Личный кабинет

Методы и способы оценивания

портфолио, зачеты, кредиты, рейтинг... Что еще? Плюсы и минусы.
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
Коллеги!!!!!!!!!!

Предлагаю обсудить вопрос, заявленный в названии самого подфорума "Как организовать оценивание?".

Пожалуйста, делитесь своим опытом в этом вопросе (как положительным, так и отрицательным). Пишите, с какими трудностями Вы столкнулись при использовании той или иной формы оценивания деятельности учащихся.

Давайте обогащать друг друга столь важными для каждого учителя знаниями! smile.gif
Михаил Кушнир ( Пользователь )
(Валентина Поликарпова @ 21.08.2008, 21:52) <{POST_SNAPBACK}>
Пожалуйста, делитесь своим опытом в этом вопросе (как положительным, так и отрицательным).

Вот, в соседней ветке уже дал ссылки smile.gif
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
А в Письме МО РФ. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования № 13-51-120/13 от 03.06.2003 http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/12 можно познакомиться с сущностью безотметочного обучения и роли диалога в этом обучении
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Подходы к критериальному оцениванию: http://lebedev-vit.narod.ru/article/ostrov...od/ocen_per.htm
Проведенные работы с использованием суммативных рубрикаторов к критериям:
http://lebedev-vit.narod.ru/article/it/podhod/krit_it.htm
http://lebedev-vit.narod.ru/article/it/pre...ajdan/index.htm
Основныя проблема при использовании критериального оценивания - трудоемкость разработки ортогональных критериев и составление прозрачного рубрикатора.
Под прозрачным рубрикатором понимаю такой, который дает возможность одинаково оценить работу по критерию учителю, ученику и родителю.
Михаил Богданов ( Пользователь )
интересно было бы так же узнать о региональном опыте организации процесса оценивания знаний учащихся в, так сказать, организованном порядке. В Москве это - городской мониторинг знаний, а как у вас?
Ольга Голозубова ( Пользователь )
Каждая форма оценивания учащихся имеет свои плюсы и минусы. Хочу вам это продемонстрировать в таблице. wink.gif
Татьяна Комарова ( Пользователь )
В связи с переходом от знаниевого подхода в образовании к компетентностному возникает вопрос "Как оценить ключевые компетенции учащихся?".
Елена Матвеева ( Пользователь )
Предлагаю интегрированно подходить к оцениванию ЗУН учащихся начальных классов. Она будет эффективно отражать успехи учащихся, если учитель в системе ведет мониторинг обученности учащихся.
Оцениваться должны не только ЗУН, но и творчество, инициатива (процесс деятельности) для осуществления этого наиболее эффективно использование метода проекта.
Учить самооценке не только для оценки своих знаний, но и своего психологического состояния, используя цветовые гаммы, различные символы, шкалу.
Считаю интересным рейтиноговое оценивание успехов на олимпиадах, уроках физкультуры, во внеклассной работе.
Считаю что тестирование является эффективным способом оценивания учащихся как итоговый контроль ЗУН и развития учащихся, при этом важен анализ допущенных ошибок.
Я считаю, что объективная оценка нужна, она может быть как кнутом, так и пряником, нужно вводить различные формы оценивания, такие как самооценка, формировать умения учащихся объективно подходить к оценке своих знаний, развивать стремление улучшать свои результаты.
При оценке нужно учитывать индивидуальные особенности личности.
Елена Хребтищева ( Пользователь )
(Валентина Поликарпова @ 21.08.2008, 21:52) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!!!!!!!!!!

Предлагаю обсудить вопрос, заявленный в названии самого подфорума "Как организовать оценивание?".

Пожалуйста, делитесь своим опытом в этом вопросе (как положительным, так и отрицательным). Пишите, с какими трудностями Вы столкнулись при использовании той или иной формы оценивания деятельности учащихся.

