Личный кабинет

Доклад: "Как привить детям интерес к чтению"

Игорь Сухин ( Пользователь )
Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, г. Москва. E-mail: suhin_i@mail.ru Сайты: http://suhin.narod.ru и http://chess555.narod.ru


Тема доклада: "Как привить детям интерес к чтению"


В докладе рассматриваются формы приобщения младших школьников к чтению, рассказывается об истории некоторых литературных затей и приводятся конкретные авторские тематические литературные затеи, которые может использовать на уроках учитель начальных классов.

Как привить детям интерес к чтению


Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. А после того, как не стало книжного дефицита, положение с детским чтением стало катастрофическим.
Что делать? Попробуем разобраться.
На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: "Обрати своё сердце к книгам ...Право, нет ничего выше книг".
Замысловата и увлекательна история возникновения книги – "Человек-книга", узелковое письмо, иероглифы, книги-плитки, книги из папируса, воска, пергамента, бересты и, наконец, бумаги.
"Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времён и народов", – писал Л.Н. Толстой. "Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний", – отмечал Ю.А. Гагарин.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги по идее должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Отчасти это связано не только с жёсткой конкуренцией телевидения, видео, но и ещё и с тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Одной из эффективных форм работы с детьми является проведение викторин, проведение конкурсов решения литературных кроссвордов и иных подобных литературных затей.
К сожалению, в педагогической литературе очень мало статей и тем более книг, в которых подробно описывалась бы история "викторины", "кроссворда", "скороговорки" и т.п., особенно в преломлении к начальной школе и отдельным предметам. А ведь учитель не только должен иметь на руках занимательные тексты, скажем, литературных затей, но и знать историю каждого термина и увлекательно о нём рассказать. Сейчас постараюсь поделиться своими находками в этой области.
Начнём с кроссвордов. Увлечения и потребности детей и взрослых различны. Можно насчитать сравнительно немного видов занятий, интерес к которым у человека с годами не ослабевает. К их числу, несомненно, следует отнести разгадывание кроссвордов. Популярность этой затеи столь высока, что сразу четыре страны заявляют о своём праве называться её родиной: Великобритания, США, Франция и ЮАР.
В Южно-Африканской Республике первый кроссворд был составлен не ранее 1925 года В.Орвиллом, отбывавшим трёхлетнее тюремное заключение. Во Франции данная головоломка появилась 23 ноября 1924 года (Париж, "Иллюстрированное воскресенье").
Англичане, однако, считают, что именно они стоят у истоков рождения этой затеи, так как первые кроссворды, придуманные М.Девисом, появились в середине - конце 19-го века в лондонской газете "Таймс" (клетки квадратов в них следовало заполнить таким образом, чтобы одно и то же слово получилось и по горизонтали, и по вертикали).
Американские издания, в свою очередь, долгое время указывали, что первый в мире кроссворд был приведён А.Винном в приложении "Забава" к газете "Мир Нью-Йорка" (1913). Но теперь в "Книге рекордов Гиннесса" утверждается, что "самый первый дошедший до нас кроссворд (9 на 9) был опубликован в сентябрьском номере 1875 года журнала "Святой Николас".
В том же издании есть любопытная приписка: "Правда, акростих из 25 букв римского происхождения был обнаружен на стене в Сайренстере, Глостершир, в 1868 году" ("Книга рекордов Гиннесса. 1988", - М.: Советская Россия, 1989, с.97). По мнению специалистов, находка датирована третьим-четвёртым веками нашей эры. Как известно, акростих - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово или фразу.
Некоторое подобие кроссворда было найдено также на колонне в Помпее при раскопках, проводившихся в 1936 году. Головоломка на колонне ещё более древняя, её относят к 79 году. Примечательно, что данный предкроссворд читается одинаково слева направо, справа налево, снизу вверх и сверху вниз.
А что же Россия? Ещё совсем недавно во всех отечественных изданиях, посвящённых данной тематике, утверждалось, что первые кроссворды на русском языке появились в 1924-1925 годах. Сам В.Набоков в мае 1924 проявил интерес к составлению игр-затей и стал публиковать их на русском языке в приложении «Наш мир» к одной из эмигрантских газет, издававшейся в Берлине. Но последние 4-5 лет позволили опровергнуть расхожее мнение. Так Л.Борисов в «Энциклопедии кроссворда» (СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001) продемонстрировал игры-затеи, опубликованные всего лишь на полтора года позже, чем в американском журнале «Святой Николай». Находка обнаружена в санкт-петербургском журнале «Детское чтение»(1877 г., №3):

Л О К О Н
О . . . А
К . . . Р
О . . . О
Н А Р О Д

Примечание: Не могу в этой форме нарисовать кроссвордные сетки, с сеткой смотрите во вложенном файле.

