Личный кабинет

Системный подход в информатике (учебники Н.В. Макаровой)

Наталья Макарова ( Пользователь )
В учебно-методическом комплекте «Информатика и ИКТ» под ред. профессора Н.В. Макаровой стержнем является системный подход. Наш авторский коллектив несколько раз проводил обновление учебников, но при этом всегда придерживался своей концептуальной линии. Мы видим в качестве основных целей преподавания информатики – развитие мышления, формирование исследовательских умений, активизацию познавательного и творческого потенциала школьника. Придерживаясь нашей линии, естественно развиваются и коммуникативные навыки.

Замечательно, что у нас есть компьютерные классы, где можно изучать всевозможные технологии, но для достижения поставленных целей этого недостаточно. Любая область знаний содержит инвариантное ядро – теорию. И информатика не должна быть исключением. Нужны уроки безкомпьютерные теоретические, где можно было бы думать, обсуждать, анализировать альтернативные решения, работать в команде. Да, это гораздо труднее, нежели осваивание новых ИТ.

Но это возможно и об этом свидетельствует опыт многих учителей, которые последовательно учат по нашим учебникам, начиная с первых шагов.

Обращаю Ваше внимание, что учебно-методический комплект ориентирован на базовый, а не на профильный уровень. Мы считаем, что на самом деле, учебники обеспечивают углубленный базовый уровень, который позволяет подготовить квалифицированного пользователя.

Нам бы хотелось узнать мнение учителей и методистов относительно использования наших учебников при обучении информатики в ваших школах.

Что хорошо? Что следует усилить? Что добавить или убрать?

Какие Вы можете предложить новые перспективные темы? и т.д.

Приглашаю к обсуждению.

Ждем Ваших предложений и замечаний.
С уважением,
Макарова Наталья Владимировна

Федор Ткачев ( Пользователь )
И системность важна, и бескомпьютерные занятия. Вне всякого сомнения.

Тут вопрос в том, как понимать и "базовый уровень" и его "углубленный" вариант. Лично я с интерпретацией этого пункта, подразумеваемой в комплекте, не согласен.

А для настоящего системного подхода нужно много знать и глубоко это многое понимать.
А ввиду роли информатики как мостика между естественными языками и математикой -- так и очень-очень много и глубоко.

Я сразу приобрел полный комплект, как увидел, именно из-за того единства, которое там есть, что ценно.
Но у меня не создалось впечатление, что его можно взять за нулевое приближение, только поправляя которое, можно вырулить на хорошее приближение к идеалу. Тут, конечно, опять дело в разнице интерпретаций того, что такое "базовый уровень" и проч.

В общем, впереди еще много работы :)
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Я учебники Макаровой никогда не читал. Но слышал, что школьные учителя ими довольны, те кто используют. НО у нас больше в ходу Семакин и Угринович. Прричем последние два года я про Макарову точно ничего не слышал в нашем крае.
Наталья Макарова ( Пользователь )
Уважаемый Федор Васильевич!

1. Сначала отвечу на более простой вопрос:

«Как понимать «базовый уровень» и «углубленный (расширенный) вариант базового уровня»?»



Обратимся к стандарту по информатике для 8-9 кл. и непрофильных школ (10-11кл) и к соответствующим им БУП. Список предполагаемых к освоению школьником тем более или менее достаточен. Подстроимся, не первый раз. Хотя вызывает недоумение самый вопиющий факт - отбор списка дидактических единиц произведен при грубом нарушении принципа соподчиненности. Есть еще ряд существенных замечаний, но это уже не относится к данной теме.

После сопоставления этим стандартам БУП, который должен реализовываться в школе, наступит глубокое разочарование. Объема часов катастрофически мало. Их хватит только для ознакомления с предлагаемыми в стандарте темами. Какое уж тут приобретение устойчивых навыков. Конечно, в школе так или иначе, многим удается увеличить кол. часов на изучение. Однако, как правило, они используются исключительно для освоения каких-либо ИТ (ведь это всегда можно продемонстрировать, это проще, чем изучать теорию!). Таким образом в рамках стандарта получить качественные знания, полагаю, весьма проблематично.

Наша программа предполагает изучение всех тем при большем кол. часов (желательно по 2 час. в неделю в каждом классе, причем с 7-го, а еще лучше с 5-го кл.).

В этой же программе есть вариант, ориентированный на БУП, в котором представленный в учебниках материал изучается выборочно. Это и будет базовый уровень.

Таким образом, если следовать нашим рекомендациям по объему содержания в наших учебниках и объему рекомендуемых часов, то мы имеем «углубленный (расширенный) вариант базового уровня», т.е. обучение ведется по нашей авторской программе (см. изданное метод. пособие Н.В.Макарова «Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)»).



2. Что касается второго тезиса, относительно системного подхода «…Но у меня не создалось впечатление, что его можно взять за нулевое приближение, только поправляя которое, можно вырулить на хорошее приближение к идеалу.»



Жаль, что не создалось. Мы считаем, что нам удалось реализовать как раз пропедевтический уровень системного подхода, а особенно там, где изучается моделирование. Очень бы хотелось обсудить более подробно эту тему.

Возможно, если у Вас есть к этому интерес, Вы сначала познакомитесь с основными нашими идеями, изложенными в Программе…. Кроме того, более внимательно прошу Вас посмотреть последние учебники «Информатика и ИКТ. 8-9 кл.», «Информатика и ИКТ. 10 кл.», и фрагментарно «Информатика и ИКТ. 11 кл.».

