Личный кабинет

Каникулярный отдых детей

Ирина Маслова ( Пользователь )
Уважаемык коллеги! Предлагаю обсудить проблему организации отдыха и оздоровления детей в период летних каникул [attachment=313:attachment]
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Цитата (Maslova, 05.10.2005, 06:44) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемык коллеги! Предлагаю обсудить проблему организации отдыха и оздоровления детей в период летних каникул [attachment=313:attachment]

Легко, но это сюда... ИМХО.

Форум Вожатый.РУ
Форум Планерочка
СоцСеть Вожатый-онлайн
:)
Eлена Файзуллина ( Пользователь )
Здравствуйте,уважаемые коллеги! Я заместитель директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр № 14" г. НАбережные Челны Республики Татарстан Козлова Лина Вячеславовна. Хочу поделиться опытом организании летних дворовых досуговых площадок в нашем городе.
Наступает лето! Радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Родители озабочены: надо каким-то образом организовать своему ребенку отдых под присмотром.
Лето – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Летом дети умнеют, растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными занятиями.
Досуг – явление очень сложное, многомерное и противоречивое. Педагогический энциклопедический словарь так трактует это понятие: «Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору». И при умелом, целенаправленном педагогическом воздействии он обогащает это время богатством человеческого существования, прежде всего за счет игр, мероприятий образовательного и оздоровительного характера.
Досуг объективно дает учащимся много возможностей для самореализации, бывает результативен и жизненен, если отвечает следующим критериям:
• опирается на прошлый и настоящий опыт ребенка;
• соответствует идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям детей (национальным, местным традициям);
• содержит драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям детей;
• имеет простор для свободной импровизации и содержит разумные правила, не ущемляющие достоинства детей;
• содержит игровые начала, игровые сюжетные роли
• учит детей продуктивно распоряжаться собственным свободным временем.
Как показывает опыт педагогов, самый оптимальный выход – это организация досуговых площадок по месту жительства детей и подростков. Их главная цель – обеспечение содержательного отдыха детей и подростков в условиях культурного пространства города в дни летних каникул. Направления деятельности площадок, формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:
• спортивно – оздоровительное направление (турниры, спортивные состязания, спортивные игры, праздники)
• эколого-краеведческое направление (походы, экскурсии, рейды, десанты)
• интеллектуально – познавательное направление (викторины, беседы, лектории, посещение культурно – досуговых учреждений, встречи с интересными людьми, тренинги)
• нравственно – эстетическое (конкурсы, выставки, праздники, концерты, шоу, дискотеки, игровые и развлекательно – познавательные программы, работа «сувенирной бригады»)
Это лишь незначительная часть мероприятий и дел, которые позволяют получить образовательно-оздоровительный эффект от деятельности досуговых площадок без значительных физических и эмоциональных перегрузок. Досуговые площадки экономичны для государства и семьи, что немаловажно при современных сложностях финансирования. Их относительно доступное расположение (в школьных дворах, на придомовых территориях, на спортивных площадках, при детских центрах) позволяет избежать большей части естественных страхов за жизнь и здоровье ребенка.
Досуговые площадки уникальны каникулярным, раскованным временем, сменой деятельности, переменным коллективом товарищей, стимулированием лидеров и тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся вести их за собой, вовлекая в различные интересные дела. Основными содержательными моментами работы площадок непременно должны быть построение контакта, налаживание отношений в «дворовой» среде, социальная адаптация подростков через организацию игрового взаимодействия, формирование навыков бесконфликтного общения в коллективе сверстников, личной ответственности за своё поведение.
Опыт организации работы досуговых площадок уже в т. десяти лет успешно претворяется в нашем городе. Руководит деятельностью площадок городской Штаб «Лето». В него входят представители ГУО, различных городских служб, кураторы трудовых бригад, пришкольных лагерей и досуговых площадок.
В Детско-юношеском центре разработана программа работы с организаторами и кураторами досуговых площадок.
Цель: Содействовать обеспечению условий для организации досуга детей и подростков
Задачи:1. оказание методической помощи школьным организаторам досуговых площадок.
2. изучение и распространение опыта работы лучших школьных досуговых площадок.
3. создание обстановки психологического комфорта и удовлетворенности детей и подростков в общении, предупреждение правонарушений в подростковой среде.

Работа ДЮЦ с организаторами и кураторами досуговых площадок.

