Личный кабинет

Памяти доктора педагогических наук Валентины Владимировны Князевой

Жизнь и работы
Игорь Сухин ( Пользователь )
Ушёл человек - Князева Валентина Владимировна. Сообщение неизвестной мне Светланы Селиверстовой - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=4865&st=0
произвело впечатление удара молнии. С таким никогда примириться нельзя.

Я давно знал Валентину Владимировну, но встречались мы редко. Впервые мы встретились, наверное, на одной из шахматных конференций 90-х гг. Затем как-то Валентина Владимировна подъезжала ко мне в НИИ "Фонон" в начале 90-х. У нас были нормальные человеческие отношения, но различные научные взгляды, подходы к предмету шахматы. Затем лет 10 мы не общались, потом где-то в 2006-2007 г.
Валентина Владимировна написала мне письмо по электронной почте, рассказала о своём житье-бытье, и я предложил ей включиться в форумную работу Всероссийского Интернет-педсовета. Валентина Владимировна ответила согласием и в дальнейшем стала вести даже авторские (нешахматные форумы).

Не буду лукавить - вначале Валентина Владимировна много полемизировала и на шахматных форумах, которые я модерирую, и несколько раз наше общение на форуме было жёстким (по научным аспектам - но не жестоким). Все посетители ВИПа легко найдут эти веб-страницы. Впрочем, каждый раз мы шли навстречу друг другу, и дело заканчивалось примирением (человеческим, но не научных позиций, разумеется).

Только сейчас, после письма Светланы Селиверстовой я понял, почему Валентина Владимировна в последние годы была порой излишне эмоциональна - она тяжело болела и мужественно скрывала свою болезнь.

Я также предложил Валентине Владимировне опубликовать на сайте шахматного всеобуча ряд её статей, мотивируя это тем, что о том, что не выложено в Интернете никто и никогда не узнает, поэтому долг учёного выкладывать свои наработки в Интернете (разумеется, то, что уже опубликовано - чтобы не было плагиата). Валентина Владимировна охотно прислала мне массу своих статей - и шахматных, и не шахматных. Я сказал Валентине Владимировне, что опубликую все её шахматные статьи на сайте (и сделал это), но не буду публиковать нешахматных, т.к. специфика сайта - шахматная. Валентина Владимировна обиделась на меня (хочется верить - не сильно) за то, что я отказался публиковать её нешахматные статьи. Это было. Поэтому мне было не по себе, и я уже вот как год назад привёл на сайте её и не шахматные статьи. Потому что, в самом деле, - эти статьи тоже могут помочь более чётко прочувствовать читателю взгляды автора.

И здесь ещё один важный момент - Валентина Владимировна была доктором педагогических наук. Кое-кто в шахматном мире с иронией воспринимает научные степени, и особенно докторскую. Отчасти согласен - как изящно сказал директор нашего Института: "Звание ума не добавляет". Дело здесь в другом. Как сказал, доктор педагогических наук Валентин Михайлович Полонский - пусть те, кто полагают, что защитить диссертацию лёгкое дело, попробуют это сделать, и тогда мы поговорим с ними. Он имел в виду, что для этого нужно пройти семь кругов ада. Поэтому мало кому удавалось защитить диссертацию и сохранить здоровье.

Поэтому защитить диссертацию - само по себе подвиг.

А Валентина Владимировна совершила этот подвиг дважды.

И даже тот факт, что до сих пор на шахматном материале за все годы существования СССР и РФ защитились всего вроде бы 4 человека (я могу и ошибиться; кто знает больше, поправьте) - В.В.Князева, Вершинин, Н.В.Крогиус и Несис (я имею в виду докторские диссертации, а кандидатских - более 50), говорит о многом. Но, разумеется, нужно различать процедуру защиты диссертации и реальный научный вклад - это разные вещи. О реальном научном вкладе объективно смогут судить лишь наши потомки - лет через 100. Мы же можем предоставить тексты, и каждый человек по этим текстам самостоятельно сможет сделать свой личный вывод.

Мы помним Вас, Валентина Владимировна, поэтому сегодня я создам на ВИП отдельный подфорум "Памяти доктора педагогических наук Валентины Владимировны Князевой", на котором время от времени буду выкладывать отдельные статьи Валентины Владимировны и т.п. материалы.

"Никто не забыт, и ничто не забыто".

