Личный кабинет

Российское образование на демографическом фоне

Сергей Ларичев ( Пользователь )
Вот пришло с рассылкой: <http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=12499932490000000951>
А сам материал расположен здесь: <http://demoscope.ru/weekly/2009/0383/tema01.php>
И называется он: «Российское образование на демографическом фоне»
Давно хотел обратить внимание завсегдатаев «Педсовет.орг» на этот ресурс. Уж очень много демографической мифологии сейчас ходит-бродит по СМИ и прочим субъектам по компостированию мозгов обывателя. Сам я обитаю там уже не первый год. В советские времена, как учитель–географ, я старался заиметь всю доступную статистику. Сейчас выручает Интернет. Так вот, именно на «Демоскоп Weekly» можно найти наиболее здравую аналитику и реальные цифры нынешней демографической ситуации в стране.

А для затравки дам небольшой дайджест этого аналитического обзора, т.к. далеко не все любят переходить по ссылкам:
…Различные уровни образования тесно связаны с возрастом учащихся, а их число и соотношение очень сильно зависит от демографических процессов, которые оказывали, оказывают и будут оказывать сильное влияние на возрастной состав населения России, а значит и на численность всех групп детей, подростков и молодых людей – главных потребителей услуг системы образования всех уровней. На протяжении последних десятилетий число родившихся от года к году сильно менялось… Подобные изменения открывают новые возможности и одновременно порождают новые проблемы для системы образования...

…С 2000 года число рождений в России стало увеличиваться, а с 2005 года начало расти и общее число детей в возрасте до 7 лет, и этот рост, хотя и незначительный, сохранится вплоть до 2018 года. Однако система дошкольного образования оказалась не готова к адекватному ответу на демографические изменения, что выразилось в остановке роста и даже некотором снижении в 2007 году охвата образованием… Снижение охвата вызвано в первую очередь тем, что система, в ее сегодняшнем виде, физически не в состоянии увеличить прием в учреждения дошкольного образования – детские сады, особенно в крупных городах, переполнены, очередь на устройство детей растет, а относительные возможности системы снижаются…

…Уровень вовлеченности населения в среднее образование в России приближается к максимальному: практически все кто может, продолжают обучение после 9-го класса в общеобразовательной школе, организациях начального или среднего профессионального образования. Сегодня уровень такого участия составляет почти 97% (рис. 6) и является одним из самых высоких в мире… Сейчас быстрое сокращение числа детей, а, стало быть, и числа учащихся ведет к снижению, правда более медленному, таких показателей эффективности использования ресурсов, как наполняемость классов, среднее число учащихся в школе, число учеников, приходящихся на одного преподавателя. За последние шесть лет число детей и подростков в России снизилась на 29%, средний размер школы - на 21%, наполняемость классов – на 11% процентов, количество учащихся на 1 преподавателя – на 16%...

…Переход на подушевое финансирование, в массовом масштабе осуществляемый сегодня в среднем образовании, в условиях демографического спада может стимулировать усиление конкуренции за выпускника 9-го класса между учебными заведениями, реализующими различные образовательные программы – общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Если прежде школы были готовы расстаться с частью учащихся после девятого класса, и даже проводили отсев, то с переходом на подушевое финансирование школы постараются максимально сохранить контингенты, поскольку каждый оставшийся в школе ученик означает дополнительные средства…

И так далее, с точной статистикой, сравнением с мировыми показателями, особенно со странами ОЭСР, по всем ступеням образования, с выводами и рекомендациями. В общем, очень насыщенный анализ ситуации, который, ИМХО, каждый нормальный учитель, как говорится, mast read. В материале большое количество интереснейших цифр и диаграмм (что характерно для всех публикаций данного портала).

Если будете читать текст на сайте, то переход между главами обзора нужно делать по меню, что в левой части страницы. Но я бы рекомендовал заглянуть и по адресу рассылки: там внизу есть отличная коллекция ссылок на сопутствующие материалы.
--------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. Считаю, что демографическая тема должна постоянно присутствовать на форуме. Так что, если коллеги поддержат, то можно и продолжить.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Сергей Васильевич, больщущее спасибо. Сразу же сделал закладку и подписался.
И сразу же нашел интересные для меня материалы :)

К Вашему постскриптуму, будучи с ним в целом согласным, предлагаю дополнение:
Достоверные данные, качественный научный их анализ - должны постоянно присутствовать на форуме.
Wladislav Nosyrev ( Пользователь )
Это всё хорошо, но никогда не нужно забывать, что есть ложь, непрада, а еще есть статистика..
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Wladislav, 15.08.2009, 20:07) <{POST_SNAPBACK}>
Это всё хорошо, но никогда не нужно забывать, что есть ложь, непрада, а еще есть статистика..

