Личный кабинет

«Барьеры самореализации школьников в учебной деятельности и поиск путей их преодоления»

Татьяна Холина ( Пользователь )
Заместитель директора по НМР
МОУ «Лицей №38» г. Белгорода
Тезисы:
Самореализация школьников в процессе обучения является сложным, многогранным, зачастую противоречивым процессом. В этом процессе ученик выступает как носитель индивидных качеств, как субъект учебной деятельности, как субъект общения и самопознания.
Между уникальным и индивидуальным процессом самореализации и массовым характером обучения, между внешними требованиями образовательной среды и внутренними возможностями школьника существуют противоречия, которые обуславливают наличие различных типов барьеров, влияющих на характер и качество самореализации школьников в учебной деятельности.
Доклад:

Педагогический коллектив лицея г. Белгорода является федеральной экспериментальной площадкой (2002 год) и осуществляет исследовательскую работу по теме «Выявление барьеров самореализации школьников в учебной деятельности и поиск путей их преодоления».
Цели проекта:
1. Переход от образовательных технологий, ориентированных на обучение группы, класса к технологии индивидуально – личностного развития.
Достижение этой цели предполагает опору на субъектный опыт учащихся, на преимущественно оценочно-рефлексивный тип деятельности школьников и связанное с этим определение индивидуальной траектории развития каждого школьника на основе психолого-педагогического мониторинга.
2. Переход школы от технологии формирования, воспитания и обучения школьников к технологии поддержки саморазвития личности, помощи в самореализации.
Достижение этой цели связано с обучением школьников умениям и навыкам самопознания, самоконтроля, самопрогнозирования, обеспечивающим успешную самореализацию обучающихся в учебной деятельности.
3. Создание вариативной образовательной среды.
Достижение этой цели предполагает организацию обучения и воспитания школьников как в специализированных (гомогенных) группах так и в группах разных по интересам (гетерогенных) и уровня развития;
использование разных по уровню сложности образовательных программ;
создание реальных возможностей для самореализации одаренных детей, школьников с различными отклонениями в развитии, обычных детей.
4. Построение образовательного процесса на основе диагностики различных типов, барьеров, препятствующих самореализации школьников в учении, с целью определения способов их преодоления.
Достижение этой цели предполагает знание учителями типологии барьеров самореализации школьников разных возрастов в учебной деятельности и причин их возникновения;
владение методикой проведения мониторинга барьеров самореализации школьников в учебной деятельности и оказания им помощи в преодолении барьеров.
5.Создание в лицее развивающего, деятельностного, целостного пространства, являющегося основой для творческой самореализации каждого школьника в учебной деятельности.
Достижение этой цели предполагает организацию внутришкольного повышения квалификации учителей;
повышение мотивационных ресурсов педагогического коллектива, направленных на внедрение в учебный процесс психолого-педагогических технологий.
Основные задачи проекта:
1. Теоретические:
- Разработать типологию барьеров самореализации.
- Выявить причины возникновения барьеров самореализации.
2. Эмпирические.
- Выделить группу школьников с разным уровнем самореализации;
- Установить зависимость между уровнем самореализации школьников и сформированностью учебной деятельности.
3. Конструктивные:
- разработать психолого-педагогические технологии направленные на создание условий для преодоления школьниками барьеров самореализации.
Приоритетной целью современного образования является создание условий для успешной самореализации школьников в различных видах учебной деятельности. Самореализация рассматривается нами как процесс сознательного и целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, а именно потребностей, способностей, интересов, знаний, умений и навыков, которые опредмечиваются в практической деятельности (ценностно-ориентированной, коммуникативной, познавательной, трудовой, спортивной и т.п.). В основе этого процесса лежат самопознание, самовоспитание, самопроектирование и самоуправление как структурные компоненты самоопределения личности.
Самореализация школьников в процессе обучения является сложным, многогранным, зачастую противоречивым процессом. В этом процессе ученик выступает как носитель индивидных качеств, как субъект учебной деятельности, как субъект общения и самопознания. Личностная самореализация опосредована сложным взаимодействием как внешних факторов – требованиями педагогической системы, характером преподавания учебных дисциплин, личностными особенностями учителя и характеристиками классного коллектива, так и внутренних, субъективных факторов – индивидными свойствами и индивидуальными особенностями познания, общения и деятельности обучающихся.
Между уникальным и индивидуальным процессом самореализации и массовым характером обучения, между внешними требованиями образовательной среды и внутренними возможностями школьника существуют противоречия, которые обуславливают наличие различных типов барьеров, влияющих на характер и качество самореализации школьников в учебной деятельности.
В настоящее время затруднения или барьеры рассматриваются с разных позиций и подходов (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, А.В. Коржуев, А.И. Пилипенко, Н.А. Подымов, Л.А. Поварницына и др.)
В результате исследования был определен алгоритм выявления и преодоления барьеров самореализации школьников в учебной деятельности. (см. приложение 1)
В нашем исследовании содержание, структурные компоненты и функции различных видов барьеров в учении мы рассматриваем с точки зрения личностно-деятельностного подхода. В отечественной науке в контексте деятельностного подхода барьер рассматривается как «критическая точка», препятствующая дальнейшему движению деятельности, вызывающая определённые эмоциональные переживания и стимулирующая возникновение психической активности по его преодолению. Барьеры, таким образом, являются фактором, стимулирующим или разрушающим деятельность. Отметим, что барьеры являются субъективным образованием, которые проявляются в переживании субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности и противоречивости ситуации. Применительно к деятельности человека, барьер представляет собой отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности (Н.А. Подымов). В общепсихологической интерпретации затруднений выделяют смысловые, эмоциональные, когнитивные и операциональные барьеры. С точки зрения деятельностного подхода выделяют мотивационные и операционные барьеры, проявляющиеся в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах ( Л.А. Поварницына).
Типология барьеров самореализации:
1. организационно – педагогические
- управленческие
- педагогические
- информационные
2. Субъективные:
- психологические
- личностные
-субъективные
3. Социально-психологические
- коммуникативные
4. Физиологические
- возрастные
- индивидуальные
Были созданы методические копилки по барьерам в помощь учителю, родителям.(см. приложение 2)
Возникновение барьеров обуславливает появление психической активности, направленной на их преодоление. Для лучшего понимания способов преодоления барьеров рассмотрим функции барьеров: (А.К. Маркова)
1. Позитивные функции барьеров:
- индикаторная функция ( привлечение внимания субъекта),
- стимулирующая, мобилизующая функция.
2. Негативные функции барьеров:
- сдерживающая функция,
- деструктивная, разрушительная функция.
Если позитивные функции барьеров способствуют возникновению проблемной ситуации и поиску путей её решения и, таким образом, продолжению деятельности, а значит и успешной самореализации личности, то негативные функции барьеров останавливают и разрушают деятельность, ведут к поиску компенсаторных, зачастую неадекватных ситуации действий и препятствуют успешной самореализации школьника. Поэтому для успешной самореализации школьника необходимо создать психолого-педагогические условия, способствующие реализации позитивной функции барьеров.
Таким образом, в нашем исследовании мы опираемся на следующие теоретические принципы и подходы:
- признание безусловной ценности внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития;
- наличие различных типов барьеров является необходимым условием процесса самореализации личности школьника;
- в изучении многообразия барьеров самореализации в учебной деятельности школьников реализуется личностно-деятельностный подход;
- в основе преодоления барьеров учения - создание психолого-педагогических условий, актуализирующих позитивную функцию барьеров.
Выявление барьеров в учебной деятельности и поиск путей их преодоления является одним из условий успешной самореализации школьников в учении.
В соответствии с субъективными функциями учебной деятельности и индивидуальными особенностями учащихся мы выделяем следующие типы барьеров:
- барьеры, связанные с функциями субъекта познания - познавательные барьеры;
- барьеры, связанные с функциями субъекта общения в учении -коммуникативные барьеры;
- барьеры, связанные с функциями субъекта самопознания в учении -личностные барьеры;
- барьеры, связанные с индивидуальными особенностями - физиологические барьеры.
В каждом типе барьеров необходимо учитывать смысловую, эмоциональную, когнитивную и операционно-волевую составляющие.
По нашим представлениям тип барьера определяет способ его преодоления. К психолого-педагогическим условиям преодоления барьеров (обеспечение их позитивной функции) относятся овладение школьниками субъективными функциями, вовлечение их в оценочно-рефлексивную деятельность, т.е. обучение направленное на самообразование, самовоспитание, развитие рефлексивных умений и навыков.
В процессе эксперимента выявлены основные стратегии использования барьеров в учении для наиболее оптимального развития личности школьников:
1. Устранение барьеров силами педагогов (формирование учебной деятельности у учащихся).
2. Совместное с учениками преодоление барьеров, обучение приемам преодоления барьеров.
3. Мобилизация сил ученика на самостоятельное преодоление барьеров.
4. Искусственное создание барьеров с постоянно возрастающей сложностью
для развития у школьников умения преодолевать препятствия.
В результате исследования была разработана структура мониторинга учебной деятельности. Мониторинг предполагает замеры таких этапов учебной деятельности:
- уровень сформированности учебной мотивации.
- уровень сформированности целеполагания.
- уровень сформированности учебных действий.
- уровень сформированности действий контроля
- уровень сформированности действий оценки.
Была разработана форма фиксации данных мониторинга. (см. Приложение 3)
Разработана логика используемых технологий. (см. приложение 4)

