Личный кабинет

Доклад: "Состояние проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

Людмила Прохорова ( Пользователь )
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО


Владимирский институт повышения квалификации работников образования (г.Владимир) представляет доклад для участия во всероссийском Интернет-педсовете по теме «Состояние проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений».
Автор: Прохорова Людмила Николаевна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования

Электронная почта:
Контактный телефон: (0922)36-09-30


ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ «Состояние проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений».


Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания.
Обновление содержания дошкольного образования происходит за счет вариативности, активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно.
В докладе представлены результаты исследовательской работы кафедры дошкольного и начального образования, которые предприняты с целью изучения состояния работы по развитию креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений, осмысления существующего положения дел и определения возможных перспектив изменения технологии учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию творческого потенциала дошкольников.
В ходе исследования выявлено противоречие между убежденностью педагогов в необходимости развития творческого потенциала личности дошкольников и несформированностью способности педагогов к этой деятельности.
Основными причинами неудовлетворительной работы по развитию креативности дошкольников являются низкий уровень профессиональной компетентности педагогов, недостаточный уровень развития творческого потенциала воспитателей ДОУ, отсутствие соответствующего методического обеспечения.
При наблюдении педагогического процесса были исследованы условия, создаваемые для развития у детей креативности, выявлены характерные особенности и тенденции организации педагогического процесса.
На основе изучения состояния проблемы развития креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений сделаны выводы о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, а не как явление массовой практики.