Что мы видим в данной старинной головоломке? В горизонтальных и вертикальных рядах вписаны буквы, из которых слагаются слова «локон» и «народ». В соответствии с условием задачи требуется заполнить пустые клетки такими буквами, чтобы и по горизонтали, и в вертикали были записаны одни и те же слова. В ответе (у Л.Борисова и от 1877 года) приведён лишь один вариант решения головоломки, но автору данных строк удалось найти второй вариант, в котором фигурируют три других слова. Сможете ли вы найти оба варианта?
Находка Л.Борисова заслуживает уважения, однако, в результате просмотра раритетов Российской государственной библиотеки автору данной статьи (И.Г.Сухину) удалось найти ещё более старые корни русского кроссворда. Выяснилось, что он старше американского, причём почти на 50 лет! К тому же, первые отечественные игры-затеи по своему условию были сложнее зарубежных аналогов!
Раскроем книгу «Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером» (М.: Типография Августа Семёна при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1831) на с.49-50. Здесь размещаются две замечательные головоломки:
"Задача 104. Найти три слова, состоящие из трёх букв, которые со всех сторон были бы те же слова. Пример: Мир, Или, Рим".

М И Р
И Л И
Р И М

"Задача 105. Найти четыре слова, состоящие из четырёх букв, которые с четырёх сторон опять были бы те же слова. Пример: Пард, Азор, Роза, Драп".

