Личный кабинет

От: Изобразительное искусство

От темы с ID: 2754
Сергей Карпов ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 01.07.2008, 00:48) <{POST_SNAPBACK}>
Вызывали, Сергей Александрович?.. smile.gif


Здравствуйте Андрей Юрьевич!

Скажем так: «Надеялся, что откликнитесь, и примите участие в обсуждении важной темы.
Причем обсуждение как размышление, порождающее новые смыслы».
Рад, что Вы откликнулись. Хотелось с Вами познакомиться в «процессе размышлений», работы над предметом обсуждения.

Александр Геннадьевич предлагает «…пока односторонне набросать все свои несогласия, понимания, непонимания, всё возможное для обеспечения СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗГОВОРА…».
Не знаю как Вам, для меня форма диалога – дискуссии позволяет четче формулировать свои мысли, и главное способствует порождения новых смыслов нового понимания. «Односторонне», но в диалоге. Одна голова хорошо, а много - лучше, (если по теме, а не «обо всём», или «ни о чём»).

Сформулирую несколько вопросов, что бы можно было «прицепиться», для начала-продолжения процесса конструирования понятия в совместной творческой работе.

Для меня тема ТВОРЧЕСТВО «неосязаема», прозрачно – призрачна как мираж.
Не знаю, с каких слов-понятий подступаться к этой теме. Одни вопросы.

1. ЧТО такое ТВОРЧЕСТВО?

По аналогии с электричеством. Человек настолько преуспел в вопросах использования электричества в своей жизни, что саму современную жизнь без электричества представить уже невозможно. Но ЧТО такое электричество, ПО СУТИ? Этого думаю, НИКТО не знает. К пониманию если и приблизились, то совсем немного.
Так и с ТВОРЧЕСТВОМ. Определений – «гробиков для мыслей» - много, а толку?!

2. Роль, значение творчества в жизни ЧЕЛОВЕКА, в РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Зачем человеку творчество, может быть и без него можно прожить, может даже проще без «мук творчества»? Развитие живых систем возможно без творчества?

3. Творчество в образовании. Как цель?! Как средство?! Как условие?!

4. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСЬ. Личность не творческой может быть?

5. И практический «узкий» вопрос. Образовательный результат, качество образования и творчество. Если идет серьёзный? разговор об оценке и даже об ИЗМЕРЕНИИ качества образования - творчество как измерять? Или это не образовательный результат, или не значительный, не важный показатель?


И «прицеплюсь» к Вашему сообщению (сообщение № 7).

«Итак, установили, что творческое начало неизбежно положительно сказывается на качестве образования, как бы мы его не определяли и не измеряли. Будем считать это бесспорным фактом (никто ведь до сих пор не стал оспаривать)».

Считаю, слово «установили» преждевременным. Предположение, гипотеза, которую ещё нужно доказать. Александр Геннадьевич доказывает это предположение – утверждение успешной практикой работы. И это ВАЖНО!

Но ещё НУЖНО, необходимо формально – логическое, теоретическое (в понятиях) обоснование – доказательство. Что бы не только «увидел и поверил», но и понял – знаешь – уверен - убеждён, что ИМЕННО ТАК, а не иначе. И можешь другим объяснить, причем так, что бы было понятно и «очевидно». И даже если никто до сих пор не оспаривал, не означает что «факт» принят, что ВСЕ так и считаю. Не спорят, да потому, что возможно и не знают как «прицепиться» к этому утверждению, или не хотят, пребывая в уверенности, что это не совсем так, или совсем не так.
Для себя нужно доказать и быть готовым к спору.

Я-то с Вами соглашусь. Но скажу несколько иначе.
УВЕРЕН, что если строить образовательный процесс, не ставя своей осознанной целью РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (способностей), то достичь образовательного результата даже в форме успешного освоения образовательных программ, (гос. стандартов по образовательным областям) – НЕВОЗМОЖНО. По крайней мере невозможно без значительного ухудшения здоровья (своего и ребёнка). В этом смысле ВСЕ здоровьесберегающие образовательные технологии основанные на иных началах (не на творчестве) это ЛОЖЬ. Вопрос только в том, ПРЕДНАМЕРЕННАЯ ЛОЖЬ, или ЗАБЛУЖДЕНИЕ, НЕВЕДЕНИЕ.

И наоборот. Развивая творческие возможности можно (как побочный результат) получить высокие результаты в освоении обр. стандартов. (Причем без ухудшения здоровья, своего и учеников).


…-никакая деятельность сама по себе не является творческой, и
- некоторая (но не всякая!) деятельность допускает творческое отношение.»…

…«Здесь, с учетом первого тезиса о творческом отношении к деятельности, я бы сказал так:
- всякое мышление суть творческое отношение к деятельности, и
- само мышление может рассматриваться как знаково-символическая деятельность, допускающая творческое отношение (рефлексию, как мышление о мышлении)».

… «…дополнить тезис о творческой деятельности еще одним пунктом:
- возможна (существует) деятельность, допускающая только и исключительно творческое отношение, такая деятельность, которая невозможна без понимания, мышления и рефлексии.»


Вначале несколько вопросов.
Возможно ли «самодостаточное» применение понятия ТВОРЧЕСТВО, а не как «прилагательное» к деятельности и к мышлению? Как-то «развести» (или соединить) понятия ТВОРЧЕСТВО, МЫШЛЕНИЕ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

А вот по отношении к этому отдельно. «…-само мышление может рассматриваться как знаково-символическая деятельность, допускающая творческое отношение (рефлексию, как мышление о мышлении)».

Знаки- символы в «традиционном понимании» как элементы языка, речи? Как ТО, чего нет у животных, или в ином, более широком смысле? Если в «традиционном» смысле, то выражаю своё принципиальное несогласие.
Мышление не только, не столько, или даже совсем не «знаково-символическая деятельность». В знаках и символах ВЫРАЖАЮТСЯ, ОФОРМЛЯЮТСЯ, материализуются РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСТВА, творческой деятельности, мышления.
Мышление здесь постольку, поскольку необходимо перевести результаты мышления, внутреннего творчества в «осязаемые» формы, возможные для восприятия, передачи. Задача «как выразить в словах», что было понятно самому и другим. Мышление в «знаково-символической деятельность» ТОЛЬКО ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ этой узкой ЗАДАЧИ «перевода» результатов мышление в знаки-символы.

Думаю для начала общения достаточно?!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+