Я выполняю своё обещание.
Игорь Сухин ( Пользователь )
В.В. КНЯЗЕВА — доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета.

В.В.Князева "ШАХМАТНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" - http://chess555.narod.ru/knyazeva1.htm

Комментарий И.Г.Сухина:
Данная публикация произведена с любезного разрешения автора. Мы с удовольствием предоставили нашу трибуну Валентине Владимировне, первой в РФ в 2000 году защитившей докторскую диссертацию по «школьным шахматам». Настоящая статья представляет особый интерес благодаря вниманию к яркой личности Василия Александровича Сухомлинского. К сожалению, признавая значимое место шахмат в развитии личности ребёнка, Василий Александрович в своих многочисленных работах очень мало строк посвятил собственно шахматам, большинство из которых вошли в золотой фонд шахматных цитат и приведены в данной статье. Каждая новая зарисовка о Сухомлинском бесценна. Вот фрагмент, цитирую автора, В.В.Князева: «Шел 1942 год, В.А. Сухомлинский преподает в школе шахматы. Знаменательный факт: педагог учит ребятишек шахматной игре и через нее пытается развить память, внимание, творческие способности». Меня, как и многих моих коллег, раньше поражала фантастическая работоспособность Василия Александровича, большое количество написанных им книг и статей. Не все знают причины этого, которая заключена в личной трагедии мыслителя. Об этом можно прочитать в материале «Письмо Василия Александровича Сухомлинского профессору Э.Г.Костяшкину от 24.08.67 г.» - http://suhin.narod.ru/suhomlin.htm

Огромный интерес представляет факт личной переписки В.В.Князевой с директором школы имени В.А. Сухомлинского Г.К. Настасьевым, выражаем надежду, что со временем узнаем об этой переписке побольше. В этой связи вспомним статью Г. Настасьева, директора Павлышской средней школы им. В. А. Сухомлинского, заслуженного учителя УССР, кандидата педагогических наук "Незабываемые уроки Сухомлинского", опубликованную в журнале "Шахматы в СССР", 1985, №2, с.17. Она приведена нами на веб-странице - О пользе шахмат: Экспериментальные результаты. Других статей Настасьева по теме мы не знаем, а жаль. Большую научную ценность в статье Валентины Владимировны представляет также синтез «сферы педагогического влияния шахмат на растущую личность» из 32-х пунктов. Статья Валентины Владимировны несомненно будет интересна всем, для кого значима научная составляющая шахмат.

Дополнительная информация об авторе (прислано В.В.Князевой):
Князева Валентина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.
Учитель. Автор концепции развивающего обучения. Лауреат занковского конкурса развивающего бучения в основной школе («Новая школа», Москва, 1995). Автор программы «Школа мысли Князевой» по подготовке детей к обучению в школе с использованием шахматной игры. Автор концепции шахматного всеобуча». Автор проекта «Человек культуры». Член Союза журналистов России.
Круг научных интересов: философия педагогики, методология педагогики, проблемы методологической культуры, содержание и методы профессиональной подготовки педагогов-исследователей, проблемы дидактики, содержания непрерывного образования, истории педагогики и образования, культуры и культуротворчества в педагогике, математическая статистика в педагогике, учебный предмет шахматы в общеобразовательной школе, современный учебник, дошкольная педагогика, начальная школа, общеобразовательная школа, высшая школа, послевузовское образование.
Опубликовано лично и в соавторстве 20 монографий и учебных пособий. Среди них: «Азбука шахматиста» (1990, 1991), «Уроки шахмат» (1992), «Словарь шахматных терминов» (1998), «Северный Филидор» (1999), «Экономика в школе» (2002), «Как работать над диссертацией и защищать ее. Практические советы с точки зрения соискателя и эксперта» (2002, 2003), «Делим пополам» (2003), «Человек культуры» (2004), «Человек культуры: дополнительное образование» (2006), «Человек культуры: воспитательное пространство» (2007), «Современный Коменский в аналитическом изложении, таблицах, схемах, цитатах» (2007).
Автор более 120 научных публикаций.