П А Р Д
А З О Р
Р О З А
Д Р А П

В примерах от 1831 года И.Буттер заполняет квадраты буквами точно так же, как это сделает значительно позднее англичанин М.Девис! Кроссворд, согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова, представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Думается, что головоломка И.Буттера подпадает под предложенное определение. Кстати, указанный сборник задач в 1844 году был переиздан, экземпляр раритета имелся в домашней библиотеке "доктора занимательных наук" Я.И.Перельмана, и всё же никто не отметил значимость головоломок 104 и 105, их схожесть с западными образцами, появившимися значительно позже.
Так что же, Россия - родина кроссворда? Вряд ли, ведь составление подобных квадратов было в древности очень популярным занятием, особенно у жрецов, придававших им магическую силу. И всё же, думается, наша находка достойна внимания!
Так как наш доклад посвящен произведениям, входящим в круг детского чтения, то отметим, что с участием автора этих строк, жанр литературных кроссвордов для начальной школы стал развиваться в России с начала 90-х годов 20-го века. Ранее в сборниках затей публиковались лишь литературные викторины, ориентированные к тому же в основном на старший школьный возраст. Первым авторским пособием подобного вида, для учеников младших классов стала книга "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей" (М.: Издательство фирмы АСТ, 1992). Много игр-задач разработано нами и в последующие годы. Часть из них включена в пособия "Хоббиты, добывайки, гномы и прочие" (М.: Новая школа, 1994), "800 загадок - 100 кроссвордов" (М.: Новая школа, 1996), "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов" (М.: Антиква, 1997), "Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома: Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках" (М.: АСТ-ПРЕСС, 1998). "Новые 600 загадок - 90 кроссвордов" (СПб.: Союз, 1998), "Литературные приключения" (М.: Слово, 2000).
Особо следует упомянуть наши книги, в которых приведены только игры-задачи указанной тематики: "Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников" (М.: Новая школа, 1998) "Занимательные литературные кроссворд-тесты для детей" (М.: Издат-Школа, 1998), "Литературная кроссворд-азбука" (СПб.: Союз, 1999). Из популярных детских журналов чаще всего публикует игры-задачи по детским произведениям "Мурзилка". В 1999-2005 годах редкий номер этого замечательного издания обходился без литературного кроссворда. Примечательно, что в настоящее время данный жанр получил развитие в работах авторов из других регионов России и стран СНГ.
Большинство разработанных головоломок являются тематическими, так как в этом случае от них можно ожидать наибольшей отдачи. Что касается вопроса об эффективном использовании приведённых материалов, то следует сказать, что на уроках чтения тексты именно тематических кроссвордов можно легко использовать и как викторины.
И ещё одна тонкость. Распространено мнение, что решение кроссвордов недоступно дошкольникам. Однако в Японии, например, выходят специальные издания с детскими кроссвордами, рассчитанными даже на трёхлетних малышей.
Теперь более подробно остановимся на литературных викторинах.
Слово "викторина" восходит к латинскому "victoria" (победа). Истоки игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. В египетской, греческой, римской мифологии герою нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать пророчества оракулов. Вспомним хотя бы загадку Сфинкса, предложенную Эдипу:
"– Скажи мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Эдип тотчас ответил: – Это человек! Когда он мал, когда ещё лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днём, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берёт костыль; тогда он ходит на трёх ногах" (Н.А.Кун "Легенды и мифы Древней Греции").
Занимательные игры-вопросы нередко встречаются в познавательных книгах для детей и журналах XVIII-XIX веков. Подчас из затейливых вопросов составлялись целые книги. Наиболее яркий пример подобного сборника – "Детский гостинец, или Четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и из новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени" (М.: Типография А.Решетникова, 1794). В данной книге-викторине немало остроумных заданий, которые в наши дни многие составители включают в свои пособия.
Но обратимся к литературным викторинам и их месту в системе литературных затей. Одним из первых сборников литературных головоломок, в котором были представлены литературные викторины, стала работа В.А.Мануйлова "Литературные игры" (Л.-М.: Учпедгиз, 1938). Раскроем её на с.4: "История литературных игр ещё не изучена и не написана, но они так же стары, как и сама литература... Названия многих литературных игр, загадок и стихотворных шуток (логогриф, метаграмма, анаграмма, липограмма, центон, монорим, палиндром и т.д.) свидетельствуют о древнем их происхождении. Если сведения о литературных играх в Древней Греции и Риме случайны и отрывочны, то об александрийской школе мы имеем достаточное количество указаний. Это было время расцвета прикладных форм поэзии и всевозможных литературных игр... В педагогической практике дореволюционной России литературные игры почти не были использованы".
Далее В.А.Мануйлов отмечает, что под литературными играми он подразумевает "все игры, построенные на словесном материале", и разделяет их на пять видов: 1. Речевые игры. 2. Игры по развитию речи и по поэтике. 3. Собственно литературные игры. 4. Литературные головоломки и игры со словами. 5. Творческие игры. При этом литературные викторины отнесены к третьему виду и проиллюстрированы тремя примерами: а) для учащихся 5-6 классов; б) для учащихся 7-8 классов и в) для учащихся 9-10 классов.
Современные викторины для детей младшего школьного возраста составляются как по одному стихотворению, сказке, рассказу, так и по двум и более произведениям одного или многих писателей. Более интересны тематические головоломки, к примеру, "О буквах", "О цифрах", "О шахматах", "О собаках", "О сказках". Самый распространённый и эффективный игровой приём, на котором основаны многие подобные затеи – "Доскажи словечко". Проводя с детьми викторины указанного типа, поощряйте не только способность ребенка дать точный ответ (это не всегда легко), но и умение подобрать свою оригинальную рифму.
Чтобы увлечь ребят чтением, желательно шире использовать именно тематические литературные викторины, составленные по многим произведениям.
Не берусь утверждать, что первым в стране стал писать и издавать тематические сборники литературных затей для начальной школы (начало было положено книгой "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все", 1992), но скорее всего это так. Характерным фактом признания указанных материалов явилось то, что ими широко пользовались и плагиаторы, часто вставлявшие мои викторины и кроссворды в свои сборники, но "забывавшие" указать автора.
При составлении викторин следует учитывать популярные среди детей книги и новинки детской литературы. Опора – захватывающие сказочные повести, полные волш######тва и необыкновенных приключений. Цели и задачи подобных викторин:
 приохотить ребят к чтению, а также к придумыванию сказок;
 дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей;
 создать материалы для семейного чтения, для проведения семейных конкурсов;
 дать педагогам материал для проведения школьных и внешкольных мероприятий.
Безусловно, вы сами будете определять формы подачи данного литературного материала детям. Хотелось бы дать лишь несколько пояснений и рекомендаций.
Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор данного конкретного литературного произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос – одно очко, за знание фамилии автора и названия книги – по одному очку. Т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.
Поощряйте ребят к написанию рассказов, сказок, стихотворений – это прекрасная школа логики! А если детям захочется самим составить литературную викторину, помогите им подобрать нужные книги.
А теперь немного о речевых играх. В.А.Мануйлов здесь пишет: "Речевые игры просты и потому немногочисленны. Тем не менее, это не лишает их занимательности. Они построены главным образом на скороговорках".
Именно скороговорки в наши дни используются в школе явно меньше, чем того заслуживают. Об истории скороговорки я написал в своё время статью в журнале "Начальная школа".
Здесь же отмечу, что скороговорки используются для проведения самых различных игр. Существует несколько вариантов их организации:
а) участникам конкурса предлагается вспомнить скороговорки; кто расскажет больше, тот и побеждает;
б) играющим даётся задание записать на листе ватмана известные скороговорки, начинающиеся с определённой буквы, или труднопроизносимые фразы, в которых присутствует определённое слово;
в) от всех собравшихся требуется безошибочно и как можно быстрее выговорить какую-либо скороговорку и т.п.
К сожалению, мало кто из современных авторов составляя скороговорки задаётся целью создать тексты, в каждом слове которых был бы тренируемый звук. А нам эта задача показалось очень интересной. Мы даже усложнили себе задачу, решив создать и такие тексты, чтобы при отработке, к примеру, звука С, в них не было сонорных Л, Р, шипящих и других свистящих. Так была написана ещё одна книга (И.Г.Сухин "Весёлые скороговорки для непослушных звуков"). Вот пример звук "С":

