в России при всяких торжественно обставленных встречах, доказывают только то, что средства искусственного возбуждения народа, находящиеся теперь в руках правительств и правящих классов, так могущественны, что правительства и правящие классы, обладающие ими, всегда могут по произволу вызвать какую они хотят патриотическую манифестацию проявлением патриотических чувств народа. Ничто, напротив, не доказывает с такой очевидностью отсутствие патриотизма в народах, как именно те напряженные усилия, которые употребляются теперь правительствами и правящими классами для искусственного возбуждения его, и те малые результаты, которые получаются, несмотря на все эти усилия.

Если патриотические чувства так свойственны народам, то оставили бы их свободно проявляться, а не возбуждали бы их всеми возможными и постоянными и исключительными искусственными средствами. Пусть бы хоть на время, на год, перестали бы в России, как это делают теперь, при вступлении всякого царя во власть, заставлять весь народ присягать ему, перестали бы при всякой церковной службе по нескольку раз торжественно произносить обычные молитвы за царя, перестали бы праздновать с колокольным звоном, иллюминацией и запретами работать дни его рождения и именин, перестанут вывешивать и выставлять везде его изображения, перестали бы в молитвенниках, календарях учебниках печатать огромными буквами Имя его и семьи и даже местоимения, относящиеся к ним; перестали бы в особых книжках и газетах только для этого назначенных, возвеличивать его; перестали бы судить и сажать в тюрьмы за малейшее неуважительное слово, сказанное о царе, — перестали бы хоть на время это делать, и тогда мы увидали бы, насколько свойственно народу, настоящему рабочему народу, Прокофию, старосте Ивану и всем людям русского народа, как в этом уверяют народ и уверенны все иностранцы, обожать царя, который тем или другим способом отдает их в руки помещика и вообще богатых. Так это в России, но пусть точно так же перестанут в Германии, Франции, Италии, Англии, Америке делать все то, что точно так же напряженно делается и там правящими классами для возбуждения патриотизма и преданности и покорности существующему правительству, и тогда мы увидали бы, насколько свойствен этот воображаемый патриотизм народам нашего времени.

А то с детства всеми возможными средствами — школьными учебниками, церковными службами, проповедями, речами, книгами, газетами, стихами, памятниками — все в одном и том же направлении одурят народ, потом соберут насильно или подкупом несколько тысяч народа и, когда эти собравшиеся тысячи, к которым пристанут еще все зеваки, которые всегда рады присутствовать при всяком зрелище, и когда вся эта толпа при звуках стрельбы из пушек, музыки и при виде всякого блеска и света начнет кричать то, что прокричат перед ней, нам говорят, что это выражение чувств всего народа. Но, во 1-х, эти тысячи, ну, много, десятки тысяч людей, которые кричат что-то при таких торжествах, составляют только одну крошечную, десятитысячную часть всего народа; во 2-х, из этих десятков тысяч кричащих и махающих шапками людей, большая половина, если не согнана насильно, как у нас в России, то искусственно вызвана какой-нибудь приманкой; в 3-х, из всех этих тысяч едва ли есть десятки, которые знают, в чем дело, и точно так же кричали бы и махали шапками, если бы происходило совершенно противное тому, что происходит; в 4-х, тут же присутствует полиция, которая сейчас же заставит замолчать и заберет всех тех, которые закричат не то, чего хочет и требует правительство, как это усиленно делалось во время франко-русских празднеств.

Во Франции одинаково восторженно приветствовали войну с Россией при Наполеоне I, и потом Александра I, того, против кого велась воина, и потом опять Наполеона, и опять союзников, и Бурбона, и Орлеана, и республику, и Наполеона III, и Буланже; а в России одинаково восторженно приветствуют нынче Петра, завтра Екатерину, послезавтра Павла, Александра, Константина, Николая, герцога Лейхтенбергского. братьев славян, прусского короля и француз их моряков и всех тех, кого начальство захочет приветствовать. Точно то же самое происходит в Англии, Америке, Германии, Италии.

То, что называется патриотизмом в наше время, есть только, с одной стороны, известное настроение, постоянно производимое и поддерживаемое в народах школой. религией, подкупной прессой в нужном для правительства направлении, с другой — временное, производимое впечатление низших по нравственному и умственному даже уровню людей народа, которое выдается потом за постоянное выражение воли всего народа. Патриотизм угнетенных народностей не составляет из этого исключения. Он точно так же несвойствен рабочим массам, а искусственно прививается им высшими классами.


