Личный кабинет

Концепция разработки ФГОС НПО и СПО третьего поколения

Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!
Друзья!

Открывается для обсуждения новая ветка форумов ВИПа.
Первым делом можно проанализировать теоретическое основание, изложенное в статье профессора В. И. Блинова, руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования. Исходное размещение - на сайте ФИРО.
Уже в начале 1990-х гг., с переходом экономики России на рыночные механизмы, стало ясно, что выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Кроме того, в условиях рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации... Далее - в прикрепленном файле

На этой ветке можно обсуждать концепцию, а собственно стандарты удобнее рассматривать по укрупненным группам, поскольку профессиональная специфика довольно велика.

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Зачесова @ 19.08.2008, 18:19) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!
Первым делом можно проанализировать теоретическое основание, изложенное в статье профессора В. И. Блинова, руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования.

Совсем нет времени, но не могу удержаться от реплики.после прочтения файлв.... В середине 70-х я читал книгу автора по фамилии Блинов из Саратова под названием "Эффективность обучения"... Очень интересная на тот момент книга... Так вот все очень похоже... Эффективносить как отношение затрат и результата лежит в основе и этого подхода....Можно ли это назвать ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ концепцией... ? Сомневаюсь...
(Редюхин Владислав Иванович @ 24.08.2008, 22:49) <{POST_SNAPBACK}>
Целостная концептуальная модель каждой мировой образовательной системы (их штук десять всего в истории от Штайнера, Монтессори, Френе, Давыдова до Спока, Декроли и Дюваплона и "советской" школы), а, значит и голографически самоподобная её единица - соответствуюшая "школа", содержит собственные:
  • философию и методологию образования
  • идеологию и педагогическую религию
  • соответствующие научные теории
  • свое содержание образования
  • образовательные технологии
  • педагогические техники, частные и общие методики
  • практический уклад и образ жизни школы
  • систему управления и организацию учебно-воспитательного процесса
  • сеть взаимодействия с окружающим миром
Так складывалось в истории и культуре веками... Убери хоть одну часть, так сразу же целостность и нарушится...

Подчеркиваю, - голографическая целостность... Самоподобие, при котором справедлив принцип "золотого сечения" - "Чвсть так относится к Целому, как Целое относится к каждой Части, а они между собой".
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 24.08.2008, 23:56) <{POST_SNAPBACK}>
Можно ли это назвать ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ концепцией... ? Сомневаюсь...

Владислав Иванович!
Статья Владимира Игоревича вообще-то называется "Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения". Кажется, я невольно исказила авторский замысел, вынеся в название урезанную (т.е. нарушенную) версию. Простите, я пыталась уложиться в лимит знаков sorry.gif
Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Пока есть несколько минут до открвтия ВИПа-2008,чтобы и Елене Васильевне отеликнуться и себя боднн прозрачным сделать...

(Редюхин Владислав Иванович @ 24.08.2008, 23:56) <{POST_SNAPBACK}>
Подчеркиваю, - голографическая целостность... Самоподобие, при котором справедлив принцип "золотого сечения" - "Чвсть так относится к Целому, как Целое относится к каждой Части, а они между собой".


Если в основе этого базового отношения "эффективность" лежит выгода, то и Части и Целое на неё и ориентированы. И тогда

учить нужно , чтобы выпускник смог устроиться на работу. Заказчиком выступает работодатель, следовательно, с помощью профессиональных стандартов список компетенций сформировать будет несложно, а уже на его основе можно организовывать учебный процесс (как вы понимаете, практикоориентированный).
А кто является заказчиком среднего общего образования пока никто не может ответить - отсюда и неразбериха с макетами стандартов. al.gif
Некий невыявленный социальный прагматизм, эгоизм, альтруизм или партнерство. .. какая разница кого - отдельного человека, социальной группы, этноса, нации, страны..., ЦЕННОСТИ, сформированные скмьей, школой, улицей, образованием, СМИ... определяют вгляд, убеждения и поступки субънета (инливилуального или группового)

Вот парадокс... ЦЕННОСТИ обсуждпть бесполезно, а они все и определяют... Что деоать?

...
"На свете есть всего лишь три желанья собственность, власть и преобладанье", - усит уму-0ращуму Мефистофель "темного" Фауста в одноименном произведении Гете. "Собственность - это то, рлтеря чего расценивается как нанесение ущерба и разрушение. "Власть" - как доступ к ресурсам..и их использованию (к тем самым. 11-ти..). А "преобладанье" как возможность сохранения и перехвата власти. Социальный эгоизм чистой воды.

"Самоопределяйся за счет себя, а самовыражайся за счет других", - призывал двадцать лет назал на "Эврике" в Асаново Саша Тубельский, светлая ему память. Это значит, - умей радоваться успехам других не меньше, а то и больше, чем своим собственным. Успехам малыша в освоении азбуки и счета, или успехам олигарха, просчитавшего легитимную схему присвоения государственных миллиардов. Социальный альтруизм чистой воды.

Социальный прагматизм - основа и русской , и советской ментпльности. Вертикаль - госуларство и общество все одно вертикаль, не зависимо от того, уто сверщу... Качкели "лющенственно-государственное" или государствееернр0обществееок" Все одно - одна мозговая мщзвилина.
Богочеловечество, ставшее к началу XX века классической темой "русской идеи", в работах А.В.Луначарского трансформируется в "богостроительство", насыщенное энергией революционных социально-политических преобразований.В его ранних работах основная проблема размышлений - будущее, становящееся настоящим вопреки объективной логике истории.

