Личный кабинет

ЕГЭ - это важно… А я - о психологии…

В школьной программе психология должна быть ведущим предметом наряду с родным языком
Галина Хащивская ( Пользователь )
ЕГЭ - ЭТО ВАЖНО…А Я- О ПСИХОЛОГИИ…

В XXI век мы вошли с огромными достижениями: Интернет, сотовая связь, клонирование и т.д. Но умение строить межличностные отношения не на самом ли «непродвинутом» уровне… В чем проблема? Мы увеличиваем количество часов на изучение математики, других предметов - ведь это же надо для ЕГЭ…Мы говорим о Программах «Здоровье». А остановить людей от наркомании не можем. Жестокие драки подростков в городах- обычное дело. Суициды, детская беременность, конфликты поколений- почему все это происходит по возрастающей? Все-таки, мировоззрение наших детей, молодежи не имеет должной платформы нравственности, психологических основ. Откуда им взяться? Не с этого ли надо начинать. Нужен ли будет стране ЕГЭ, новые технологии, если СОЗНАНИЕ детей будет не способно воспринимать и осуществлять цели и задачи своего гуманного начала в жизни. Да, можно дать знания и воспитать злого гения. Почему история не учит?
ПРИВЕДУ ПРИМЕР ИЗ СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ.
Так как темы эссе на олимпиадах носят философский характер, приходится обсуждать всевозможные аспекты. Избитая тема: что спасет мир? Дети, не задумываясь, отвечают – любовь. Потому, что где-то уже это слышали? Когда просишь продолжить мысль- в ответ- ухмылка. Почему? Что-то постыдное есть в этом чувстве? И что же это такое, что вызывает ухмылку, но может быть спасителем мира? Не удивительно, для большинства подростков «книжная» возвышенная любовь Наташи Ростовой «не подкреплена действительностью», она не реальна. А что реальное? «Дом -2», «За стеклом», «Наша Russia»… Продолжать не будем. Но дети верят, что это- ЛЮБОВЬ.. «спаситель мира».. Мой вопрос детям, не психология - ли призвана спасти мир, сначала удивил детей. Не понять это, видимо, и тем, кто в основу школьной программы заложил максимум часов на некоторые предметы, не оставив места главному. Религиозный человек ставит на первое место ЛЮБОВЬ к богу, и это чувство имеет прочную платформу, верующий помнит и чтит 10 заповедей, которые злу и ненависти не учат. Оскорбление - это грех, ненависть- тоже, ибо «возлюби и ближнего, и врага своего», не всегда под силу не глубоко верующим людям. Верующие люди посещают церковь, это тоже школа, где разъясняют и обсуждают мирские проблемы с опорой на целую систему способов самосовершенствования человека. Занятые школьной жизнью, спортом, музыкой и т.д., наши дети в редких случаях идут в церковь. А загляните в прошлое? Посмотрите на другие страны- правильно ли мы делаем? Я не за то, чтобы «грузить» школу еще и уроками религии, которые ведут не специалисты. Вот уж, упаси Господи! Субботы во многих школах, если не в большинстве- рабочие для школьников. А почему не побыть бы детям в семье с родителями? Почему программы в зарубежных школах укладываются в «пятидневку», а с нашими стандартами никак не справиться в 5 дней?
О НЕЙ, О ГЛАВНОЙ, О ПСИХОЛОГИИ… Не зная психических особенностей и закономерностей психического развития себя и себе подобных, как же мы можем налаживать повседневные отношения в учебе, работе и в этой же любви, которая не облагораживает, а очень часто разрушает, приносит сплошные страдания и неприятные последствия. Мы с болью смотрим на девочек эммо. Искренне хочется им помочь, стараешься мысленно и духовно прочувствовать мир этого ребенка, чтобы помочь ему. И не к психологу в кабинет надо бежать, иногда дети не успевают добежать и режут вены, вешаются и т.д. Должна быть сумма знаний под названием «Помоги себе сам» во всевозможных крайностях и неудачах. Детский и юношеский суицид- это не всегда патология, болезнь. Это неумение справиться со своим состоянием. Каждый человек должен иметь знания, чтобы уметь помочь себе и тому, кто рядом, не обращаясь за помощью к (что греха таить)не всегда компетентным психологам… В школьной программе психология должна быть ведущим предметом на ряду с родным языком, не менее 3 часов в неделю. Учиться жизни не на словах, а на тренингах по психологии, с хорошим визуальным сопровождением, чтобы заставляли думать, оставляли отпечаток в памяти. Недавно моя дочь, взрослая девушка, со слезами на глазах рассказывала, какой фильм они смотрели на занятиях в вузе. Если бы в 7-9 классе дети видели на мониторе какую боль испытывает ребенок во время аборта, как он борется за свое существование, и как жестоко его лишают жизни, если бы уроды в банках были видны с монитора, как подтверждение приема алкоголя, следствие приема наркотиков и эти темы не просто обсуждались, а кратко, но выразительно, аргументированно представлялись на обновленных занятиях по психологии, да было бы понятие веры, религиозной гуманности, может и жизнь наша менялась бы к лучшему.
КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ- это как- будто, и не проблема. Обычное дело…Неуважение старости- вообще во внимание не берется, а ведь все мы на пути туда, в эту «страну».Если раньше работали «тимуровцы», благотворительные детские организации (назовем их так , по-современному), и вовсе не дикостью считалось пробежаться за продуктами и в аптеку, чтобы помочь пожилым и немощным. Дежурили всем классом, кто убирал, кто за покупками бегал… В мировоззрение наших молодых людей это не заложено. Работая над проектом, мои дети проводили исследования, анкетирования. Преобладали ответы: все равно у них кто-то где-то есть. Пусть помогают. Есть дома престарелых. За какую-то плату можно было бы помочь…Единицы согласны помочь бескорыстно.Вывод: просто так, бесплатно никому ничего не сделаю. Неумение видеть проблемы того, кто рядом, и нежелание помочь – во что оно выльется?
Мы говорим о конфликтах поколений. А какое поколение у нас получало основательную базу нравственности через религию? Через религию -поколение дедов. Отцов и детей- немногочисленные случаи. А через психологию? Ни одно. Да, мы заняты проблемами ЕГЭ, компьютеризацией школ, новыми технологиями в образовании, это – важно. Но в новых условиях мира появилось новое мировоззрение, новое понятие человека новой культуры мира. В основе- толерантность, сотрудничество, сопереживание…Без этого мир, и нас в этом мире, не спасти. Психология, как ведущая наука, способна помочь решать эти проблемы. Может, стоит сделать ЕЁ королевой школьной программы? Простите за многословие… Может, кто-то да услышит и поймет…
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Уважаемая Галина Денисовна!
Я согласна практически со всем, что Вы написали. Не могу принять только последний тезис: сделать психологию "королевой школьной программы". При всём моём огромном уважении к психологии и понимании её значении в жизни человека. На мой взгляд, надо обратить самое пристальное внимание на гуманитарное образование в целом.
"В 50-е-60-е годы ХХ века в нашей стране развернулся ожесточенный спор между так называемыми «физиками» и «лириками». Физики считали, что в связи с НТР в школах надо сделать упор на преподавание точных наук. Лирики же утверждали, что поскольку многое в мире, в том числе и сама НТР, зависит от человека, упор надо делать на преподавание гуманитарных наук: именно они «делают» человека человеком, а это главная цель педагогики. Это, конечно, были крайние точки зрения, но золотую середину так и не удалось найти. А реально победила точка зрения «физиков».
Начавшаяся в 80-е годы ХХ века перестройка внесла свои коррективы в структуру и содержание школьного образования, в соотношение точных и гуманитарных наук (есть и положительное и отрицательное в этих коррективах). Гуманитарные колледжи, гимназии, лицеи, гуманитарные классы с углубленным изучением гуманитарных предметов, введение новых модульных курсов: философии, психологии, логики, этики, эстетики, риторики, этнографии, истории религии, экономики – это первые ласточки начинающейся гуманитарной эры в образовании. Последний «писк» моды в этом направлении - это введение (под разными названиями) основ православной культуры. Особенно повезло экономике и английскому языку, но все остальное делается пока бессистемно, эпизодически. До сих пор в нашей стране нет четкой концепции гуманитарного образования. Идея особой важности гуманитарного образования не стала еще достоянием широких народных масс. Широкие народные массы предпочитают, чтобы их дети занимались иностранными языками, компьютерами, экономикой и не понимают главного, что, чем бы ни занимались их дети, и кем бы они ни стали в будущем, все они должны быть людьми. В этом наша особенность как живого существа. Она, не в полной мере, доходит даже до тех руководителей, от которых зависит судьба народного образования. Мне бы хотелось, чтобы люди время от времени перечитывали рассказ Р. Брэдбери «Вельд», и не нужна никакая специальная литература, чтобы осознать всю важность поворота к гуманитарной эре.
Идя вперед, нам надо вернуться назад, в эпоху Возрождения, в то время, когда появился сам термин «гуманизм», когда в центр мироздания, мировоззрения выдающиеся мыслители поставили человека. И вот свершилось. В Федеральной Программе развития образования РФ (Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной Программы развития образования» от 10.04.2004 г) в качестве наиболее важной проблемы современного образования названа проблема гуманизации образования, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры ...». Все эти проблемы относятся к числу гуманитарных проблем и один из путей их решения этих - это гуманитарное образование. В настоящее время, по моему глубокому убеждению, именно гуманитарное образование является стержневой линией всего образования в целом, а не только специального образования".
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Галина Хащивская, 22.03.2009, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
Каждый человек должен иметь знания, чтобы уметь помочь себе и тому, кто рядом, не обращаясь за помощью к (что греха таить)не всегда компетентным психологам… В школьной программе психология должна быть ведущим предметом на ряду с родным языком, не менее 3 часов в неделю. … Может, кто-то да услышит и поймет…

