Личный кабинет

От: Непраздные размышления учителя об образовании

От темы с ID: 2401
Сергей Карпов ( Пользователь )
Александр Геннадьевич, впервые вступаю с Вами в Интернет-диалог и потому не могу ограничиться обсуждением какого то одного сообщения, хочется поговорить с Человеком, поделиться своими соображениями «о проблемах, - аглавное опутях развития».
Нужно ли говорить о проблемах школы? Их так много, «куда ни кинь – везде клин». В диалоге, я думаю, важно определиться какие из проблем собеседник считает важными, главными и если два человека расходятся во мнениях о главном – зачем говорить о мелочах?

В Вашем эмоциональном выступлении на странице Интернет-педсовета
Только школа способна сохранить современную цивилизацию, я думаю, вы говорили о самом важном.
1. ШКОЛА не может заставить за собой идти - она сама не знает в какую сторону двигаться. 2. Массовая школа сегодня не формирует жизненные ценности и идеалы, - а формально осуществляет процесс подвоза учащихся к знаниям. 16.02.2007, 09:02 Сообщение №5 .3. Формирование личности подрастающего человека наполненного прекрасным светлым естественным состоянием творчества и созидания, подменилось на процесс сухого бессмысленно-рационального инструктивного обучения, что делает человека не творцом, а соучастником системного разрушения современной цивилизации. 15.02.2007, 18:22 Сообщение №1 .

Я расположил проблемы и пронумеровал их в порядке логического следования, с моей точки зрения, (приношу извинения за произвол в цитировании). Школа, учитель «не формирует жизненные ценности и идеалы», «делает человека не творцом, а соучастником системного разрушения современной цивилизации» наверное, не из злого умысла, осознанно и целенаправленно, а именно потому, что «не знает». И это страшно, когда учитель «не знает», а часто и не хочет ничего знать кроме своего предмета. Но с другой стороны – вселяет оптимизм. Если причина в незнании – значит, проблема имеет решение, и Вы это решение обозначили.

Есть ли выход - ЕСТЬ. В максимальной консолидации педагогического сообщества. В широком и публичном диалоге и не только о проблемах, - а главное о путях развития, которые сегодня есть... 16.02.2007, 09:02 Сообщение №5 .
Согласен с Вами «в принципе», но считаю необходимым уточнить «мелочи».
«Если приказ может быть понят неправильно – он обязательно будет понят неправильно».
Диалог, обмен мыслями полезны сами по себе, как средство взаиморазвития, а взаимопонимание и связи, порождаемые в процессе диалога важнейший элемент процесса консолидации педагогического сообщества - «необходимый но недостаточный», как говорят математики.

Консолидация педагогического сообщества – звучит красиво, но какие образы вызывает эта фраза в голове у читателя (слушателя)? У многих, я думаю никаких, - и в этом случае – непонимание (иллюзия понимания), а если образы и возникают, то у каждого свои, в этом случае непонимание (иллюзия понимания) возникнет на этапе общения, диалога.
В переводе с латинского консолидация – упрочение, укрепление. Но как это представить - монолит, глухая железобетонная стена, устойчивая к любым воздействиям извне?
Мне процесс консолидации представляется как объединение, созвучно мыслящих людей, с образованием центров «кристаллизации» вокруг общих для них идей, ценностей. Центр кристаллизации, точка роста – это всегда Человек, Учитель, творческая личность.

Созданный Вами на базе Светленского лицея художественно-эстетический центр образования детей и педагогов, один из реальных процессов «консолидации-кристаллизации». Такой центр был в свое время создан Борисом Ивановичем Вершининым, на его авторские курсы съезжались учителя со всех регионов России.
Организация связи между центрами педагогического творчества – следующий этап консолидации. Образно процесс консолидации всего педагогического сообщества можно представить как развитие, поликристаллической структуры, или сети с различными узлами-центрами роста-развития. Эту задачу отчасти решает Интернет-педсовет и Ваш форум в частности.

Выход в Интернет – это хорошо, распространение доброго, светлого - дает свои плоды. Но «плод», который выращен Вами в Светлинском лицее совсем другого качества, он материальный, он живой. К консолидации всего педагогического сообщества, я думаю нужно идти через консолидацию педагогов на уровне города, региона, создавать материальную, живую структуру объединяющие центры творческого развития, «кристаллизации». Педагогическое сообщество, консолидированное на уровне региона, может реально влиять на процессы управления развитием образования в своем регионе, и не допустить «перегибов» при внедрении различных «инноваций».

Одна из таких «инноваций», активно пропагандируемая на всех уровнях – создание системы государственно-общественного управления образованием. Размышляя над тем, к чему может привести создание системы государственно-общественного управления образованием, пришел к выводу, что эти благие намерения обязательно будут извращены в практике реализации, «хотели как лучше…». Будет то, что Вы сказали.

НЕПРАЗДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Сообщение №3
14.02.2007, 11:55
Превратив тем самым ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ - в реальную ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ УГРОЗУ для школ. ШКОЛУ БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ И УЧИТЬ ВСЕ - страшные фантазии... Хорошая школа и хороший учитель были всегда в обществе - МЕСТОМ УЧЁБЫ! Превратив его в место ОБЩЕСТВЕНОГО УЧАСТИЯ. КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ - есть угроза превратить его в ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО... .Тогда уж лучше сразу КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ....
Вы говорите о школе, я бы еще хотел обратить внимание на то, в какое положение будет поставлен и без того бесправный учитель, который всеми что-то должен, перед каждым обязан отчитываться, оправдываться. Для примера. Есть предложение, при создании системы государственно-общественного управления образованием в нашем родном городе Томске вести систему оценивания работы учителя со стороны общественности (анкеты, опросные листы и т.д.). Как Вам это нравится? И что в этом «невинном» занятии оценивания учителя вроде бы плохого?
Консолидации педагогического сообщества - это и путь развития, и способ защиты от дальнейшего разрушения Школы.

