Личный кабинет

Несколько слов о учебнике по программированию

А возможен ли хороший учебник в принципе
Виталий Потопахин ( Пользователь )
У меня есть привычка работать по собственным учебникам. Не буду утверждать что это правильно, но для меня так проще. Так вот до недавнего времени все, что я делал было так или иначе набором решенных или нерешенных задач. А единственная методическая проблема при написании такого учебника, это грамотный подбор последовательности таких задач. Где-то с полгода назад я решил взглянуть на проблему ширше. Учебника пока правда не написал ни плохого ни хорошего, единственно только пришел к некоторым полуфилосовским выводам.

1) Учебник по программированию это прежде всего учебник программисткой методологии. Причем академической, а не популярной. Ибо цель учебника обучение специальному типу мышления, а не ковка программистов-ремесленников.

2) Языковая основа учебника это псевдокод+минимальный и строгий язык программирования

3) Аудитория учебника масса обыкновенных учащихся. Я продолжаю верить, что программирование является элитарным предметом только в следствие бестолковости системы преподавания.

4) Программирование должно пониматься как раздел прикладной математики.

5) Учебник должен быть общим (хотя это пока для меня мысль смутная) и для школьников и для студентов, то есть он должен выражать единую сущность программирования. Студенческий курс от школьного может отличаться массой других учебных пособий.

6) Возможно есть смысл построить учебник двумя уровнями. Первый более образный, второй совершенно строгий. Может быть первый уровень это школьный, а второй ВУЗовский.

7) Соль учебника - искусство алгоритмизации и моделирования

8) Особая статья программисткого мышления это внутренняя дисциплина.

9) И наверное основополагающий принцип всего всего это бритва Оккама.

Наверное я попробую реализовать эти смутные мысли. Кстати будет еще один повод покидаться помидорами. Кому не нравятся последователи Вирта могут уже запасатся тухлыми овощами, так как я для поддержания разговора попробую выкладывать фрагменты учебника. Я уже правда обещал один раз так себя вести, в теме о информации, но та тема мне как-то разонравилась, сейчас честное пионерское так и будет.

П.С.

Почему новая ветка? Я внимательно прочитал имеющуюся и решил, что там как-то не о том все говорят.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Согласен со всем кроме некоторых конкретных формулировок (например, пункта 7).
Но пусть будет пока так -- для рабочего варианта годится.

Looking forward etc.

PS Хотелось бы в этой хотя бы ветке иметь четкую модерацию, но непонятно, как этого добиться.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(info21 @ 28.09.2008, 13:13) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен со всем кроме некоторых конкретных формулировок (например, пункта 7).
Но пусть будет пока так -- для рабочего варианта годится.


Конечно, пока все в тумане, прежде всего для меня. Но у меня уже есть один маленький фрагмент. Я его вычитаю на досуге, выложу, тогда будет понятнее.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 28.09.2008, 13:18) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, пока все в тумане, прежде всего для меня. Но у меня уже есть один маленький фрагмент. Я его вычитаю на досуге, выложу, тогда будет понятнее.


Хорошо бы еще предмет как отдельный, ПРОГРАММИРОВАНИЕ, не информатика и ИКТ. Ориентированый на свой "ЕГЭ программирование", а не стыдливо прячущийся в часть С ЕГЭ официально "единственно важную вузам" при поступлении.
Федор Ткачев ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 28.09.2008, 10:48) <{POST_SNAPBACK}>
... последователи Вирта

+ Дейкстры, Хоора, Дала.
Если называть только тьюринговских лауреатов.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Итак начинаю небольшую деловую игру. Я как бы пишу учебник, а вы кому не лень, меня ругаете.
Чтобы быть содержательным я не буду излагать мысли о том, как это надо делать, а буду выкладывать
фраменты этого "будущего учебника". Начну с не очень содержательного, но программного фрагмента
под названием Введение. Следующий фрагмент будет наверное через месяц - два и будет посвящен понятию алгоритма. Обращу ваше внимание на то, что список приложений пока потолочный. Его общая
цель дать обзор задач возникающих в нашей науке и возможно список не очень удачный, но пока он такой
какой есть.

"Введение" во вложении
Олег Чебан ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 28.09.2008, 14:48) <{POST_SNAPBACK}>
..
1) Учебник по программированию это прежде всего учебник программисткой методологии. Причем академической, а не популярной. Ибо цель учебника обучение специальному типу мышления, а не ковка программистов-ремесленников.

Если говорить о профильной школе -> ввуз, то да. Но тогда такой учебник выпадет из школьного курса информатики. Жаль. Ведь специальный тип мышления требует проработки достаточного количества примеров и задач. С другой стороны, изучая программирование (в школе) достигаются и другие не менее важные педагогические/воспитательные/.. задачи: формализация, моделирование, алгоритмическое мышление, умение анализировать, самоконтроль, ..
2) Языковая основа учебника это псевдокод+минимальный и строгий язык программирования

3) Аудитория учебника масса обыкновенных учащихся. Я продолжаю верить, что программирование является элитарным предметом только в следствие бестолковости системы преподавания.

4) Программирование должно пониматься как раздел прикладной математики.

