Личный кабинет

Теория и методика дистанционного обучения

Проблемы создания качественного дистанционного обучения часто упираются в незнание основ теории и методики дистаницонного обучения
Наталия Никуличева ( Пользователь )
В данной теме предполагается обсудить интересные подходы к организации теории и методики преподавания при дистанционном обучении (ДО): педагогогические технологии ДО, существующие концепции ДО, уместность использования тех или иных средств ИКТ при достижении учебных целей и т.д.
Итак, вопрос, который давно уже назрел в образовании, - какие постулаты стоит поставить во главу угла при создании качественной системы ДО, которая бы в конечном итоге по эффективности не уступала очному обучению?
Игорь Кривченко ( Пользователь )
Уважаемая Наталия!

Прежде, чем ответить на Ваш последний вопрос, хотелось бы обсудить две трактовки термина "эффективность". Если под этим понимать только качество получаемого учеником образования (обучение+развитие+воспитание) и не брать в рассмотрение затраты ресурсов, то это один вектор обсуждения. Если же под этим понимать минимизацию затрат ресурсов (на разработку, внедрение, обучение, совершенствование и т.п.) с получением приемлемого уровня образования, то это другой вектор обсуждения. И третий - совместное рассмотрение этих аспектов. Соответственно, постулаты для этих трех случаев будут различны.

Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 21:19) <{POST_SNAPBACK}>
Прежде, чем ответить на Ваш последний вопрос, хотелось бы обсудить две трактовки термина "эффективность". Если под этим понимать только качество получаемого учеником образования (обучение+развитие+воспитание) и не брать в рассмотрение затраты ресурсов, то это один вектор обсуждения. Если же под этим понимать минимизацию затрат ресурсов (на разработку, внедрение, обучение, совершенствование и т.п.) с получением приемлемого уровня образования, то это другой вектор обсуждения. И третий - совместное рассмотрение этих аспектов. Соответственно, постулаты для этих трех случаев будут различны.


Уважаемый Игорь!
Эффективное обучение, если исходить из этимологии слова «эффективный», означает действенный (для определенной области производства, сферы деятельности, пр.). В системе образования эффективными можно назвать концепцию, метод, средство обучения, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения. К. Маркс в понятие эффективности как раз и вкладывал достижение цели с учетом качества достигнутого результата, с учетом затраченного на это времени и с учетом материальных и трудозатрат.

Любая форма обучения нуждается в определении ее эффективности, чтобы быть достаточно уверенным в том, что материальные и интеллектуальные затраты на организацию данной системы обучения в конце концов оправдают себя. Существует мнение у некоторых западных, да и отечественных педагогов (кстати, как правило, не слишком искушенных в использовании данной формы обучения) о том, что дистанционное обучение – это дешевая и не очень качественная форма получения образования.

Таким образом, мы выходим на понятие «качество обучения».
Под качеством обучения следует понимать такую организацию взаимодействия учителя и учащихся (преподавателя и студентов), т.е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентно способными в развивающемся обществе.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

  • эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
  • используемых при этом педагогических технологий;
  • эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
  • эффективности обратной связи.
Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Как показывает практика, при грамотной организации эффективность обучения в дистанционной форме сопоставима с эффективностью в очной форме при прочих равных условиях.

Что же касается "минимизации затрат ресурсов (на разработку, внедрение, обучение, совершенствование и т.п.) с получением приемлемого уровня образования", то где гарантия, что это будет эффективным? Эффективным для чего или для кого? Для экономики учреждения?
Если мы сэкономим на фундаменте, то наш дом покосится через полгода, а через год рухнет. О какой эффективности речь, если преподавателям не заплатят за разработку ресурсов, и, соответственно, они их сделают спустя рукава? И также будут проводить сами дистанционные курсы? Что и для кого тут будет эффективным? Только жалобы студентов на некачественное обучение! :)

Игорь Кривченко ( Пользователь )
Цитата (Наталия Никуличева, 25.08.2009, 22:04) <{POST_SNAPBACK}>
Что же касается "минимизации затрат ресурсов (на разработку, внедрение, обучение, совершенствование и т.п.) с получением приемлемого уровня образования", то где гарантия, что это будет эффективным? Эффективным для чего или для кого?

Вот на последний вопрос я и планировал прояснить с Вашей помощью ответ - мы обсуждаем "эффективность обучения" с точки зрения только воздействия на обучаемого или же с точки зрения воздействия на обучаемого в рамках определенного бюджета в широком смысле (индивидуальных и групповых дистанционных и очных сессий, индивидуальных рецензий и "доводки" работ или же только рецензий и т.д. и т.п. в конечном счете выражающееся в цифрах, проходящих по бухгалтерии, если говорить о затратах обучающих)?