А ещё есть глубокомысленное пустоболтство по любому поводу.
Владислав Викторович, извините за резкость, но в чём смысл Вашей реплики?
Приведённая Вами расхожая цитата, как и многие другие ярлыки, призвана что-то скрывать.
Родилась она в советское время, и говорила о том, что советская статистика врёт. Классический анализ сделан в своё время В.Селюниным, статья "Лукавая цифра".
Но прежде чем клеймить советскую статистику (а неправомерно интерполируя - и статистику вообще), вспомним о специалистах-статистиках, репрессированных за "сталинскую" перепись, давшую неугодные власти результаты. И не станем клеймить.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Немножко статистики из другого мира «США занимают 49 место в мире по грамотности населения» (The New York Times, 12 декабря 2004). «20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день» (The Week, 7 января 2005). «В прошлом году иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. Впервые за 30 лет сократилось поступление иностранных студентов на всех уровнях, тогда как в Европе и Китае оно значительно выросло. В прошлом году в США число китайцев-выпускников аспирантур упало на 56%, индусов - на 51%, южных корейцев - на 28%» (The New York Times, 21 декабря 2004)

Цитата (sermivoz, 15.08.2009, 10:53) <{POST_SNAPBACK}>
А ещё есть глубокомысленное пустоболтство по любому поводу.
Владислав Викторович, извините за резкость, но в чём смысл Вашей реплики?
Приведённая Вами расхожая цитата, как и многие другие ярлыки, призвана что-то скрывать.
Родилась она в советское время, и говорила о том, что советская статистика врёт. Классический анализ сделан в своё время В.Селюниным, статья "Лукавая цифра".
Но прежде чем клеймить советскую статистику (а неправомерно интерполируя - и статистику вообще), вспомним о специалистах-статистиках, репрессированных за "сталинскую" перепись, давшую неугодные власти результаты. И не станем клеймить.

"Ну собственно, все" Вами "написанное подтверждает известный перечень трех видов лжи - 1) ложь, 2) наглая ложь, 3) статистика"
Реальность же такова:
http://tri-botinka.livejournal.com/11084.html
Аркадий Песков ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 15.08.2009, 11:53) <{POST_SNAPBACK}>
А ещё есть глубокомысленное пустоболтство по любому поводу.
Владислав Викторович, извините за резкость, но в чём смысл Вашей реплики?
Приведённая Вами расхожая цитата, как и многие другие ярлыки, призвана что-то скрывать.
Родилась она в советское время, и говорила о том, что советская статистика врёт. Классический анализ сделан в своё время В.Селюниным, статья "Лукавая цифра".-


«Ложь, наглая ложь и статистика» (полный вариант: Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика, англ. There are three kinds of lies: lies, damned lies, and statistics) — высказывание, приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли, а известность оно получило благодаря Марку Твену после публикации «Главы моей автобиографии» в журнале North American Review 5 июля 1907
Марина Бухаркина ( Пользователь )
Коллеги, может, знает кто про исследования на вот такую тему: оптимальное количество учеников в средней школе. В советское время на курсах у Шамовой (факультет переподготовки работков образования) помню называли цифру 800-1000. Говорили, что школы с количеством учащихся более 1500 плохо управляемы. Были ли исследования на эту тему? И есть ли какие нормативы по количеству учащихся в одной городской школе? Проектирование школьных зданий происходит на основании каких-то нормативных актов, не с потолка же они берут цифру наполняемости средне-статистической школы.. СпасибО!
Лариса Архипова ( Пользователь )
Цитата: Коллеги, может, знает кто про исследования на вот такую тему: оптимальное количество учеников в средней школе. В советское время на курсах у Шамовой (факультет переподготовки работков образования) помню называли цифру 800-1000. Говорили, что школы с количеством учащихся более 1500 плохо управляемы.

Где-то читала, что оптимальное количество учеников в школе - 300. Учителя и учащиеся должны знать друг друга "в лицо", а лучше "по имени". По-моему, это правильно!
Марина Бухаркина ( Пользователь )
Цитата (Лариса Давидовна Архипова, 07.09.2010, 23:27) <{POST_SNAPBACK}>
Цитата: Коллеги, может, знает кто про исследования на вот такую тему: оптимальное количество учеников в средней школе. В советское время на курсах у Шамовой (факультет переподготовки работков образования) помню называли цифру 800-1000. Говорили, что школы с количеством учащихся более 1500 плохо управляемы.

Где-то читала, что оптимальное количество учеников в школе - 300. Учителя и учащиеся должны знать друг друга "в лицо", а лучше "по имени". По-моему, это правильно!



Спасибо за поуст, но очень нужны ссылки на норамативные документы или статьи. На каком основании строители сттроят школу именно на столько-то человек? Есть же наверное какие-то нормы, кем-то утвержденные?
Сергей Леонтьев ( Пользователь )
 
Цитата (Ларичев С.В., 14.08.2009, 19:29) <{POST_SNAPBACK}>

…Переход на подушевое финансирование, в массовом масштабе осуществляемый сегодня в среднем образовании, в условиях демографического спада может стимулировать усиление конкуренции за выпускника 9-го класса между учебными заведениями, реализующими различные образовательные программы – общего среднего, начального и среднего профессионального образования. 

Это уже ощущается в этом году.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+