В.В.Князева «МОЁ КРЕДО»

Пусть жизнь — прибой и в шахматы игра,
То вскрытый шах, то вилка, то атака,
То равновесья мудрости полна
В смирении прибрежная волна
Скользит назад, недавний забияка.
Мне удивляться,
воздухом дыша,
Входя в вечерний сумрак.
На пороге
Дня каждого стоять и обмирать
И вместе с ночью умирать опять
И всякий раз
спешить рождаться внове.
Я вас приму:
и буйство, и покой,
И беспокойство
будничных сражений.
Бегут часы, слагаясь чередой
В дела, отмеченные простотой,
Создал которые
природы гений...

А я стою за шахматной доской,
где простота и сложность —
воедины.
Здесь сеанс игры ведет морской прибой...

Источник информации: http://chess555.narod.ru/knyazeva1.htm

Игорь Сухин ( Пользователь )
Селиверстова Светлана:
"Уважаемые коллеги, я - Селиверстова Светлана Александровна являюсь аспиранткой - ученицей Валенины Владимировны Князевой. Последние 6 лет мы шли с ней по жизни рука об руку, она была для меня больше чем руководитель по диссертации, она была моей мамочкой, которая поддерживла меня не только в научной деятельности, но и во всем что было далеко от научной среды. Если разрешите я расскужу немного о ее жизни, по большему счету все знали ее как великого ученого, но ни кто ее не знал как близкого человека. В мае 2008 года Валентина Владимировна готовится к операции на сердце, но в результате общего обследования у нее нашли рак, это было для нас большим ударом, мы с ним справились. В августе 2008 года ей успешно сделали операцию, затем через месяц последовала лучевая терапия. В этот период я поразилась трудолюбию Валентины Владимировны, несмотря на то, что после лучевой терапии нужно некоторое время быть в спокойствии, Валентина Владимировна отлежавшись, бежала читать лекции и вести семинарские занятия, которые длились не 2 и даже не 3, а 5-6 часов. Она была фанатом своей деятельности, примером для всех нас - молодых и здоровых. В этот же период мы с ней выходим на финишную прямую диссертационного исследованияи нас поставили на защиту 23 января 2009 года. 11 января мы сней работали над некоторыми нюансами связанными с защитой, я ушла от нее 22.00, она уже тогда плохо себя чувствовала, но продолжала работать. У тром 12 января мне сообщили ужасную новость, что моей ВТОРОЙ МАМЫ БОЛЬШЕ НЕТ, до сих пор не вериться ... Так и кажется что вот сейчас позвоню ей и услышу: "Привет красавица". СПЛОШНАЯ БОЛЬ И ПУСТОТА до сих пор никак не оставят меня. Успешно прошла моя защита, которую я посвятила Валентине Владимировне. Я чувствовала ее присутсвие на защите, чувствовала ее поддержку и слышала ее слова "Света все будет хорошо, мы их сделаем". СПАСИБО МОЯ ДОРОГОЯ И ЛЮБИМАЯ ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА, за великолепную школу, за поддержу во всем, за понимание и за многое другое... Вечная ВАм память, пусть земля Вам будет пухом и царствие Вам небесное. А Вам уважаемые господа огромное спасибо за теплые слова о моем учителе, за понимание и поддержку!" - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=4865&st=0
и

http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...mp;#entry101036

Игорь Сухин ( Пользователь )
Журнал "Физическая культура", 1997, №3 - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N3/P60-62.HTM

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ШАХМАТЫ

Автор: кандидат педагогических наук, доцент В.В. Князева
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: урок шахмат, взаимосвязь дисциплин, физическое и умственное развитие, шахматные знания, стимулирование систем жизнеобеспечения, направленные упражнения, эстафета, шахматная площадка, мотивация интереса и познавательной активности, биомеханические тренажеры.

Связь физической культуры и шахмат естественна, как сама природа. Необходимость использовать физические упражнения на уроках шахмат вытекает из гиподинамического характера древней игры. Хотя неправомерно сравнивать уроки с многочасовыми соревнованиями, когда спортсмен вынужден подолгу неподвижно сидеть за доской, и даже с тренировочными занятиями, по своей продолжительности превышающими время урока, все же статическая направленность шахмат, как и других учебных предметов, требует периодической смены "положений". Это помогает избегать застоя крови в различных частях тела, а значит, и увеличивает поступление кислорода в головной мозг. В этом плане шахматы - особый вид спорта, где без ущерба для содержания обучения можно сочетать физическое и умственное развитие самыми разными приемами, в том числе и физическими упражнениями, сбрасывать нервное напряжение, накопившееся за время урочных занятий.