Любая дискуссия, если люди заинтересованы в общем деле, а не в реализации собственных амбиций, должна принести плоды. Я давно хотела найти людей, которые заинтересованы в формировании содержания предмета информатики не только как технологической или программисткой дисциплины, а, в большей части, создания теоретического инвариантного ядра, основанного на системном подходе. Тем более мне интересен контакт с Вами, т.к. Вы являетесь куратором программы «Информатика 21».

Желательно, основную часть дискуссии по этому вопросу организовать в форме переписки по личным e-mail. Пишите по адресу mak0011@mail.ru.



С уважением,

Наталья Владимировна



Наталья Макарова ( Пользователь )
Уважаемый, Виталий Валерьевич!
Рекомендую зайти на наш сайт и более подробно познакомиться с нашими учебниками. Надеюсь, в Вашем лице приобретем единомышленника.
http:/makarova.piter.com
Станислав Михалкович ( Пользователь )
Цитата (Наталья Владимировна Макарова, 17.08.2009, 00:04) <{POST_SNAPBACK}>
В учебно-методическом комплекте «Информатика и ИКТ» под ред. профессора Н.В. Макаровой стержнем является системный подход.

Нам бы хотелось узнать мнение учителей и методистов относительно использования наших учебников при обучении информатики в ваших школах.

...

Что хорошо? Что следует усилить? Что добавить или убрать?

Приглашаю к обсуждению.


Уважаемая Наталья Владимировна!

Ваши учебники знаю давно и считаю, что подход, предлагаемый в них, - наиболее системный и внутренне сбалансированный. Не могу считать себя экспертом в школьном образовании, поскольку преподаю в ВУЗе и всегда рассматриваю то, что дается в школе, достаточно однобоко - с точки зрения того, понадобится ли это в ВУЗе. Хотя, еще раз подчеркну: ваши учебники имеют четкий и понятный стержень, нацеленный более на пользователей и на базовый уровень. В рамках этой задачи - все темы интересны, насыщены, сбалансированы - по крайней мере, навскидку - я еще раз просмотрел оглавления ваших книг.

А проблема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание, следующая. С этого года ЕГЭ по Информатике стал единственной возможностью поступить в профильные ВУЗы. Прагматически и школьники и учителя нацелены именно на сдачу ЕГЭ по информатике, а не на получение системных знаний. Не обсуждая проблемы ЕГЭ, хочу обратить внимание вот на что: Вы как бы дистанцируетесь от профильного обучения Информатике. С точки зрения ЕГЭ комплект всех ваших учебников имеет с 2009 года простой недостаток - с его помощью сложно подготовиться к ЕГЭ на высокий балл. То есть, задачи уровня C в базовых учебниках отсутствуют (насколько я обратил внимание), а в руководстве по подготовке к ЕГЭ отсутствует задача уровня C4 (я могу ошибаться, просматривал бегло). И - Лого-миры - правильное решение для непрофильного курса (исходим из того, что большинству школьников профессиональное программирование не нужно) - абсолютно не годится для ЕГЭ - там Бейсик, Паскаль, школьный алгоязык и C (стал появляться). То есть, чисто прагматически учитель задаст вопрос - по какому учебнику мне заниматься, чтобы подготовить детей к ЕГЭ? И выбор будет не в вашу пользу, что обидно.

Мой интерес тоже вполне прагматичен - мы при ВУЗе ведем курсы ЕГЭ по информатике, и нам надо рекомендовать литературу. Я бы предпочел рекомендовать один качественный распространенный учебник, но - увы - не могу этого сделать.

Если можно, поделитесь, есть ли планы, связанные с изменением ваших учебников в связи с ЕГЭ?
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Наталья Владимировная я обязательно познакомлюсь с вашими учебниками. Так получилось, что я уже больше 20 лет занимаюсь с учителями информатики и мне конечно надо знать, с чем они работают. Но единомышленика вы в моем лице врядли приобретете. Моя сфера интересов программирование. А средняя школа очень далека от этого предмета. И те учителя кто активно этим занимается, все же больше похожи на педагогов дополнительного образования (кстати я и сам такой) чем на учителей средней школы.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Наталья Владимировна Макарова, 17.08.2009, 15:26) <{POST_SNAPBACK}>
Я давно хотела найти людей, которые заинтересованы в формировании содержания предмета информатики не только как технологической или программисткой дисциплины ...

Наталья Владимировна, прощу прощения, что выразился двусмысленно.

Речь шла не о системном подходе, а о конкретной попытке реализации.
Опять же, тут простая объективность:
С первой итерации сложные проекты не получаются.
Михаил Тимофеевич только с 5-й попытки справился.

С другой стороны, не выполнив первую, вторую, третью и четвертую попытки реализации, не дойти до пятой :)

Письмо отправлено.

С уважением,

Виктор Устинов ( Пользователь )
Большое спасибо Наталья Владимировна за диски, всю ночь качал. Приятно когда даром!
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
Цитата (Виктор Устинов, 19.08.2009, 13:50) <{POST_SNAPBACK}>
Большое спасибо Наталья Владимировна за диски, всю ночь качал. Приятно когда даром!

А откуда Вы качали? Поделитесь ссылочкой

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+