Личный кабинет

АНКЕТА

Психологический аспект направленности личности учителя
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию сообщение Светланы Ивановны Едренниковой:
"Несколько слов о психологическом аспекте направленности личности учителя

В рамках темы: «Стандарт vs Нестандарт» мне хотелось бы поговорить о функционально-психологическом аспекте личности, который, к сожалению, не всегда учитывается.
В соответствии с требованиями общества к человеческим ресурсам специалист, бесспорно, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки: в совершенстве владеть преподаваемым предметом, непрерывно пополнять свои знания, владеть методами управления коллективом и методикой преподавания, применять на практике научную организацию труда. Однако воспитание человека, что сегодня должно стать приоритетным, невозможно без проявления уважения к личности и учащегося и учителя. В связи с этим, на мой взгляд, чрезвычайно важна не только профессиональная направленность личности педагога, но и функционально-психологическая, эмоционально-этическая.
Предлагаю анкету по исследованию функционально-психологической, эмоционально-этической направленности личности (замечу, что не претендую на утверждение образца)
. Каждое из названных качеств оцените следующим образом:
«3» - проявляется в различных ситуациях,
«2» - проявляется не всегда,
«1» - почти не проявляется,
«0» - никогда не проявляется.
В соответствующем столбике поставьте знак «+».

№ Качественные характеристики направленности личности: 0 1 2 3
1 - стремление к самостоятельному углублению собственных знаний
2 - самостоятельные инициативы в повышении квалификации
3 - стремление к инновациям в профессиональной деятельности
4 - стремление к материальному благополучию
5 - оказание профессиональной поддержки коллегам
6 - взаимодействие и общение с родителями
7 - понимание индивидуально-психологических особенностей детей
8 - сотрудничество с учащимися
9 - стремление к развитию индивидуальных способностей учащихся
10 - развитие творческих способностей учащихся
11 - стремление к завоеванию авторитета у учащихся
12 - поощрение проявления инициативы учащимися
13 - привлечение исполнителей к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела
14 - какой язык в общении с учащимися предпочитает учитель:
- краткий, ясный, точный
- эмоциональный, с намеками и подтекстом
15 - в какой обстановке делает замечания своим воспитанникам:
- наедине
- в присутствии других?

Проведите ранжирование предложенных качеств: 1) самые важные для учителей Вашей школы, 2) менее значимые, 3) ещё в меньшей мере проявляющиеся, 4) наименее значимые из всех предложенных.

Самооценка направленности личности учителем
«3» - проявляется в различных ситуациях,
«2» - проявляется не всегда,
«1» - почти не проявляется,
«0» - никогда не проявляется.

№ Критерии самооценки: 0 1 2 3
1 - увлеченность педагогической работой, стремление к качественному труду
2 - готовность к непрерывному педагогическому самообразованию
3 - чувство нового, стремление к инновациям
4 - приоритет в стремлении к удовлетворению материальных потребностей
5 - педагогический такт, выдержка, уравновешенность, ровность в динамике чувств
6 - требовательность и справедливость, адекватная оценка
7 - оказание профессиональной поддержки учителям
8 - стремление к развитию творческих способностей учащихся
9 - стремление к сотрудничеству с учащимися
10 - разъясняет ли Вы учащимся причины или основания принимаемых Вами решений?
11 - поощрение проявления инициативы учащимися, самостоятельности в работе
12 - привлечение исполнителей к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела
13 - какой язык в общении с учащимися предпочитает учитель:
- краткий, ясный, точный
- эмоциональный, с намеками и подтекстом
14 - делаете ли Вы замечания своим воспитанникам, если да, то в какой обстановке:
- наедине
- в присутствии других?
15 - общительность, умение устанавливать взаимоотношения с родителями учащихся

Педагог проводит ранжирование предложенных качеств: 1) самые важные для учителя, 2) менее значимые, 3) еще менее важные, 4) наименее значимые из всех предложенных.