Интересно проанализировать, как вообще кинематограф колебался в такт с политикой правительства? Большевистское правительство, получив власть, заказывает кучу фильмов о революции и гражданской войне. Лучшие сценаристы, режиссеры, актеры, композиторы делают замечательные фильмы: "Броненосец Потемкин", Чапаев", Щорс, кучу фильмов про Ленина и Сталина. За все время советской власти снято сотни фильмов на эту тему. Что интересно -- художественная интеллегенция верила во все это. В 1956 году после выступления Хрущева, фильмы о Сталине перестают демонстрироваться, а эпизоды со Сталиным вырезаются. Прогрессивная интеллгенция 60-x годов, снова восторженно встретила так называемое "осуждение культа личности". Характерным фильмом той эпохи был фильм "Застава Ильича", где осуждается 37 год, но прославляется гражданская война. Дальше, после падения Советской власти, уже снимаются фильмы, где пьяная революционная матросня топит баржи с благородными белыми офицерами.
Но, конечно, эффект уже не тот: когда существуют фильмы с так различнми точками зрения, они уже не производят политического эффекта, ибо ПРОПАГАНДА ДОЛЖНА БЫТЬ ТОТАЛЬНОЙ. Противоположное мнение не должно быть широко освещено и обязательно признаваться враждебным. На лживую правительственную пропаганду должны тратиться ежегодно миллиарды, а правда в больших расходах не нуждается.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 11.09.2009, 09:22) <{POST_SNAPBACK}>
Но ведь надо знать, как подготовляются эти манифестации. ...
То, что называется патриотизмом в наше время, есть только, с одной стороны, известное настроение, постоянно производимое и поддерживаемое в народах школой. религией, подкупной прессой в нужном для правительства направлении, с другой — временное, производимое впечатление низших по нравственному и умственному даже уровню людей народа, которое выдается потом за постоянное выражение воли всего народа. Патриотизм угнетенных народностей не составляет из этого исключения. Он точно так же несвойствен рабочим массам, а искусственно прививается им высшими классами.[/i]

Интересно проанализировать, как вообще кинематограф колебался в такт с политикой правительства? Большевистское правительство, получив власть, заказывает кучу фильмов о революции и гражданской войне. Лучшие сценаристы, режиссеры, актеры, композиторы делают замечательные фильмы: "Броненосец Потемкин", Чапаев", Щорс, кучу фильмов про Ленина и Сталина. За все время советской власти снято сотни фильмов на эту тему. Что интересно -- художественная интеллегенция верила во все это. В 1956 году после выступления Хрущева, фильмы о Сталине перестают демонстрироваться, а эпизоды со Сталиным вырезаются. Прогрессивная интеллгенция 60-x годов, снова восторженно встретила так называемое "осуждение культа личности". Характерным фильмом той эпохи был фильм "Застава Ильича", где осуждается 37 год, но прославляется гражданская война. Дальше, после падения Советской власти, уже снимаются фильмы, где пьяная революционная матросня топит баржи с благородными белыми офицерами.
Но, конечно, эффект уже не тот: когда существуют фильмы с так различнми точками зрения, они уже не производят политического эффекта, ибо ПРОПАГАНДА ДОЛЖНА БЫТЬ ТОТАЛЬНОЙ. Противоположное мнение не должно быть широко освещено и обязательно признаваться враждебным. На лживую правительственную пропаганду должны тратиться ежегодно миллиарды, а правда в больших расходах не нуждается.

