Личный кабинет

От: В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока.

От темы с ID: 2428
Сергей Карпов ( Пользователь )
(wera @ 24.06.2008, 11:05) <{POST_SNAPBACK}>


Здравствуйте Татьяна Васильевна!

Очень ВАЖНЫМ считаю Ваше замечание.
«На мой взгляд, пример из разряда ценностей, аксиологии.
Представьте себе, что люди договорились в вопросе "ЧТО ЭТО?" …В зависимости от этих договоренностей будет строиться Целесообразное действие, поведение, отношение к ЭТОМУ».


Приношу свои извинения за произвол в цитировании, но именно в таком виде Ваше замечание помогло мне понять, что меня беспокоило. Если от «общечеловеческого» к образованию.
С одной стороны желательно ясности и четкости в понятиях и целях. Как в технических дисциплинах – ГОСТ и всё законодательно закрепить. Вы правы, не все так просто. Лучше такая неопределённость как сейчас, чем законодательное определение ложных целей, и понятий. Да, далеко можно уйти и куда!?
Но ДЛЯ СЕБЯ человек, учитель с целями должен определиться, определяться и переопределяться.

«Возможно, я не очень поняла Вас, но как к процессу подхожу к целеполаганию, целеобразованию».

И я вроде бы о том же. Уточню своё понимание понятия цели как процесса.
Человек с готовыми целями не рождается. Значит, есть значительный период в его жизни, когда целей нет. Затем они начинают появляться-проявляться и осознаваться. В процессе жизни человек меняется, и цели изменяются, как «по направлению» - от ложных к «правильным», так и по степени осознанности, «оформленности».

Думаю нужно вернуться к началу нашего разговора, к важным понятиям образования. Вначале понятия «по конечному результату», а затем перейдём к понятиям «по управлению процессом».

«Из всех Ваших вопросов для продолжения конструктивного и продуктивного разговора я бы хотела остановиться на "качестве обучения", "качестве образования", "квалификация учителя", "повышение квалификации учителя". Остановимся на этих словах, пытаясь перевести их в понятия?» (сообщение 216).

Перечень понятий «по конечному результату» в их логической связи от ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ и ПРОДУКТ ОБРАЗОВАНИЯ буду использовать как синонимы. (Если у Вас есть возражения – обсудим).
2. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
4. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
6. ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

«Пробежимся» по списку в обратном порядке.
1. Понятие ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ считаю необоснованным, необдуманным, модным, механическим переносом из области технической в гуманитарную, с далеко идущими последствиями. Вот пример РЕЗУЛЬТАТА этого механического БЕЗДУМНОГО переноса.

«Создание и апробация организационных систем оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне».
Приложение 5 к главе 6.

«2.6. Механизм управления качеством.
«Механизм любой системы управления качеством представляет собой строительную конструкцию, основанием которой служат три её «столпа»: стандартизация, измерения и сертификация».


Получается, из этого документа, что повышение квалификации учителя (преподавателя) НИКАК не влияет на качество образования, ТОЛЬКО «стандартизация, измерения и сертификация». (Словосочетание «повышение квалификации учителя» в этом документе я так не встретил, может, невнимательно прочёл).
А я то считал, что качество образования зависит именно от квалификации учителя, качества его профессиональной деятельности.

2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Оценка всегда субъективна. Измерение как сравнение с МЕРОЙ считается объективным способом определения качества. Думаю дело не в субъективном – объективном. В области физических измерений, результат измерения выражается ЧИСЛОМ, и считается более точным, чем результат оценки. (В рекламе и «гладкость кожи» выражают в процентах).

Понятно желание определить качество образования «объективно», точно и без ошибки.
Вопрос ЗАЧЕМ?

3. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Немного подробней и с цитатами.
«…если объективные закономерности развития человечества отсутствуют, то любой критерий, предложенный любым человеком, является таким же законным, как и любой другой. В этом случае правильнее сказать, что никакого критерия HЕ СУЩЕСТВУЕТ и сам его поиск лишен РАЗУМHОГО СМЫСЛА.

Для сохраняющихся сторонников ОТСУТСТВИЯ объективных закономерностей мы выставляем конкретный вопрос: "Какой смысл имеют локальные критерии, если они не связаны в целое ЗАКОHОМ?"

"Hе предлагают ли нам, по отношению к задачам развития, такой критерий эффективности, который обеспечит рост наших трудностей вместо устойчивого развития?"»

«Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук» О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е. Большаков.

Вот такое предположение-утверждение, и два вопроса.
Первый вопрос риторический. Ответ человека РАЗУМНОГО – «очевиден».
А второй вопрос заставляет задуматься.