Руководитель может оценить собственную деятельность

№ Самооценка эффективности лидерства
1 Стремитесь ли Вы к сотрудничеству с коллегами?
2 Разъясняете ли Вы коллегам причины или основания принимаемых Вами решений?
3 Поощряете ли Вы у подчиненных проявление инициативы, самостоятельности, независимости в работе?
4 Привлекаете ли Вы всех исполнителей, которыми руководите, к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела?
5 Предоставляете ли Вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите?
6 Оказываете ли Вы профессиональную помощь своим коллегам?
7 Стремитесь ли Вы искать в людях лучшие качества и ориентироваться на них в совместной работе?
8 Какой язык в общении с коллегами Вы предпочитаете:
- краткий, ясный, точный
- эмоциональный?
9 Какую модель организационного поведения Вы предпочитаете:
- авторитарную
- профессиональной поддержки
- помощи
- партисипативную (коллегиальную)?
10 Какие факторы мотивации деятельности коллег Вы используете?

Литература:
1. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. II. / Составители: Е.М. Муравьёв, А.Е. Богоявленская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
2. Р.С. Немов. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
3. Практикум эффективного управления. Выпуск №2 "Инновации в школе: методы преодоления сопротивления"/ Издательская фирма "Сентябрь", 2006
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Качественные характеристики направленности личности.
1) самые важные для учителей Вашей школы:
1...+ - стремление к самостоятельному углублению собственных знаний
2...+ - самостоятельные инициативы в повышении квалификации
5...+ - оказание профессиональной поддержки коллегам
7..+ - понимание индивидуально-психологических особенностей детей
8..+ - сотрудничество с учащимися
9..+ - стремление к развитию индивидуальных способностей учащихся
14 - какой язык в общении с учащимися предпочитает учитель:
...+ - краткий, ясный, точный
...+ - эмоциональный, с намеками и подтекстом
2) менее значимые:
3..+ - стремление к инновациям в профессиональной деятельности
13..+ - привлечение исполнителей к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела
15 - в какой обстановке делает замечания своим воспитанникам:
...+ - наедине
..+ - в присутствии других?
3) ещё в меньшей мере проявляющиеся:
12..+ - поощрение проявления инициативы учащимися
4) наименее значимые из всех предложенных:
4.+ - стремление к материальному благополучию
6..+ - взаимодействие и общение с родителями
10..+ - развитие творческих способностей учащихся
11.+ - стремление к завоеванию авторитета у учащихся

Самооценка направленности личности учителем.
1) самые важные для учителя:
3...+ - чувство нового, стремление к инновациям .+
5...+ - педагогический такт, выдержка, уравновешенность, ровность в динамике чувств
6..+ - требовательность и справедливость, адекватная оценка
7...+ - оказание профессиональной поддержки учителям
2) менее значимые:
1..+ - увлеченность педагогической работой, стремление к качественному труду
2..+ - готовность к непрерывному педагогическому самообразованию
9..+ - стремление к сотрудничеству с учащимися
10..+ - разъясняет ли Вы учащимся причины или основания принимаемых Вами решений?
11..+ - поощрение проявления инициативы учащимися, самостоятельности в работе
12..+ - привлечение исполнителей к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела
13 - какой язык в общении с учащимися предпочитает учитель:
...+ - краткий, ясный, точный
...+ - эмоциональный, с намеками и подтекстом
14 - делаете ли Вы замечания своим воспитанникам, если да, то в какой обстановке:
..+ - наедине
..+ - в присутствии других?
15..+ - общительность, умение устанавливать взаимоотношения с родителями учащихся
3) еще менее важные:
8..+ - стремление к развитию творческих способностей учащихся
4) наименее значимые из всех предложенных:
4.+ - приоритет в стремлении к удовлетворению материальных потребностей