У соседа-домоседа
Сосед-непоседа,
У соседа-непоседы
Сосед-домосед.

Пример на звук Щ.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

И т.п.

А перед тем как перейти к конкретным примерам викторин отметим следующее. Хотя к началу XXI века книжный рынок России пересыщен занимательными изданиями, лишь в одном случае из двадцати мы имеем дело с оригинальными авторскими разработками. В остальных случаях происходит заимствование материалов из работ других авторов (часто без ссылки на первоисточник). Загадки С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, скороговорки И.И.Демьянова, математические головоломки Е.И.Игнатьева, Я.И.Перельмана, рифмовки Н.М.Бетеньковой, литературные кроссворды и викторины И.Г.Сухина в трудах многих составителей становятся безымянными – и это огорчает. Более чем в двадцати книгах мы обнаружили свои дословно воспроизведённые головоломки, викторины, кроссворды и т.п. (не только литературные, но и математические, и шахматные), но почти никто из составителей не поставил перед текстом затеи мою фамилию. Иногда её указывают лишь в списке использованной литературы, а это далеко не одно и тоже, если речь идёт о дословном воспроизведении. Один из редакторов, защищая авторов своего издательства, заимствовавших у меня литературные викторины и кроссворды, произнёс любопытную фразу: "А что они могли поделать? В своих книгах вы "закрыли" все интересные темы. К тому же ваши викторины уже как бы народные". Несерьёзно!

[
b]ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ от Игоря Сухина

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА[/b]

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью,
По моему хотенью.
2. Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
3. Симсим, открой дверь!
4. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
5. Раз, два, три.
Горшочек, вари!
6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!
7. Кара-барас!
8. Мутабор!
9. Поставил я решётку.
Киту заткнул я глотку.
10. Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики.
11. Бриклебрит!
12. Крекс, фекс, пекс!
13. Пожалуйста.
14. Буква Я свободна.
15. Выйди, корабль!
Выйди, корабль!
Выйди, корабль!
16. Гарт, Гнор, Гаус.
17. Господин Главный Ветер и прочая, и прочая, и прочая, ты слышишь меня? Пошли мне попутный, не встречный, не поперечный...
18. Стань передо мной,
Как мышь перед горой,
Как снежинка перед тучей,
Как ступенька перед кручей,
Как звезда перед луной.

Бурум-шурум,
Шалты-балты.
Кто ты? Кто я?
Был – я, стал – ты.
19. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет. Ящик, ящик, будь добренький, покажи мне то или другое.
20. Инутама, инутама, акчоле!
21. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

В кого превращались или были заколдованы:
1. Князь Гвидон.
2. Великан-людоед из сказки Ш. Перро.
3. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа.
4. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К. Андерсена.
5. Курица Чернушка.
6. Чудище из сказки С. Аксакова.
7. Крупеничка.
8. Петя Зубов, герой сказки Е. Шварца.
9. Коротышка Листик.
10. Карик и Валя.
11. Таня Заботкина из сказочной повести В. Каверина.
12. Лягушонок из сказки братьев Гримм.
13. Багдадский калиф Хасид, герой сказки В. Гауфа.
14. Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О. Уайльда.
15. Юра Баранкин и Костя Малинин.
16. Два брата из сказки Е. Шварца.
17. Гадкий утёнок.
18. Женя Богорад из повести-сказки "Старик Хоттабыч".
19. Принц из сказочной повести "Академия пана Кляксы".
20. Пиноккио.
21. Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из сказочной повести "Незнайка в Солнечном городе".
22. Айога.
23. Нильс.

