Личный кабинет

Скоропись в образовании

Что более верно: плохой почерк укрепляет память и улучшает сообразительность или...
Валерий Суховеев ( Пользователь )
На уровне третьего класса учителя оставляют учащихся наедине со способами ручного ведения буквенной записи посредством авторучки. Нормы произношения и ударения, которые могли бы стать основой для скоростного ведения записи учащимися школ, размазаны в курсе русского языка аж до седьмого класса и не "пришиты" ни к чему. Всё обучение этим нормам сводится к совету: - Загляни в орфографический словарь.

Между тем, использование малоскоростных способов записи не добавляет добротной состязательности при получении знаний. Но и не только это происходит в школе. Свято место пусто не бывает. Энергия учащихся часто выплёскивается в недобротных формах состязательности.

Как ни странно, начало недобротности положено в порче индивидуального почерка ради ускорения процесса получения знаний. Идёт в ход такое соображение: "Плохой почерк укрепляет память и улучшает сообразительность..." И у этого соображения есть реальное основание. Действительно, экономятся те мгновения учебного времени, которые так необходимы для структурирования изучаемого материала, для приведения их в нужную форму, для понимания. Но какая же маленькая результативность у этих самопальных приёмов скорописи!

Следующий приём, который применяют учащиеся, это выбрасывание при записи по половине предложения... итогом от этих двух приёмов групповая скорость достигает максимального значения сорок слов за минуту. Всё. Наступает "гипнотическое оцепенение" - ученики сами дальше не могут продвинуться, а учителя не ознакомлены со способами быстрой записи, доступными в освоении детям.

От отсутствия скорописи в школах страдает содержание (мы недодаём учащимся две трети грамотности - её скоростную составляющую) и качество ( мы программируем учащихся на "хотели как лучше, а получаться будет... как всегда") образования. Например, многие "уже студенты" уповают на "конспектирование с лёту" да на миниальный набор условных сокращений, придуманных самодеятельно. Итогом становится неполнота и неточность в тезисах конспекта. Следом - досадное снижение балла при аттестации.

Мне представляется, что куда более мощным средством укрепления памяти и улучшения сообразительности была бы в школьных классах техника быстрого письма. В отличие от обычного КУРСИВА обозначу эту скоропись словом СУПЕРКУРСИВ. Сразу хочу добавить, что СУПЕРКУРСИВ даёт возможность быстрого ввода "аккордами" на клавиатуре.

Не спешите отмахнуться от предложения рассмотреть тему на ошибочном основании: автором темы предлагается "жалкое подобие великой стенографии". Скорее наша стенография - абракадабровое подобие суперкурсива.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Валерий Андреевич! Не поясните ли Вы, в качестве кого Вы предлагаете тему для обсуждения? (Не примите за критику, просто хочется понять - с кем пойдёт беседа).

Так как в тексте есть "мы недодаём учащимся", можно предположить, что Вы говорите из позиции учителя. Однако, информация в Вашем профиле это не подтверждает.

То, что сегодняшние ученики никак не проявляют владение письменной речью за пределами уроков литературы - грустный факт. Они, в большинстве своём, не любят и не умеют писать - ни условия задачи, ни пояснения к решению.

Не вполне понятно, как введением навыков скорописания можно изменить положение с нежеланием писать.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 08.05.2009, 07:43) <{POST_SNAPBACK}>
Не вполне понятно, как введением навыков скорописания можно изменить положение с нежеланием писать.


Очень просто, пишут дети охотней с помощью телефонов, очень быстро и мелкая моторика по меньшей мере большого пальца развивает мозг, по некоторым данным...
Только использовать эти устройства внутри школы в мирных целях наш минобр не хочет обеспечив , например, всех в школе мининоутбуками, конторольно измерительным и илюстративным материалом, доступом в сеть вместо миллиардных затрат на учебники и поддержку пустующих при любом наполнении школьных библиотек.
Так что... покиноки. :ok:
Валерий Суховеев ( Пользователь )
Уважаемый Сергей Михайлович.

Руководитель кружка "Скоропись" в детских школах. Статус если не Учителя, то заинтересованного в исправлении школьного конвейера Родителя.