Состояние проблемы развития креативности
дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. В последние десятилетия на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» и др. представлена панорама педагогической практики развития творческих способностей дошкольников. Доминирующее место среди публикаций занимают материалы о развитии творческих способностей в художественном творчестве и проблемах одаренных детей: Т.С.Комарова – проблемы развития художественно-творческих способностей, Г.Григорьева – единство обучения и творчества на занятиях по изобразительной деятельности, Л.Маланина – развитие песенного творчества, Т. Неменова – развитие творческих проявлений в процессе театрализованных игр, С.Ерохина и Н.Антонова – использование кружевоплетения для развития творческих способностей, Е.Белова, И.Ищенко, С.Мартынов, Е.Ягловская и др. – проблемы развития одаренных детей.
С конца 80-х годов в дошкольном образовании стала активно применяться ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). С 1992 по настоящее время на страницах журналов «Дошкольное воспитание» и «ТРИЗ» нашли широкое отражение методические разработки, опыт практических работников детских садов по применению методов и приемов развития творческого потенциала детей, предлагаемых ТРИЗ (И.Алиева, В. Богат, О.Белобрыкина, Л.Журавлева, Е. Крылов, Л. Курбатова, Л.Прохорова, С. Самарцева, А.Страунинг и др.).
В практике дошкольных образовательных учреждениях также наметилась определенная тенденция усиления внимания со стороны педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения управленцев, методистов и педагогов - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ним, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. Эта тенденция была инициирована Концепцией дошкольного воспитания (1989), которая получила признание среди практических работников и заложила новые целевые ориентации в их работе, провозгласила гуманизацию и раскрепощение педагогического процесса дошкольного учреждения, предоставила педагогическим работникам возможность изменения организации жизнедеятельности детей в детских садах, что позволило в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, использовать новые формы работы, нерегламентированные виды деятельности, способствующие развитию творческой активности ребенка.
В передовых дошкольных учреждениях создается эмоционально насыщенная атмосфера в процессе обучения — содержание занятий и других форм обучения педагоги наполняют сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, собственными импровизациями, фронтальные формы сочетаются с подгрупповыми и индивидуальными формами работы с детьми. Это позволяет решать задачи развития креативности детей.
За последние годы заметно активизировался процесс использования в дошкольных учреждениях области программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения, среди которых следует выделить программы, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся, на наш взгляд, такие программы, как «Развитие» (под ред. Л. А. Венгера), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой), «Золотой ключик» (под ред. Г. Г. Кравцова), «Рекорд – старт» (разработанная коллективом Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством В.Т. Кудрявцева) и др. Они различны по характеру представленного в них содержания, общим для этих программ является то, что достижение заявленных в них целей образования возможно лишь в том случае, если педагог дошкольного образовательного учреждения способен к личностно - ориентированному взаимодействию с ребенком в процессе обучения и воспитания. Однако, несмотря на одобрение и принятие педагогами-практиками перечисленных инновационных программ дошкольного образования, их реализация происходит не всегда успешно.
Нами были проведены исследования, которые продиктованы необходимостью осмысления существующего положения дел в практике дошкольных учреждений и определения возможных перспектив изменения технологии учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию креативности дошкольников. При анализе практики нами применялись следующие методы исследования:
• эмпирическое наблюдение педагогической деятельности с целью получения данных о существующей практике;
• анкетирование различных категорий педагогических работников дошкольных учреждений с целью выяснения отношения педагогов к данной проблеме, изучения психолого-педагогических условий, роли педагогов в развитии креативности дошкольников, выявления степени готовности педагогов к данной работе;
• свободное описание педагогами категорий «хорошие качества ребенка - дошкольника», «хорошие качества воспитателя» [Джрназян 1989];
• включенное наблюдение;
Изучение состояния проблемы в практике работы ДОУ, выявление роли педагогов в развитии креативности дошкольников, проводилось с помощью разработанной нами анкеты, состоящей из 9 вопросов, содержание которых можно условно разделить на 3 блока. Первый блок устанавливал отношение респондентов к проблеме развития креативности детей. Вопросы второго блока были связаны с изучением состояния практической работы по данной проблеме. Третий блок вопросов позволял выявить степень готовности педагогов к работе по формированию креативного потенциала детей, а также определить возможные причины сложившихся затруднений. Всего нами было опрошено 865чел. (включая воспитателей, заведующих, старших воспитателей, музыкальных руководителей).
Анализ результатов анкетирования позволил выявить противоречие между убежденностью педагогов в необходимости развития творческого потенциала личности дошкольников и несформированностью способности педагогов к этой деятельности. Основой данного вывода явился контент-анализ ответов на вопросы о важности задач развития креативных способностей детей, и состоянии практической работы в дошкольном учреждении: хотя все опрошенные педагоги убеждены в необходимости развития творческого потенциала личности дошкольников, вместе с тем, установлено, что данные задачи ставятся крайне редко, большинство воспитателей и педагогов дополнительного образования считают самостоятельную деятельность детей наиболее приоритетной в развитии креативности дошкольников (49,3%). Вместе с тем, известно, что на практике оказывается недостаточное влияние воспитателей на развитие самостоятельной деятельности дошкольников: без соответствующего руководства со стороны взрослых последняя носит примитивный характер, дети действуют с предметами, игрушками на уровне репродуктивных действий. В отдельных случаях, у небольшой группы детей она носит творческий, продуктивный характер, однако это не всегда поощряется взрослыми. Следующая группа опрашиваемых педагогов (36,5%) отдают приоритет учебной деятельности, отмечая отдельные виды занятий, в которых чаще всего решаются задачи развития творческого воображения, творческих способностей, в числе которых приоритетными являются занятия по изодеятельности. Познавательным занятиям педагоги отводят незначительную роль. Ведущую в дошкольном возрасте, игровую деятельность, в качестве приоритетной в развитии креативных способностей, указывают лишь 17 % респондентов.
Нам было интересно выяснить, в чем видят причины затруднений педагоги дошкольных учреждений. Анализ ответов на данный вопрос показал, что основной причиной, вызывающей затруднения в проведении работы по развитию креативности дошкольников, по мнению педагогов, – отсутствие методических рекомендаций, пособий, игрушек (66,3%). Следующая группа респондентов назвала основной причиной затруднений недостаток знаний и опыта (41,4% и 29,3%). Малочисленная группа воспитателей (13,3%) отмечает, что затрудняет работу по данному вопросу и непонимание со стороны родителей и руководства ДОУ. Среди трудностей были названы также причины другого характера, а именно: непонимание важности данной проблемы педагогами, недостаток времени в режиме дня, нежелание педагогов усложнять себе жизнь, перегрузки воспитателей, отсутствие материального и морального стимулирования, недостаточное развитие собственных творческих способностей.
Таким образом, причины неудовлетворительной работы по развитию креативности дошкольников кроются: в недостаточной компетентности самих педагогов, в недостаточном уровне развития творческого потенциала воспитателей ДОУ, в отсутствии соответствующего методического обеспечения.
С целью эмпирического изучения содержательных характеристик интерперсональных ценностей педагогического общения, и определение места одной из важных интегральных характеристик личности – его творческого потенциала и стремления к творчеству проведено исследование с использованием следующей психодиагностической методики: «Свободное описание педагогами категорий «хорошие качества ребенка - дошкольника», «хорошие качества воспитателя».
Материалы данного исследования подверглись контент-анализу. В качестве категорий анализа был отобран комбинированный комплекс внешнеповеденческих и морально-психологических характеристик. Единицами анализа выступали отдельные слова, словосочетания или высказывания, выраженные в форме смысловых единиц конкретных качеств.
Квантификация результатов анализа осуществлялась методом подсчета частоты единиц анализа, входящих в данную категорию. Дальнейшая обработка включила вычисление суммарных средних показателей частоты гомогенных в смысловом плане качеств, стандартных оценок, процентных соотношений, ранжирование по доминантности.
В ходе исследования было опрошено 348 педагогических работников дошкольных учреждений Владимирской области (гг. Владимир, Кольчугино, Суздаль, Судогда, Собинка, Петушки, Гусь-Хрустальный).
Контент-анализ свободных описаний педагогов по выделенным категориям выявил следующее частотное распределение употр######емых характеристик:
• в свободных описаниях педагогов образов «хорошие качества ребенка» имеется слабо выраженная тенденция доминирования морально-психологичеких характеристик.
• список хороших качеств ребенка, составленный на основе ответов педагогов характеризуется, прежде всего, качествами «добрый», «отзывчивый», «любознательный», «умный».
• в то же время встречаются качества типа «спокойный, послушный, дисциплинированный», «опрятный, аккуратный», «веселый», имеющие больше отношение к внешнеповеденческим характеристикам.
Доминирование морально-психологических характеристик наблюдается также и в свободных описаниях портрета воспитателя. При этом выявилось одно существенное различие: в описании воспитателя проявляется более богатый репертуар качеств характера. Так, в описании «хорошего воспитателя» упоминаются такие морально-психологические характеристики, как доброта, заботливость, внимательное отношение, любовь к детям, доброжелательность, справедливость, требовательность. Также важное значение приписывают педагоги и профессиональной компетенции. Такой обобщенный портрет воспитателя соответствует требованиям гуманитарной педагогики. Это положительный прогноз для формирования у педагогов потребности в изменении технологии учебно-воспитательного процесса.
Нам было важно определить место такой важной интегральной характеристики личности как креативность, творческий потенциал, стремление к творчеству. В описаниях «хороших» качеств ребенка характеристики «творческий», «творец», «новатор» и т.п. присутствуют лишь у 4 % респондентов, в описаниях образов «хорошего воспитателя» данные характеристики встречаются чаще – у 22 % опрошенных.
Данные результаты могут свидетельствовать о недостаточном внимании педагогов дошкольных учреждений к постановке задач формирования творческого потенциала воспитанников, что подтверждается и проведенным анализом педагогической практики.
На следующем этапе исследования мы обратились к практическому опыту работы с детьми. Нас интересовали типичные для практики дошкольных учреждений условия, создаваемые для развития у детей креативности, причем ценность представляли как позитивные, так и негативные, наиболее характерные особенности и тенденции организации педагогического процесса.
Нами было просмотрено и проанализировано более 300 занятий, утренников, развлечений с детьми в разных дошкольных учреждениях городов Владимир и Радужный (в том числе и видеозаписи). Дошкольные учреждения отличались разнообразием постановки воспитательно-образовательной работы с детьми, различием приоритетной направленности. В их числе были детские сады с углубленной работой по художественно-эстетическому воспитанию, формированию экологической культуры, интеллектуальному развитию и др.
Педагогические кадры также были разными по уровню профессиональной квалификации (образование, стаж работы, категория). Всё это способствовало выявлению объективной картины направленности педагогов на формирование у детей творческой активности.
Результаты проведенного исследования отражены в следующей таблице.
Таблица 1
Характерные особенности проведения занятий, утренников и развлечений с детьми по направленности на формирование творческой активности
Всего мероприятий Имеют направленность на творч.развитие Не имеют направленности
целенаправленную стихийную
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
342 18 5,3 57 16,7 267 78