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО

Что бы ты попросил у...
1. Оле-Лукойе?
2. Солдата, героя сказки Х.К. Андерсена?
3. Буратино?
4. Незнайки?
5. Маленького Мука?
6. Золушки?
7. Элли?
8. Урфина Джюса?
9. Алёши, героя сказочной повести А. Погорельского?
10. Девочки Жени из сказок В. Катаева?
11. Аладдина?
12. Кнута из сказки З. Топелиуса?
13. Толика, героя сказочной повести "Шёл по городу волшебник"?
14. Бори из сказочной повести "Трое на острове"?
15. Олега и Витальки, героев повести-сказки В. Крапивина?
16. Нильса?
17. Миши из сказки В. Одоевского?
18. Камер-фрейлины феи Счастья из сказки Х.К. Андерсена?
19. Волшебницы Сирень из сказки Ш. Перро?
20. Энни, героини сказочной повести "Огненный бог Марранов"?
21. Бильбо Бэггинса?
22. Девочки из сказки братьев Гримм?
23. Дурня, героя сказки братьев Гримм?
24. Муми-тролля?
25. Юна?

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие:
1. В Волшебную страну Элли и дядюшка Чарли.
2. В Зелёный город Незнайка и его друзья.
3. Под Новый год тряпичный пёс Кнопка, Сидящий Пилот и другие игрушки.
4. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс.
5. В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька.
6. Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя.
7. За мёдом Винни-Пух.
8. В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен.
9. Из ленинградского Летнего сада в Кощееву страну Маша.
10. На юг лягушка-квакушка.
11. На Луну Незнайка и Пончик.
12. Из норы крота в тёплые края Дюймовочка.
13. Из маленькой деревушки Вестменхёг по Швеции Нильс Хольгерсон.
14. Из магазина игрушек на улицу Карандаш и Самоделкин.
15. В Африку доктор Айболит и его друзья.
16. С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья.
17. На крышу Малыш.
18. В Волшебную страну Энни, Тим и Чарли Блек, герои сказочной повести "Жёлтый Туман".
19. По сказочной стране Митя и Баба-Яга из повести-сказки Э. Успенского.
20. На гору Блоксберг в Вальпургиеву ночь Маленькая Баба-Яга.
21. По белу свету Муфта, Полботинка и Моховая Борода.
22. В страну зеленохвостых Арбузик и Бебешка.


ОТВЕТЫ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
1. Емеля. Русская народная сказка "По щучьему веленью". 2. Иванушка-дурачок. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3. Али-Баба. Арабская сказка "Али-Баба и 40 разбойников". 4. Женя. В. Катаев. "Цветик-семицветик". 5. Девочка. Бр. Гримм. "Горшок каши". 6. Баранкин и Малинин. В. Медведев. "Баранкин, будь человеком!". 7. Мойдодыр. К. Чуковский. "Мойдодыр". 8. Калиф. В. Гауф. "Калиф-аист". 9. Моряк. Р. Киплинг. "Откуда у Кита такая глотка". 10. Бастинда. А. Волков. "Волшебник Изумрудного города". 11. Сын портного. Бр. Гримм. "Столик – накройся, золотой осёл и дубинка из мешка". 12. Буратино. А. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино". 13. Павлик. В. Осеева. "Волшебное слово". 14. Аля. И. Токмакова. "Аля, Кляксич и буква А". 15. Иван Быкович. Русская народная сказка "Иван Быкович". 16. Митя и Маша. В. Каверин. "О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки". 17. Лёня. В. Каверин. "Летающий мальчик". 18. Нильс. С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". 19. Энни. А. Волков. "Огненный бог Марранов". 20. Сказочник. П. Аматуни. "Королевство Восемью Восемь". 21. Гингема. А. Волков. "Волшебник Изумрудного города".