С целью улучшения руководства и контроля учебным процессом в лицее внедрен в 2002 году программно- технологический комплекс «Результат образовательного процесса» Канаева Б.И. Канаева Д.Б., Данный комплекс позволяет
- выявить динамику результативности различных аспектов образовательного процесса: учебно-воспитательной работы, здоровья школьников, системы межличностных отношений, результативности профессиональной деятельности учителя.
- изучить характер и уровень самореализации различных видах учебной деятельности
-Определить зону наиболее благоприятной самореализации школьников на разных этапах обучения
- оценить результативность отдельных образовательных программ
- выявить проблемы (барьеры) в отношении отдельных учащихся, класса, параллели, лицея в целом.
- принять оптимальные решения по устранению выявленных проблем.

Литература.
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.: Издательский центр «Акадеимия», 2002г.
2. Эльконин Д.Б. , Дрогунова Т.В. «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков»/ М.: Просвещение; 1967г.
3. Канаев Б.И., Канаев Д.б. Скрининг программа. школьная версия ПТК «Результат образовательного процесса », Тольятти, 2001г.
4. Поварницкая Л.А. «психологический анализ трудностей общения», М, 1987г.
5. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка», СПб, 1997г.
6. Лисина М.И. «Подросток на перекрестке эпох» Проблемы и перспективы социально – психологической адаптации подростков, М, 1997г.
7. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка», л,1997г.
8. Якобсон П.М. «Эмоциональная жизнь школьника», М, 1966г.
9. Волович М.Б. «Не мучить, а учить», М, 1992
10. Кабанова – Миллер Е.Н. «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся» М,1968г.
11. Таллингерова Д. «Психология проектирования умственного развития детей» Москва-Прага, 1994г.
12. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться?» К, 1984г.
13. Оморокова М.И. и др. «Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению», М, 1990г.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+