Личный кабинет

Из: отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления

Из темы с ID: 4058
Анатолий Булатов ( Пользователь )
А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Сферы образования, о которых мы сегодня говорим: дошкольное, школьное, дополнительное, – они одинаково значимы. В каждой своя специфика, но цель одна – чтобы наши дети были успешны, благополучны. Поэтому мы рассматриваем развитие этой системы как единое целое.


Всё начинается с дошкольного образования. В игре со сверстниками у дошкольника формируются необходимые качества, которые в дальнейшем позволяют успешно учиться по любой программе, усваивать любую информацию, вообще нормально учиться в школе.


Сегодня дошкольное образование доступно по стране лишь для 80 процентов детей, при
этом это не обязательно привычный детский сад. В регионах открываются группы при школах, учреждениях дополнительного образования, детские клубы. У нас сегодня довольно много учреждений: детский сад, школа, – и как раз в этих учреждениях вопросы оплаты труда решены, потому что там мы можем оплачивать по школьным порядкам.


Например, в Архангельской области 283 детских сада организованы в структуре общеобразовательных школ. В Москве создана сеть центров игровой поддержки развития ребёнка. В Кемеровской области отрабатывается пилотный проект по открытию социальных игровых комнат в жилых домах и общежитиях. Подобные формы работы перспективные и будут развиваться.

Причём в результате семьи смогут выбирать наиболее удобную форму дошкольного образования. Но для этого муниципалитеты должны создавать в пределах доступности сеть учреждений, предлагающих услуги дошкольного образования. Это должно быть требование при строительстве: необходимо строить отдельные здания для дошкольных учреждений внутри микрорайонов, а также, может быть, располагая специальные помещёния для дошкольного образования на первых этажах многоквартирных домов, с тем чтобы учреждения дошкольного образования не отрывались от семей, от тех, кому они в первую очередь нужны.


Что же касается повышения доходов качественно работающих воспитателей, то предлагается внедрять в дошкольное образования новые организационно-экономические механизмы, которые уже оправдали себя в школах в рамках комплексных проектов. В ряде регионов такие преобразования уже начались. Могу сказать, что в Самарской, Псковской, Новгородской, Московской областях проводится эксперимент по внедрению нормативного долевого финансирования.


Говоря о неэффективных расходах – это специально Владимир Владимирович подчеркнул, что необходимо лучше расходовать деньги, которые выделяются на образование, – мы рассматриваем.

В то же время невысокая наполняемость параллелей в школах, особенно старшей ступени, не позволяет в полной мере использовать современные учебные ресурсы, предоставить старшеклассникам возможности для профильного обучения и профессионального самоопределения.


Когда в школе по одному девятому, десятому, одиннадцатому классу, то эффективно использовать современные физические, химические кабинеты, технологическое оборудование, которое начало поступать в школы, невозможно. Поэтому желательно, чтобы в школе, в старшей школе, было параллельно 5–6 старших классов. Кроме этого, это дает возможность обеспечить соревнование между классами, что тоже заставляет их лучше учиться.


За первый год комплексных проектов удалось добиться роста наполняемости старшей ступени в Калининградской, Московской, Тверской, Псковской, Астраханской областях, в Республике Саха (Якутия). И мы считаем необходимым включить этот параметр в оценку эффективности регионально-муниципального управленияваем эти деньги как дополнительный ресурс.

Это не есть способ сократить расходы на образование – это способ добиться того, чтобы каждый рубль работал максимально эффективно. И один из способов – внедрение новых организационно-правовых форм.


К примеру, за последний год в Тюмени 257 дошкольных учреждений стали автономными. Тюменская область – она вообще лидер и по переходу на новую систему оплаты труда работников образования, в том числе дошкольного.


Комплексные проекты показали: директора учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность, получив дополнительные возможности по управлению ресурсами, становятся и более ответственными за результат. То есть существенно повышается их ответственность.


Принципиально новый механизм в дошкольном образовании – материальная поддержка с федерального уровня семей, имеющих детей дошкольного возраста. В 2007 году получателем компенсации оплаты детского сада стали порядка трёх миллионов семей. И в 2008 году число получателей компенсаций, по нашим расчетам, превысит четыре миллиона.

Причём очень важно, что впервые поддерживаются не учреждения, не образовательная программа, а получатель услуг: родители дошкольников, которые оплачивают услуги и поэтому вправе за эту услугу спросить с учреждения дошкольного образования.


Когда мы говорим о дошкольном образовании, то оно в первую очередь призвано обеспечить равные стартовые возможности в общем образовании, чтобы ребята, придя в первый класс, чувствовали себя одинаково комфортно, чтобы не было расслоения. Что же касается общего образования, то в национальном проекте, который был главным катализатором изменений в общем образовании, серьёзное внимание уделено созданию современных условий обучения.


Владимир Владимирович в своём вступительном слове сказал, что уже в большом количестве регионов качественно изменились условия, в которых учатся дети. Могу сказать, что ещё два-три года назад в современных условиях училось 10–15 процентов наших школьников.

Сегодня ситуация изменилась: примерно 30 процентов. Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2010 году не менее 70 процентов школьников учились в современных условиях. В рамках комплексных проектов совместно с пилотными регионами разработан перечень индикаторов современных условий, проведён мониторинг условий обучения во всех школах.

Могу сказать, что в Краснодарском крае начаты краевые целевые программы по полному переоснащению всех школьных медицинских кабинетов, кабинетов трудового обучения. Дополнительно выделена компенсация стоимости горячего питания школьников и учителей. Осуществлена замена свыше 10 тысяч окон в школьных зданиях, то есть более комфортные санитарные условия.


В то же время невысокая наполняемость параллелей в школах, особенно старшей ступени, не позволяет в полной мере использовать современные учебные ресурсы, предоставить старшеклассникам возможности для профильного обучения и профессионального самоопределения.

