Личный кабинет

Мотивация

Надежда Казанцева ( Пользователь )
Коллеги, поделитесь впечатлениями: каким образом можно мотивировать учащихся выполнить сложную, трудоемкую, с неопределенным результатом работу?

Я спрашиваю сейчас о Ваших собственных впечатлениях, результатах и наработках.

Хочу уточнить: мои ученики - это студенты второго-четвертого курса специальности "перевод и переводоведение". И учу я их,понятное дело, переводу.

У меня возникают, в основном, две проблемы: во-первых, их боевого задора хватает примерно на половину работы. Потом приходится какждый раз работать изобретателем :)
И, во-торых, они часто стесняются публичного разбора работ. Знают, что предстоит, и опускают руки. Хотя и разбор всегда максимально доброжелательный и по делу. И нельзя без него - особенности предмета.

Кто-нибудь сталкивался с чем-нибудь подобным - пусть и по другой дисциплине?
Спасибо.
Виктор Устинов ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 10.07.2009, 14:36) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, поделитесь впечатлениями: каким образом можно мотивировать учащихся выполнить сложную, трудоемкую, с неопределенным результатом работу?

Спасибо.

Надежда Семёновна, когда я был студентом, не все дисциплины нам нравились, многие мы считали бесполезной тратой времени. Но мотивы их изучения у нас были: если в зачётке был хотя бы один "уд", мы лишались стипендии.
Другой мотив, который использовали наши преподаватели: если студент активен на семинарах, он получает "автомат" на зачёте или экзамене. Для того чтобы получить "отлично" по "Научному атеизму", студентам надо было представить не менее 20 путёвок о прочитанных лекциях по атеизму в различных трудовых коллективах, заверенных печатью и подписью.
Однажды перед экзаменом на консультацию по ядерной физике из всей группы я пришёл один (остальные в это время сдавали экзамен по вождению автомобиля), засыпал преподавателя вопросами. На следующее утро зашёл на экзамен, а мой преподаватель взял мою зачётку и поставил "отлично" за то, что мы с ним долго беседовали накануне. Кстати большая часть студентов нашей группы в этот день получили "неуды" по ядерной физике.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Классики утверждают, что мотивация бывает внутренняя и внешняя. Для эффективности образования крайне важна внутренняя. Однако, чаще используется внешняя: "кнут и пряник". Особо одаренные эксплуатируют соревновательность: похоже на внутреннюю, хотя внешняя.
В свете этого очень интересно читать пример про "автомат" по ядреной физике (преподаватель решил, что налицо внутренняя мотивация, поэтому цифирка в зачетке значения не имеет), а все предложения коллегам - на использование внешней мотивации. Парадокс! :)))))))
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 11.07.2009, 13:32) <{POST_SNAPBACK}>
Для эффективности образования крайне важна внутренняя. ... Парадокс! :)))))))

Права Вы когда получили, До или После парадокса?
Надежда Казанцева ( Пользователь )
По поводу внешней и внутренней мотивации...

Лет несколько назад, когда я еще вела занятия по английскому на базовом курсе, черт дернул меня показать "Евгений Онегин" с Лив Тайлер студентам факультета физкультуры. Вроде все так замечательно рассудила: сюжет знаком даже спортсменам, текста не очень много, классическое произношение, всякие невербальные подсказки. Да и не весь фильм, так, несколько эпизодов...

Картина маслом: прерасный весенний день, Ленский в тулупе и Онегин в бакенбардах выясняют отношения. На стуле полулежит пан спортсмен, почти сполз, так ему неможно - румяный, бритый, в белой футболке с логотипом чего-то правильного. И только что не стонет, аж глазки закатывает - доконало его высшее образование.

Голос из зала (с шипящими истерическими интонациями: "Терпи!... Хочешь зачет, - терпи!"

Я ведь не о такой мотивации спрашиваю. Как мотивировать, чтобы студенты захотели не просто сделать, а сделать хорошо?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 11.07.2009, 13:42) <{POST_SNAPBACK}>
Права Вы когда получили, До или После парадокса?

Хороший вопрос!
Когда я получил права, я не чувствовал себя водителем - ощущал себя помехой на дороге нормальным людям, хотя все положенное по программе выполнил и даже немного перевыполнил (наездил больше часов, чем требовалось). Сразу после этого я пошел на курсы "безопасного вождения" за весьма приличные бабки и только после них почувствовал себя более уверенно. Эти курсы проводят на базе опыта подготовки автогонщиков для опытных водителей. Я освоил не все (до управляемых заносов не успел добраться), но основные элементы: скоростное руление, экстренное торможение, уход от неожиданной преграды на дороге потренировал. Экстренное торможение мне пригодилось не раз.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Надежда Казанцева, 11.07.2009, 13:58) <{POST_SNAPBACK}>
Как мотивировать, чтобы студенты захотели не просто сделать, а сделать хорошо?