Под культурой письменной речи понимают формирование стилистического мышления. Исчерпывающая классификация стилистических трудностей русского языка и их психолого-лингвистический анализ - отдельная тема, не входящая в тему "Скоропись в образовании". Однако, развёрнутая система упражнений, способствующих формированию у старшеклассников навыков преодоления ошибок и недочётов в письменной речи, без рациональной техники письма, ориентированной на увеличение скорости и улучшение качества восприятия, будет недостаточна результативна.

Как могут учащиеся "любить умение что-либо писать" медленными способами? Способами, исключающими на сегодня добротную состязательность при получении знаний? Способами, созданными в 913 году новой эры.. для Моравии? Нежелание учащихся пользоваться громоздкими и долговременными в начертании способами вполне естественно. Не выручает и МЕДЛЕННЫЙ НАБОР БУКВЕННЫХ текстов посредством клавиатур (больших и маленьких, физических и виртуальных).

Уважаемый Сергей Игоревич.

Министерство образования прагматично. Цена пишущего устройства типа "шариковая авторучка" и цена устройства ввода в НЭТбук (клавиатура, планшет) разнятся на два порядка. "Всех в школе" - оснастить экономически недоступно.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Валерий Андреевич Суховеев, 09.05.2009, 07:10) <{POST_SNAPBACK}>
Руководитель кружка "Скоропись" в детских школах. Статус если не Учителя, то заинтересованного в исправлении школьного конвейера Родителя.


Уважаемый Валерий Андреевич, спасибо за чёткое (и очень мне лично приятное) самоопределение. Заинтересованный Родитель, на мой взгляд, ключевая фигура в проблематике образования.

Интуитивно чувствую согласие с заявленной целью. Но пока не выстраивается целостная картинка.

Вы задаёте цель
Цитата
Заменить низкорациональную буквенную письменность на высокоорганизованную сверскоростную


Значит ли это, что предполагается «новая азбука», другой набор обозначений звуков, фонем?
Сергей Галаган ( Пользователь )
И новый русский... Я уже привел пример "покиноки", а то и "поки", можно и "пи" в конце... - Спокойной ночи.
Валерий Суховеев ( Пользователь )
С праздником Победы, глубокоуважаемые!

Сергей Михайлович.

Заменить? Нет. Дополнить! Старые, хорошо работающие в своей области способы записи не отвергаются, а включаются в новые на правах частного случая - как того и требуют правила хорошего тона.

Оптимизация ведения записи, безусловно, исключает применение только привычных графических знаков (фонознаков) кириллицы и латиницы. Предлагается в школу далеко не новые (полагаю, незнакомые вам): азбука фонознаков (фонок) и правила применения. Доступность суперкурсива в освоении для учащихся - проверена практикой обучения в кружках.

Сергей Игоревич.

Тема "Скоропись в образовании" об одном виде языковой деятельности - скоростном начерке (дополнительном виде фонетического письма). Токипона и прочие языки (покиноки?), моделирующие ещё и другие виды языковой деятельности: говорение, думание, переводы ... пример чему?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Валерий Андреевич Суховеев, 09.05.2009, 16:32) <{POST_SNAPBACK}>
Заменить? Нет. Дополнить! Старые, хорошо работающие в своей области способы записи не отвергаются, а включаются в новые на правах частного случая - как того и требуют правила хорошего тона.

Оптимизация ведения записи, безусловно, исключает применение только привычных графических знаков (фонознаков) кириллицы и латиницы. Предлагается в школу далеко не новые (полагаю, незнакомые вам): азбука фонознаков (фонок) и правила применения. Доступность суперкурсива в освоении для учащихся - проверена практикой обучения в кружках.


Валерий Андреевич, Ваше самоопределние я запросил, и получил, а своё пока не предъявил… исправляюсь.

Ну, во-первых, мой почерк – моя беда. Меня переучивали с левой руки на правую, получилась «курица лапой». А с приходом эры компьютера… ясно что получилось. Здесь у меня «печальный интерес» - а как могло бы быть :(
Во-вторых, я Заинтересованный Дед. Подрастает четверо разновозрастных внучат, и хочется для них всего наилучшего.
В-третьих, мне за последние годы много раз приходилось встречать замечательные пед-идеи и пед-практики, которые не получали распространения. Так что я ещё и немного в позиции исследователя.

