Личный кабинет

Шахматы как учебный предмет в начальной школе

"За" и "против". Проблемы и их решение
Игорь Сухин ( Пользователь )
Методика преподавания шахмат – один из тех аспектов, в которых Россия является мировым лидером. В сердцевине современной концепции общего образования – идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. В начале 90-х гг. ХХ века, всё это в должной мере было оценено Министерством образования РФ. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция: появились альтернативные учебники практически по каждой учебной дисциплине, а в сетке уроков появились новые предметы. Появился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и благодаря инициативе, поддержке и заботе сотрудников Отдела начальной школы он был реализован. С 1994 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе. Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов ("Введение в народоведение", "Твоя Вселенная" и "Шахматы – школе"). Затем 18 мая 2004 года подписан специальный приказ Минобразования №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и создан Координационный совет под председательством многократного чемпиона мира по шахматам А.Е.Карпова - http://chess555.narod.ru/MO2211.htm
Процесс пошёл, пусть медленно, с целым ворохом проблем, но пошёл.
Виталий Александрович ( Пользователь )
Игорь Георгиевич! Шахматы в школе - это хорошо. А какая цель Вашего обучения? Кто доказал, или показал, что шахматы действительно способствуют повышению успеваемости детей. Есть тесты, которые позволяют сделать совершенно определенные выводы: да или нет? Сколько копий сломалось при решении вопроса: нужен ли шахматный всеобуч? Но кто-то провел хотя бы один эксперимент? Кто-нибудь знает ответ?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Виталий Александрович @ Nov 18 2005, 12:54 AM) <{POST_SNAPBACK}>
[Игорь Георгиевич!
Шахматы в школе - это хорошо. А какая цель Вашего обучения? Кто доказал, или показал, что шахматы действительно способствуют повышению успеваемости детей. Есть тесты, которые позволяют сделать совершенно определенные выводы: да или нет? Сколько копий сломалось при решении вопроса: нужен ли шахматный всеобуч? Но кто-то провел хотя бы один эксперимент? Кто -ни будь знает ответ?

Ув. Виталий Александрович! Позвольте, пока Игорь Георгиевич еще не ответил, задать Вам встречный вопрос wink.gif
Вы действительно считаете, что целью обучения является повышение успеваемости детей? Елена
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Виталий Александрович @ Nov 18 2005, 12:54 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Игорь Георгиевич! Шахматы в школе - это хорошо. А какая цель Вашего обучения? Кто доказал, или показал, что шахматы действительно способствуют повышению успеваемости детей. Есть тесты, которые позволяют сделать совершенно определенные выводы: да или нет? Сколько копий сломалось при решении вопроса: нужен ли шахматный всеобуч? Но кто-то провел хотя бы один эксперимент? Кто-нибудь знает ответ?

Очень интересные вопросы, Виталий Александрович!
Попробую ответить по порядку:
1. "А какая цель Вашего обучения?" Думается, я ответ дал в докладе ИП-2005 "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе" - начальной школе" - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347
Вот фрагмент: "Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, внутренний план действий.
Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.
Идеальным инструментом для формирования умственных действий нам представляются шахматы. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваем не столько шахматную партию как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Поэтому мы выдвигаем следующий тезис: шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения мы рассматриваем шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Базой для создания учебного курса стали теория доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.
Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий".