Нужно знать ответ на вопрос: "А им это зачем?" :)
Как минимум, перед просмотром фильма можно дать задание, для выполнения которого необходимо не просто смотреть его, а на что-то обратить внимание, что-то записать по ходу ... А в идеале, задание должно отвечать каким-то их реальным проблемам, выполняя которое, они их могли бы решить или хотя бы нащупать подходы к решению.
Строго говоря, это уже из области образования взрослых - они не будут терпеть абстракции без понимания своих непосредственных интересов,- но отношения с детьми все больше требуют тех же подходов.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Для Казанцевой Надежде Семёновне
и для Кушнира Михаила Эдуардовича.

Цитата
Кушнир Михаил Эдуардович: Классики утверждают, что мотивация бывает внутренняя и внешняя. Для эффективности образования крайне важна внутренняя.

ГО: Внутренняя тоже бывает разная. Например, накачанная извне, - "хочешь поехать на красивом корабле вокруг Европы? Повесь у себя дома на стене фото этого лайнера и каждое утро и каждый вечер...", - и так далее. Ещё бывает самовнушённая... И все это - полная ерунда.

Живые организмы постоянно живут "сквозь" цепочку выборов, - таково устройство жизни. Всё время приходится решать "то или это?". Ложась спать, я думаю "будильник на шесть или на шесть пятнадцать?". Заглядывая в холодильник, думаю "что же хочет мой желудок сейчас?". Выходя из дому "зонтик взять или нет?". И так далее.

Так вот, дорогие мои ребята-девчата-коллеги, хохма в том, - и в этом моё открытие по части подлинной мотивации, - хохма в том, что как только человек попал в ситуацию выбора и этот выбор СДЕЛАЛ, так сразу ЭТИМ АКТОМ он уже себя мотивировал. Так устроена живая природа. Против неё, как говорится, не попрёшь.

Значит, задача педагога состоит в том, чтобы ставить своих студентов постоянно в ситуацию выбора.

Если представить себе, что какой-то педагог горячо воспринял эту идею и задал себе задачу типа "каждые пять минут для каждого студента группы придумать ситуацию выбора и её осуществить", то такой педагог, думаю, свихнётся в первый же день, если не в первый же час. Поэтому.

Поэтому оттопырьте Ваши ушки и слушайте, как это на самом деле надо делать, чтобы поберечь своё драгоценное здоровье.

Нужно использовать парную технологию обучения. Она сама, - без даже малейшего Вашего участия! приятно, правда? - она сама создаёт ситуации выбора для всех участников процесса каждую минуту и каждый раз разные ситуации. Таково её, то есть парной технологии, природное свойство.

О том, как она это делает конкретно, мы говорим тут неподалёку, - здесь же, на "педсовете".

Мы имеем большой опыт, - не мой! не мой! других людей, - использования парной технологии обучения в вузах и совершенно громадный опыт в школах. И везде парная технология обеспечивает именно эту, настоящую, подлинную мотивацию. Её даже внутренней не назовёшь, - он ещё где-глубже... Ну, научники знают, где именно, а нам и так сойдёт. Нам просто "факта" достаточно, - мы им доверяем.

Возможно, кого-то мои "некультурные" выражения сильно раззадорили? Прошу извинить. Это я сделал специально, чтобы слегка разрядить слишком академическую атмосферу, которая тут, - на "педсовете", - преобладает. Человек с достаточным чувством юмора улыбнётся, а с недостаточным... Ну, надо поехать на море, искупнуться, позагорать. Ага?
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Григорий Громыко, 14.07.2009, 16:44) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, надо поехать на море, искупнуться, позагорать. Ага?


Угу!
http://www.zlyuk.ru/archives/704
http://www.youtube.com/watch?v=oDbGpYtlm3Y
Надежда Казанцева ( Пользователь )
2 Григорий Громыко:

Григорий Олегович, да я же разве ж против же? И на "большие кучи опыта" согласна, и на то, что меня сейчас "быстренько-быстренько" мудрости поучат. Ради такого благолепия я даже пляжевание-загорание на недельку отодвину.

И парная технология штука симпатичная. Правда, если Вы слушателям ешивы скажете, что они этим занимаются, - вот удивятся! Они-то, странные, думают, что Тору изучают.

Да и не о том я. Я спрашивала о совершенно конкретной вещи. Вот есть долгая, объемная, неоднозначная по результату трудная работа, которую должен выполнить студент (должен - в том смысле, что я очень обрадуюсь, если у него получится). Перевод. И так уж принято, что работа эта авторская (по крайней мере, тот вид перевода, которым мы занимаемся). И актом первым Марлезонского балета все уже было - и разбирали всем миром непонятности, и обсуждали, и парами работали (взаимопроверка это у нас называется). А дальше вот он, момент истины: фигура, компьютер/лист бумаги - и мотивация. Без гарантии успешного результата.
Где ее брать студентам, кто знает? :)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+