Ну не знаю. Всегда считалось, что программирование само по себе - а решение задач прикладной мат. частный случай?
5) Учебник должен быть общим (хотя это пока для меня мысль смутная) и для школьников и для студентов, то есть он должен выражать единую сущность программирования. Студенческий курс от школьного может отличаться массой других учебных пособий.

6) Возможно есть смысл построить учебник двумя уровнями. Первый более образный, второй совершенно строгий. Может быть первый уровень это школьный, а второй ВУЗовский.

Ага, вот и дочитал до этого места. Сами на распутье smile.gif
7) Соль учебника - искусство алгоритмизации и моделирования

8) Особая статья программисткого мышления это внутренняя дисциплина.

9) И наверное основополагающий принцип всего всего это бритва Оккама.

Наверное я попробую реализовать эти смутные мысли. Кстати будет еще один повод покидаться помидорами. Кому не нравятся последователи Вирта могут уже запасатся тухлыми овощами, так как я для поддержания разговора попробую выкладывать фрагменты учебника. Я уже правда обещал один раз так себя вести, в теме о информации, но та тема мне как-то разонравилась, сейчас честное пионерское так и будет.

П.С.

Почему новая ветка? Я внимательно прочитал имеющуюся и решил, что там как-то не о том все говорят.

"Парадом командовать буду я!", как говорил великий комбинатор Остап Бендер, т.е. вы smile.gif (в хорошем смысле, в смысле есть смысл во всем вышесказанном смысле..что-то заело..
p.s. пошел читать введение, в смысле не теряйте smile.gif
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 21.10.2008, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Итак начинаю небольшую деловую игру. Я как бы пишу учебник, а вы кому не лень, меня ругаете.
Чтобы быть содержательным я не буду излагать мысли о том, как это надо делать, а буду выкладывать
фраменты этого "будущего учебника". Начну с не очень содержательного, но программного фрагмента
под названием Введение. Следующий фрагмент будет наверное через месяц - два и будет посвящен понятию алгоритма. Обращу ваше внимание на то, что список приложений пока потолочный. Его общая
цель дать обзор задач возникающих в нашей науке и возможно список не очень удачный, но пока он такой
какой есть.

"Введение" во вложении

Виталий Валерьевич! На кого будет рассчитан учебник? А так так ждём, ой, давайте поскорей. ar.gif
Олег Чебан ( Пользователь )
По введению. Примите высказывания обычного учителя информатики не как оценку профессионала, а как вгляд со стороны.
В принципе, да. Технологическая составляющая поиска решения в тех или иных задачах сегодня актуальна и мало изучена, но если об этом говорить основательно, то наверное придется писать отдельный учебник? Если так, то есть ли смысл во введении предупреждать читателя о делении, т.е. можно просто сослаться? но лучше конечно написать две полноценные книжки "Методология программирования" и "Технология принятия решений и эффективный метод выбора средств информатизации", что ли?
С введением, лично я очень даже согласен. Вот только чтобы лучше понять необходимо взглянуть на товар в целом, примерную структуру учебника.
А так, да. Если определиться с задачами которые намерен решать учебник и для кого он будет написан, а сегодня это не просто, т.е. универсальности наверное не получиться, уровни разные и возможности.
Александр Чернов ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 21.10.2008, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Итак начинаю небольшую деловую игру. Я как бы пишу учебник, а вы кому не лень, меня ругаете.
Чтобы быть содержательным я не буду излагать мысли о том, как это надо делать, а буду выкладывать
фраменты этого "будущего учебника". Начну с не очень содержательного, но программного фрагмента
под названием Введение. Следующий фрагмент будет наверное через месяц - два и будет посвящен понятию алгоритма. Обращу ваше внимание на то, что список приложений пока потолочный. Его общая
цель дать обзор задач возникающих в нашей науке и возможно список не очень удачный, но пока он такой
какой есть.

"Введение" во вложении


Увы. sad.gif Вы не обижайтесь, но похоже, что пишите Вы о вещах, о которых имеете достаточно смутное представление. Дайте в первую очередь себе четкий ответ на вопрос: "на какую аудиторию расчитан мой текст". В его текущем варианте он расчитан даже не знаю на кого. Вы сами сказали, что это программный текст, развернутое изложение вашего первого сообщения здесь. Если это так, то никакое это не введение.

Вообще, введение имеет смысл писать, когда основной текст уже написан, и все идеи четко сформулированы, а иначе это пустая трата времени, так как в процессе написания основного текста все много раз поменяется, включая и основные концепции.

Честно говоря, я не представляю себе, как Вы собираетесь обсуждать понятие алгоритма на заявляемом строго математическом уровне, и тем более понятие алгоритмической разрешимости без понятия исполнителя (причем алгоритмически полного исполнителя, то есть всякие черепашки здесь не пройдут).

На кого расчитано сравнение естественного и алгоритмического языков? На каком уровне Вы собираетесь это излагать? Если все делать математически строго (как Вы хотите), то для этого нужно опираться на университетские курсы матлогики, а это, извините, старшие курсы мехмата...

Мой Вам совет. Напишите для начала хороший учебник по Оберону/КП/Блекбоксу. Если он действительно получится хорошим, все (и даже так называемые "нелюбители последователей Вирта" smile.gif ) будут Вам очень признательны, и все интересные находки будут с благодарностью использованы в работе. Вам пока рано замахиваться на учебник такого уровня, о котором Вы заявляете. Извините.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+