Личный кабинет

Инновации: подлинные и мнимые

"Активные" доски и пассивные ученики - это возврат к средневековой школе
Рустам Курбатов ( Пользователь )
Инновации: подлинные и мнимые.

Директор одной французской школы, работающей «по системе Френе», Вероник Деккер, была в гостях. Ходили смотреть обычную московскую школу. Завуч спрашивает: «А сколько у вас там, в Париже, компьютеров в школе?» И ответ Вероники: «Есть школы, где по два компьютера на одного ребенка. Но дело не в этом. Дело в том, хочет ли ученик учиться и понимает ли он смысл того, что делает…»

Мне кажется, эта история может служить хорошим эпиграфом к размышлению об инновацях. Мы живем в эпоху инноваций: была эпоха всеобуча, потом – реформ, а сейчас – инноваций. Это слово определяет суть министерской политики. Но какой смысл вкладывается?

Кажется, под «инновациями» понимается главным образом техническая сторона дела: интерактивные доски, персональные компьютеры, подключение школ к интернет. Кто ж спорит – конечно, каждая школа должна иметь выход в интернет. Но суть-то не не в этом. «К доске пойдет… К доске пойдет…» Чувствуете, озноб по коже и поджилки дрожат? И какая разница, к какой доске «пойдет»: к деревянной или интерактивной…

Доска она есть доска. И национальный проект обеспечения школ «активными досками» только консервирует средневековую школу. Школу, где парты стоят рядами, а перед активной доской сидят пассивные ученики.

А это, кажется, самая инновативная наша инновация. Что уж говорить о прочих импульсах сверху. Я не буду приводить примеры, каждый учитель сам сможет составить список, если надо. Ясно одно: все эти «волны» инициатив сверху заканчиваются песчаными дюнами бумаг внизу.

Инновация в Школе – противоречие в определении. Инновация в армии, направленная на гуманизацию уставов и искоренение дедовщины? Инновация в системе пеницитарных учреждений по внедрению «личностно ориентированной» и «здоровьесберегающей» системы содержания…

Дело не в инновациях - надо подумать о самих основах Школы как социального института.

Два, как представляется, вектора такого "думания": свобода и мышление.

Свобода. Снизить градус принуждения и допустить немножко свободы можно лишь в том случае, если ребенку будет интересно в школе и он будет понимать смысл того, что он делает. А это тянет за собой еще пучок «векторов»: серьезное сокращение объема программ, свобода учителя в выборе содержания, возможность – пусть небольшая – обсуждения с детьми, что и как делать…

Мышление. Отказ от модели "школы как водокачки", перекачивающей кубометры знаний, умений и навыков из учебников в головы детей. Отказ от мифологемы «прочного знания» (ведь именно этим и гордимся мы…), потому что прочное знание – это всегда неподвижное, мертвое знание. Человек «с прочными знаниями» часто не способен думать.

Большей ценностью могло бы быть «живое знание»: умение удивляться, задавать вопросы, не понимать, смотреть со стороны, чувствовать и догадываться, «видеть сердцем». Это и есть мышление. Критическое, самостоятельное – эти дополнения не важны. Одно слово – мышление.

Я понимаю, что обозначить эти «векторы» удалось лишь пунктиром. Надеюсь, участники ПЕДСОВЕТА дорисуют недорисованное (или направят стрелки в другую сторону).

Итак, коротко:

1. Оснащение школы интерактивными досками и подключение к интернету - это, скорее, "мнимая инновация"

2. "Подлинная инновация" невозможна без переосмысления самой основы Школы как общественного института. Чуть больше свободы и чуть меньше схоластики - вот смысл подобной инновации.

Источник - блог "Школа для Тома Сойера"
Валерий Залавин ( Пользователь )
Цитата (Рустам Курбатов, 23.08.2009, 23:53) <{POST_SNAPBACK}>
2. Нужно было серьезно передумать сами основания школы как общественного института. Чтоб было чуть больше свободы и возможности думать...


Рустам, думаю Вы сам и ответили, почему школа не может учить думать. До сих пор школа - отрасль народного хозяйства, дающая вал по плану под названием Образовательный стандарт, а отнюдь не общественный институт. Для изменения нужно ни много, ни мало, что бы государство отказалось от диктата. Подозреваю, что это невозможно принципиально.
Ирина Масалыгина ( Пользователь )
Верю, что школа может и должна научить думать. Дело ведь не столько в госзаказе, а в том кто его выполняет. Учитель, это тот, кому есть чему учить. Он, во-первых, личность. Во-вторых, любит и прекрасно знает предмет. У такого учителя всегда будут ученики, которые не боятся идти к любой "доске". И, уверяю, таких учителей еще много, несмотря на равнодушие к их судьбам со стороны чиновников от образования.
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Рустам Курбатов: "Не инновация нужна Школе – а глубокая, структурная реформа."

Глубоко согласен. Но это едва ли реально. Без инноваций не обойтись. Более того - пока в них только и спасение. На мой взгляд.

