Личный кабинет

Инновационная педагогическая технология творческого развития личности

Перемены в системе отечественного образования неизбежны. Это веление времени, а не прихоть руководства страны. Какими будут эти перемены зависит от нас с Вами. Главное - не быть пассивными и равнодушными!
Александр Черный ( Пользователь )
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Образование бесспорно является основным двигателем общественного прогресса. Инновационная деятельность в образовании обеспечивает преобразования во всех сферах жизни государства и общества. Главной целью инновационной деятельности в общеобразовательной школе является качественное изменение личности ученика, максимальное раскрытие и развитие его природных способностей и дарований, а также интеллектуального и творческого потенциала. Достижение этой цели возможно только путем внедрения в образовательную практику новых эффективных способов и методов обучения и воспитания. Других путей преодоления педагогического кризиса и противоречий между требованиями к образованию и его возможностями в условиях массовой школы просто нет. Для образовательных инноваций характерны эффективность, качественность, массовость и объективность.

Школьное производство, как главное производство страны, формирующее основу всех будущих профессий учащихся и их отношения к общественно полезной деятельности, особенно остро нуждается в современной учебной технологии. Не научим мы теперешних школьников успешно учиться и трудиться – не будет никакого инновационного развития России. А будет все тот же непрерывный рост проблем, с которыми страна и так уже не справляется. Можно еще годы потратить на попытки изучения и применения обширного и многообразного так называемого «передового педагогического опыта», то есть достижений отдельных талантливых педагогов-новаторов. Как правило, индивидуальное мастерство неповторимо и его массовое применение невозможно. Использование частных научных концепций, разработок и методик, направленных на решение узких педагогических проблем без учета других подходов и направлений, так же неэффективно. Особенно большой вред приносит настойчивое лоббирование и всяческое продвижение со стороны чиновников управления образованием в образовательную практику таких частных методик узких специалистов. Эти частные разработки и методики смело называют инновационными технологиями, хотя никакими технологическими характеристиками они не обладают. Ограниченность этих узко концептуальных методик выражается в том, что в процессе самоутверждения они входят в противоречие или просто игнорируют широкую систему уже открытых и оправдавших себя передовых методов обучения и воспитания.

Педагогическая технология – это совокупность способов и средств организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и гарантированному достижению заданных результатов. Как в любом производстве, так и в сфере образования, только обязательное соблюдение технологии даст ожидаемые и планируемые результаты, а ее нарушение ведет к снижению качества или полному провалу. Только в сфере промышленного производства специалиста, не владеющего производственной технологией, никогда не допустят к работе, чтобы избежать брака и потерь. А педагогические ссузы и вузы вовсю штампуют специалистов, не владеющих эффективными учебными технологиями, школы их вынужденно принимают и включают в учебный процесс. В результате катастрофического недостатка высоко квалифицированных и компетентных кадров в системе образования вся страна несет колоссальные потери и в производственной, и в научной, и в духовной сферах.
Созданная в нашей научно-исследовательской Лаборатории психодидактическая учебная технология творческого развития учащихся синтезирует в себе лучшие научные и практические достижения обучения и воспитания. Она разработана на основе передовых знаний, накопленных психологией, философией и педагогикой. Это действительно инновационная технология, так как она применяет новые способы и методы обучения и воспитания, принципиально отличающиеся от традиционных. Данная технология создана на основе новейших научных теорий содержательного обобщения, учебной деятельности и развивающего обучения, где процесс познания опирается на законы диалектической логики. Технологический подход к учебно-воспитательному процессу - это принципиально новая форма взаимодействия и сотрудничества педагогов и учащихся. Результатом такого взаимодействия становится устойчивое интеллектуальное и психическое развитие учащихся, их желание и умение учиться.

Именно и только в процессе собственной учебной и общественной деятельности происходит формирование и развитие личности учащихся. Не самостоятельная учебная деятельность в качестве объекта педагогического воздействия является механизмом оболванивания и отупения. Технология творческого развития направлена на формирование познавательных потребностей, интересов и мотивов учащихся, а также умение контролировать и оценивать свои действия. В связи с этим значительное место в технологии занимает нравственное воспитание. Данная технология обеспечивает преемственность обучения в начальной, средней и старшей школе, так как опирается на периодизацию ведущих типов деятельности и максимально учитывает психологические особенности и потребности учащихся на каждом возрастном этапе развития.
По технологии творческого развития основными функциями учителя на уроке становятся организационная и коммуникативная. Организаторская деятельность педагога направляется не на создание в классе условий для своей работы, чтобы дети не мешали, как это принято в традиционном обучении, а на создание условий для успешной деятельности учащихся. При общении с учащимися от учителя требуется, в первую очередь, внимание и уважение, умение стимулировать и поощрять их активную самостоятельную работу. При строгом соблюдении педагогом технологии проведения урока учащиеся сами сформулируют тему и учебную задачу, получат промежуточные выводы, приведут примеры, построят и обсудят модель, сконструируют определение, выведут общий способ, сами себя проконтролируют и выставят оценки. Учащиеся сидят и работают в группах по 4-5 человек, активно взаимодействуют и помогают друг другу, успех одного становится успехом других членов группы. Направленность технологии на организацию и развитие совместной или коллективно-распределенной учебной деятельности учащихся является основой формирования позитивных межличностных отношений и основных навыков для будущей профессиональной деятельности. От качества сформированности учебной деятельности, в конечном счете, будет зависеть эффективность и качество производительной, профессиональной деятельности.
Весь необходимый объем информации для более полного и всестороннего понимания педагогами и родителями задач дальнейшего развития образования и эффективных путей их решения размещен на сайте проекта ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование" (см.в МЕДИАТЕКЕ Педсовета, раздел Информационные технологии в образовании). Очень хотелось бы услышать Ваше, глубокоуважаемые коллеги и родители, мнение о материалах проекта!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+