Давайте обогащать друг друга столь важными для каждого учителя знаниями! smile.gif


Я преподаю русский язык и литературу. Конечно, есть определённые критерии для выставления оценок, их и нужно придерживаться, но…
К примеру, литература. 11 класс, тема интересная и довольно сложная «Новые имена в литературе». Одна из учащихся прочитала повесть Г.Бакланова «Непорочное зачатие», комментирует её в классе, анализирует её. Важно и то, что она прочитала произведение, и то, что разобралась в идее. И заслуженно получает «5». Другой, услышав комментарий, ВСТУПАЕТ с ней В ПОЛЕМИКУ, и высказывает свою точку зрения на идею, на позицию автора данного произведения. Какую оценку он заслужил? «5»! А третий говорит, что литература для него второсортный предмет и ничего, кроме информатики его не интересует. А вот портить его аттестат «2» за неподготовленный не годится, в конце урока и у него письменный ответ на предложенный проблемный вопрос по теме урока готов ( и ошибок там НЕТ!!). Вот и получается «5» у трёх учащихся – таких разных - одинаковая оценка. Но самое обидное и страшное, когда слышишь от кого-то: «У меня по литературе «5», но я ничего не читал, просто не высовывался и вовремя поднимал руку! Так как же оценить ученика?

Может, не ставить оценки вовсе? Без них учить можно, только если не ставить задачу научить. Пока учитель несет ответственность за то, как ребенок освоил материал, пока ему нужно проверять, как идет научение, нужна отметка, вопрос только в том, какой она должна быть. ЕГЭ – ответ на этот вопрос. Оценка должна быть справедливой, заслуженной. Никакие эмоции в расчёт не берутся. А за шикарные ответы – пожалуйста, можно придумать поощрения в виде медалек, грамот, записей в дневнике, благодарственных писем родителям. У меня, например, есть грамота «Венок из лаврушки» за особые творческие заслуги…
13-14 января 2001 года в Будапеште (Венгрия) состоялся семинар, ключевым моментом которого стала презентация профессора Дайаны Хесс «Шесть важнейших принципов оценивания». Итак, вот эти 6 «великих» принципов (в вольном пересказе/переводе):
1. Первый великий принцип «Важность»: для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса, которые стоит оценивать, поскольку оценивание требует времени, сил и других ресурсов. Кроме того, оценивание способно улучшить сам процесс обучения этим знаниям, умениям/навыкам и ценностям, которые выделены как важный ожидаемый результат. Ученики относятся наиболее серьезно именно к тем сторонам обучения, которые будут оценены. Опытные преподаватели отбирают для оценки во всем курсе немного ожидаемых результатов. Итак, чтобы применить первый принцип оценивания, задайте себе вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения/навыки, ценности полезными, применимыми в реальной жизни для человека? Насколько часто они нужны в жизни?»
2. Второй великий принцип: «Адекватность/ Validity»: Как мы можем быть уверены, что отобранный нами результат достигнут? Нужно выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, т.е. упражнение для оценки, которое показало бы нам, что ученики овладели необходимыми знаниями, умениями/навыками, ценностями. Например, если ожидаемый результат был «научить учеников пользоваться правами потребителя», то проверочная работа с заданием «перечислить основные права потребителей» не может являться адекватным инструментом оценки, поскольку знание прав еще не означает умения ими пользоваться. Наверное, для проверки этого результата адекватным упражнением было бы задание «разрешить конкретную проблему, используя различные способы защиты прав потребителей», что позволило бы ученикам самим провести переговоры, написать заявление, жалобу или иск в суд. Итак, задайте себе вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемого учебного результата, овладели нужными знаниями, умениями/навыками, ценностями?»
3. Третий великий принцип: «Объективность/Reliability»: Оценивание результатов выполнения контрольного упражнения – часто процесс субъективный, относительный. Как сделать так, чтобы разные люди, оценивая одну и ту же (или подобную) работу, могли ставить одинаковые оценки? Объективность (постоянство, надежность, достоверность) достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания, показывающих уровень работы, который может быть оценен как «отличный», «хороший», «удовлетворительный» или «неудовлетворительный». После того как выработаны эти критерии, появится необходимость создать удобную форму для оценивания работ, которая бы отражала эти критерии (см. примеры форм оценивания ниже). Вопросы: «Какие характеристики должна иметь отличная и хорошая работа (как результат выполнения контрольного упражнения)? А удовлетворительная работа? Неудовлетворительная работа? Понятны ли эти характеристики (критерии) для других преподавателей и для самих оцениваемых? Достаточно ли они точны, однозначны? Как должна выглядеть форма (бланк) для фиксирования оценки по этим критериям?»
4. Четвертый великий принцип: «Интегрированность»: Если разработать критерии оценивания какого-то упражнения, то окажется, что они являются одновременно правилами выполнения этого упражнения, то есть правилами обучения конкретному знанию, умению/навыку, ценности. Следовательно, если вы хотите оценивать по этим критериям, то прежде нужно научить ими пользоваться. «Несправедливо оценивать то, чему вы не учили», — говорит Дайана Хесс. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. С другой стороны, само «контрольное» упражнение является ни чем иным, как одним из обучающих упражнений. Оценивание и обучение – это единый процесс (Ким Метлоф). «Включены ли критерии оценивания в процесс обучения? Учу ли я тому же, что и буду оценивать?»
5. Пятый великий принцип, он же «революционный»: «Открытость/демократичность» — Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены учащимся заранее. Оценивание должно быть открытым. Учащиеся должны знать заранее что и как будет оценено. Проф. Хесс говорит, что этот принцип «был настоящей революцией, он буквально перевернул систему образования в американских школах». Учителя должны были заранее продумать всю систему оценивания, сообщить ее учащимся, что отрезало пути всякого отступления: ученики могли задать все те вопросы, которые помещены здесь под каждым из принципов оценивания. Учителя уже были вынуждены применять все принципы оценивания. В ходе семинара в Будапеште (2001) прозвучали также идеи, обогащающие этот пятый принцип: нужно привлекать самих учеников к разработке критериев и стратегии оценивания, а также к проведению оценивания. Тогда это делает процесс оценивания «своим», демократическим и справедливым для учащихся (но в целом — применение всех этих принципов и делает оценивание справедливым). Итак, «революционный» вопрос: Как и когда я сообщу учащимся «что» и «как» я буду оценивать? Могу ли я вместе с учащимися разработать критерии и стратегию оценивания, а также провести оценивание вместе? Участники семинара познакомились также с различными вариантами форм оценивания, которые предлагали точные критерии оценивания. Эти формы часто казались сложными для понимания и применения. Тогда российско-эстонская команда предложила дополнить «пять великих принципов (один из которых революционный)», еще одним принципом. Так родился…
6. Шестой, «контрреволюционный» принцип: «Простота (гениальная)»: — Процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки. Оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся. «Контрреволюционный» вопрос: Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога и учащихся?»

