Личный кабинет

Мотивировать или заинтересовать?

не нравится мне слово - мотивировать.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Сейчас на Эхо обсуждали, как говорить «мотивировать на» или «мотивировать к»?

Но меня заинтересовало другое. Само слово «мотивировать». Не нравится оно мне, что то казенное слышится. Учились мы и ни кто не знал о каких то мотивациях. Мотивация, это больше подходит к работе, предполагает финансовое дополнение к хорошо выполненной работ, часть от прибыли хозяина.

Не понимаю, как можно ребенка мотивировать учится? Что пообещать велосипед к окончанию года? По пятаку за пятерку? Что, если тебе пообещают что то, лучше материал в память врежется?

На мой взгляд, не мотивировать, а заинтересовать надо ребенка, что бы было интересно учиться. Что бы видел, что у него получается, его похвалили.

Вот взрослых, как только не мотивируют, а результат? Так это работа, а учится гораздо труднее.

Или, что то я не понимаю?


Виталий Лебедев ( Пользователь )
Насколько мне известно понятия "мотив" и "интерес" отличаются по отношению к Де.
Мотив - это деятельный интерес.
Можно интересоваться чем-либо, но ничего не делать для удовлетворения своего интереса.
Но если человек ничего не делает для удовлетворения своего интереса - назвать его мотивированым уже нельзя.
Естественно, что педагогическое мотивирование должно возникать в основном через интерес.
Материальное стимулирование далеко не единственный :) прием :) создания мотивов. И далеко не самый :) удачный :) в образовании.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Мне кажется, Анатолий Терентьевич затронул очень важную, очень глубинную проблему.

Мотива́ция (от lat. movere ) — 1) побуждение к действию;
Интенция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.
Интерес — эмоциональное проявление познавательных потребностей человека.
Это всё – из Википедии.

Когда-то давно мы с друзьями пытались для себя с этим разобраться. У нас получилось (применение терминов может не совпадать с где-то принятыми) что есть внешние и внутренние причины, побуждающие человека к действию.
В первом случае – кому-то надо, чтобы человек сделал это действие. Это мы определяли как мотивацию.
Во втором – это действие нужно самому человеку. Это определяли как интенцию.

Сегодняшняя педагогика построена преимущественно на мотивации, на внешнем побуждении (исходящем от педагога) человека (ученика, ребёнка) к действию.
Интенции (собственному стремлению) отведено или вспомогательное место, или никакого.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
У мотива есть и другое определение:
Мотив - предметно-направленная активность определенной силы (Кругосвет).
Или можно рассмотреть не внешную мотивацию, а внутренную.
Тогда мотивирование можно понимать как внешнее побуждение в возникновении мотива (как внутреннего, субъективного состояния).
Педагогическая ситуация - это инициированная педагогом (или кем бы то ни было) ситация свободного выбора человека из предопределеного вариатива выборов, где часть из этого вариатива являются предпочтительным с точки зрения педагогических целей. То есть, в данном случае мотив (интринсив) и интенция начинают совпадать.
Иначе говоря, мотивирование не всегда приводят к мотиву (субъективнй причине действия). А если рассматривать мотив не как предмет, а как причину, то по отношению к действию интенция и мотив - равнозначны.
Сегодняшняя педагогика преимущественно пользуется примитивным (одношаговым или прямым) мотивированием, которое не приводит к возникновению мотива (интенции) и практически не использует педагогические ситуации. Но сам инструмент "мотивирование" ни хуже, не лучше от этого не становится.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (sermivoz, 01.03.2009, 13:56) <{POST_SNAPBACK}>
В первом случае – кому-то надо, чтобы человек сделал это действие. Это мы определяли как мотивацию.
Во втором – это действие нужно самому человеку. Это определяли как интенцию.

Сегодняшняя педагогика построена преимущественно на мотивации, на внешнем побуждении (исходящем от педагога) человека (ученика, ребёнка) к действию.
Интенции (собственному стремлению) отведено или вспомогательное место, или никакого.

Спасибо Сергей Михайлович. Второе мне более симпатично.