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ
1. В комара, муху, шмеля. А. Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". 2. В льва, мышь. "Кот в сапогах". 3. В карлика. "Карлик Нос". 4. В лебедей. "Дикие лебеди". 5. В человечка. А. Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители". 6. В принца. "Аленький цветочек". 7. В зёрнышко. Н. Телешов. "Крупеничка". 8. В старика. "Сказка о потерянном времени". 9. В ослика. Н. Носов. "Незнайка в Солнечном городе". 10. В крошечных человечков. Я. Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". 11. В сороку. "Много хороших людей и один завистник". 12. В королевича. "Король-лягушонок". 13. В аиста. "Калиф-аист". 14. В мальчика с лицом, как у жабы. "Мальчик-звезда". 15. В воробьев, бабочек, муравьев. В. Медведев. "Баранкин, будь человеком!" 16. В клёны. "Два клёна". 17. В лебедя. Х.К. Андерсен. "Гадкий утёнок". 18. В старика. Л. Лагин. 19. В скворца Матеуша. Я. Бжехва. 20. В осла. К. Коллоди. "Приключения Пиноккио". 21. В коротышек. Н. Носов. 22. В гусыню. Нанайская сказка, "Айога". 23. В крошечного человечка. С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО
1. Зонтик и волшебную спринцовку. Х.К. Андерсен. "Оле-Лукойе". 2. Огниво. "Огниво". 3. Золотой ключик. А. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино". 4. Волшебную палочку. Н. Носов. "Незнайка в Солнечном городе". 5. Туфли и тросточку. В. Гауф. "Маленький Мук". 6. Хрустальные туфельки. Ш. Перро. "Золушка". 7. Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисточек. А. Волков. "Волшебник Изумрудного города". 8. Живительный порошок. А. Волков. "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". 9. Конопляное семечко. "Чёрная курица, или Подземные жители". 10. Цветик-семицветик, дудочку. "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик". 11. Волшебную лампу. Арабская сказка "Аладдин и волшебная лампа". 12. Волшебную дудочку. "Кнут-Музыкант". 13. Волшебные спички. Ю. Томин. 14. Волшебный синий платочек. В. Губарев. 15. Ковёр-самолёт. "Ковёр-самолёт". 16. Волшебную дудочку. С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". 17. Табакерку. "Городок в табакерке". 18. Волшебные калоши. "Калоши счастья". 19. Волшебную палочку. "Ослиная Шкура". 20. Волшебный телевизор, серебряный обруч. А. Волков. 21. Волшебное кольцо. Дж. P.P. Толкин. "Хоббит, или Туда и Обратно". 22. Волшебный горшок. "Горшок каши". 23. Золотого гуся. "Золотой гусь". 24. Волшебную шляпу. Т. Янссон. "Шляпа Волшебника". 25. Волшебный мелок. С. Хопп. "Волшебный мелок".

ТРУДНЫЙ ПУТЬ
1. На сухопутном корабле. А. Волков. "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". 2. На воздушном шаре. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей". 3. На игрушечном поезде. Д. Родари. "Путешествие Голубой Стрелы". 4. На яхте. "Беда". А. Некрасов. "Приключения капитана Врунгеля". 5. На ковре-самолёте. Л. Лагин. "Старик Хоттабыч". 6. На стрекозе. Я. Ларри. "Необыкновенные приключения Карика и Вали". 7. На воздушном шарике. А. Милн. "Винни-Пух и все-все-все". 8. На ядре. Э. Распэ. "Приключения барона Мюнхгаузена". 9. На собаке. В. Каверин. "О Мите и Маше, о весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки". 10. На прутике, который держали две утки. В. Гаршин. "Лягушка-путешественница". 11. На ракете. Н. Носов. "Незнайка на Луне". 12. На ласточке. Х.К. Андерсен. "Дюймовочка". 13. На гусе. С. Лагерлёф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". 14. На огурце-самолёте. Ю. Дружков. "Приключения Карандаша и Самоделкина". 15. На корабле. К. Чуковский. "Доктор Айболит". 16. На тракторе. Э. Успенский. "Дядя Фёдор, пёс и кот". 17. На Карлсоне. А. Линдгрен. "Карлсон, который живёт на крыше". 18. На драконе. А. Волков. 19. В избушке на курьих ножках. "Вниз по Волшебной реке". 20. На метле. О. Пройслер. "Маленькая Баба-Яга". 21. На машине. Э. Рауд. "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". 22. На ракетоплане. Э. Скобелев. "Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки".