Честно говоря, я пользуюсь скорее экономическим определением эффективности:
Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 21:19) <{POST_SNAPBACK}>
... минимизацию затрат ресурсов (на разработку, внедрение, обучение, совершенствование и т.п.) ...

Поясню не очень четко выраженную мысль в моем в предыдущем сообщении. Говоря "обучение" (см. цитату), я имел в виду не только затраты учителей, но и обучающихся, например, выраженные в часах (изучение дистанционных материалов, поиск нужной информации в сети, общение с куратором, общение с коллегами по групповому дистанционному взаимодействию и т.д.)

Если мы обсуждаем постулаты только в педагогическом отношении, то это тоже возможно.
Однако, хотелось бы четче очертить круг.
Вера Нефедова ( Пользователь )
Цитата (Наталия Никуличева, 23.08.2009, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
... какие постулаты стоит поставить во главу угла при создании качественной системы ДО, которая бы в конечном итоге по эффективности не уступала очному обучению?

Мне кажется, что не в постулатах тут дело. Для того, чтобы добиться качественной системы ДО, надо сначала выстроить саму систему ДО. В настоящий момент наблюдается фрагментарный подход к решению данной проблемы. Среди причин создавшейся ситуации одной из главных считаю отсутствие методологического подхода к решению данной проблемы учреждениями определенных типов.
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Преамбула нашего Форума сформулирована так: "Проблемы создания качественного дистанционного обучения часто упираются в незнание основ теории и методики дистанционного обучения".

Знай или не знай "основы теории и методики ДО", если у вас нет современных мультимедийных интерактивных ЭОР, доступных в online, "качественного ДО" не добиться. Как можно качественно обучать дистанционно, если у вас нет эффективных ЭОР? Как можно качественно играть в футбол, если у вас нет мяча; а то, что есть не мяч, а консервная банка системы "гипертекст"?

Стратегия реализации программы информатизация образования, как мне кажется, в корне неверна. Не обозначен приоритет - насыщение Интернет современными мультимедийными ЭОР, доступными в online. Как правило, разрабатываемые ЭОР не соответствуют стандарту SCORM и, соответственно, не работают в составе LMS - систем управления учебным процессом. Большинство созданных ЭОР - примитивные гипертексты. Сложные мультимедийные ЭОР, зачастую, создаются непрофессиональными в области создания информационного продукта структурами - вузами, книжными издательствами и пр.

Необходимо создать полный комплект эффективных мультимедийных online-ЭОР для школ и вузов и "вбросить" их Интернете. Например, администрация Обамы запустила программу объемом в $500 млн. по созданию online ЭОР, которые будут доступны всем через Интернет ( http://websoft-elearning.blogspot.com/2009...500-online.html ).

Учитывая современный уровень развития инфраструктуры ИКТ в России (компьютеры; смартфоны; доступность неограниченного трафика Интернета; огромные объемы памяти и т.д.), достаточно разработать и "вбросить" в Интернет современные ЭОР для школ и вузов и процесс модернизации запуститься сам. Надо сломать стереотипы и информатизацию образования переориентировать в первую очередь на площадку домашних компьютеров.

Мультимедийные интерактивные ЭОР, в которых имеются аккуратно подготовленные видеолекции лучших авторов, "научают" лучше преподавателя. Обучение происходит тотально; как в очном режиме, так и в - дистанционном, распределяясь во времени и в пространстве. В случае с мультимедийными ЭОР происходит отход от традиционного педагогического процесса. При этом меняется роль преподавателя. Преподаватель включает эти мультимедийные материалы в СВОЙ творческий учебный процесс по собственному усмотрению. Снижается нагрузка на него, что позволяет больше времени уделять воспитанию, а также таким дидактическим формам учебной работы, как групповое обсуждение, проектные задания, практика (или обучение других).

Но пока у нас не будет фундамента в виде современных online-ЭОР, то в принципе не может быть модернизации образования на основе ИКТ.
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 23:07) <{POST_SNAPBACK}>
Вот на последний вопрос я и планировал прояснить с Вашей помощью ответ - мы обсуждаем "эффективность обучения" с точки зрения только воздействия на обучаемого или же с точки зрения воздействия на обучаемого в рамках определенного бюджета в широком смысле (индивидуальных и групповых дистанционных и очных сессий, индивидуальных рецензий и "доводки" работ или же только рецензий и т.д. и т.п. в конечном счете выражающееся в цифрах, проходящих по бухгалтерии, если говорить о затратах обучающих)?