Конечно интерес исходит всегда от педагога. Получается вроде, как бы, кто первей, яйцо или курица.
Только по литературе, мне больше казалось, что мотивация, это что то вне школы, общество, родители должны закладывать, видимо в карман дитяте, мотивацию. :) А то, что для мотивации учитель должен возбудить интерес не понял.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Мне кажется, получается спор о понятиях...

Можно определять мотивацию, только как внешнюю мотивацию - получается одна модель взаимодействия.
Можно различать внешнюю и внутреннюю - вторая модель.
Можно только как внутреннюю - третья модель.
Кому какая модель ближе - тот в той и работает.

Мне ближе вторая модель. Если рассматривать в ее рамках, то,
не для мотивации учитель должен возбудить интерес ученика, а интерес ученика - есть результат мотивации его учителем (точнее, может быть результатом), также, как результатом мотивации учителем может возникнуть не просто интерес (внутреннее состояние), а мотив ученика (активное действие).
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Виталий, чем то я не соглашусь.
Интерес, как внутреннее состояние не существует, его определить нельзя, что у человека в голове.
А как разделить, внутреннюю мотивацию от внешней? Это одно и то же явление, по русски это раньше было вызвать интерес ребенка к предмету. У одного мы сидели разинув рот, у второго ходили на головах.
Я вас понял, учитель мотивирует ученика, ученик мотивируется и отвечает запоминанием. Но это считаю не по русски. Это кому то надо было для диссертации, для инновации, заменить сто лет применяемые термины, на инновационные, а король то голый.

Как вы приводите примеры, чем ваша мотивация, отличается от интереса? Мотивация, для ребенка внешняя и внутренняя проявляется только одновременно. Если только с одной стороны она появится не может, её просто определить не возможно, что в голове у учителя, или у ученика.

Ребенок вполне может сказать, сейчас, в наше время, что это ему интересно, но он еще 20 лет (не этот, а другой ребенок в 2028 году) не будет говорить, я "за мотивирован" :)

Кроме вашего понимания мотивации, видимо есть какое то другое понятие, потому, что учителя жалуются, что нет мотивации учеников к обучению, понимая не свою не способность развить интерес, а нечто другое, внешнее, родителей, общество, внешнюю среду, которая не способствует обучению.


Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
Интерес, как внутреннее состояние не существует, его определить нельзя, что у человека в голове.

Интерес может определить сам человек. Опосредованно, интерес может определить и другой человек по определенным признакам, например, внимательно слушает...
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
А как разделить, внутреннюю мотивацию от внешней?

По направлению действия. При внешней мотивации направление действия идет на субъект. При внутренней направление действия идет на деятельность.
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
А как разделить, внутреннюю мотивацию от внешней? Это одно и то же явление, по русски это раньше было вызвать интерес ребенка к предмету.

Интерес и мотив - оба слова производные от латинских. Простите, что повторяюсь, интерес - это пассивное состояние, мотив - активное.
Если ребенку интересно, то он будет слушать, а если он замотивирован, то будет изучать.
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
Я вас понял, учитель мотивирует ученика, ученик мотивируется и отвечает запоминанием. Но это считаю не по русски. Это кому то надо было для диссертации, для инновации, заменить сто лет применяемые термины, на инновационные, а король то голый.

Думаю, что не совсем так: ученик отвечает (если отвечает :) ) не запоминанием, а деятельным интересом (или мотивом). То есть активной позицией по отношению к процессу обучения, превращаясь из обучаемого в учащегося.
Не берусь рассуждать про сто лет, но понятие мотива используется в русской педагогике как минимум 80 лет (со времен Макаренко точно, про раньше - не знаю), в психологии тоже не менее 80 лет (Фромм, например), а уж во второй половине 20 века кто только мотивами не занимался (Леонтьев, Маслоу). Загляните сюда: http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogic...chology/12.html - сколько людей себе диссертации на мотивации сделали :).
А король голый только там, где было взято слово, а до смысла дело не дошло.
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
Ребенок вполне может сказать, сейчас, в наше время, что это ему интересно, но он еще 20 лет (не этот, а другой ребенок в 2028 году) не будет говорить, я "за мотивирован" :)