Пока из этой позиции я вижу, что предлагаемое Вами оч-чень сильно отличается от налаженного конвейера. А это значит, что сколь-нибудь серьёзное распространение такой скорописи через официальные каналы представляется крайне маловероятным.
Альтернативой может выступить только распространение инициативное. То есть, через захват ищущих педагогов идеологией нового инструмента.
А для этих целей текст, предложенный Вами при открытии ветки, совершенно не пригоден. На мой взгляд.
Валерий Суховеев ( Пользователь )
Уважаемый Сергей Михайлович.

Эра компьютера для решения задачи о возможности практической реализации обучения школьников способам ручной быстрой записи не помеха. Алфавитом системы Терне-Александровой (ТА) можно как писать авторучкой (стилом по планшету, по сенсорному экрану), так и быстро набирать тексты обычной КЛАВИАТУРОЙ (аккордная машинопись).

Блок "во-вторых" свидетельствует о сильнрй личной мотивации. Ведь образование это наш вклад в будущее.

Блок " в третьих" замечателен: не утрачена исследовательская активность именно в направлении "содержание и качество образования".

Начало темы "Скоропись в образовании" может быть любым. Более или менее качественным. (Предоставляет ли форум возможность прикреплять графику - что-то пока не нашёл: как это сделать в веточке). Пусть даже и без показа, только лишь словесно-описательно. Встречают по одёжке, провожают по уму (способности мыслить). Надеюсь, не обругают "неографиком"...

Для достоверности аналитических заключений исследователя в теме "Скоропись в образовании" надо пройти такую цепочку в заданной последовательности: Ознакомление - Применение - Понимание - Анализ (ОППА).
На мой взгляд канавный способ - "официальный" канал, "инициативный" канал - не сработает. В официозе люди заняты зарабатыванием денег. Откуда в бюджете деньги на инновации? В инициативке люди заняты своими идеями. Часто эти идеи "бенгальские свечи" - сверкают искрами только в руке автора.

Результатом преждевременного анализа стал ваш пост: "Пока из этой позиции я вижу, что предлагаемое Вами оч-чень сильно отличается от налаженного конвейера". Как ни странно, не очень сильно. На школьном конвейере обучают "ходить"(писать на уровне 3-го класса 15-25 слов за минуту), а "бегать" не обучают - оставляют на самотёк. Бегать (беглое письмо на регулярной основе) - психологически чуждо. Семьи не знают своего, о своём, того, что суперкурсивный алфавит - изобретён в России, трудами не одного человека. Доступен детям - так как не имеет пороков стенографий..

Не выполнен первый из этапов ОППА. Открытая мною веточка и призвана решать начальную задачу ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Доберёмся ли до второго этапа...

Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Валерий Андреевич Суховеев, 10.05.2009, 02:14) <{POST_SNAPBACK}>
Для достоверности аналитических заключений исследователя в теме "Скоропись в образовании" надо пройти такую цепочку в заданной последовательности: Ознакомление - Применение - Понимание - Анализ (ОППА).
На мой взгляд канавный способ - "официальный" канал, "инициативный" канал - не сработает. В официозе люди заняты зарабатыванием денег. Откуда в бюджете деньги на инновации? В инициативке люди заняты своими идеями. Часто эти идеи "бенгальские свечи" - сверкают искрами только в руке автора.

Результатом преждевременного анализа стал ваш пост: "Пока из этой позиции я вижу, что предлагаемое Вами оч-чень сильно отличается от налаженного конвейера". Как ни странно, не очень сильно. На школьном конвейере обучают "ходить"(писать на уровне 3-го класса 15-25 слов за минуту), а "бегать" не обучают - оставляют на самотёк. Бегать (беглое письмо на регулярной основе) - психологически чуждо. Семьи не знают своего, о своём, того, что суперкурсивный алфавит - изобретён в России, трудами не одного человека. Доступен детям - так как не имеет пороков стенографий..

Не выполнен первый из этапов ОППА. Открытая мною веточка и призвана решать начальную задачу ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Доберёмся ли до второго этапа...

Уважаемый Валерий Андреевич! На мой взгляд, попытка анализа никогда не бывает преждевременной. Вы смотрите на ситуацию из рамки "Замечательная ТА-ОППА", а я смотрю из рамки "Сущее и Возможное".
Если Вы не хотите попытаться понять - что стоит за моим анализом и моим выводом, и как это можно применить к пользе ТА, то почему Вы рассчитываете на то, что другие захотят увидеть - а что стоит за Вашими неуклюжими (это я как человек с опытом журналистики говорю) фразами?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+