Цитата
Идет мужик по тайге, орет: "Помогите". Подходит медведь: "Чё орешь?"
- Да ... я ... заблудился ... думал ... может, кто услышит?
- Ну, я услышал. Тебе легче?

У нас уже был час психологии: "Этика и психология семейной жизни". Не забыли? Где он? Почему?
Именно сворачивание этого очень важного курса я использовал в качестве довода против введения в программу религиозных курсов: если школа не осилила "этику и психологию", как можно замахиваться на религию?
Откуда взять столько кадров, способных провести этот курс? 1 час не осилили, а Вы про 3 ...
Галина Хащивская ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 22.03.2009, 12:45) <{POST_SNAPBACK}>
У нас уже был час психологии: "Этика и психология семейной жизни". Не забыли? Где он? Почему?
Именно сворачивание этого очень важного курса я использовал в качестве довода против введения в программу религиозных курсов: если школа не осилила "этику и психологию", как можно замахиваться на религию?
Откуда взять столько кадров, способных провести этот курс? 1 час не осилили, а Вы про 3 ...


Я о часах ПСИХОЛОГИИ..
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Уважаемая Галина Денисовна!
Есть наука психология, есть профессия - психолог. Давать это в школе считаю опасным и вредным. Не по Сеньке шапка, попросту говоря. Нечем ученику это брать.

Если же Вы о своего рода человековедении, об умении понимать, со-переживать, ставить себя на место другого...
Уточните свою позицию, пожалуйста. Если можно, без обильных текстов :)
Галина Хащивская ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 22.03.2009, 14:31) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Галина Денисовна!
Есть наука психология, есть профессия - психолог. Давать это в школе считаю опасным и вредным. Не по Сеньке шапка, попросту говоря. Нечем ученику это брать.

Если же Вы о своего рода человековедении, об умении понимать, со-переживать, ставить себя на место другого...
Уточните свою позицию, пожалуйста. Если можно, без обильных текстов :)


Спасибо, Сергей Михайлович. Попробую.Все сложное можно адаптировать для любого уровня.Будет ли психология заложена в курс человековедения или назовут его по- другому, не столь важно.Но курс этот должен быть в одном ряду с основными предметами. Я не психолог, не знаю какие «бестселлеры » для школ существуют на данный момент, всего ОЧЕНЬ много (буду благодарна , если посоветуете), но серия пособий для 5-11кл. под редакцией Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина – вполне ДОСТУПНА («Познай себя», «Сделай себя сам», «Научи себя учиться», «Утверждай себя», «Найди себя», «Управляй собой», «Реализуй себя»). Там все кратко и ясно. Суть изложена, а тренинги и глубина– за психологом.Дело в количестве часов.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Благими намерениями ...
А еще "не навреди"
Вред от плохого психолога несопоставимо больше, чем от плохого математика, литератора, физрука. Лучше "нелюбимая математика", чем "ненавистная психология" - хотя бы шанс что-то исправить остается.
Галина Хащивская ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 23.03.2009, 22:29) <{POST_SNAPBACK}>
Благими намерениями ...
А еще "не навреди"
Вред от плохого психолога несопоставимо больше, чем от плохого математика, литератора, физрука. Лучше "нелюбимая математика", чем "ненавистная психология" - хотя бы шанс что-то исправить остается.