Мотивация - это всего лишь понятие. Причем понятие из области профессиональной деятельности психологов и педагогов. Не специалистам в этих областях его использовать нет необходимости. Но это не означает, что это понятие ничего не описывает и не отличается от других понятий (от интереса, к примеру). (Про сегрегацию из родителей тоже не все знают, тем не менее процесс сегрегации происходит во всех семьях; родители же просто говорят - "вылетел из гнезда", а для психологов - это целый сложный процесс!)
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 23:23) <{POST_SNAPBACK}>
Кроме вашего понимания мотивации, видимо есть какое то другое понятие, потому, что учителя жалуются, что нет мотивации учеников к обучению, понимая не свою не способность развить интерес, а нечто другое, внешнее, родителей, общество, внешнюю среду, которая не способствует обучению.

И эти учителя правы! Так как в подавляющем большинстве своем в среднюю школу (за началку не берусь отвечать - не знаю) приходят ученики без внутренней мотивации к обучению. При таких исходных данных внешнее мотивирование должно быть на порядок конкурентноспособнее уже существующим мотивам ребенка, направленным не на обучение. Далеко не все учителя в этой ситуации справляются.
(Есть предположение, что исходно мотивированные дети приходят в началку, но там эти мотивы пропадают? Но, опять-таки, не буду рассуждать о том, чего не знаю.)

Анатолий Терентьевич, Вы не могли бы уточнить Вашу цель при постановке вопроса?
Просто у меня складывается ощущение, что она в том, чтобы выразить свой негатив по отношению к понятию, а не в том, чтобы разобраться в разнице понятий. Если верно первое, то, боюсь, что конструктивного диалога не получится - и я откланяяюсь, если же, я ошибся и есть желание разобраться - давайте разбираться!
Павел Максименко ( Пользователь )
Цитата (Анатолий Булатов, 01.03.2009, 11:14) <{POST_SNAPBACK}>
Сейчас на Эхо обсуждали, как говорить «мотивировать на» или «мотивировать к»?

Но меня заинтересовало другое. Само слово «мотивировать». Не нравится оно мне, что то казенное слышится. Учились мы и ни кто не знал о каких то мотивациях. Мотивация, это больше подходит к работе, предполагает финансовое дополнение к хорошо выполненной работ, часть от прибыли хозяина.

Не понимаю, как можно ребенка мотивировать учится? Что пообещать велосипед к окончанию года? По пятаку за пятерку? Что, если тебе пообещают что то, лучше материал в память врежется?

На мой взгляд, не мотивировать, а заинтересовать надо ребенка, что бы было интересно учиться. Что бы видел, что у него получается, его похвалили.

Вот взрослых, как только не мотивируют, а результат? Так это работа, а учится гораздо труднее.

Или, что то я не понимаю?


Давайте взглянем на термин через призму совершенно другой области - уголовного права. Есть абсолютно узаконенное понятие - мотив преступления. Что это такое? По сути - это причины, побудившщие человека совершить преступление. То есть ответ на вопрос - зачем?
Вернёмся к школе - мотивация ученика это помощь в нахождении ответа на вопрос "зачем учить?" Если есть интерес - то вопрос этот не стоит, точнее - ответ на него очевиден. А вот в случае отсутствия прямого интереса, вопрос ЗАЧЕМ достаточно важен!
В годы СССР была очень сильная методика преподавания иностранных языков - намного сиольнее, чем западная или американская. Тем не менее по факту, скажем ,в поколении тех, кто родился в начале 60-х в СССР реальное владение иностранными языками етсь у очень малого процента населения (мы говорим, естественно, о знаниях полученных в школе и вузе, а не о более поздних и сознательных, также говрим о тех, для кого это не являтся специальностью). Причина этого проста - реально мало кто мог придумать, зачем ему нужен иностранный язык. Литературы на иностранных языках было очень мало, шанс ездить за границу и пользоваться языком длоя общения был микроскопичен, так зачем???? И очень многие отвечали на этот вопрос - незачем - и язык фактически оставался на уровне детсада.
Несмотря на моё уважение к нынешним педагогам, по большей части методически они слабее педагогов поколения более старшего. Но результаты по факту дают лучшие - по причине того, что ныне слишком многие уже могут вполне разумно ответить на вопрос "зачем?"!
При этом - замечу - это совершенно не означает, что у ученика будет интерес к изучению языка, но он просто будет иметь мотив к его изучению, то бишь - мотивацию.


Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 02.03.2009, 02:02) <{POST_SNAPBACK}>
Мотивация - это всего лишь понятие. Причем понятие из области профессиональной деятельности психологов и педагогов. Не специалистам в этих областях его использовать нет необходимости. Но это не означает, что это понятие ничего не описывает и не отличается от других понятий (от интереса, к примеру). (Про сегрегацию из родителей тоже не все знают, тем не менее процесс сегрегации происходит во всех семьях; родители же просто говорят - "вылетел из гнезда", а для психологов - это целый сложный процесс!)

И эти учителя правы! Так как в подавляющем большинстве своем в среднюю школу (за началку не берусь отвечать - не знаю) приходят ученики без внутренней мотивации к обучению. При таких исходных данных внешнее мотивирование должно быть на порядок конкурентноспособнее уже существующим мотивам ребенка, направленным не на обучение. Далеко не все учителя в этой ситуации справляются.
(Есть предположение, что исходно мотивированные дети приходят в началку, но там эти мотивы пропадают? Но, опять-таки, не буду рассуждать о том, чего не знаю.)

Анатолий Терентьевич, Вы не могли бы уточнить Вашу цель при постановке вопроса?
Просто у меня складывается ощущение, что она в том, чтобы выразить свой негатив по отношению к понятию, а не в том, чтобы разобраться в разнице понятий. Если верно первое, то, боюсь, что конструктивного диалога не получится - и я откланяяюсь, если же, я ошибся и есть желание разобраться - давайте разбираться!


Все в месте, и "выразить свой негатив по отношению к понятию, а не в том, чтобы разобраться в разнице понятий"
Понимаете, эти профессиональные словечки уже выходят, выплескиваются на родителей, для которых эти понятия имеют совсем другой смысл. Вот вы вначале мне говорили, что мотивация это отношение ученика и учителя, а в конце оказывается есть и другое толкование этого термина, между родителем, обществом, не способных подготовить ребенка к обучению.

Вы правы, дошкольник как губка впитывает обучения, всего нового, но почему то к старшей школе это теряется?
И идут обвинения, что это родитель виноват в этом.

"По направлению действия. При внешней мотивации направление действия идет на субъект. При внутренней направление действия идет на деятельность." Но я понял, что одно без другого не имеет смысла.

"Если ребенку интересно, то он будет слушать, а если он замотивирован, то будет изучать."

Если ребенку интересно, он и будет изучать, иначе это просто не интерес. Как вы определите, что он слушает, слышит вас и ему интересно? Только когда он будет изучать, вы поймете, что ему интересно, до этого думаю ни как.

"Про сегрегацию из родителей тоже не все знают" - ну я металлург это знаю, еще геологи знают. :)

"сколько людей себе диссертации на мотивации сделали :)." ну я об этом и говорю, это же инновация :)



Я понял, что мотивация, это что то более общее, даже не один ребенок в этом участвует, а много, общая мотивация, например в изучению языков. Но при переходе к общему, это понятие расплывается, понять его, как управлять им, уже невозможно. На уровне одного ребенка, все понятно, но там мотивация равна проявленному, действенному интересу.

"И эти учителя правы! Так как в подавляющем большинстве своем в среднюю школу (за началку не берусь отвечать - не знаю) приходят ученики без внутренней мотивации к обучению."

Вот и интересно, когда она пропадает? Какова роль родителей в этом? Почему только их обвиняют в этом?
А может дело в том, что учителя начальных классов, а еще в большей степени воспитатели детсадов получают наименьшую зарплату? Их труд не считают важным, не обращают внимание на образование этого периода, вот и получаем снижение мотивации, а как результат в старшей школе мотивацию исправить уже не удается ни за какие деньги, поезд уже ушёл.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+