2. "Кто доказал, или показал, что шахматы действительно способствуют повышению успеваемости детей? Есть тесты, которые позволяют сделать совершенно определенные выводы: да или нет? Сколько копий сломалось при решении вопроса: нужен ли шахматный всеобуч? Но кто-то провел хотя бы один эксперимент? "
Улучшение успеваемости в данном случае выступает как косвенный результат. Суть - сформировать внутренний план действий. Не следует полагать, что шахматы сами по себе самодостаточны. У меня - всего лишь шахматы инструмент развития. Существует немало методик обучения шахматной игре. Моя - одна из них. Насколько я понял Ваш вопрос - Вас интересуют конкретные международные исследования на эту тему. Да, они проводились. Например, вот.
"Из интервью вице-президента ФИДЕ Р.Тудела (Венесуэла) на Конгрессе ФИДЕ №57 в Дубаи, 1986 г.
- Что делается Международной шахматной федерацией для развития школьных шахмат?
- У нас очень активно работает комиссия по школьным шахматам. Мы создали информационный центр в Мадриде. Туда поступает информация из всех стран, которые занимаются этим вопросом, - Италии, Франции, Венесуэлы и многих других. Мы знаем о международных совещаниях по проблемам школьных шахмат, одно из них недавно состоялось в Гамбурге. Такая информация обрабатывается, переводится на языки ФИДЕ и распространяется среди заинтересованных государств, и, прежде всего, в странах третьего мира. Сейчас в Венесуэле мы занимаемся подготовкой 1200 преподавателей шахмат для школ. Сначала мы провели эксперимент в контролируемых условиях. Выбрали школы, находящиеся рядом. Состав учащихся, социальная среда, уровень экономического развития района - всё было одинаковым. Мы исходили из того, что и коэффициент умственного развития учеников также одинаков. В одной из школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами. И результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно возрос, повысилась их успеваемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. В Гарвардском университете США проводился подобный эксперимент. Результаты его подтвердили те, что получены в Венесуэле. Благодаря этому я и сумел убедить наше правительство официально внедрить эту программу в жизнь. Сейчас мы обратились с просьбой к Советскому Союзу помочь нам преподавателями и тренерами. Мы очень благодарны Советскому Союзу за первоначальную идею по преподаванию шахмат в школе, её мы и воплотили в жизнь, и я уверен, что наш эксперимент будет продолжаться и получит распространение в других странах. (Подробнее - см. "64 - Шахматное обозрение", 1986, №21, с.10-11)".
На эту же тему можно также посмотреть здесь - http://chess555.narod.ru/pol.htm
А теперь у меня к Вам контр вопросы, Виталий Александрович:
1. Расскажите о Вашей работе в этой области. 2. Я уже посмотрел, что Вы были на ИТО-2005, поделитесь своими впечатлениями, думается участникам ИП-2005 это будет очень интересно. Я хотел посмотреть тамошние форумы, но так и не понял на их сайте - где можно найди ценную информацию.
Виталий Александрович ( Пользователь )
Елена Васильевна!
Ваш вопрос подтвердил правильность моего отказа от предложения Криволуцкой Н.В. вести курс в МИОО. Мне очень не нравятся изыскания Семенова А.Л. в части информатики для начальной школы, что негативно сказывается на моем отношении к МИОО вообще. А вот и Ваш вопрос, соответствующий уровню МИОО.
Я задавал вопрос Игорю Георгиевичу только потому, что прочитал в его трудах о положительном влиянии игры в шахиаты на общее развитие детей. Вот и заинтересовался: а есть ли научно подтвержденные факты этому утверждению. И не более.
А мой курс опублткован в журнале "Информатика" №19 за октябрь 2005г. С докладом о курсе "Электронные шахматы" я выступил на ИТО-2005.
Виталий Александрович ( Пользователь )
Игорь Георгиевич!
Сожалею, но с грустью должен отметить деградацию ИТО, как конгресс конференций. Я участвуовал в трех ежегодных конференциях: 2003, 2004, 2005.
Количество участников неизменно уменьшается. Многи присылают доклады для публикации, но приехать не в состоянии. Такая судьба постигла Неизвестных Виталия Николаевича. Доклад его для меня более чем интересен. Но, увы - денег на поездку у него не нашлось. Такая жалость. Такие интересные материалы в тезисах его доклада. В знак утешения я отправил ему одну из своих компьютерных программ. Эта программа позволяет двоим участникам играть в шахматы на компьютере. Да и эту программу я разработал только потому, что у школы нет денег на покупку комплекта шахмат и часов. Суммарно один комплект стоит около 1 000 руб.
Тем не менее хочу отметить, что польза от такого мероприятия, каким является ИТО-2005, несомненно большая для развития образования.
А про форум могу сказать, что на заключительной сессии с удовлетворением было констатировано, что конференция стала постоянно действующей, так как материалы постоянно доступны. Но посланная мной записка в президиум с просьбой открыть форум для обмена мнениями была получена (я проследил ее путь), но осталась без ответа.
Думаю, что если обращаться по адресу info@bitpro.ru, то, может быть, форум откроют.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Виталий Александрович @ Nov 18 2005, 09:30 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Елена Васильевна!
Ваш вопрос подтвердил правильность...
Я задавал вопрос Игорю Георгиевичу только потому, что прочитал в его трудах о положительном влиянии игры в шахиаты на общее развитие детей. Вот и заинтересовался: а есть ли научно подтвержденные факты этому утверждению. И не более. А мой курс опублткован в журнале "Информатика" №19 за октябрь 2005г. С докладом о курсе "Электронные шахматы" я выступил на ИТО-2005.