Таким образом, взаимосвязь двух дисциплин - шахмат и физической культуры - закономер но обусловлена и максимально полезна. Проблема состоит лишь в том, чтобы рационально, экономно, без потери времени вводить элементы физической культуры в шахматный 35-45-минутный урок.

Проблемой взаимосвязи физического и умственного развития я занимаюсь почти 30 лет.

Своими соображениями делилась с коллегами на Всесоюзной научно-практической конференции по школьными шахматам, в Высшей школе тренеров ГЦОЛИФКа, на конференциях и совещаниях разных уровней и рангов в Узбекистане. Тогда сама идея "физическое и шахматы" была для шахматных педагогов столь нова и неожиданна, что вызвала ряд недоумений. Сегодня идея принята и функционирует, хотя и не так интенсивно, как того заслуживает. Тем не менее есть положительный опыт в изучении шахматной доски и фигур на тренировочных занятиях с дошкольни ками - в форме "живых" шахмат. Как отмечают тренеры, материал при этом запоминается малышами быстро и прочно.

Мною разработаны система физических упражнений для использованием на шахматных уроках, ряд тем, естественно сочетающихся с физической культурой. В первую очередь это начальные шахматные понятия: доска, начальная и исходная позиции и геометрия шахматной доски, хождение и взятие фигур, равноценный размен, сила фигур. Далее: правила игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, закон централизации, гамбитные идеи, план, стратегия и тактика... Практически к любой шахматной теме можно подобрать методический ключик. При должном воображении и опыте каждый учитель и тренер могут сказать в этом плане свое слово, используя спортивную площадку с расчерченной шахматной доской, где каждая клетка равна 1 квадратному метру, или другое место: школьный двор, спортзал, учебный класс...

Наиболее простой, доступный и эффективный способ достижения физической бодрости и научения шахматным знаниям - направленные упражнения, когда в игровой форме и на сюжетной основе познаются правила, принципы и законы шахматной игры.

Так, с одинаково высоким эффектом использовался метод эстафеты в научении начальным шахматным понятиям, как в авторской "Школе мысли", где дети 5-6 лет наряду с чтением, счетом обучались и шахматной игре, так и в начальных классах школы-гимназии № 18 Мончегорска. Использовались различные эстафеты, чтобы исключить быстрое привыкание ребят к данному упражнению и с целью удержания их интереса. Например, малыши делятся на две команды: "Король" и "Белый конь". Задача - добежать до демонстрационной доски, взять любую фигуру и примагнитить ее в начальной позиции. Если допущены ошибки, то заметившие исправляют их. Они имеют право сделать свой ход и одновременно избежать неточности. Побеждает команда, первой правильно расставившая фигуры в начальной позиции (за черных или белых). Игра может быть продолжена в обратном порядке: в эстафете фигуры снимаются с доски, а затем вновь устанавливаются. Необходимости в проведении такой игры более двух-трех раз обычно не возникает: дети быстро усваивают расстановку фигур. Затем выполняются подобные упражнения на изучение правил ходов и взятия фигур.

Другой вид эстафеты - на взятие фигур - требует уже некоторого инвентаря: шести больших шахматных фигур (кеглей) и лесенки из двух ступенек около каждой фигуры. Король, ферзь, ладья, конь, слон и пешка расставляются на дистанции в 5-8 м в меняющемся произвольном порядке. Задание - быстрее пробежать туда и обратно, останавливаясь около каждой фигуры и попрыгав на ступеньках столько раз, во сколько баллов оценивается фигура. При отсутствии фигур-кеглей и ступенек можно обойтись и без них: фигуры заменяют дети, изображающие короля, ферзя и т.д. Они выполняют физические упражнения вместе с участниками, которые, останавливаясь рядом, "пропрыгивают" на одной-другой, двух ногах стоимость фигуры (или обегают необходимое количество раз вокруг фигур, или прыгают через скакалку...).