И последнее, моя сестра – также учитель русского языка и литературы – не устаёт повторять: «Детей нужно учить учиться, а не делать всё за них». Вот если научим, то и оценку ставить будет проще. И нам, и ученикам. Заслуженно!
Миннегуль Нурманбетова ( Пользователь )
(Валентина Поликарпова @ 21.08.2008, 21:52) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!!!!!!!!!!

Предлагаю обсудить вопрос, заявленный в названии самого подфорума "Как организовать оценивание?".

Пожалуйста, делитесь своим опытом в этом вопросе (как положительным, так и отрицательным). Пишите, с какими трудностями Вы столкнулись при использовании той или иной формы оценивания деятельности учащихся.

Давайте обогащать друг друга столь важными для каждого учителя знаниями! smile.gif

Как же оценить работу ученика? В этом аспекте неоценимую помощь нам оказали тьюторы курсов Интел. Критерии оценивания разрабатываются после выбора цели всего проекта, когда решено, какие компетентности должны сформироваться у учеников в результате отыскания ответов на основополагающий вопрос проекта. Если упростить - какие знания и умения, по расчёту учителя, дети приобретут, выполнив самостоятельные исследования согласно проекту. Потом выбирается средство для достижения такой цели - раздел программы, который нужно изучить детям, чтобы ответить на основополагающий вопрос. В общих чертах становится ясно, какие исследования выполнят ученики, какие результаты они получат, то есть что попадёт в отчёты учеников (в презентации, публикации, эссе). Теперь осталось представить, что наши дети, приступая к оформлению отчёта (составлению презентации), будут иметь перед глазами составленные педагогом критерии оценивания, которые предусмотрены в разделе предметной программы (образовательного стандарта). Можно добавить в критерии оценивания такие показатели, которые дадут возможность подчеркнуть особенные способности, таланты отдельных учеников. Только в этом случае большая самостоятельная исследовательская работа учеников получит надёжную руководящую опору в форме критериев оценивания, чтобы обеспечить действительную реализацию целей проекта. И тогда на этапе защиты отчётов (презентаций) можно убедиться, как много нового каждый ученик узнал и многому научился в результате выполнения проекта. По разным пунктам критериев все ученики получат много-много баллов, так что каждого можно отметить как лучшего в чём-то особенном. В этом и заключается главный смысл оценивания. Именно благодаря критериям оценивания добытые учениками знания и приобретённые умения получают общественное признание (то есть оценку), признаются ценными. Тогда они и оказываются компетентностями через это признание ценности в момент защиты-оценивания. А признание, как известно, - самый ценный витамин роста.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+