Литература:
Борисов Л. Энциклопедия кроссворда. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
Детский гостинец, или Четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и из новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени. – М.: Типография А.Решетникова, 1794.
Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером. - М.: Типография Августа Семёна при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1831.
Книга рекордов Гиннесса. 1988. - М.: Советская Россия, 1989, с.97.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Любое издание.
Мануйлов В.А. Литературные игры. – Л.-М.: Учпедгиз, 1938.
Никитин Ю.З., Никитина Е.Ю. Загадки Сфинкса. – Донецк: Сталкер, 1998.
Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков. - Ярославль: Академия развития, 2002 - http://suhin.narod.ru/skor1.htm
Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996.
Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: ТЦ "Сфера", 2002.
Сухин И.Г. Задача "Волк, коза и капуста": удивительные находки и неразгаданные тайны. – М.: Начальная школа, 2002, №7, с.69-70.
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004 - http://suhin.narod.ru/zanim.htm
Сухин И.Г. Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома: Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998 - http://suhin.narod.ru/igri1.htm
Сухин И.Г. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы АСТ, 1993.
Сухин И.Г. Книга-выручалочка по внеклассному чтению: Выпуски 2-7. – М.: Новая школа, 1994-1996.
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, 2004.
Сухин И.Г. Литературная кроссворд-азбука. – СПб: Союз, 1999.
Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Рольф, 2001.
Сухин И.Г. Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1998.
Сухин И.Г. Литературные приключения. – М.: Слово, 2000 - http://suhin.narod.ru/litprik.htm
Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1996 - http://suhin.narod.ru/vic6.htm
Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей – М.: Издательство фирмы АСТ, 1992.
Сухин И.Г. Новые 500 загадок – 70 кроссвордов. – М.: Антиква, 1997.
Сухин И.Г. Новые 600 загадок – 90 кроссвордов. – СПб.: Союз, 1998.
Сухин И.Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002 - http://suhin.narod.ru/vic9.htm
Сухин И.Г. Развивающие кроссворды для детей 7-12 лет: В стране сказок и приключений. – М.: АРКТИ, 2003.
Сухин И.Г. Развивающие кроссворды для детей 5-7 лет: Всё обо всём. – М.: АРКТИ, 2003.
Сухин И.Г. Развивающие кроссворды для детей 5-7 лет: Загадки-шутки. – М.: АРКТИ, 2003.
Сухин И.Г. Развивающие кроссворды для детей 7-12 лет: Переставь буквы. – М.: АРКТИ, 2003.
Сухин И.Г. Развивающие кроссворды для детей 7-12 лет: Русские народные загадки. – М.: АРКТИ, 2003.
Сухин И.Г. 101 литературный кроссворд для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002.
Сухин И.Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса, увлекательные сериалы и ещё много интересного. – М.: Новая школа, 1994 - http://suhin.narod.ru/alen1.htm
Сухин И.Г. Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С". - М.: Новое знание, 1997 - http://suhin.narod.ru/log1.htm
Сухин И.Г. Это удивительное слово – "скороговорка". М.: Начальная школа, 2002, №12, с.72-76.

С ПОЛНОЙ БИБЛИОГРАФИЕЙ ПО ТЕМЕ ПОЗНАКОМЬТЕСЬ НА ВЕБ-СТРАНИЦЕ http://suhin.narod.ru/bibl.htm

Данный доклад размещён на странице http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=407&hl=

Другой доклад И.Г.Сухина "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе" размещён по адресу - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347
Игорь Сухин ( Пользователь )
Об энциклопедиях. В 60-е годы была издана десятитомная "Детская энциклопедия". Прошло 40 лет, вышло множество энциклопедий, но равной ей почему-то нет. Я до сих пор пользуюсь, хотя ценности теперь и иные (вернее их отсутствие).
Светлана Смирнова ( Пользователь )
Кроссворды, викторины, литературные игры и т.д. - всё это просто здорово. Дети с удовольствием с ними занимаются, но вот интерес к чтению не повышается. Читать книги не хотят! Мне кажется, что необходимо начинать с изменения содержания учебников. Знакомство с литературой должно начинаться с произведений, понятных и доступных ребятам. Как можно увлечь ребёнка каким-то произведением, если большую часть времени приходится просто доводить до них смысл сказанного? Подбор произведений просто ОБЯЗАН соответствовать читательскому опыту и возрастным особенностям младших школьников. Как же быть?
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Смирнова Светлана @ 22.11.2007, 22:45) <{POST_SNAPBACK}>
Кроссворды, викторины, литературные игры и т.д. - всё это просто здорово. Дети с удовольствием с ними занимаются, но вот интерес к чтению не повышается. Читать книги не хотят! Мне кажется, что необходимо начинать с изменения содержания учебников. Знакомство с литературой должно начинаться с произведений, понятных и доступных ребятам. Как можно увлечь ребёнка каким-то произведением, если большую часть времени приходится просто доводить до них смысл сказанного? Подбор произведений просто ОБЯЗАН соответствовать читательскому опыту и возрастным особенностям младших школьников. Как же быть?

1. Светлана Вячеславовна, так не бывает, что в целом классе все не хотят читать: кто-то хочет, а кто-то нет.

2. Учебники меняются, программы внеклассного чтения тоже - в них стало больше включаться интересных сказочных повестей.

3. Все дети разные, и интересы чтения у всех разные - кто-то любит читать о животных, кто-то о волшебстве и т.п. (кто-то вообще не читает), и очень трудно даже самой лучшей программой учесть интересы всех детей (из-за многовекторности интересов чтения).

4. Проблем, разумеется, много.

5. Интерес к чтению иногда не повышается от того, что сами учителя начальных классов не всегда знают самых "зажигательных" детских произведений. Скажем, многие ли из них знают "Бесконечную книгу" М.Энде, "Планету Чудес" Н.Сладкова и т.п. В последние годы я столкнулся с тем, что ученики младших классов не знают даже одну из любимых книг моего детства "Доктор Айболит" К.Чуковского - никто из них не может назвать ни утку Кику, ни попугая Карудо, ни собаку Авву и т.п.