Он перекликается с Вашим вопросом-размышлением: «Постепенно у меня сформировалось сомнение: а является ли это «внедрение» отражением или выражением изменений, происходящих в жизни научного сообщества, педагогического сообщества, жизни школы и детей, жизни общества? То есть связаны ли предлагаемые изменения с чьими бы то ни было реальными потребностями и запросами?» (сообщение №236).


По моему разумению, РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛЮБОГО ПРОДУКТА ВНЕ СВЯЗИ С ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ - НЕВОЗМОЖНО «в принципе» и «по-определению».

Если микроскопом забивать гвозди…
Оцениваем, КАЧЕСТВО микроскопа в этом его назначении, в этом «качестве». И сравним с качеством простого, обычного молотка.
Может для этого нужны СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА, институты системы образования подключить? Я думаю, они возьмутся за эту «работу».
И разработают «умные» проекты измерения качества, за деньги естественно.

Микроскоп предназначен для других ЦЕЛЕЙ, и оценивать его качество как молотка… можно, но ЗАЧЕМ!

Задача измерения качества ЛЮБОГО продукта, в частности продукта образования, без определения цели, «предназначения» - либо глупость, либо попытка намеренно вести в заблуждение. В «Сталинские времена» вопрос формулировался предельно жестко, «Вы дурак, или враг?». В «наши времена» острота вопроса снята, и никаких «или» - люди «делают деньги» - бизнес.

О понимании «предназначения человека» авторами упомянутого документа я уже говорил. Ещё раз. Как раз в связи с Вашим замечанием о ценностях и целях.

«Органы управления образованием, непосредственно отвечающие за образование, в новой ситуации берут на себя функции разработчиков и контролёров отраслевой продукции, которая оплачена государством-заказчиком, требующим, чтобы качество этой продукции удовлетворяло конечного потребителя – работодателей».

Обращаю внимание на ЗНАЧИМУЮ фразу, не прагматичную, а, на мой взгляд, предельно циничную: «…чтобы качество этой продукции удовлетворяло конечного потребителя – работодателей».
Конечный потребитель не ученик, а работодатель, для него стараться нужно?!!!
Вопрос. Ученик это «продукт» или «потребитель»? (Или «и то, и другое», или «ни то, ни другое»).

В заглавии этого документа говорится об оценке качества «общего и профессионального образования». И даже если здесь речь идёт ТОЛЬКО о профессиональном образовании, считаю, что цель (важный элемент цели) задана ошибочно.
(Несмотря на всю критику этого документа, считаю его очень полезным, как предмет для обсуждения).

4. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятие образование у нас равноправно используется в двух смыслах:
* ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС;
* ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ.

Соответственно получаются два направления:
* КАЧЕСТВО ПРОЦЕСА ОБРАЗОВАНИЯ и соответственно ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕСА ОБРАЗОВАНИЯ»
* КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ и соответственно ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ».

Процесс первичен, результат вторичен. Для получения качественного результата, необходимо качественное управление процессом.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ПРОДУКТ ОБРАЗОВАНИЯ – ЭТО КАЧЕСТВА УЧЕНИКА. В первую очередь качества ЧЕЛОВЕКА. Во вторую очередь, качества необходимые для воспроизводства материального - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Если качества специалиста-профессионала направлены на разрушение, а не на созидание, ЗАЧЕМ такие специалисты?

Я почему по списку снизу пошел. Бессмысленно об измерениях, если не определиться ЧТО измерять (оценивать) и ЗАЧЕМ.

Ещё раз об измерениях в образовании, с другой стороны.
Коль скоро это понятие прочно обосновалось, закрепилось в педагогической литературе, необходимо наполнять его «правильным» содержанием.

Если употреблять понятие ИЗМЕРЕНИЕ в образовании, то в том смысл, как оно понимается в системном анализе.
ИЗМЕРЕНИЕ как процедура определения состояния объекта измерения и выражения состояния объекта измерения в ЗНАЧЕНИЯХ ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
Но вначале необходимо создать (задать) измерительную шкалу. Простейшая измерительная шкала – шкала наименований – тот же ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВ.
Считаю, что в этом основная проблема измерений. ЧТО измерять. ЗАЧЕМ измерять, и уже в последнюю очередь – КАК измерять.

Предлагаю переходить к «первому вопросу», О КАЧЕСТВАХ человека (ученика), с дальнейшим переходом на процессы, обеспечивающие эти качества. По-моему, это как раз об основных элементах СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+