Когда в школе по одному девятому, десятому, одиннадцатому классу, то эффективно использовать современные физические, химические кабинеты, технологическое оборудование, которое начало поступать в школы, невозможно. Поэтому желательно, чтобы в школе, в старшей школе, было параллельно 5–6 старших классов. Кроме этого, это дает возможность обеспечить соревнование между классами, что тоже заставляет их лучше учиться.

За первый год комплексных проектов удалось добиться роста наполняемости старшей ступени в Калининградской, Московской, Тверской, Псковской, Астраханской областях, в Республике Саха (Якутия). И мы считаем необходимым включить этот параметр в оценку эффективности регионально-муниципального управления.


В ряде регионов (могу назвать Республику Чувашию, Санкт-Петербург) в организации профильного обучения активно участвуют учреждения дополнительного образования, в том числе в рамках социокультурных комплексов. Чтобы расширить возможности всех, кто готов дать качественное образование, мы предлагаем обеспечить необходимую законодательную поддержку, готовим соответствующие предложения по развитию нормативной базы, с тем чтобы в учреждениях, которые занимаются дополнительным образованием, одновременно можно было ввести общеобразовательные программы, и наоборот.


В сфере дополнительного образования сегодня основные приоритеты – духовно-нравственное воспитание, продвижение здорового образа жизни, техническое творчество, экологическое образование. Талантливая молодёжь, получившая поддержку в рамках национального проекта, в большинстве своём прошла через дополнительное образование именно по этим направлениям.

Чтобы полнее использовать возможности дополнительного образования в части духовно-нравственного воспитания на местах органам управления образования важно максимально учитывать интересы и потребности семьи и ребёнка совместно с заинтересованными партнерами, в том числе представителями разных конфессий. Мы активно работаем сейчас с ними. Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании их участие может быть очень полезным.


Необходимо предложить широкий набор программ, используя различные формы: это и клубы, студии, центры духовной культуры, воскресные школы. Примеры таких форм организации есть в каждом регионе. При формировании здорового образа жизни регионы ставят перед собой задачи привлечь к занятиям физкультурой и спортом как можно больше детей и подростков.

Сложилась система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Функционирует почти три тысячи учреждений, контингент которых – более двух миллионов человек. Мы работаем над тем, чтобы полнее задействовать резервы школьных уроков физкультуры, обновить основные и обязательные программы.


У нас будет Совет по физкультуре – видимо, этот вопрос там тоже будет обсуждаться. Но хочу сказать, что образовательный стандарт, в том числе по физкультуре, сегодня пересматривается. Перед разработчиками поставлена задача, чтобы урок физкультуры в школе был не только полезен, но и интересен – может быть, даже в первую очередь интересен детям. Тогда они будут физкультурой заниматься.


Необходима более тесная интеграция учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, деятельность которых направлена на обеспечение здорового образа жизни, особенно это значимо для сельских территорий, где нет разветвлённой сети спортивных учреждений.


Могу сказать, что в Ростовской области сегодня в сельской местности, в малых городах на базе общеобразовательных школ только за последние два года открыто 136 подростковых клубов, которые обеспечены спортивным инвентарем за счет областного бюджета. Смонтировано 40 спортивных площадок при общеобразовательных школах. Это и есть интеграция дополнительного образования и общего образования.


Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным, культурным уровнем, творческим потенциалом. Могу сказать, что в этой части есть хорошие новости: сегодня средний возраст специалистов, работающих в системе дополнительного образования, за последние буквально два-три года снизился на 13 лет и составляет 40 лет, причём 46 процентов специалистов – мужчины. Мы жалуемся на то, что в школе мало мужчин, вот в дополнительном образовании сегодня мужчины составляют примерно половину. Среди педагогов – инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса, другие специалисты.


На уровне регионов появляются программы, механизмы педагогической переподготовки. Развитие этих программ позволяет привлечь к образованию детей свежие силы, новых интересных людей из числа работников учреждений культуры, спорта, медицины, а также родителей, которые владеют этими специальностями и готовы определенное время потратить на то, чтобы их дети были лучше подготовлены.


В заключение ещё раз хочу сказать, что мы рассматриваем все элементы системы образования как единое целое, соответственно и подходы к развитию этих элементов от формирования стандартов и обновления механизмов до подготовки специалистов – общие. Достичь хороших результатов в модернизации образования невозможно без обеспечения его открытости обществу.


Национальный проект сумел очень существенно продвинуть общественный контроль и вообще участие общественности в изменении образования. Эти модели общественного участия в развитии образования могут быть разными: это и попечительские управляющие советы, это и шефское движение, но в любом случае взаимодействие образования и общества важно активно продолжать и развивать.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
В.ПУТИН: Спасибо большое.

Андрей Александрович упоминал о Тюмени. И действительно, в Тюмени много сделано в последнее время. В последние несколько лет, наверное уже года четыре, тюменские власти – областные и городские – занимаются этими проблемами. Поэтому попрошу главу администрации Тюмени Евгения Владимировича Куйвашёва нам рассказать об этом.


Е.КУЙВАШЁВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники Совета!
Действительно, начиная с 2000 года в Тюмени мы констатировали рост проблем в системе дошкольного образования. Показатель охвата детей дошкольного возраста, дошкольного образования оказался низким. В 2002 году 57 процентов детей получали необходимые услуги.


Между тем спрос значительно превышал предложение: нехватка мест в детских садах, отсутствие эффективного внутриучрежденческого администрирования, в целом пассивность самой системы. В чём причина данной проблемы?


Одна из причин, что традиционно данные услуги предоставляются в основном бюджетными учреждениями, финансируемыми по сметному принципу, сохраняя планирование затрат от фактически достигнутого уровня, стимулируя руководителей предприятий на постоянное увеличение смет, затрат и расходов без привязки к результатам труда.

Кроме того, педагогические работники в дошкольных учреждениях имели самую низкую в среднем заработную плату в отрасли, что влекло за собой низкую мотивацию и соответственно уменьшение качества и объема предоставляемых услуг.


Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что прежде всего необходимо изменение финансово-экономического механизма в сфере дошкольного образования. В условиях действия Бюджетного кодекса, когда все дополнительные доходы в муниципальные учреждения зачислялись в местный бюджет, шёл поиск вариантов управления, при которых появлялась бы мотивация к улучшению деятельности и повышению заработной платы.


Для этого была предложена новая схема финансирования дошкольных учреждений, выделена гарантированная бесплатная дошкольная образовательная услуга и услуга по воспитанию. Дошкольная образовательная услуга рассчитывалась на основе единых нормативов финансирования, установленных на областном уровне для всех детей в возрасте от трёх до семи лет.

Дополнительно местному бюджету компенсировались расходы по воспитанию и уходу за детьми, исходя из фактического количества мест в дошкольных учреждениях. Данные условия позволили создать дополнительные возможности для формирования муниципалитетов социального заказа в системе дошкольного образования и его размещения в более развитой конкурентной среде.


Исходя из необходимости предоставления учреждениям дошкольного образования хозяйственной самостоятельности в условиях отсутствия федерального закона об автономных учреждениях, в 2005 году для детских садов мы избрали такую форму, как автономные некоммерческие организации.


Автономные некоммерческие организации имели право самостоятельно определять штатное расписание, смету расходов, тем самым возможность повысить мотивацию работников за качество труда.


В.ПУТИН: Как вы исчисляли им деньги изначально? Сколько вы им базово давали, и как вы исчисляли эту базу?


Е.КУЙВАШЕВ: База была рассчитана на образовательную услугу, гарантированную государством, определялась на областном уровне, а всё, что касалось содержания, то из расчёта количества мест в детских садах, то есть по факту.


В.ПУТИН: Вы давали им эти деньги и давали одновременно права по распоряжению этой суммы?


Е.КУЙВАШЕВ: Абсолютно.


В.ПУТИН: Они сами определяли количество работников, количество технического персонала, сколько денег нужно тратить на ремонт, и так далее.


Е.КУЙВАШЕВ: Более того, при каждом образовательном учреждении дошкольного образования существовал попечительский совет, управляющий совет, который и выносил решение о премировании, стимулировании каждого сотрудника дошкольного учреждения.

В.ПУТИН: А попечительский совет из кого состоит?


Е.КУЙВАШЕВ: Состоит из родителей, из преподавателей, естественно, и по предложению администрации детского сада. И руководители автономных некоммерческих организаций тем самым стали работать в новых условиях хозяйствования, постепенно превращаясь из заведующих хозяйством в отраслевых менеджеров.


Отсутствие в федеральном законодательстве норм, напрямую регулирующих оказание социальных услуг в автономных некоммерческих организациях, и принятие федерального закона об автономных учреждениях позволило нам начать в конце прошлого года внедрение в системе дошкольного образования такой организационно-правовой формы как автономное учреждение. Мы видим, что существенное преимущество в сравнении с традиционными учреждениями имеет автономное учреждение.


Прежде всего речь идет об уровне финансовой и хозяйственной самостоятельности учреждения. Имея гарантированное задание от муниципалитета – расширяется возможность распоряжения доходами от собственной деятельности. Форма автономного учреждения предусматривает больший объём ответственности учреждения по своим обязательствам, при этом имущество, как и прежде, остаётся муниципальным.


Федеральный закон об автономных учреждениях предусматривает финансовое обеспечение услуг, оказываемых автономным учреждением, в форме субсидий на выполнение муниципального задания. Муниципальное задание позволяет нам сформулировать требования к объёму и качеству оказываемых услуг с учётом достигнутого уровня.


Объём задания определяется, прежде всего, исходя из количества мест в дошкольных учреждениях. В целях создания условий для максимального обеспечения конституционных прав, гарантий дошкольного образования мы продолжаем размещать муниципальный заказ на дошкольную образовательную услугу на всех детей в возрасте от трёх до семи лет.


Таким образом, в результате проведённых преобразований наметилась положительная тенденция. В систему дошкольного образования вовлечены не только дошкольные учреждения, но и, как было ранее сказано, школы и другие организации.

Родители получили возможность выбора формы воспитания ребёнка в организациях различных форм. Внедрены новые формы организации дошкольного образования и подготовки ребёнка к школе.


Приоритетным остается и обеспечение вариативности услуг. Это касается и режима работы дошкольных организаций, и расширения форм оказания социальных услуг.


Открыты группы кратковременного пребывания: дежурные, вечерние группы и группы выходного дня. Дошкольные учреждения научились определять виды и объёмы дополнительных образовательных, сервисных услуг, ориентируясь на реальные запросы родителей. Дополнительно привлекаемые средства направляются учреждениями на стимулирование труда педагогов и укрепление материально-технической базы.


Каждый год мы увеличиваем места в дошкольных учреждениях прежде всего за счет рационального и эффективного использования самих детских садов, расширения возможности других образовательных учреждений.


Использование по целевому назначению типовых зданий детских садов, вовлечение свободных площадей не требует больших финансовых затрат. Но все-таки в Тюмени, как и в других городах, мы наблюдаем рост рождаемости, и с каждым годом становится всё большим дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Предложены формы строительства на первых этажах новых кварталов, новых учреждений. Пусть они будут называться не детские сады, а комнаты пребывания. Если мы хоть чуть-чуть окажем государственную поддержку этим учреждениям, мы сможем существенно закрыть постоянно нарастающие проблемы дефицита мест в детских садах.


Достаточно посмотреть опыт других стран, той же Германии, где в каждом дворе существует семейный детский сад. Он совсем, может быть, не похож на наш стандартный типовой детский сад, но он отвечает всем требованиям.


Остается и другая проблема – переделка построенных, уже стоящих микрорайонов.


Санитарные нормы и требования не позволяют нам этого сделать. И здесь бы хотелось тоже обратить на это внимание, для того чтобы возможно было размещать в тех же квартирах детские мини-сады.