Учитель начальных классов сам должен "гореть" детскими книгами!!! Так ли это на деле?
Светлана Смирнова ( Пользователь )
Учитель начальных классов сам должен "гореть" детскими книгами!!! Так ли это на деле?

Здравствуйте,Игорь Георгиевич! Для того, чтобы увлечь ребёнка чем-то . учитель вообще должен "гореть" детством (не впадая в него). Ну и конечно, если тебе не интересны детские книги, как можно увлечь ими ребят? Вы правы, мы не всегда знакомы с последними новинками детской литературы, а было бы так здорово иметь такую информацию. А если эта информация будет сопровождаться ещё и комментариями специалистов! Просто находка для учителя! Я имею в виду просто рекламный анонс.
И ещё мне кажется,что стоит в союзники взять наше старое доброе детское кино. Иногда только совместный просмотр и обсуждение с ребятишками сказки, а потом совместное исследование сюжета, помогут зажечь интерес в их глазёнках. Трудновато, зато какое удовольствие потом получишь от результата!
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Смирнова Светлана @ 24.11.2007, 22:38) <{POST_SNAPBACK}>
И ещё мне кажется,что стоит в союзники взять наше старое доброе детское кино. Иногда только совместный просмотр и обсуждение с ребятишками сказки, а потом совместное исследование сюжета, помогут зажечь интерес в их глазёнках. Трудновато, зато какое удовольствие потом получишь от результата!

Согласен, Светлана Вячеславовна. Наше старое доброе детское кино замечательно! Ещё о книгах - посмотрите наши книгочейские страницы, ниже привожу первую и последнюю - http://pedsovet.org/forum/topic235.html
http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...amp;#entry64208
Анатолий Булатов ( Пользователь )
А я хочу поделится отрицательным результатом, это то же результат, как отбить охоту читать.
Правда это было лет 25 назад.

Заслуженная учительница собрала родителей и говорит, что детм медленно читают, что они в этом возрасте должны читать столько то и столько то. Буду проверять. "Прошу принять меры". Ну занимался я с ребенком, результат ноль. Да я и сам едва читаю с заданной скоростью. Принял меры ремнем, до сих пор переживаю. Ребенок после этого перестал читать совсем, до сих пор не читает.

А кому нужно была эта скорочтение?
Серж Андреев ( Пользователь )
Ремень - это вообще не метод мотивации. Правда многие родители не понимают, что времена изменились, и дети на воспринимают физическое наказание вообще. Систематический поиск компромиса - это правильная стратегия. Предложите безграничные ресурсы для поиска интересной темы, и ребенок сам начнет читать.

http://www.magichild.ru/St/reading.htm - хороший пример.
Надежда Пшонкина ( Участник )
Чтение - одна из самых сложных, на сегодняшний день, школьных проблем. Дети читают по слогам даже в старших классах.
В своё время, когда мои дети были маленькими я использовала небольшие хитрости.
Дочитывала до самого интересного места и уходила по срочным делам.
Или просила почитать вслух, т.к у меня болит голова.
Дома у нас всюду лежали книги.И не так, как принято -красивым, стройным, рядом на книжных полках, а всюду, где можно. лежали открытые. Стояли, если твёрдая обложка.
Эти небольшие психологические приёмы очень помогли и мне и моим детям.
И ещё, я старалась спрашивать детей не о школьной оценке, а о том, что он сегодня узнал нового в школе?
Просила поделиться со мной новыми открытиями....
Если что забывалось - вместе смотрели учебник.

До сих пор я на все праздники получаю в подарок от своих детей книги, как когда -то в детстве мы им дарили на все праздники красивые, яркие книжечки......
Серж Андреев ( Пользователь )
Игорь Георгиевич, а не могли бы вы мне рассказать, когда доктор Айболит с друзьями ездил в африку на корабле?

Цитата
15. На корабле. К. Чуковский. "Доктор Айболит".


Я тут решил сызнова прочитать про доктора Айболита и не нашел там корабля, увы.

Цитата
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
"Да здравствует милая Африка!"

И рада и счастлива вся детвора:
"Приехал, приехал! Ура! Ура!"


Про трактор в повести-сказке Успенского про дядю Федора и его друзей другое совсем. Они на нем сначала по деревне проехали, а он остановился - пироги учуял. Странно это все. А вдруг эти вопросы кто-то задавал? А вдруг те, кто ответили правильно, с точки зрения задававших оказались невежами? Странные вопросы, странные ответы, странная викторина )))

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+