Игорь!
Пытаюсь понять разницу между первой и второй точки зрения и не вижу её. Вторая является продолжением первой.

Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 23:07) <{POST_SNAPBACK}>
Честно говоря, я пользуюсь скорее экономическим определением эффективности:
Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.


Это замечательно. Но сейчас речь не об экономической стороне дистанционного обучения, а о теории и методике. Если хотите, можем обсудить экономическую схему ДО - у меня она разработана и опубликована неоднократно. Но это уже в другой теме форума.

Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 23:07) <{POST_SNAPBACK}>
Поясню не очень четко выраженную мысль в моем в предыдущем сообщении. Говоря "обучение" (см. цитату), я имел в виду не только затраты учителей, но и обучающихся, например, выраженные в часах (изучение дистанционных материалов, поиск нужной информации в сети, общение с куратором, общение с коллегами по групповому дистанционному взаимодействию и т.д.)


Ну это понятно. Время учитывается в календарно-тематическом плане, где определены часы на изучение каждой темы. Любая форма обучения предполагает затраты со стороны учащегося. Вопрос в чём?

Цитата (Игорь Кривченко, 25.08.2009, 23:07) <{POST_SNAPBACK}>
Если мы обсуждаем постулаты только в педагогическом отношении, то это тоже возможно.
Однако, хотелось бы четче очертить круг.


Игорь, я пытаюсь понять, что Вы хотите у меня уточнить, но, увы, мне пока этого не удаётся сделать! :)
Постулаты для создания качественного ДО могут описывать разные стороны ДО, но при этом они должны играть на плюсы. Нам известны примеры экономически выгодного, но абсолютно неэффективного ДО, когда происходит "продажа дипломов" под видом ДО.
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Вера Нефедова, 26.08.2009, 12:54) <{POST_SNAPBACK}>
Мне кажется, что не в постулатах тут дело. Для того, чтобы добиться качественной системы ДО, надо сначала выстроить саму систему ДО. В настоящий момент наблюдается фрагментарный подход к решению данной проблемы. Среди причин создавшейся ситуации одной из главных считаю отсутствие методологического подхода к решению данной проблемы учреждениями определенных типов.


Вера!
Качественная система ДО также дожна выстраиваться, опираясь на определённые постулаты! :)
Методологии в области ДО уже наработано достаточно много. Даже если начать с теминологии, то по ней уже видно несколько направлений деятельности разных научных школ. Об этом подробнее можно почитать в блоге "Дистанционное обучение" http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...blogid=249&
Другой вопрос, что многие учреждения, пытаясь организовать у себя ДО, действуют наобум, покупая облочки, создавая свои электронные учебники путём сканирования бумажных учебников, создавая примитивные тесты. И только когда это ДО не приносит желаемого эффекта, они едут на курсы повышения квалификации и начинают изучать методологию ДО. И то не все. Многие просто отказываются от ДО, считая его неэффективной формой обучения.
Поэтому всё же думаю,что постулаты нужны :)
Наталия Никуличева ( Пользователь )
Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Преамбула нашего Форума сформулирована так: "Проблемы создания качественного дистанционного обучения часто упираются в незнание основ теории и методики дистанционного обучения".

Знай или не знай "основы теории и методики ДО", если у вас нет современных мультимедийных интерактивных ЭОР, доступных в online, "качественного ДО" не добиться. Как можно качественно обучать дистанционно, если у вас нет эффективных ЭОР? Как можно качественно играть в футбол, если у вас нет мяча; а то, что есть не мяч, а консервная банка системы "гипертекст"?


Джавад!

Знать основы теории и методики ДО всё же надо. Иначе как можно сделать качественные дистанционные курсы и потом их проводить?
Наличие готовых ЭОР - это только 1/4 всего успеха. Остальное занимает наличие методической подготовки дистанционного преподавателя, наличие технической системы (оболочка, сайт), наличие организационно-управленческого аспекта (чёткая иерархия от зама директора по ДО до каждого дистаницонного педагога и программиста, чёткий административный контроль на всех ступенях). Только после этого ЭОРы можно будет эффективно использовать.
По поводу "консервной банки" :)
Если Вы отличный учитель математики, имеет ли значение, какой учебник у Вас в руках - насколько он старый и рваный или новый и красивый? Думаю, что Вы сможете преподавать с любым в руках.
Если все лекции курса есть в гипертексте - это основа для любого курса. На это сверху можно наложить любые педтехнологии и ИКТ. Главное, чтобы учитель знал, как это методически правильно делать, чтобы достичь цели.

Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Стратегия реализации программы информатизация образования, как мне кажется, в корне неверна. Не обозначен приоритет - насыщение Интернет современными мультимедийными ЭОР, доступными в online. Как правило, разрабатываемые ЭОР не соответствуют стандарту SCORM и, соответственно, не работают в составе LMS - систем управления учебным процессом. Большинство созданных ЭОР - примитивные гипертексты. Сложные мультимедийные ЭОР, зачастую, создаются непрофессиональными в области создания информационного продукта структурами - вузами, книжными издательствами и пр.

Необходимо создать полный комплект эффективных мультимедийных online-ЭОР для школ и вузов и "вбросить" их Интернете. Например, администрация Обамы запустила программу объемом в $500 млн. по созданию online ЭОР, которые будут доступны всем через Интернет ( http://websoft-elearning.blogspot.com/2009...500-online.html ).


Да их уже масса в Интернете! :)
На соседней ветке форума мы как раз их и обсуждаем http://pedsovet.org/forum/topic5498.html

Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Учитывая современный уровень развития инфраструктуры ИКТ в России (компьютеры; смартфоны; доступность неограниченного трафика Интернета; огромные объемы памяти и т.д.), достаточно разработать и "вбросить" в Интернет современные ЭОР для школ и вузов и процесс модернизации запуститься сам. Надо сломать стереотипы и информатизацию образования переориентировать в первую очередь на площадку домашних компьютеров.


Ничего само по себе не запустится! Это очень распространённое заблуждение! Это из серии "Дайте нам золотой рояль, и мы на нём сочиним великую классическую музыку!"
В Интернет, как Вы выражаетесь, уже "выброшено" море всего. Посмотрите коллекции:
http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог учебных продуктов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Каталог ИУМК, ИИСС, ЦОР.
http://www.fcior.edu.ru/ Каталог учебных модулей по дисциплинам ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Что, скажете, что там плохие ресурсы? Нет, ресурсы хорошие, и их масса.
И что???

Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Мультимедийные интерактивные ЭОР, в которых имеются аккуратно подготовленные видеолекции лучших авторов, "научают" лучше преподавателя.


У меня такое ощущение, что Вы никогда никого не обучали дистанционно :)
Лучше преподавателя никто не обучит - это факт. Видеолекцию ученик в лучшем случае пролистает, в худшем - не запустит вообще. Даже участвуя в вебинаре, где нужны активные формы работы, ученики отвлекаются, не успевают... На дистанционном уроке они все равно не понимают чего-то, приходится объяснять дополнительно. И это при "живой" связи в он-лайн! А что говорить о видеолекции, когда ученик должен пассивно слушать?
Очень распространённое заблуждение! :)

Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Обучение происходит тотально; как в очном режиме, так и в - дистанционном, распределяясь во времени и в пространстве. В случае с мультимедийными ЭОР происходит отход от традиционного педагогического процесса. При этом меняется роль преподавателя. Преподаватель включает эти мультимедийные материалы в СВОЙ творческий учебный процесс по собственному усмотрению. Снижается нагрузка на него, что позволяет больше времени уделять воспитанию, а также таким дидактическим формам учебной работы, как групповое обсуждение, проектные задания, практика (или обучение других).


А Вы уверены, что это правильно и эффективно - "отход от традиционного педагогического процесса", "меняется роль преподавателя", "снижается нагрузка"? Это всё играет на пользу ученику? Увы и ах! Обучая дистанционно школьников, студентов, слушателей повышения квалификации, могу сказать - при ДО нагрузка на педагога увеличивается в 3-4 раза, если, конечно, педагог ведёт обучение качественно. И уповать на то, что видеофайл с лекцией кого-то обучит, тест проверит, а преподаватель будет сидеть бамбук курить - это 1% надежды. Конечно, бывают такие ученики, которые и сами способны всё изучить - тип отличников и медалистов. Но это исключения, а не правила.

Цитата (Джавад Аветисян, 26.08.2009, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Но пока у нас не будет фундамента в виде современных online-ЭОР, то в принципе не может быть модернизации образования на основе ИКТ.


Модернизация заключается не только в средствах обучения, но и в методиках, программах, концепциях. Нужно смотерть на картину мира целостно, видеть все аспекты сразу. Тогда будет больше пользы всем! :)
Олег Лавров ( Пользователь )
Здравствуйте Наталия!

Мне нравится Ваш ответ Джаваду.
Вопрос - если все есть (ресурсы, понимание необходимости, успешные внедрения, методики), то почему из года в год идет обсуждение, споры, дискуссии в форумах? Почему не становится все это ДО текущей практикой текущей системы обучения, научения, образования?


С уважением и заинтересованностью, Олег Лавров


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+