Если мы, еще раз повторю, окажем минимальную поддержку со стороны государства, нам было бы очень удобно преодолевать проблему с нехваткой мест в детских садах. Но в целом всё то, что мы делаем, не сказывается на уровне обеспечения детей гарантированными дошкольными образовательными услугами, где мы стремимся к достижению оптимальных целей.


В условиях конкурентной среды для нас становятся важными не только количественные, но и качественные результаты дошкольного образования. У нас появилась реальная возможность привлечь для оказания дошкольных образовательных услуг более квалифицированные кадры, новые образовательные программы. Это способствует гармоничному развитию детей и повышению их готовности к школе.



Другим показателем качества услуг для детей дошкольного возраста является уровень здоровья, физической подготовленности воспитанников. В дошкольных учреждениях расширяется применение здоровьесберегающих технологий – программ здоровья.


У детей формируются первичные навыки здорового образа жизни, системная подготовка к школе и системная привычка заниматься физкультурой и личной гигиеной.


Мы полагаем, что в будущем сложившиеся в Тюмени тенденции в системе дошкольного образования позволят нам достичь большего социального и экономического эффекта, обеспечить динамичное развитие рынка данных услуг.


В заключение мне бы хотелось сказать, что буквально перед самим Советом мы проводили так называемую деловую игру, где участниками были как руководители дошкольных образовательных учреждений, так и приглашённые родители. Когда уже в процессе самой работы мной был задан вопрос, есть ли желание перейти обратно в ту старую, забытую организационно-правовую форму, как муниципальное учреждение, то ни одна автономная некоммерческая организация – а ныне автономное учреждение – не изъявила желания.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
В.ПУТИН: Мне бы хотелось послушать, как эти проблемы решаются в условиях закрытого административно-территориального образования. Юрий Петрович Юрлин, город Снежногорск Мурманской области.


Ю.ЮРЛИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Участники заседания!


Моё выступление будет несколько другое, потому что оно обозначено тревогой сохранения того, что достигнуто в закрытых административно-территориальных образованиях ранее с помощью федерального центра.


Назову основные проблемы, которые сегодня обозначились в связи с административной реформой и разграничением расходных полномочий. Кто не знает, что такое ЗАТО? Их у нас 42 – закрытых территориальных образования. Все они сегодня являются, согласно 31-му Федеральному закону, городскими округами. Они расположены в 22 субъектах – от Вилючинска (Камчатский край) до Заозёрска (Кольский полуостров). В них проживает около 1,5 миллиона человек. Как правило, это удаленные территории со специфическими задачами и особыми условиями проживания. Всё лучшее, что было сделано для инфраструктуры и для жителей ЗАТО, – результат пристального внимания федерального центра и особого порядка финансирования, который был до 2006 года.


В ЗАТО создана развитая сеть образовательных учреждений культуры, спортивно-оздоровительных учреждений здравоохранения и социальной защиты. Они изначально создавались как единый комплекс для повышенной бюджетной обеспеченности и социальных гарантий жителям закрытых городов, предусмотренных законом о ЗАТО. При этом все функции по управлению этим комплексом традиционно концентрировались в одних руках.

В ходе административной реформы специфика управления ЗАТО как социально-экономическими комплексами федерального значения не была до конца осмыслена, ЗАТО включены в новую схему разграничения расходных полномочий между бюджетами разного уровня.

Уже третий год ЗАТО живут в условиях новых межбюджетных отношений и проводимой в соответствии с 31-м Федеральным законом политики бюджетного выравнивания. В связи с этим с кругом оставленных за ними полномочий ЗАТО оказались лишёнными возможности содержать в прежнем виде указанный комплекс учреждений, сохранять на уровне не ниже прежнего качество оказываемых населению социальных услуг.


После перехода на новую систему финансирования капитальный и текущий ремонт учреждений образования полностью лёг на плечи муниципалитетов. Пока держимся на том, что было сделано на средства федеральной казны, но уже скоро это будет серьёзной проблемой, так как возможности ЗАТО пополнять местный бюджет малы, поскольку особый статус ЗАТО ограничивает привлечение инвестиций для развития территорий.


Содержание дошкольных образовательных учреждений полностью финансируется из средств местного бюджета. Здесь по той же причине возникают проблемы. Например, в Мурманской области с 1 января на 20 процентов увеличена заработная плата работников детских дошкольных учреждений, но половина должна быть выделена из муниципального бюджета. Высокодотационному городу, чтобы выкроить эти деньги, приходится оголять другие социально значимые направления.

В рамках комплексной модернизации образования мы сейчас вплотную подошли к реорганизации школ.

Нормативно-подушевое финансирование – благо для больших образовательных учреждений.

Малочисленные школы вынуждены сокращаться. Трудоустроиться сокращенным в ЗАТО очень сложно.


К чему я это говорю? У нас есть, особенно в городах ЗАТО Минобороны, программа по отселению в среднюю полосу. Но из-за сегодняшних цен на жильё в средней полосе мы не успеваем, то есть объём выделяемого или построенного жилья становится гораздо меньше, чем строили раньше. Здесь стоит вопрос о том, чтобы суммы выделенных субвенций населению, жителям ЗАТО из отдаленных территорий, увеличились.


В учреждениях дополнительного образования после перехода на новую систему финансирования наблюдается устойчивая тенденция к сокращению ряда объединений и секций, требующих повышенных материальных затрат. Как правило, это секции для подростков, старшеклассников, например по картингу, теннису, туристические, краеведческие и тому подобные.

Мы наблюдаем, как активно сооружаются крытые стадионы и спортивные площадки в средней полосе и с сожалением констатируем, что в ЗАТО такие возможности ограничены.


Уровень социальных гарантий в ЗАТО способствует тому, что рождаемость у нас увеличивается. В дошкольных учреждениях ЗАТО численность воспитанников превышает норму. Особенно увеличивается рождаемость тех ЗАТО, где запретили ночную торговлю спиртным, потому что мужчины увидели, что есть ещё рядом и объект, которым нужно действительно заниматься вплотную.