Программа максимум - "Весь мир насильно мы разоушим, до остнованья, а затем..." Затем - новейшая история России.

Где же ЦЕННОСТИ кооперации и социального партнерства, задаюшрие отношения Цеорго м Чвастей?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Зачесова @ 25.08.2008, 00:09) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович!
Статья Владимира Игоревича вообще-то называется "Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения". Кажется, я невольно исказила авторский замысел, вынеся в название урезанную (т.е. нарушенную) версию. Простите, я пыталась уложиться в лимит знаков sorry.gif
Елена


Я же весь текст в файле прочитал, Елена Васильевна, и у меня к его структуре сомнения...Я же стал бы сначала обсуждать стандарты, стартуя от "профессии". Анализировать можно все что угодно, оценивать - только то, что необходимо для принятия решения, а стандартизировать надо только то, исполнение чего сможешь неукоснительно обеспечить.

Вот этот гарантированный инвариант "профессионального образования" я бы и стал искать, обсуждая через призму партнерства (если хотите -"сетевого подхода и взаимоействия") целостную, за счет этого общего подхода, концепцию
  • философские методологические представления о "профессии"
  • идеологию "профессии" как клана и закрытой корпорации
  • оответствующие научные теории и подходы к "профессии"
  • онтологию сферы "профессиональной деятельности"
А уж потом, то, что из этого вытекает и есть в файле... Если "вытечет"? Может часть профессиональногообразования нужно отдавать на откуп отраслевым министерствам и ведомствам? Есть же "железнодорожные школы"?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 25.08.2008, 05:43) <{POST_SNAPBACK}>
Я же стал бы сначала обсуждать стандарты, стартуя от "профессии".

Владислав Иванович!
Именно так все и происходит: кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево wink.gif.
Разработка образовательных стандартов в идеале опирается на профессиональные стандарты. Они уже есть у самых разных профессий и специальностей, например, у авиастроителей, рестораторов, IT-шников. На основе профессионального стандарта и создается образовательный стандарт. Разумеется, в процессе работы над ФГОС работодатели принимают самое активное участие в его предварительном обсуждении и экспертизе, они же прямо заинтересованы в качестве конечного продукта - стандарта.

Елена
Татьяна Филипповская ( Пользователь )
Татьяна Владимировна Филипповская.
Владислав Иванович! А Ваша позиция с внерением бакалавриата в вузы не меняется? Верно ли мое предположение, что в чем-то это - начало конца СПО? ftatyana@mail.ru
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Филипповская, 09.05.2009, 07:52) <{POST_SNAPBACK}>
Татьяна Владимировна Филипповская.
Владислав Иванович! А Ваша позиция с внерением бакалавриата в вузы не меняется? Верно ли мое предположение, что в чем-то это - начало конца СПО? ftatyana@mail.ru

Татьяна Владимировна!
Хотя Ваш вопрос адресован ВИРу, можно я тоже включусь в обсуждение?

Система профессионального образования (все уровни - начальное, среднее и высшее) сейчас находится в очень сложном переходном периоде, и изменения эти не только и не столько структурные (бакалавриат и магистратура в ВПО), но и сущностные. Если стандарты профессионального образования третьего поколения, которые сейчас доступны для общественной экспертизы, будут приняты и станут основанием для обновления системы профессионального образования - опасения по поводу скорого конца СПО могут оказаться преувеличенными.
Я по работе много общаюсь с представителями техникумов и колледжей всей страны, поэтому знаю не понаслышке, какой потенциал аккумулирован в этих образовательных учреждениях. Усилиями этих педагогов решаются задачи огромной важности не только для ребят и их родителей, но и для страны в целом.

Елена

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 03.06.2009, 15:33) <{POST_SNAPBACK}>
Система профессионального образования (все уровни - начальное, среднее и высшее) сейчас находится в очень сложном переходном периоде, и изменения эти не только и не столько структурные (бакалавриат и магистратура в ВПО), но и сущностные. Если стандарты профессионального образования третьего поколения, которые сейчас доступны для общественной экспертизы, будут приняты и станут основанием для обновления системы профессионального образования - опасения по поводу скорого конца СПО могут оказаться преувеличенными.
Я по работе много общаюсь с представителями техникумов и колледжей всей страны, поэтому знаю не понаслышке, какой потенциал аккумулирован в этих образовательных учреждениях. Усилиями этих педагогов решаются задачи огромной важности не только для ребят и их родителей, но и для страны в целом.

Елена


Согласен с Вами, Елена Васильевна. Отстроченность введения в практику - это еще одна причина, наряду с формой организации экспертизы и недостаточной, на мой взгляд, концептуальностью предложений, причина того, что я, по здравому размышлению, решил не участвовать в предлагаемой экспертизе

http://pedsovet.org/content/view/6450/249/
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 03.06.2009, 15:51) <{POST_SNAPBACK}>
я, по здравому размышлению, решил не участвовать в предлагаемой экспертизе

Владислав Иванович!
Экспертиза - дело сугубо добровольное. Вы решили не участвовать, имеете полное право.
А вдруг кому-то захочется вынести свое заключение, или внести предложение? Важное замечание - делать это следует строго в рамках установленной формы, иначе ваше послание попадет в категорию "не соответствует установленному формату".

Елена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+