ДЮЦ


Досуговые площадки
школ города



Работа с учащимися
• Досуговые площадки в филиалах ДЮЦ при школах
• Развлекательно-познавательные программы на базе ДЮЦ
• Работа досуговой площадки при ДЮЦ «Компания», дискотеки – каждый вторник с 17.00 до 19.00
• Организация традиционных конкурсов между площадками (конкурс рисунков, поделок, заочные викторины)
• Организация заключительных праздников Информационно-методическая работа
• проведение семинаров-практикумов, совещаний
• индивидуальные консультации с организаторами и руководителями площадок
• методические выходы с целью оказания помощи в работе организаторам досуговых площадок
• оформление справок, актов для ГУО
• оформление материалов из передового опыта работы досуговых площадок
• оформление летописи
• разработка положений о конкурсах
• связь со средствами массовой информации

Для оказания методической и практической помощи организаторам и руководителям досуговых площадок в методическом кабинете ДЮЦ имеется достаточное программно-методическое обеспечение: картотека программ летнего отдыха, большая подборка различных рекомендаций и сценариев для организаторов площадок, материалы из опыта работы прошлых лет, работают методические выставки. Разработаны памятки для руководителей, критерии оценки досуговых площадок. Это:
1. Наличие документации:
• приказ (выписка) об организации летнего отдыха детей
• информационный уголок
• договор с учреждениями дополнительного образования
• план работы с префектурой
• журнал по ТБ
• журнал учета посещаемости детей
• тетрадь отзывов и предложений, посещений куратора
• сценарии мероприятий
2. Оформление площадки (на двух языках), пресс-центр, песок, скамейки, отличительные знаки, условное ограждение при помощи шариков, флажков, рисунков и т.п.
3. Техническое оснащение (возможности для озвучивания мероприятий.)
4. Возраст и количество детей на площадке.
5. Охват «трудных» детей и подростков.
6. Оказание администрацией школы помощи в работе досуговых площадок.
7. Связь с префектурой для оборудования площадки, пополнения призового фонда.
8. Привлечение к работе площадки наиболее активных и ответственных жителей микрорайона.
9. Материальная база (призы, деньги, кто выделил), наличие аптечки.
10. Условия на случай плохой погоды.
11. Участие площадки в городских массовых мероприятиях.
12. Участие в заочных конкурсах и викторинах.
13. Неформальный и нетрадиционный подход к работе площадки.
Для работы кураторами досуговых площадок подбираются опытные педагоги и методисты Центра, которые могут не только собрать и обобщить информацию, существующий опыт, но и оказать необходимую помощь руководителю и организатору площадки. Подготовка кураторов и организаторов площадок начинается задолго до начала лета. Они посещают обучающие семинары, консультации, работают в методическом кабинете. Кураторы знакомятся с основными требованиями к работе досуговых площадок, имеющимся опытом, готовят необходимую документацию, встречаются с руководителями и организаторами досуговых площадок, администрацией школ. В мае совместно с представителями ГУО и префектур города проверяют готовность дворовых досуговых площадок. Для оценки деятельности кураторов разработаны соответствующие критерии.
Рабочая неделя куратора в т. летнего периода строится следующим образом:
Понедельник Совещания кураторов с 16.00 до 20.00 выходы на площадки с целью сбора информации, оказания методической помощи
Вторник Консультации с руководителями досуговых площадок
Среда Работа со СМИ, префектурами, встречи с администрацией школ
Четверг Работа со справками и отчетами и др. документацией
пятница Заседания Штаба «Лето»

В конце каждого месяца кураторами заполняется сводная таблица, которая позволяет объективно подвести итоги соревнования между площадками

шк Общие требования по досуговым площадкам материальная база участие в мероприятиях УДО конкурсы документация Среднее кол-во
детей общий итог