Самооценка эффективности лидерства
1 Стремитесь ли Вы к сотрудничеству с коллегами? - Да.
2 Разъясняете ли Вы коллегам причины или основания принимаемых Вами решений? - По мере необходимости.
3 Поощряете ли Вы у подчиненных проявление инициативы, самостоятельности, независимости в работе? - В соответствии с содержанием.
4 Привлекаете ли Вы всех исполнителей, которыми руководите, к обсуждению вопросов предстоящего совместного дела? - В зависимости от его ясности и необходимости тренинга принятия решений.
5 Предоставляете ли Вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите? - По мере готовности.
6 Оказываете ли Вы профессиональную помощь своим коллегам? - С удовольствием.
7 Стремитесь ли Вы искать в людях лучшие качества и ориентироваться на них в совместной работе? - Обязательно.
8 Какой язык в общении с коллегами Вы предпочитаете:
- краткий, ясный, точный
- эмоциональный? Оба, а ещё: образный, рассудительный, обобщающий.
9 Какую модель организационного поведения Вы предпочитаете:
- авторитарную
- профессиональной поддержки
- помощи
- партисипативную (коллегиальную)? - Дифференциально-интегральную: все и каждую - на своём месте.
10 Какие факторы мотивации деятельности коллег Вы используете? - Дифференциально-интегральные: все и каждый - на своём месте.
Светлана Едренникова ( Пользователь )
Светлана Ивановна Едренникова
Цитата (Владимир Суходоев' date='28.08.2009, 22:01' post='125436']<br />Качественные характеристики направленности личности.<br />1) самые важные для учителей Вашей школы:<br />1...+ - стремление к самостоятельному углублению собственных знаний<br />2...+ - самостоятельные инициативы в повышении квалификации<br />5...+ - оказание профессиональной поддержки коллегам<br />7..+ - понимание индивидуально-психологических особенностей детей<br />8..+ - сотрудничество с учащимися<br />9..+ - стремление к развитию индивидуальных способностей учащихся<br />

Владимир, спасибо, что Вы ответили на вопросы анкеты. Мне импонирует Ваш выбор качественных характеристик направленности личности, самых важных для учителей вашей школы.
К чему стремится человек, какие потребности заставляют его действовать? Как осуществить мотивацию людей? Эти вопросы всегда будут актуальными в образовательном учреждении. Какую бы теорию процесса мотивации мы ни рассматривали (Маслоу, Альдерфера, Мак Клелланда, Герцберга), вывод будет идентичен: потребности профессионального роста, достижений, самосовершенствования и самовыражения являются самыми значимыми. По теории 2-х факторов Герцберга - это мотивирующие потребности.
Понимание же индивидуально-психологических особенностей детей будет основой их развития. Совершенствование индивидуальных и творческих способностей личности учащегося возможно, на мой взгляд, через сотрудничество.

Цитата: 9 Какую модель организационного поведения Вы предпочитаете:<br />- авторитарную<br />- профессиональной поддержки<br />- помощи<br />- партисипативную (коллегиальную)? - Дифференциально-интегральную...

С Вами можно согласиться, так как в действительности сочетаются все перечисленные модели организационного поведения, Отдать предпочтение какой-либо из них - это личный выбор каждого человека.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Светлана Едренникова, 30.08.2009, 12:44) <{POST_SNAPBACK}>

> Понимание же индивидуально-психологических особенностей детей будет основой их развития. Совершенствование индивидуальных и творческих способностей личности учащегося возможно, на мой взгляд, через сотрудничество.
- Cотрудничество будет более успешным, если проникнуться мыслью: мы - части общего целого, как руки, ноги ... - части одного организма. Коммерческое же сотрудничество - больше развращает: достаточно хорошего, точного, устойчивого эквивалента "обмена" нет и такой обмен не может быть сбалансирован, более того, "доброжелатели" обязательно откроют на это глаза...

>> 9 Какую модель организационного поведения Вы предпочитаете:
- авторитарную
- профессиональной поддержки
- помощи
- партисипативную (коллегиальную)? - Дифференциально-интегральную...
> С Вами можно согласиться, так как в действительности сочетаются все перечисленные модели организационного поведения, Отдать предпочтение какой-либо из них - это личный выбор каждого человека.
- Здесь я хотел подчеркнуть необходимость обладания, владения предельно широким арсеналом инструментов, с одной стороны, а с другой - своевременного и уместного, адекватного применения нужного из них.

PS: Светлана Ивановна, угловые скобки тегов здесь следует заменять на квадратные. Разрыв строки - просто <Enter>.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+