В.ПУТИН: Вплотную – это в прямом смысле слова?

Ю.ЮРЛИН: В прямом смысле слова.

В.ПУТИН: Но это не объекты…

Ю.ЮРЛИН: В связи с остротой проблемы во исполнение Вашего поручения в Правительстве был разработан проект Федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», который был согласован большинством заинтересованных федеральных ведомств и субъектов Российской Федерации. Проект содержит нормы, уточняющие особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО, декларированные 80-й статьёй 131-го закона.

Перечень передаваемых органам местного самоуправления ЗАТО отдельных государственных полномочий определяет особенности межбюджетных отношений и раскрывает понятие общей социальной компенсации, устанавливаемой гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО.


Моё предложение и предложение всех ЗАТО – вернуться к конструктивному завершению этого документа. То есть он сегодня есть и в Правительстве, он разработан под эгидой Минрегиона, все документы есть. Сегодня нужно обязательно вернуться к нему, чтобы не потерять то, что уже создано в ЗАТО.


В.ПУТИН: Как этот проект называется?


Ю.ЮРЛИН: Так и называется, проект федерального закона о внесении изменений в закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Он был при Яковлеве разработан, то есть надо сейчас просто восстановить всё и довести до логического завершения. А мы со своей стороны все необходимые меры на местном уровне применяем, чтобы всё сохранить.

Допустим, наш город Снежногорск –небольшой: 15 тысяч населения. Сегодня функционируют пять детских садов (мы полностью обеспечены детскими садами), и два сада сегодня стоят в так называемом горячем резерве: один – центр дополнительного образования, другой – дом детского творчества. В любой момент можем перевести в режим детского сада, учитывая то, что выполняем Вашу программу.


В.ПУТИН: Демографическую, Вы имеете в виду?

Ю.ЮРЛИН: Да, демографическую.

В.ПУТИН: Юрий Петрович, хотел бы ещё раз акцентировать внимание: то, что Вы назвали предметом, – равноценный субъект демографической программы?

Ю.ЮРЛИН: Это не предмет – это то, без чего не обходится ни один мужчина, естественно.

В.ПУТИН: Спасибо, Юрий Петрович, на этом остановитесь. Но всё-таки, если серьёзно посмотреть на проблему ЗАТО, к чему сводится всё, что Вы сейчас сказали? Вы считаете, что нужно просто увеличивать федеральное финансирование?


Ю.ЮРЛИН: Нет, мы должны быть в конечном итоге подконтрольны федеральному центру, учитывая, что сегодня задачи в ЗАТО выполняются федеральные. Конечно, в

ЗАТО был гораздо выше уровень и образования, и обеспеченности. Выравниваем сегодня другие муниципальные образования – у нас понижается уровень. Сегодня всё-таки надо оставить то внимание, которое было до 2006 года именно в финансовом плане.


В.ПУТИН: Понимаю, но нам нужно понять, на чём сосредотачивать это внимание. Вы сказали: трудоустроиться очень сложно высвобождающимся работникам из школ.


Ю.ЮРЛИН: Да.


В.ПУТИН: Вы знаете, мы не должны школы делать таким местом, где люди просто сидят и зарплату получают. Я к чему? К тому, что мы должны подумать об этих людях, конечно: должны создавать новые рабочие места, должны отселять людей, кто хочет уехать или кто должен уехать. Я поэтому и спросил, Юрий Петрович, на что должны быть направлены эти дополнительные средства, если мы придем к тому, что они должны.


Ю.ЮРЛИН: На содержание той сети, которая сегодня создана в ЗАТО, и на её дальнейшее развитие.


В.ПУТИН: Вот в этом-то и проблема: нам нужно содержать именно эту сеть – или её нужно модернизировать?
Анатолий Булатов ( Пользователь )
С.МИТИН: Хотел бы тоже рассказать о наших проблемах и интересных моментах, которые мы предложили.


Дело в том, что Новгород ещё чём знаменит: в 1030 году впервые в России была открыта первая русская школа Ярославом Мудрым. И это, конечно, требует от нас определенного внимания к процессу образования. Должен сказать, если говорить о дошкольном образовании, то мы добились определенных успехов. У нас один из лучших процентов охвата – 97 процентов – дошкольным образованием. Хотел бы поделиться двумя такими важными моментами, которые мы сделали. Коллега из Тюмени рассказал об очень интересных автономных учреждениях. Это, на мой взгляд, тоже очень перспективная вещь.


И здесь ещё есть одно хорошее направление, в этом законе. Муниципалитет как учредитель автономного учреждения устанавливает задание образовательному учреждению. Мы в своём областном бюджете в этом году впервые предусмотрели миллиард рублей для развития муниципалитета.


Сегодня у нас две проблемы: недостаток дошкольных учреждений и то качество услуг, которое предоставляется. Этот миллиард мы готовы раскассировать муниципалитету при выполнении им определенных заданий, прежде всего социального развития этого муниципалитета, сбора налогов, развития промышленности, экономики. И тогда они эти деньги смогут потратить на задания, деньги из областного бюджета направить в развитие этой школы, увеличив тем самым задание на качество предоставляемых услуг.


Такую систему мы им подвесили, муниципалитетам. Мне кажется, во-первых, первый месяц уже этого года показал заинтересованность руководителей муниципалитетов в этом направлении. Мне кажется, мы сумеем из областного бюджета качество услуг резко улучшить, при этом переводя, конечно, на автономные учреждения.


И второе важное направление – по обеспечению доступности дошкольного образования.

Сегодня в соответствии с Градостроительным кодексом субъекты Российской Федерации утверждают региональные нормативы градостроительного проектирования. Такой очень важный момент: в них предусматривается показатель обеспеченности населения объектами социального значения, в том числе и дошкольными учреждениями. И сейчас через свой областной нормативный документ мы требуем у всех муниципалитетов при проектировании застройки жилых массивов соблюдать нормы, утвержденные стандартом. Недавно, в декабре, Министерство образования выпустило эти стандарты: в утвержденных стандартах – количество школ, дошкольных учреждений и дополнительных учреждений образования.