В Ангренской школе № 33 Ташкентской области во внутреннем дворике, непосредственно рядом с шахматным классом, на асфальте была расчерчена гигантская шахматная доска. Она значительно расширила возможности соединения физического и умственного в научении шахматам, и прежде всего в результате того, что, используя идею "живых шахмат" - людей-фигур, на такой доске можно не только изучать горизонтали, диагонали, вертикали и т.д., но и решать достаточно широкие педагогические задачи: мотивировать интерес и познавательную активность, то есть воспитывать и научать без утомления. Близость такой шахматной площадки к классу, благоприятные климатические условия позволили использовать элементы физической культуры достаточно долго и эффективно. При трех уроках в неделю 1-2 занятия продолжительностью не более 10-15 мин проводились на свежем воздухе. Темы - от элементарных шахматных знаний до практического разыгрывания партий.

На уроках на воздухе использовалась наша шахматная азбука, например:

Открытая линия

Коль пешек нет на всем пути,

На эту линию зайди!

Спеши занять ее, дружок, -

Ты совершишь большой рывок!"

Рокировка

"Особенный ход - "три нуля", "два нуля"

- Надежно укроет главу - короля".

Взятие

"Овладеть фигурой можно,

Только очень осторожно.

Посмотри сперва кругом,

Ну а взятие - потом".

Эти стихотворные иллюстрации хороши в сочетании с музыкой, записанной на магнитофон. На таких уроках можно использовать много физических упражнений. Например, в конце занятия на силу фигур предложить учащимся отжаться, подтянуться на перекладине, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) использовать "гусиный" шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног...

Особый интерес представляют упражнения, связанные с биорезонансным подходом к оздоровлению, и тренировки с использованием биомеханических тренажеров М.Ф. Агашина и Ф.К. Агашина, создающих условия для периодической смены напряжения и расслабления мышечной системы, стимулирующих работу сердечно-сосу дистой, дыхательной, пищеварительной, лимфатической и других систем жизнеобеспечения на длительный период.

Практика свидетельствует, что для поддержания профилактического барьера здоровья достаточно 5-15 мин ежедневных занятий на каком-либо тренажере в режиме легких усилий. Использование динамических гантелей и упругой площадки, наиболее доступных в школьных условиях, помогает нормализовать давление, частоту сердечных сокращений, улучшает гемодинамику, повышает потребление кислорода, стимулирует интерес к своему здоровью и к конкретным шахматным знаниям.

Динамические гантели можно использовать и непосредственно в классе, во время так называемых физкультпауз. Упражнения под речевку типа:

"Раз и два, и три, четыре -

Ставим ноги мы пошире.

Руки врозь, наклон вперед,

Вправо, влево. Вот народ!

Засиделся, застоялся -

В шахматы так заигрался.

Пешка здесь и пешка там?

Ни за что их не отдам.

За коня, слона, ладью.

Хорошо подумаю!

Отдохнем сейчас немного -

И по шахматным дорогам.

Раз - присели, встали - два:

Отдохнула голова".

- хорошая форма динамического отдыха. Биомеханические тренажеры можно широко использовать в конкурсах "Папа, мама, я - шахматная семья", когда наряду с шахматными викторинами, турнирами и решением задач проводятся состязания в ловкости, быстроте, смекалке.

Применение физических упражнений на уроках шахмат возможно не только в начальной школе (как и шахмат на занятиях физкультурой), но и в средних и старших классах. Но это уже другая тема.
Игорь Сухин ( Пользователь )
05.03 Книга Валентины Владимировны Князевой "Педагогика: словарь научных терминов"
В издательство "Вузовская книга" г. Москва вышла книга Валентины Владимировны Князевой "Педагогика: словарь научных терминов".

Издательство "Вузовская книга" г. Москва напечатало книгу Валентины Владимировны Князевой "Педагогика: словарь научных терминов". К сожалению слишком долго работали, но книга большая. И не успели. Хотя, как обещали ей в конце года, что к ее приезду - она так нам писала - к концу января сделаем. Сделали, но слишком поздно. А мы еще удивлялись, почему она ничего не пишет, когда точно приедет, как передать ей авторские экземпляры.
Книга напечатана. Хорошая получилась книга.
У нас кроме ее почты и сотового тел. нет другой информации. Есть ли у Валентины Владимировны родственники, как связаться с ними по поводу передачи авторских экземпляров. Может быть Вы поможете. Если будет информация напишите мне на личную почту и ps_kor@mail.rujavascript выкл. /или на адрес издательства vbook@mail.rujavascript выкл.
С уважением зав. технической редакцией
ЗАО "Издательское предприятие "Вузовская книга" Полина Семеновна Корсунская - http://pedsovet.org/content/view/5784/251/

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+