Ваш опыт, как и Ваша тема, - тоже об этом. Вы - чистокровный инноватор! Но педагогические инновации, как я понимаю, могут быть разными.
Вот инновация Ваша - Школа Ковчег, А вот еще одна - Школа Щетинина. О Вашей ШК что известно миру? А ШЩ - для педагогического мира как заноза, и кто только не пытался её исклевать - от ученого до священника.

Согласен, нужна глубокая реформа всей системы образования! У Вас есть её ФОРМА (ПРОЕКТ)? Хотя бы в общих чертах?
С уважением, АСМатур.
Григорий Ищук ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
Разрешите мне в самом начале разговора (так уж получилось) открыть новую ветку: Инновация как личная мечта и социальный миф

А о глубокой реформе (как инновации) поговрим здесь!
Рустам Иванович, не возражаете?
Мехрибан Бабашева ( Пользователь )
[quote name='Синица' date='24.08.2009, 03:59' post='123164']
Верю, что школа может и должна научить думать. Дело ведь не столько в госзаказе, а в том кто его выполняет. Учитель, это тот, кому есть чему учить. Он, во-первых, личность. Во-вторых, любит и прекрасно знает предмет. У такого учителя всегда будут ученики, которые не боятся идти к любой "доске". И, уверяю, таких учителей еще много, несмотря на равнодушие к их судьбам со стороны чиновников от образования.
[/qu
С благодарностью вспоминаю тех своих учителей, которые сумели "выделить" меня из массы учеников, заметили во мне какие-то именно мои достоинства, способности, задатки. Это и есть задача учителя - увидеть и поддержать личность, помочь ей развиться. Конечно, достоинства технического прогресса неоспоримы и они современной школе нужны. Но при этом нельзя относиться с пренебрежением к ученику и к учителю . Ничто не в состоянии заменить человеческую поддержку, дружеское участие учителя в судьбе ребёнка.
Михаэль Арест ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Глубокая реформа начинается с первых простых шагов, а не с заумных заоблачных высей.Научили ребенка таблице умножения и он даже не почувствовал - инновация вместо зубрежки.Поиграли с ребенком в магазин и он познал ВСЮ арифметику - инновация.
Когда начинают говорить о глубоких структурных...я вспоминаю строительство коммунизма.А коммунизм начинается с первого шага:ребенка не знаниями набивают,а учат открытия совершать чтобы он в обмене открытий ОТНОШЕНИЕ строил с другими детьми.Чтобы в классе чувствовал что без него не начнут!Это педагогика Френе?Вот странно,никогда о ней не слышал.Можно не читать Библию и прожить жизнь человеком.Можно и наоборот.
У детей должна быть сформирована главная заповедь:"Чем больше отдаешь другим - тем больше получаешь сам".Это можно отнести опять к чьей - то педагогике?Может быть,к педагогике жизни?
С уважением! Михаил Яковлевич
Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (Михаэль Арест, 24.08.2009, 16:39) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги! Глубокая реформа начинается с первых простых шагов, а не с заумных заоблачных высей.Научили ребенка таблице умножения и он даже не почувствовал - инновация вместо зубрежки.Поиграли с ребенком в магазин и он познал ВСЮ арифметику - инновация.
Когда начинают говорить о глубоких структурных...я вспоминаю строительство коммунизма.А коммунизм начинается с первого шага:ребенка не знаниями набивают,а учат открытия совершать чтобы он в обмене открытий ОТНОШЕНИЕ строил с другими детьми.Чтобы в классе чувствовал что без него не начнут!Это педагогика Френе?Вот странно,никогда о ней не слышал.Можно не читать Библию и прожить жизнь человеком.Можно и наоборот.
У детей должна быть сформирована главная заповедь:"Чем больше отдаешь другим - тем больше получаешь сам".Это можно отнести опять к чьей - то педагогике?Может быть,к педагогике жизни?
С уважением! Михаил Яковлевич


Получается что подлинная инновация -"У детей должна быть сформирована главная заповедь:"Чем больше отдаешь другим - тем больше получаешь сам".??
Валерий Фрадкин ( Пользователь )
Инновации нужны только в том случае, когда они идут от потребности школы, учителя. А когда требуется план по инновационной деятельности - они никому не нужны. Кто, где и когда изучал влияние инноваций на качество образования (если, конечно, это можно объективно посмотреть). Я знаю множество учителей, которые никаких особых инноваций не используют, но и дети их любят, и результаты у них замечательные.
А глубокая реформа, конечно, нужна. И первое и самое главное в глубокой реформе образования - перестать врать. Сегодня все наше образование построено на лжи: от поступления в престижную школу или институт, сдачи и пересдачи зачетов и контрольных до зарплат учителей и финансирования
Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (vef, 24.08.2009, 16:49) <{POST_SNAPBACK}>
И первое и самое главное в глубокой реформе образования - перестать врать. Сегодня все наше образование построено на лжи: от поступления в престижную школу или институт, сдачи и пересдачи зачетов и контрольных до зарплат учителей и финансирования


Вот за такой инновацией (которая помогла бы убрать ложь) я задрав штаны побежал бы.
Или как без старого не бывает нового, так и без лжи не бывает правды?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+