Личный кабинет

Краеведение в центре туризма

Галина Купцова ( Пользователь )
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической культурной и прочих сферах общественной жизни прошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем оно обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Известно: патриотами не рождаются, ими становятся. Об этом напоминал академик Д.С. Лихачев, подчеркивая, что: «... Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Действенным средством воспитания патриота является краеведение. Это - не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край). Краеведение - это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.
Первоначально образовательная программа «Уфимское семигорье» разрабатывалась как факультатив для общеобразовательных учреждений. Но большой объем материала и отсутствие необходимого количества часов в школьном расписании для программы, заставили отказаться от реализации этой идеи. Таким образом, «Уфимское семигорье» из курса, адаптированного для школы, преобразовалась в развернутую краеведческую программу для учреждений дополнительного образования, хотя отдельные блоки и темы могут использоваться самостоятельно в общеобразовательном процессе, как дополнение к предметам регионального компонента.
Это единственная апробированная в республике программа по истории города, по которой на протяжении ряда лет занимаются педагоги дополнительного образования в детском оздоровительно-образовательном центре туризма, краеведения и экскурсий Кировского района г. Уфы.
В программе «Уфимское семигорье» с прошлым города можно познакомиться прямо на улице, площади или у старого особняка ушедших столетий. Необходимо только знать и понимать историю и тогда она оживет.
Данная программа является одной из форм достижения целей и задач краеведения, носит комплексный характер и охватывает все направления
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 7-11 классов, уже имеющих минимальные краеведческие знания по истории, географии, литературе и т.д. из курса школьной программы, рассчитана на 3 года занятий и включает следующие блоки:
1-й год занятий – «Исток» (7-8 кл.) охватывает исторический период с момента основания города и до XVIII века включительно;
2-й год занятий – «Удивительный город» (8-9 кл.) – с конца XVIII до начала XX века;
3-й год занятий – «Хочу все знать» (10-11 кл.) – с начала XX до начала XXI века.
Усвоение учащимися нового материала происходит на теоретических занятиях, которые проходят в форме лекций, бесед и встреч с краеведами, интересными людьми, и практических - в виде экскурсий по городу и посещений музеев.
Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей с историей и культурой Башкортостана, географией, литературой, экологией.
Цель программы - развитие познавательного интереса к изучению истории, культуры города Уфы, литературы, этнографии родного края, ознакомление с краеведческими сведениями о городе, и, как следствие, воспитание бережного отношения к памятникам истории и культур.
В результате изучения курса программы «Уфимское семигорье» воспитанники приобретают знания по географии, истории своего города изучают его традиции и культуру, жизнь знаменитых земляков и их вклад в процветание города и республики, учатся работать с архивными материалами и периодической печатью, составлять краеведческую картотеку, исследовательские работы, общаться с информантами, проводить тематические экскурсии по городу.
Большое внимание в данной программе уделяется практической работе, которая проходит в виде экскурсий по городу, в музеи; учащиеся учатся работать с картами, литературой, составлять краеведческую картотеку, писать исторические справки и т.д. Некоторые виды этой формы работы являются, на наш взгляд, нестандартными (например: «озвучивание» фильма), или вполне традиционный вид работы, такой как экскурсия, проводится необычно.
Рассмотрим некоторые традиционные и нетрадиционные виды практической работы.
Экскурсия в музей – форма работы для закрепления экскурсоводческих навыков. Проводится после теоретического занятия и является хорошим способом закрепления пройденного материала. При посещении музея по предварительной договоренности с сотрудниками, учащимся предоставляется возможность сначала внимательно изучить экспозицию. После этого они пытаются самостоятельно описать экспонаты, используя теоретические знания, совершенствуя экскурсионные навыки показа и рассказа. И только после экскурсию проводит сотрудник музея.
Экскурсия к краеведческому объекту (памятнику) – хорошая практика для развития навыков фиксации краеведческого объекта. Собственно экскурсия проводится традиционно. Затем следуют практические задания:
§ Фотографирование объекта;
§ Определение его местонахождения (название улицы);
§ Изображение схематичного расположения объекта;
Практические задания во время проведения экскурсии необходимы для составления карты города (краеведческой, археологической и т.д.), исторической справки, для последующего описания объекта и занесения его в картотеку.
Просмотр слайдов.
В отличие от рассказа, проиллюстрированного фотографиями или открытками, этот вид работы имеет ряд преимуществ: более подробное изображение объекта, возможность показать его одновременно большой аудитории.
· При использовании этой формы при работе с учащимися впервые, педагогу необходимо показать учащимся, как правильно работать с диапроектором, устанавливать очередность слайдов в кассете;
· Требуется подготовительная работа учащихся: на каждый объект, изображенный на слайде составляется историческая, архитектурная, краеведческая справки;
· Просмотр слайдов, комментируется рассказом учащихся.
Этот вид работы используется для отработки методов рассказа и показа во время проведения мини-экскурсии.
«Озвучивание» фильма. Это форма закрепления пройденного материала в форме заочной экскурсии.
· Перед просмотром видеофильма учащиеся посещают экскурсию, снятую затем на видеокамеру. Они должны внимательно все запомнить, чтобы в дальнейшем озвучить видеофильм;
· После экскурсии составляется историческая справка улицы, отмечаются интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома;
· Просмотр видеофильма без звука. Учащиеся разбивают фильм на части, которые впоследствии по очереди озвучивают;
· «Озвучивание» фильма по частям. В целом получается законченная экскурсия;
· Для сравнительного анализа фильм просматривается еще раз, но уже со звуком. Во время просмотра учащиеся отмечают свои недочеты.
На современном этапе развития общества краеведение жизненно необходимо. Оно учит знать и любить Родину.
Его необходимо вводить как факультатив в школах. Свободные часы и классы при желании директора найдутся всегда. Было бы желание. Кадры готовят в педагогических институтах и университетах (краеведение изучают на гео- и истфаках). Нужны программы, учебники и методические пособия. И это не проблема, были бы деньги. Только беда в том, что денег на образование в нашей стране никогда не хватает.
Наталья Филимонова ( Пользователь )
Уважаемая Галина Купцова, в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи много лет работает туристко- краеведческий клуб "Костер". Дети с огромным удовольствием совершают краеведческие экспедиции. последнее время экскурсионное направление стало развиваться все больше Педагогами Дворца разработаны разноуровневые программы. Чтобы найти средства для развития дальнейшей деятельностьти, дети проводят экскурсии по городу и памятным местам нашей области. У нас есть что показать и рассказать. Существуют ли у вас подобные клубы? Как у вас развивается спелео туризм?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+