Правда?
Правда о Ленине в годы революции вне сомнений по предложенному Вами критерию "заказной современой кучи"!
Возможно и вашу речь к лживой пропаганде стоит отнести и нынешний образ Ленина к откровенной пустозвоной лжи!
Смотрите, за примерно 10 лет после постельцинского недоразумения снято фильмов пожалуй больше с Лениным, чем за иные советские десятилетия, причем низкопробнейших, непотребных, но безусловно получивших обильное вливание денег именно на пропаганду, иначе бы нынче и на экран не попали !
Раньше высокое качество фильмов о объективно заслуживших уважение масс вождях было столь же естественно,
как сейчас каждый день показывать так называемый позитив президента или премьера в сотнях выпусках новостей каждый день, или ежегодно серией статей и фильмов отмечать день рождения Ельцина, исторический, не говоря уж о интеллектуальном масштабе, их личностей не сопоставим. Ранше фильмы то больше к круглым датам юбилеям, явно тяготели, что вполне естественно.
"Образ Ленина в советском кинематографе не был константой. Он постоянно находился в развитии, о чем свидетельствуют не только разнообразные творческие решения сценаристов и режиссеров, но и постоянная смена артистов, несмотря на их очевидные успехи."
Ниже далеко не полный список, в редком нынешнем сериале или пародии под искуство ( например некто Михалков макающий "его сталина" в свой торт в "УС-2 Пр.") , не показывают очередную пародию на вождей, я уж молчу о телепузиковых мультикукольных издевательствах...
Вот одна из статистик, Лениана из википедии:
Список исполнителей роли Ленина
Первым исполнителем роли Ленина в кино стал непрофессиональный актёр, рабочий В. Никандров в фильме С. М. Эйзенштейна «Октябрь», 1927.
Максим Штраух («Выборгская сторона», 1938, «Человек с ружьём», 1938, «Яков Свердлов», 1940, «Его зовут Сухэ-Батор», 1942, «Рассказы о Ленине», 1957, «Ленин в Польше», 1966)
Борис Щукин («Ленин в Октябре», 1937, «Ленин в 1918 году», 1939)
Константин Мюффке («Великое зарево», 1938)
Владимир Честноков («В дни Октября», 1958, «Первороссияне», 1967)
Павел Молчанов («Незабываемый 1919-й», 1952)
Михаил Кондратьев («Вихри враждебные», 1953, «Они были первыми», 1956, «По путёвке Ленина», 1958, «В едином строю», 1959)
Николай Плотников («Пролог», 1956)
Владимир Коровин («Семья Ульяновых», 1957)
Борис Смирнов («Балтийская слава», 1957, «Коммунист», 1957, «Лично известен», 1957, «Апассионата», 1963, «Именем революции», 1963)
Глеб Юченков («Правда», 1957, «День первый», 1958)
Александр Шейн («Андрейка», 1958)
Павел Винников («Хмурое утро», 1959)
Юрий Каюров («В начале века», 1961, «Сквозь ледяную мглу», 1965, «Исход», 1967, «Шестое июля», 1968, «Почтовый роман», 1969, «Кремлёвские куранты», 1970, «Угол падения», 1970, «Когда женщина оседлает коня», 1974, «Хождение по мукам», 1974—1977, «Маршал революции», 1978, «Поэма о крыльях», 1979, «Ссыльный № 011», 1979, «Умри на коне», 1979, «Государственная граница», Фильм № 1 «Мы наш, мы новый…», 1980, «Ленин в Париже», 1980, «В Крыму не всегда лето», 1987)
Михаил Кузнецов («Синяя тетрадь», 1963, «Залп „Авроры“», 1965)
Дмитрий Масанов («Пятеро из Ферганы», 1963)
Валерий Головненков («Первая Бастилия», 1965)
Иннокентий Смоктуновский («На одной планете», 1965, «Первый посетитель», 1965)
Михаил Ульянов («Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969, «Trotz alledem!», 1972 (?)
Родион Нахапетов («Сердце матери», 1966, «Верность матери», 1967)
Аркадий Трощановский («Семья Коцюбинских», 1970)
Николай Засухин («Поезд в завтрашний день», 1970)
Сергей Яковлев («Красная площадь») (1970)
Жан-Люк Годар («Владимир и Роза», 1970)
Майкл Брайант («Николай и Александра», 1971)
Андрей Мягков («Надежда», 1973, «На Дерибасовской хорошая погода…», 1992)
Кирилл Лавров («Доверие», 1976, «20-е декабря», 1981)
Кеннет Грене («Рейли — король шпионов», 1983)
Анатолий Устюжанинов («Красные колокола», 1983)
Юрий Шлыков («Николай Подвойский», 1987)
Бен Кингсли («Ленин. Поезд», 1988)
Иван Косых («Враг народа Бухарин», 1990)
Александр Гудков («Деревня Хлюпово выходит из союза», 1992, «Вперёд за сокровищами гетмана», 1993, «Пол ту пол», Англия, 1993, «Пуля в Пекин», 1995, «Веконачалие», 2001, «Жизнь как икона», «Встречи без расставаний» и др. [1] — фото)
Андрей Харыбин («Свой крест», «Официант с золотым подносом», 1992)
Максимилиан Шелл («Сталин», 1992)
Вадим Романов («Раскол», 1993)
Виктор Сухоруков («Комедия строгого режима», 1992, «Все мои Ленины», 1997)
Дмитрий Витченко («Ленин в огненном кольце», 1993, «Потерянный рай», 2000)
Рим Аюпов («Под знаком Скорпиона», 1995)
Леонид Мозговой («Телец», 2001)