Но вернемся к главному.
1. ШКОЛА не может заставить за собой идти - она сама не знает в какую сторону двигаться. Насколько я понял из публикаций руководителей системы образования различных уровней, все надежды возлагаются на «инновационный поиск». «Инноваторы» потыкавшись, как слепые котята по углам, методом проб и ошибок, «экспериментируя» над учениками - узнают в какую сторону двигаться. Таким способом можно узнать, куда не надо двигаться, но какой ценой!

Я понимаю развитие как движение к «правильной» цели, и любая «инновационная деятельность» должна оцениваться, прежде всего, по критерию целесообразности, насколько то или иное нововведение соответствует (не соответствует) цели. (Вопросы целеполагания, «правильных» целей и критериев оценки очень серьезны и требуют отдельного разговора). В ситуации концептуальной неопределенности, и в обществе, и в образовании под маркой «инновация» можно протащить все что угодно. Например, чудовищный, безнравственный «эксперимент» по сексуальному «просвещению» наших детей.

Определять вектор развития образования должна духовно нравственная, творчески мыслящая педагогическая общественность, а не «Соросы», но для этого должен быть реальный механизм, «поликристаллическая» структура (система). Без этого все самые гениальные инициативы как искры костра будут появляться, сверкать и, в конечном итоге гаснуть, оставляя воспоминания и светлую грусть. Школа Бориса Ивановича тому печальное подтверждение. Да, ученики остались, но развития нет. А сколько учителей в Томске знают о педагогических ОТКРЫТИЯХ Бориса Ивановича? Созданная им система обучения тоже развивала творческие способности учеников, формировала в них потребность творческой деятельности, решая тем самым и проблему мотивации учебной деятельности. Его систему, как и любую другую можно и нужно изменять, адаптировать, развивать, но не забывать. Нет движения от уже достигнутого, открытого и все опять начинается с нуля.

Просматривая планы, разработанные различными обучающими педагогов организациями (центрами, институтами, университетами), предлагаемые для повышения квалификации темы занятий - мне становится грустно и больно – разве это нужно учителю?! И здесь мы выходим на механизм призванный решать проблемы образования – систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. И я опять соглашаюсь с Вами.

«В связи с этим очень важно на сегодняшний день подвергнуть интеллектуальной ревизии все институты, занимающиеся подготовкой и обучением учителей, чтобы вывести их на новый уровень эволюционного развития одной из прекрасных профессий на земле, пока история над ней не свершила свое революционное действо. Процесс переподготовки, а точнее нового обучения специальности учителей, во многих школах ведется уже давно и целая цепь открытых центров повышения квалификации при школах первое тому подтверждение. Школа вынуждена выйти на самообеспечение кадрами. Это ли не сигнал ведомству…» А.Сайбединов. Педагогические смыслы. Книга для всех.

Призывами эту проблему не решить, одни их не слышат, другие не поймут в чем собственно дело, третьи постараются не заметить. Консолидированная педагогическая общественность, четко осознающая проблемы, пути решения – это сила, которая может инициировать процесс саморазвития всего педагогического сообщества и очищения от закостеневшего, не способного к росту и развитию.

Не могу не высказать своего отношения по поводу Ваших «Уроков практической философии».

"Ученик со школьной скамьи учится активному формированию мировоззрения, осмыслению и переосмыслению фактов и явлений жизни. Это уже не прозябающий в духовном невежестве, «спящий» по жизни человек, это личность, умеющая и желающая ставить перед собой вопросы и находиться в поиске ответа на них." А.Сайбединов. Педагогические смыслы. Книга для всех.

Может быть это слишком категорично, но по-моему, если человек не задумывается о смысле жизни и своем предназначении на Земле, то и человеком то его язык не поворачивается назвать. Не доросло такое создание природы до звания ЧЕЛОВЕК. Современная среда развития ребенка (СМИ в этом особенно преуспевают), делает все возможное, что бы он, даже и не знал, что об этом можно и нужно думать. Деньги, карьера, бизнес, удовольствия, что еще для счастья нужно. И если еще не так давно «тоталитарное общество» через те же СМИ пробуждало и поддерживало стремление человека к высокому, чистому, светлому, то сейчас «только школа». В современных условиях подобный предмет, (дело не в названии, а в сути) должен стать главным учебным предметом, а человек, прежде всего, должен учиться быть Человеком.

И мы опять приходим к проблеме подготовки и переподготовки учительских кадров. Если только представить, что наши руководители осознали важность и необходимость подобного предмета и решили сделать его обязательным для всех школ, то кто и чему будет учить детей на этих уроках, какие «общечеловеческие ценности», идеалы будут внедряться в сознание детей?! Много ли в массовой школе педагогов, которым можно доверить формирование мировоззрения ребенка?! Это, по-моему, как раз тот вопрос, который должна решать «общественность» в лице родителей, доверять или нет вот этому, конкретному учителю воспитывать их детей.

Понимаю, что уже вышел за рамки объема Интернет-сообщения. Тем более что цель пока самая скромная – установить с Вами контакт.
Надеюсь на постоянный, конструктивный диалог, и совместные действия по решению проблем школы.
С уважением Карпов Сергей Александрович.
E-mail: sergkarp@yandex.ru






[color=#3366FF]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+