В качестве примера. Мы начали застраивать микрорайон «Деревеницы» в Новгороде – один миллион квадратных метров жилья на 50 тысяч человек, четыре школы, 13 детских садов и 10 учреждений дополнительного образования.


Мы это в конкурсную документацию включили, и застройщик обязан уже сделать такую комплексную застройку, а через областной закон мы обяжем это сделать все муниципалитеты при любой своей застройке. Если строишь дом, то в доме две квартиры освободи для дошкольного образования – или сколько полагается по стандартам, которые утверждены. Мне кажется, этот пример последних нововведений, которые приняты...


В.ПУТИН: Стандарты такие должны быть, которые позволяют это делать. Евгений Владимирович как раз об этом говорил.


С.МИТИН: Они утверждены. Недавно законом утверждены. Минобразования сделало нам эти стандарты, они есть.


В.ПУТИН: Эти стандарты позволяют организовывать такие дошкольные учреждения?


С.МИТИН: Дошкольные – да. Два таких направления, на мой взгляд, позволяют... Весь смысл моего выступления в том, что мы хотим через региональное законодательство обеспечить муниципалитеты. Не только обязать их, но и обеспечить финансовыми ресурсами, дать возможность их найти – у родителей, у спонсоров, в своих бюджетах и в субсидиях областного бюджета. Этот круг замкнуть достаточно грамотно в виде утвержденных стандартов и, конечно, качество образования поднять.


В.ПУТИН: Сергей Герасимович несколько раз возвращался к проблеме правового обеспечения этой деятельности.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Марина Владимировна Беспалова, депутат Гордумы Ульяновска.


М.БЕСПАЛОВА: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего Совета!


Буду говорить о дополнительном образовании и, наверное, о тех самых стандартах и нормативах. Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом в развитии способностей обучающихся. Система дополнительного образования обладает свойствами открытости, мобильности, гибкости.

Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить индивидуальный темп обучения.


Эта система в какой-то период, прошедший период, претерпевала кризис, и на сегодняшний день мы пришли к тому, что эта система должна быть в обязательном порядке, и во многих, практически во всех регионах и муниципальных образованиях эта система начала развиваться, причём хорошими темпами. Но есть определённые проблемы.

На сегодняшний день можно выделить две главные проблемы развития системы дополнительного образования на муниципальном уровне, которые, на мой взгляд, препятствуют улучшению качества предоставляемых услуг.


Специфика реализации муниципалитетом полномочий по организации дополнительного образования заключается в факультативном характере предоставления потребителям соответствующих образовательных услуг, но, к сожалению (на мой взгляд, к сожалению), в законодательстве Российской Федерации отсутствует требование об обязанности предоставления всеобщего бесплатного дополнительного образования. И как следствие – финансирование дополнительного образования производится по остаточному принципу, потому что в муниципалитетах на сегодняшний день (мы все с вами знаем) недостаток финансирования существует.


Отсутствует система мотивации и стимулирования работников отрасли дополнительного образования по повышению качества и результативности предоставления услуг, к чему мы должны на сегодняшний день стремиться. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на нужды дополнительного образования встаёт вопрос о более эффективном и экономном расходовании существующих объёмов бюджетного финансирования.

Особенно это актуально для сельских поселений.


Специфика и особенности дополнительного образования.


Во-первых, услуга дополнительного образования содержит множество направлений образовательной деятельности: это и физкультурно-спортивное, туристическо-краеведческое, художественно-эстетическое, техническое, биолого-экологическое, музыкальное. Все эти направления имеют свои поднаправления. Мы с вами тоже об этом прекрасно знаем.


Во-вторых, финансирование услуги по дополнительному образованию не одинаковое.

В-третьих, не одинаковое качество предоставления дополнительных услуг: какие деньги – такая и услуга. Естественно, неоднородно и множество поставщиков этих услуг.

В-четвёртых, существующая организация муниципальной системы дополнительного образования характеризуется наличием разноуровневой ведомственной подчиненности муниципальных учреждений дополнительного образования, что не позволяет выработать единую образовательную политику развития дополнительного образования.

Возможные способы решения обозначенных проблем развития муниципальной системы дополнительного образования.

Первое – это выбор оптимальных организационных моделей, предоставление муниципальных услуг в сфере дополнительного образования. Выбор инструментария финансового обеспечения соответствующих организационных моделей.

Исходя из обобщения опыта муниципалитетов и накопленной практики возможно рассмотрение следующих организационных вариантов предоставления указанных услуг.


Первое – это предоставление муниципальных услуг в сфере дополнительного образования по принципу «одна бесплатная муниципальная услуга – один потребитель». Стоимость услуги в каждом конкретном случае будет устанавливаться индивидуально в зависимости от направления дополнительного образования, а выравнивание стоимостных параметров в перерасчёте на одного потребителя будет осуществляться через формирование различных условий и периодичность посещаемости кружков или занятий.


На данном этапе возможно применение элементов стандартизации соответствующих муниципальных услуг в целях определения минимальных требований к их качеству и, естественно, ресурсной обеспеченности. Все дополнительные требования, минимально гарантированные к финансированию за счёт средств бюджета муниципального образования, предлагается финансировать за счёт средств потребителей.


Второй вариант – рассмотрение муниципальных услуг в сфере дополнительного образования как социально значимых и бесплатное предоставление их только отдельным социальным категориям потребителей.


Третий вариант, третье предложение, оно у нас сегодня очень актуально, – это бюджетная поддержка отдельных учреждений, реализующих программу о дополнительном образовании детей через систему целевых грантов. Это сегодня настолько актуально.

