Личный кабинет

Модель профильного обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении

Михаил Нордгеймер ( Пользователь )
• Ставропльский край, г. Пятигорск
• Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 20
• Доклад на августовский интернет-педсовет 2005 года
• Авторы: Гончарова Татьяна Сергеевна, директор МОУ лицея № 20,
Фомина Людмила Викторовна. Заместитель директора по научно-методической работе МОУ лицея № 20
• Тема работы: «Модель профильного обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении»
• Контакты: (телефон: (8-8793) 31-27-11)

МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОУ ЛИЦЕЕ №20 г. ПЯТИГОРСКА


В соответствии с современными запросами общества общеобразовательные учреждения стремятся перестроить свою деятельность, т.к. основной целью их образовательной деятельности становится воспитание гражданина, владеющего необходимыми компетенциями для успешной социализации в послешкольной жизни, способного адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Одним из средств реализации данной образовательной стратегии сегодня становится профильное обучение.
И это не случайно, т.к. данная форма образовательной деятельности является средством, способным внести существенные изменения в структуру учебно-воспитательного процесса в школе, обновить содержание образовательного процесса, что в свою очередь непосредственно оказывает влияние на развитие общеобразовательного учреждения и, как следствие, повышение качества образования в целом. Одним из преимуществ введения профильного обучения также является дифференцированное обучение на основе интересов, склонностей, способностей и личностные потребностей каждого ребенка.
Являясь краевой экспериментальной площадкой по теме «Организационно-педагогические аспекты создания адаптивно-развивающего образовательного пространства в поселковой общеобразовательной школе», в соответствии с родительским запросом (84,4% родителей считают необходимым введение профильного обучения) МОУ лицей № 20 г. Пятигорска ведет работу по созданию системы профильного обучения. Основная цель организации профильного обучения в лицее – совершенствование организационно-педагогических условий для реализации обучающимися своих интересов, склонностей, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.
Модель профильного обучения в лицее предполагает реализацию ряда задач, среди которых обеспечение дифференцированного подхода в профильном обучении на основе психолого-педагогической диагностики, организационно-педагогическое обеспечение углубленного изучения отдельных предметов в соответствии с выбранным профильным направлением, обеспечение преемственности между общим и профильным образованием, организация предпрофильной подготовки на средней ступени обучения.
Кроме того, организационно-педагогическая модель профильного обучения в лицее выстраивается по следующим параметрам:
 социально-психологический заказ на профильное обучение каждой отдельно взятой параллели учащихся;
 организация профильного обучения на основе организационно-педагогических возможностей лицея;
 обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами;
 организация профильного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.
С целью научно-методического обеспечения профильного обучения в лицее создана кафедра профильного обучения. Кафедра занимается разработкой образовательных методик и технологий профильного обучения, соответствующих общим образовательным целям и задачам лицея; прогнозированием изменений потребностей в профильном обучения в лицее; внесением предложений по улучшению профильного обучения; организацией работы по созданию и обогащению банков данных по различным направлениям образовательной деятельности; установлением и развитием творческих связей и контактов с высшими учебными заведениями.
Психодиагностические и социодиагностические мероприятия служат необходимым условием организации профильного обучения, как в целом, так и в различных параллелях учащихся. Согласно родительскому запросу основными профильными направлениями в лицее могут быть социально-экономический (64,4%), химико-биологический (14,7 %), физико-математический (13,1 %). Родительский запрос и результаты изучения психологических особенностей учащихся позволили создать модель профильного обучения в лицее, которая включает следующие профильные направления:
 социально-экономическое
 информационно-технологическое
 оборонно-спортивное
 художественно-эстетическое
 социально-гуманитарное
 индустриально-технологическое.
Такой широкий выбор профильных направлений в лицее необходим для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения учащихся различных психофизиологических особенностей. Как следствие, в рамках созданной модели, каждая параллель учащихся может иметь различные формы профилизации, т.е. профильное обучение может осуществляться как для отдельных классов, так и для отдельных групп учащихся. Расписание занятий для всех профильных классов составляется таким образом, что профильные и элективные курсы для всех профильных классов и групп ставятся одновременно и каждый ученик на это время имеет возможность заниматься в своей профильной группе.