1
неделя 2
неделя 3
неделя 4
неделя




Еженедельно по вторникам в ДЮЦ работает общая площадка «Компания», которая собирает всех желающих принять участие в различных конкурсах, праздника, выставках, дискотеках. Это команды из разных школ города, с разных досуговых площадок. Взаимодействие этих команд способствует развитию творческих возможностей детей и подростков.
План работы досуговой площадки «Компания» ДЮЦ № 14 (лето – 2003г)
№ п/п Направление деятельности срок проведения
Информационно-методическая работа (в т. всего лета)
1. Консультации с руководителями досуговых площадок в т. месяца
Работа методического кабинета по расписанию
2 Участие в заседаниях городского штаба «Лето» по пятницам
Организационно-массовая работа (июнь)
1. Встречи на игровой площадке ДЮЦ «Большой привет от маленькой «Компании» вторник,
17.00 – 19.00
• Открытие досуговых площадок «Праздник – безобразник» 04.06
• Игровая программа «Страна счастливого детства» 11.06
• Игровая программа «В гостях у Светофорыча» 18.06
• Спортивная программа «Ребята нашего двора» 26.06
2. Заочные конкурсы и викторины
«Хоровод весёлых игр» 1 неделя
викторина «Россия наш общий дом» 2 неделя
викторина «В гостях у Светофорыча» 3 неделя
• конкурс рассказов и сочинений «Ребята нашего двора» 4 неделя
Организационно – массовая работа (июль)
Встречи на игровой площадке ДЮЦ «Большой привет от маленькой «Компании» вторник,
17.00 – 19.00
«Коробочная эстафета» 3.07
спортивная программа 10.07
«Детскотека» 17.07
«В гостях у Светофорыча» 24.07
«Поле чудес» 31.07
Заочные конкурсы и викторины
Конкурс на самый большой кроссворд «Лесная аптека» (о растениях наших лесов, используемых в народной медицине) 2 – 6.07
конкурс «Чудо природы» (поделки из природного материала) 9 – 13.07
викторина «Мой белый город…» 23 – 27.07
викторина «В гостях у Светофорыча» 16 – 20.07
Организационно – массовая работа (август)
Встречи на игровой площадке ДЮЦ «Большой привет от маленькой «Компании» вторник,
17.00 – 19.00
Игровая программа «Компания» не прощается» 28.08
Заочные конкурсы и викторины
викторина «Выросли на грядке вкусные загадки» 6 – 10.08
Конкурс «Огородное чудо» 13 – 17.08
конкурс плакатов «Вредным привычкам скажем «НЕТ!» 20 – 24.08
викторина «Татарский край, ты для меня не тесен!» (сказки, легенды, предания татарского народа) 27 – 31.08
Участвуя в работе летних досуговых, площадок ребенок повышает свой социальный статус и самооценку, использует своё право быть самостоятельным в принятии решений, накапливает положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Зам. директора по УВР ГОУ «ДЮЦ № 14»г. Набережные Челны
Козлова Лина Вячеславовна.
Елена Василенко ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Василенко Елена Серафимовна, работаю зав. отделом экскурсионной работы "Центра творческого развития, экологии и туризма". Этим летом экскурсионным обслуживанием были охвачены дети из интернатных учреждений и детских домов, отдыхающие в оздоровительных лагерях Тамбовской области. Ребята имели возможность совершить увлекательные поездки по маршрутам "В.И.Вернадский и Тамбовский край", "На родину трёх Героев Советского Союза", "Город на Цне", "Тамбов православный", "Тамбовский Трегуляевский монастырь", "Мамонтова пустынь". Для ребят экскурсии носили не только развлекательный, но и познавательный характер - узнать много нового об истории, культуре, природе родного края.
Андрей Субчев ( Пользователь )
Эколого-краеведческое направление т.е. походы,включают в себя все выше перечисленные направления.Мы ходили летом в поход сплавом на байдарках по реке Вороне и остались очень довольны.
Надежда Лакеева ( Пользователь )
Добрый день,уважаемые коллеги! Я методист учреждения дополнительного образования детей "Инжавинский районный центр дополнительного образования "Радуга" р.п. Инжавино, Тамбовской области.
Имея богатый опыт организации летних походов со школьниками я поддерживаю автора, что походы с детьми одна из наиболее привлекательных для детей форм организации свободного времени в летней период. Роль туристических походов в воспитании и развитии подростков нельзя переоценить. Они способствуют укреплению здоровья, самоутверждению подростков, расширяют их кругозор, воспитывают коллективизм и трудолюбие и т.д.
Александер Панков ( Пользователь )
Здравствуйте,уважаемые коллеги! Я учитель физической культуры МОУ Татановской Сош.Тамбовского Района.Имею опыт проведения водно,вело походов .И считаю ,что туристско-краеведческая работа,являеться самым комплексным видом воспитания.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Туристско-краеведческие мероприятия - это отличная форма. А у нас, в биолого-экологическом профиле - зачастую одна из важнейших. Но в нынешней организационной ситуации мы её, конечно, теряем.

Этому способствуют:
1) отжившие нормативы, которые мы обязаны соблюдать. Теперь их соблюдение мелочно контролируется
2) обязанность закупать всё или большую часть пробуктов по безналу по тендеру. То есть, скажем, купить на двухнедельный поход хлеба и таскать его на себе
3) безумными процедурами отчётности.

В прошлом году количество ТКМ у нас в Питере несколько сократилось, а в этом - они практически отмерли. В смысле, не проводились за казённое финансирование.

Так что, форма прекрасная, но не идёт ли дело к её отмене?
Людмила Ожерельева ( Пользователь )
Одним из приоритетных видов деятельности в летний период является ДО эколого-биологического направления. Популярностью пользуются экологические лагеря, в которых дети наряду с отдыхом обучаются навыкам общения с природой.
Евгений Мельниченко ( Пользователь )
Доброго времени суток! Я работаю тренером-преподавателем Первомайской ДЮСШ. Мы традиционно в целях популяризации здорового образа жизни и поддержки интереса к занятиям физической культурой и спортом каждый год на базе нашей спортивной школы организуем спортивный клуб «Олимп» Кроме мероприятий соревновательной направленности мы обязательно ходим в походы (палаточный лагерь разбивается на территории Хоботовского лесничества). В неформальной и дружеской обстановке приучаю детей к самостоятельности, ответственности, аккуратности, прививаю понятия взаимовыручки, сотрудничества, дружбы. Ребята приобретают и практические навыки: учатся ставить палатки, собирать и управлять байдаркой, готовить. Впечатлений о красоте леса, фотографий, воспоминаний хватает надолго.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+