Спасибо, Михаил Эдуардович. Получается, живем "на авось?"Ловим шанс. Гланое, наполнить сосуд, не столь важно- чем.. То и получаем? Квалификация специалиста (ЛЮБОГО, и врача,в том же числе!!)- это уже другая проблема..Значит?))
Галина Хащивская ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 22.03.2009, 10:20) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Галина Денисовна!
Я согласна практически со всем, что Вы написали. Не могу принять только последний тезис: сделать психологию "королевой школьной программы". При всём моём огромном уважении к психологии и понимании её значении в жизни человека. На мой взгляд, надо обратить самое пристальное внимание на гуманитарное образование в целом.
"В 50-е-60-е годы ХХ века в нашей стране развернулся ожесточенный спор между так называемыми «физиками» и «лириками». Физики считали, что в связи с НТР в школах надо сделать упор на преподавание точных наук. Лирики же утверждали, что поскольку многое в мире, в том числе и сама НТР, зависит от человека, упор надо делать на преподавание гуманитарных наук: именно они «делают» человека человеком, а это главная цель педагогики. Это, конечно, были крайние точки зрения, но золотую середину так и не удалось найти. А реально победила точка зрения «физиков».
Начавшаяся в 80-е годы ХХ века перестройка внесла свои коррективы в структуру и содержание школьного образования, в соотношение точных и гуманитарных наук (есть и положительное и отрицательное в этих коррективах). Гуманитарные колледжи, гимназии, лицеи, гуманитарные классы с углубленным изучением гуманитарных предметов, введение новых модульных курсов: философии, психологии, логики, этики, эстетики, риторики, этнографии, истории религии, экономики – это первые ласточки начинающейся гуманитарной эры в образовании. Последний «писк» моды в этом направлении - это введение (под разными названиями) основ православной культуры. Особенно повезло экономике и английскому языку, но все остальное делается пока бессистемно, эпизодически. До сих пор в нашей стране нет четкой концепции гуманитарного образования. Идея особой важности гуманитарного образования не стала еще достоянием широких народных масс. Широкие народные массы предпочитают, чтобы их дети занимались иностранными языками, компьютерами, экономикой и не понимают главного, что, чем бы ни занимались их дети, и кем бы они ни стали в будущем, все они должны быть людьми. В этом наша особенность как живого существа. Она, не в полной мере, доходит даже до тех руководителей, от которых зависит судьба народного образования. Мне бы хотелось, чтобы люди время от времени перечитывали рассказ Р. Брэдбери «Вельд», и не нужна никакая специальная литература, чтобы осознать всю важность поворота к гуманитарной эре.
Идя вперед, нам надо вернуться назад, в эпоху Возрождения, в то время, когда появился сам термин «гуманизм», когда в центр мироздания, мировоззрения выдающиеся мыслители поставили человека. И вот свершилось. В Федеральной Программе развития образования РФ (Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной Программы развития образования» от 10.04.2004 г) в качестве наиболее важной проблемы современного образования названа проблема гуманизации образования, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры ...». Все эти проблемы относятся к числу гуманитарных проблем и один из путей их решения этих - это гуманитарное образование. В настоящее время, по моему глубокому убеждению, именно гуманитарное образование является стержневой линией всего образования в целом, а не только специального образования".

Уважаемая Лилия Алексеевна, простите,Вы мне задавали вопрос о религии, я его не вижу, где-то потерялся((??Отвечу еще раз.Что касается религии, я не утверждаю, что религия обязательно должна быть в школе. Я о том, что нет прочной платформы для формирования нравственности.Нравственности НЕ НА СЛОВАХ, а на самом деле. Многое из того, на чем воспитывалось поколение отцов и дедов, не принимается НЫНЕШНИМ поколением. Время меняется. Но хорошей замены ТОМУ, что было- нет.Я привела примеры, на которых ВОСПИТЫВАЕТСЯ наше поколение ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ -"реальная жизнь", рекламируемая на телевидении "Дом-2" и др. А если уж проводить уроки религии, то должен делать это только человек из храма, и проходить эти уроки должны там же, в храме, где располагает сама обстановка. Я отдаю предпочтение психологии, так как она учит человека познать себя и окружающих, вселяет веру и учит важному,как подсказал в комментарии коллега -"не навреди". Я бы добавила- не дай разрушить себя и тех, кто рядом. А этим упрвляют убеждения и вера.Какие убеждения, есть ли вера, а если есть-то во что, вот еще вопрос..
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Галина Хащивская, 24.03.2009, 17:52) <{POST_SNAPBACK}>
Я о том, что нет прочной платформы для формирования нравственности.Нравственности НЕ НА СЛОВАХ, а на самом деле. Многое из того, на чем воспитывалось поколение отцов и дедов, не принимается НЫНЕШНИМ поколением. Время меняется. Но хорошей замены ТОМУ, что было- нет.Я привела примеры, на которых ВОСПИТЫВАЕТСЯ наше поколение ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ -"реальная жизнь", рекламируемая на телевидении "Дом-2" и др.


С этим я согласна.

Цитата
Я отдаю предпочтение психологии, так как она учит человека познать себя и окружающих, вселяет веру и учит важному,как подсказал в комментарии коллега -"не навреди". Я бы добавила- не дай разрушить себя и тех, кто рядом. А этим упрвляют убеждения и вера. Какие убеждения, есть ли вера, а если есть-то во что, вот еще вопрос..


А вот тут можно поспорить. А чем философия хуже психологии? Разве она не учит важному? А эстетика? А искусство? А право? А сколько замечательных литературных произведений остаётся "за бортом" школьного образования!


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+