Виталий Александрович, спасибо за ответы. Но, поверьте, Вы более чем несправедливы к Елене!!! На самом деле вопрос Елены очень даже правомочен. Некоторые шахматные функционеры из российской шахматной федерации именно так недавно и ставили вопрос в одном разрекламированном эксперименте. Подайте-ка нам мгновенно повышение именно успеваемости, да побыстрее… Ха-ха, без слёз на это смотреть было невозможно.
Виталий Александрович ( Пользователь )
Игорь Георгиевич!
Я считаю, что каждый имеет право иметь свою точку зрения по любому вопросу. Так например, Михаил Владимирович Донской, один из авторов отечественной шахматной программы Каисса, задал мне вопрос: "А почему шахматы в школу? А не го? Или бридж?".
Когда я иду на урок, то ставлю определенную цель и определяю, чему я хочу еацчить. То же самое и в моем курсе. Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи.
Это сказал не я, а т. Хрущев Н.С. Но определение целей какой-либо деятельности актуальны и сегодня.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Виталий Александрович @ Nov 19 2005, 08:34 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Когда я иду на урок, то ставлю определенную цель и определяю, чему я хочу еацчить. То же самое и в моем курсе. Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи.
Это сказал не я, а т. Хрущев Н.С. Но определение целей какой-либо деятельности актуальны и сегодня.

Виталий Александрович!
Принимаю ваш упрек лично в мой адрес, как ответ на мое личное заявление, но не совсем понимаю, при чем здесь место моей работы и его начальник wink.gif
Если Вы определяете личные особенности человека, узнав, где он(а) работает, Вам бы в криминалистику, или в психологию, с анализом такой глубины!
Н.В. Криволуцкая предложила Вам курс, Вы отказались. Рабочая ситуация. Ничего личного.

Вопрос мой был о том, что, как уже отметил Игорь Георгиевич! (спасибо, наш храбрый мушкетер! wub.gif ), изучение шахмат может не вызвать повышения успеваемости. Сразу... smile.gif Или вообще не вызвать... Но шахматы нужны не для успеваемости.
Если не существует простой связи между игрой в шахматы и оценками в журнале, это не повод отвергать шахматы.
smile.gif

Теперь о целях. Вы идете на урок и определяете цели собственной деятельности. Сегодня все еще актуально bravo.gif

Но давайте обратимся к ученикам. А у них какие цели? Вы уверены, что их цели совпадают с Вашими? Если ученики действуют в соответствии с навязанными (или скажем мягче, предложенными) чужими целями, они не являются субъектами деятельности, они - объекты Вашей деятельности. Со всеми вытекающими...

Елена
Андрей Тихов ( Пользователь )
Картинка из детства: берег Волги (я родом из Ивановской области), выпивающие мужички с шахматами. Заметьте не с картами, домино или чем-нибудь еще. А с шахматами!. Подходим с отцом и стоим, смотрим на игру. Всё чинно и благородно, даже не смотря на то, что пьют водку и портвейн... thumbs.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+