Созданная модель профильного обучения основывается на принципах здоровьесберегающей деятельности. В расписании учащихся выделен учебный день для ведения обучающей деятельности по специализированным курсам. В этот день учащиеся занимаются в группах профильного обучения в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики учащихся. Обучение в профильных классах ведется только в первую смену. Объем шестидневной учебной нагрузки – 36 часов для всех профилей. В рамках профильного обучения выделяется один день в неделю для реализации профильных направлений. Расписание на этот день также составляется в соответствии с нормами Сан Пи На для каждого профиля.
Следует отметить что, необходимым условием самоопределения учащихся различных психофизиологических особенностей, является предпрофильная подготовка на второй ступени обучения. Предпрофильная подготовка в МОУ лицее № 20 осуществляется в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в учебных группах. В связи с этим введены 2 часа в 9-х классах на специализированные предметные курсы по вышеперечисленным направлениям.
В случае выявления большого количества учащихся, не определившихся в своем выборе, а также в целях эффективного психолого-педагогического обеспечения предпрофильной подготовки в параллели 9 – х классов введен курс «Психология». Курс отражает систему психолого-педагогических знаний необходимых каждому человеку, живущему среди людей и взаимодействующему с ними. Данный курс содержит необходимый теоретический минимум психологических знаний для формирования компетенций учащихся в области знаний о человеческих взаимоотношениях, способах изучения различных психологических процессов, путей формирования характера и т.д. Основная цель данного курса – возможность изучения собственной личности и определение своего места в дальнейшей послешкольной жизни, овладение элементарными приемами психологической саморегуляции. Кроме того, курс «Психология» способствует формированию у учащихся навыков командной работы, умения доказательно высказывать свое мнение, развивает творческое мышление, дает возможность учащимся выявить свои потенциальные возможности, приобрести навыки психологически гибкого поведения. В 2005 – 2006 учебном году данный курс расширен и трансформирован в курс «Технология профессионального успеха».
Проведенный мониторинг склонностей и интересов учащихся за три года позволил разработать гибкую модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в лицее. В 2004 – 2005 учебном году проведена коррекция данной модели. Как следствие, в настоящее время наименование и количество классов и учебных групп профильного обучения и предпрофильной подготовки может варьироваться от трех до пяти и иметь различные комбинации в зависимости от склонностей, интересов, потребностей и потенциальных способностей учащихся.
Мы уверены, что ведение профильного обучения существенно расширяет возможности образовательного учреждения в создании условий, способствующих выстраиванию каждым учащимся индивидуальной образовательной траектории, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их намерениями в отношении дальнейшего продолжения образования.
Татьяна Вьюгова ( Пользователь )
Могу поделиться опытом организации психолого-педагогического сопровождения выбора профиля. Преподаю курс "Психология успеха" (9 класс) и "Психология успеха и планирование карьеры" (10,11 класс).
контакты: www.school-metod@main.tusur.ru

thumbs.gif
Надежда Куминова ( Пользователь )
• Доклад на августовский интернет-педсовет 2005 года
• Авторы: Гончарова Татьяна Сергеевна, директор МОУ лицея № 20,
Фомина Людмила Викторовна. Заместитель директора по научно-методической работе МОУ лицея № 20
• Тема работы: «Модель профильного обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении»

Могу поделиться опытом работы по ведению профильных курсов.
Согласна с Вами, что ведение профильного обучения расширяет возможности общеобразовательного учреждения для создания условий индивидуального развития детей и для обучения старшеклассников соответственно их дальнейшего обучения по выбранным специальностям.
Вопрос: «Какие специализированные предметные курсы введены у Вас по индустриально-технологическому и информационно-технологическому направлениям?
Николай Аластыров ( Пользователь )
как в обычной школе могут такие профили как художественно эстетический, спортивный, у вас есть возможность подготовить художника и спорсмена, покажите учебные программы и как организовано обучение в профильных классах

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+