Даже на примере своей области мы убедились: созданные советы при учреждениях дополнительного образования, попечительские советы, управляющие советы позволили привлечь как бизнес, так и предприятия в эту деятельность и способствовали принятию участия этих учреждений в конкурсах, грантах, подготовке документации и прочее. То есть взрослые уже стали более активно принимать участие в этом. Наверное, назрела необходимость. Считаю, что этому направлению можно уделить особое внимание и его развивать. А в механизме финансирования системы дополнительного образования, считаю, необходимо нормативно-подушевое бюджетное финансирование, об этом сейчас очень много говорится. Но, к сожалению, не везде это применяется.


Финансирование по программному методу через систему целевых грантов. Нормативный подход финансирования позволяет сформировать достаточно эффективную и прозрачную систему финансового планирования и контроля и вовлечь в процесс предоставления услуг немуниципальные образовательные учреждения через механизм формирования муниципального заказа.

Для этого потребуется разработка комплекса нормативно-правовых документов по предоставлению услуг в системе дополнительного образования, включая правила и порядок организации системы персонифицированного учёта потребителей соответствующих образовательных услуг на территории каждого муниципального образования индивидуально.


Таким образом, чёткое определение финансовой ответственности бюджета муниципального образования по организации предоставления услуг для детей на территории муниципалитета предполагает определение и выбор организационных моделей предоставления указанных услуг, разработку методических рекомендаций по формированию сети учреждений дополнительного образования детей на территории муниципалитета с учётом реальной потребности и обеспеченности, формирование системы персонифицированного учёта детей на территории муниципалитета, разработку правил организации соответствующего учёта и разработку проекта муниципально-правовых актов под каждую конкретно выбранную к реализации на территории муниципалитета организационную модель построения системы дополнительного образования.


Предварительный анализ по эффективности разрабатываемых мероприятий показывает, что потенциальная экономия бюджетных средств от внедрения в практическую реализацию новых организационных моделей построения систем составляет порядка 18–20 процентов от фактических расходов бюджета муниципального образования на реализацию полномочий по предоставлению услуг по дополнительному образованию. Эти средства возможно направить на стимулирование работников образовательной отрасли и повышение качества образовательных услуг в системе дополнительного образования муниципалитета.


Вот такая короткая информация. Она более приемлема на сегодняшний день, востребована, на мой взгляд, это в сельских поселениях, потому что в городских округах, муниципальных районах и городских поселениях это сегодня более или менее, так скажем, на достойном уровне, нежели в сельских поселениях.


В.ПУТИН: Вы знаете, не хочу подвергать сомнению важность дополнительного образования, мы для этого, собственно говоря, и собрались сегодня, чтобы обсуждать. Но всё-таки сомнение вызывает словосочетание «обязательное дополнительное образование». Оно либо обязательное, либо дополнительное. Но это не значит, что мы не должны внимание этому уделять и не значит, что они должны изыскивать дополнительные средства. Просто речь о том, как это нам сформулировать, хотя в целом подходы абсолютно правильные. И не случайно Марина Владимировна обращала внимание в ходе своего выступления и многократно возвращалась к вопросам финансирования.
Попросил бы Дмитрия Анатольевича Медведева по этому вопросу несколько слов сказать, потому что он специально этим занимался.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!
Хотел бы несколько слов сказать на тему эффективности расходов в сфере школьного, дошкольного и дополнительного образования. Эта проблема, откровенно говоря, актуальна и вообще для всей социальной сферы в целом, но хотелось бы заметить, что вообще-то мы уже реально на образование тратим по стране очень значительные средства.


Давайте вдумаемся: в 2008–2009 годах совокупные расходы на образование в стране составят существенно больше двух триллионов рублей. Еще пять лет назад об этом и помыслить было невозможно. Это все расходы: естественно, и федеральные, и региональные, и муниципальные, и частные расходы. Поэтому здесь есть что оптимизировать и есть в чем наводить порядок.


По нашим оценкам, общие неэффективные расходы, выделяемые в рамках тех расходов, которые осуществляются по школьному, дошкольному и дополнительному образованию, составляют до одной третьей. То есть это как раз та цифра, которой мы можем оперировать. Но при этом мы понимаем, что за последнее время было кое-что сделано в рамках национального проекта, и такие точечные меры сработали (о чем говорили коллеги в своих выступлениях).


В то же время у нас при общем увеличении расходов на образование в ряде случаев происходит уменьшение расходов на развитие самой сети, на развитие материально-технического оснащения, на развитие кабинетов, то есть собственно той базы, на которой происходит подготовка специалистов. И поэтому вопросы оптимизации, эффективности расходов выходят на передний план.


Какие принципы, какие основные позиции здесь, наверное, следовало бы отметить? Я отмечу пять.

Первое: совершенно очевидно, что выгоды от оптимизации (то есть средства от оптимизации) не должны отниматься, а должны именно идти на развитие образования, на заработную плату учителям, на поддержку самой сети. Только в этом случае эта мера сработает. Кроме того, у нас есть определенная цель, о которой достаточно часто сейчас говорится – о том, чтобы подтянуть средний уровень зарплат, которые получают работники в социальной сфере, до среднего уровня заработной платы в регионе.


Второй принцип – это создание особых стимулов для оптимизации расходов, потому как если мы такие стимулы для школ, для детских дошкольных учреждений и, собственно, для воспитателей и педагогов не дадим, то наши попытки каким-то образом упорядочить эту работу – они обречены на провал.


Третья важная вещь – мы наработали достаточно неплохой, на мой взгляд, опыт в рамках процедуры комплексных проектов модернизации, которые проходят в довольно значительной части регионов. Мы об этом не должны забывать, и, наоборот, основные позиции, которые там были подготовлены, все методические рекомендации мы должны шире внедрять и в других территориях, и в других муниципалитетах.

У нас несколько было в этом смысле уровней: были такие регионы совсем продвинутые, которые с самого начала рассматривались как модельные (их, по сути дела, три – это Москва, Петербург и Тюменская область), регионы, в которых проходят комплексные проекты, и все остальные. Вот нам нужно выдвигаться ко всем остальным.