И еще, я не хочу знать идиота, который снабдил тему заглавием, в котором Кино в контестте пропаганды пишется с большой, а, и именнно подзаглавии, юбилей ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ с маленькой буквы.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Интересное получается кино :(
Если ты про войну и победу пишешь без квасно-патриотического повизгивания и обилия заглавных букв, то ты уже и идиот .
А там, подымай выше, и политически неблагонадёжный, а то и Агент империализЬма...
Вот уж, воистину

"Будет утро и солнце в праздничных облаках.
Горнист протрубит побудку.
Сон стряхнут победители
И увидят,что знамя Победы не у них,
а у нас в руках!
Слушайте марш... Марш...
И тут уж нечего спорить.
Пустая забава - споры.
Когда улягутся страсти и развеется бранный дым,
Историки разберутся - кто из нас мародеры,
А мы-то уж им подскажем!
А мы-то уж их просветим!"

А. Галич, "Марш мародёров"

И в костёр книги Окуджавы и Галича...
Анна Александрова ( Пользователь )
Извиняюсь за филологическую "заноЗчивость", но, по-моему, тут ошибка в названии темы. "Воспитание детей и молодёжи" достигается в т.ч. и ПРОПАГАНДОЙ ВОЙНЫ (в кино)?! Т.е., пропагандируя войну, можно воспитать достойную молодёжь?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Цитата (Анна Александрова, 28.05.2010, 09:38) <{POST_SNAPBACK}>
Извиняюсь за филологическую "заноЗчивость", но, по-моему, тут ошибка в названии темы. "Воспитание детей и молодёжи" достигается в т.ч. и ПРОПАГАНДОЙ ВОЙНЫ (в кино)?! Т.е., пропагандируя войну, можно воспитать достойную молодёжь?

Вот это тема, Анна Ивановна!!!
На следующей неделе буду говорить впрямом эфире об этом. Придет военно-патриотический дядя, который настаивает, что ТОЛЬКО путем "разъяснения детям сущности великих военных побед России" можно "привить патриотизм". И таких ведь много!!! А вот о культуре забыли напрочь!!!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Может, попробуете напомнить ему слова поэта "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать"? Хотя это не про патриотизм.

Бородинское поле осталось за Наполеоном, французы отмечают сражение как свою победу.
Обе севастопольские обороны кончались тем, что город был сдан.
Роман Симонова "Живые и мёртвые" посвящён времени тяжелейших поражений - он антипатриотичен?
Где-то я читал фразу "Победы рождают государства, пораженья рождают народы"

Может, пригодится? ;)
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Андрей Лукутин, 28.05.2010, 10:55) <{POST_SNAPBACK}>
военно-патриотический дядя, который настаивает, что ТОЛЬКО путем "разъяснения детям сущности великих военных побед России" можно "привить патриотизм". И таких ведь много!!!

Уберите скорее от себя приплетенное "только" и я с вашим оппонентом скорее соглашусь.
Касаемо культуры... как бы помягче... Вас то я знаю :-), а Вашего дядю культурный учитель, или кем вы там будете в эфире... можно бы и представить, культурно, как и саму встречу.
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Цитата
Какие бы вы предложили наименования художественных фильмов?


Фильм “Брестская крепость” на мой взгляд – безупречный военный блокбастер.
Рекомендую.

Трейлер…
http://video.yandex.ru/users/film-trailers/view/1408
Экранка (но смотреть желательно в хорошем качестве, оно того стоит)
http://www.onkuno.ru/news/brestskaja_krepo...2010-11-06-7020

Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Man, 09.11.2010, 09:15) <{POST_SNAPBACK}>
Фильм “Брестская крепость” на мой взгляд – безупречный военный блокбастер.
Рекомендую.

Трейлер…
http://video.yandex.ru/users/film-trailers/view/1408
Экранка (но смотреть желательно в хорошем качестве, оно того стоит)
http://www.onkuno.ru/news/brestskaja_krepo...2010-11-06-7020

Посмотрел активность в локалке, его 10 человек за неделю скачали, для сравнения, первую серию Реальных пацанов за день (до вечера) 180... правда тут же красочно обозвали фильмом о быдле и для быдла на быдлканале. Охоту за Красным октябрем - 8 за почти месяц. Единственное, что радует, уже разбираются. 90% аудитории - до 30 лет...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+