Из таблицы следует, что в 78 % случаев наблюдаемых занятий и утренников педагоги не преследовали цели формирования у детей творческой активности. В этих случаях мы наблюдали традиционную форму занятий с дошкольниками, напоминающую урок, цель которого – формирование определенных умений и навыков. Занятия в подавляющем большинстве были сообщающего вида, а не развивающего. Дети являются объектами педагогического процесса, а не субъектами взаимодействия, собственного развития. В большинстве случаев отмечается отсутствие диалога на занятиях, утренниках, типичной формой общения является «вопрос воспитателя – ответ ребенка», что вытесняет собственную активность ребенка, как в познании, так и в постановке поисковых вопросов. Содержательный анализ вопросов, задаваемых воспитателями на занятиях, показывает, что лишь небольшая часть этих вопросов побуждают интеллектуальную и творческую активность. Большинство вопросов адресовано к памяти. Крайне редко на занятиях осуществляется постановка проблемных ситуаций, проблемных вопросов. Принятая в большинстве дошкольных учреждений поурочная система занятий, нацеленных в первую очередь на обучение ребенка различным знаниям, умениям и навыкам, пусть даже и не школьного характера, в малой степени направлена на развитие креативных качеств личности дошкольников.
Качественный анализ полученных данных позволил выделить наиболее характерные особенности организации педагогического процесса:
• при организации воспитательно-образовательного процесса больший акцент делается на запоминание, а не на развитие мыслительной деятельности, творческой активности;
• субъект - объектный тип взаимодействия педагогов с детьми;
• отсутствие диалога;
• деятельность детей не всегда мотивирована;
• в большинстве случаев на занятиях отсутствует постановка проблемных ситуаций, вопросов;
• репродуктивный характер предлагаемых детям заданий;
• ограниченное предоставление детям возможности выбора заданий, материалов, способов действий и т.п.;
• отсутствие условий для переноса знаний, умений и навыков в новые условия.
Мы имели возможность также выявить некоторые особенности поведенческих реакций детей в процессе занятий: ориентация в большинстве случаев на игровую, а не познавательную сторону задачи; большая зависимость от помощи взрослого; снижение интереса к занятию в ситуации интеллектуального напряжения; тяготение к заученным действиям, стереотипность в выполнении заданий.
Анализ практической деятельности дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что процесс развития креативных способностей в дошкольном образовании представлен на уровне инноваций, а не как явление массовой практики.
1. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
2. Л.Н.Джрназян. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы.//Вопросы психологии, 1989. №4. с.52 – 58.
3. Радуга: Программа и руководство для воспитателей сред.группы дет.сада/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение,1994.

[attachment=270:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+