Еще одна позиция очень важная, еще один принцип – это принцип непрерывного повышения квалификации всех педагогов, всех воспитателей, которые работают в дошкольной, школьной сети и сети детских учреждений дополнительного образования, потому как мы понимаем, что дополнительные деньги должны приходить лучшим.


Ну и, наконец, пятый принцип – это принцип использования различных моделей в системе дошкольного и школьного образования, то, о чем коллеги в своих выступлениях тоже говорили. Очень отрадно, что ряд институтов, которые еще некоторое время назад у нас просто рассматривались как «бумажные», неработающие организационно-правовые модели, сегодня заработали (то, что Евгений Владимирович [Куйвашёв, глава администрации Тюмени] рассказывал и другие коллеги, и Сергей Герасимович [Митин, губернатор Новгородской области] тоже).

Поэтому и автономные некоммерческие организации, автономные учреждения должны занять свое достойное место при подготовке новой, более оптимизированной системы работы в школьном и дошкольном образовании.

Я, кстати, не исключаю, что и еще один институт, такой как целевой капитал, – он, может быть, более крупный, более сложный, но если мы возьмем, допустим, несколько школ, то можно создавать и межшкольные фонды целевого капитала. Куда будут вноситься денежные средства, в том числе и выпускниками этих школ. Мы знаем с вами, что использование этих средств не облагается налогом для самих образовательных учреждений и может послужить достаточно неплохой основой для развития школьной сети.


Вот эти пять позиций, как мне представляется, могли бы быть положены в основу оптимизации работы по расходам в сети школьного, дошкольного и дополнительного образования.


И еще одна тема, которую хотел бы затронуть, – она позитивная абсолютно: у нас буквально вчера были подведены итоги по конкурсу, касающемуся экспериментов в отношении школьного питания.

Заявки поступили от 37 регионов, 14 регионов признаны победителями: это Татарстан, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Ставропольский край, Оренбургская область, Алтайский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Калининградская область, Красноярский край и Пензенская область.

Эти регионы будут получать дополнительную финансовую подпитку как за счет средств федерального бюджета (на два года мы запланировали миллиард рублей федеральных средств), и не менее двух миллиардов – это другие инвестиции: муниципальные, региональные и частные. Таким образом, за два года предполагается в эту программу вложить не менее трех миллиардов рублей.

Вся эта программа будет направлена на обеспечение качественным питанием более четырехсот тысяч школьников. В ее основе будут проведены реконструкция и замена оборудования в школьных столовых, пищеблоках, строительство школьных базовых столовых и современных комбинатов питания. Это тоже очень важная проблема и для детского дошкольного образования, и для школьного образования. Так что в этом смысле движение есть.


И последняя, может быть, такая тоже приятная информация: сегодня Росстат опубликовал цифры (он просто радует: и вчера хорошую цифру опубликовал, и сегодня) о том, что в 2007 году были достигнуты лучшие показатели рождаемости за последние 25 лет, то есть даже за советский период, который мы считали относительно благополучным и хорошим.


Это результат той программы, Владимир Владимирович, которую Вы инициировали, и нашей совместной работы.


В.ПУТИН: На этом останавливаться не будем…

Исходя из того, что здесь коллеги сформулировали, я подготовил проект перечня поручений Правительству. Он ещё будет дополнен, но звучит примерно так: разработать и представить предложения по внедрению новых организационно-правовых форм в учреждения детского дошкольного общего и дополнительного образования; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопросы совершенствования финансирования учреждений дошкольного и дополнительного образования путём введения новых финансово-экономических механизмов;


рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по развитию территориальной образовательной сети.

Конечно, это касается вопросов и в закрытых образованиях, когда вы говорили о необходимости сохранения сети. Нужно думать над тем, что делать с ней: сохранять, преобразовывать, модернизировать, принять региональные программы развития инфраструктуры детских дошкольных учреждений, в том числе предусмотрев строительство таких учреждений за счёт бюджетных средств при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства, и разработать меры, направленные на привлечение, подготовку и переподготовку специалистов для работы с детьми по программам дополнительного образования, в том числе из числа уволившихся в запас профессиональных военных.


И в заключение хотел бы сказать следующее. Мы с вами сегодня занимались не просто какой-то обычной рутинной работой. То, что мы с вами ещё раз обратились к проблемам образования, в данном случае – дошкольного образования, говорили о детских дошкольных учреждениях, это не какая-то мода и не сиюминутная прихоть.

Хотел бы расширить рамки и границы нашего сегодняшнего обсуждения и вернуться к истокам того, ради чего мы собрались. Конечно, мы думаем о наших детях, мы думаем о будущем, о будущих поколениях. Но хотел бы обратить ваше внимание на другое.


Когда мы говорим о том, что является главным для страны в будущем, то мы снова и снова возвращаемся к одному и тому же вопросу: главное – обеспечить в будущем конкурентоспособность нашей экономики, нашей страны и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе.

А мы не сможем обеспечить никакой конкурентоспособности, если не перейдем на инновационный путь развития экономики. В свою очередь, инновационный путь развития экономики невозможен без инвестиций в человека: в образование и в здравоохранение.


И поэтому для нас это не какая-то мода, не какая-то текущая рутина – это действительно столбовой путь развития России на ближайшие десятилетия. В этой связи то, чем мы с вами занимались сегодня, – только один из сегментов этой большой работы.


Хотел бы вас поблагодарить за то, что вы делаете в этой сфере, и хотел бы вернуться к тому, с чего мы начали нашу работу в таком составе. Степан Михайлович Киричук обратился в ноябре прошлого года с просьбой воссоздать муниципальный совет при Президенте Российской Федерации.

И хочу обратиться к вам с просьбой: при формулировании будущих повесток дня принимать в этом самое активное участие. Надеюсь, что это приведёт к тому, что между федеральными органами власти, региональными и муниципальными будет больше деловых полезных контактов. И это приведёт к более эффективной совместной работе.

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2...81_159050.shtml

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+