Личный кабинет

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ

Доклад на сетевой конференции по ТРИЗ - педагогике
Леонид Вулло ( Пользователь )
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ

Л.И.ВУЛЛО,
г. Пенза, TRIZ-Pnz


Профессиональное преподавание ТРИЗ ведётся с тех пор, как началась коммерционализация ТРИЗ. Но профессиональным оно было лишь в том смысле, что преподавание ТРИЗ стало профессией, позволяющей прокормить преподающего. А ведь профессионализм – это более ёмкое понятие...

Среди первых преподавателей ТРИЗ на общественных началах профессиональных педагогов (по базовому образованию) было довольно мало. Первым преподавателем ТРИЗ был сам Генрих Саулович Альтшуллер. Он не был профессиональным педагогом по базовому образованию. И это его сильно смущало...

Поэтому он принялся штудировать труды по педагогике. И с удивлением обнаружил, что гиганты педагогической мысли согласны между собой лишь в том, что тряпка у классной доски всегда должна быть мокрой...

После этого он и сам прекратил свои педагогические занятия, и своим ученикам не советовал зря тратить на них своё время. Я был его учеником и слышал этот совет основоположника ТРИЗ своими собственными ушами.

Подготовка преподавательских кадров для сети общественных школ по изучению ТРИЗ напоминает подготовку сэнсэев восточных единоборств во времена СССР. (Тогда это было даже запрещено законом.) Некоторые наиболее талантливые ученики сами становились сэнсэями и обзаводились собственными школами.

Вот и вся система подготовки кадров... Она прекрасно обходилась без выпускников факультетов физического воспитания педагогических институтов.

Профессиональных педагогов по базовому образованию среди сэнсэев ТРИЗ очень мало и сейчас. Но ситуация всё же постепенно меняется.

Тенденция к увеличению количества профессиональных педагогов среди преподавателей ТРИЗ наметилась с тех пор, как в учебных программах появился курс МТТ и его аналоги.

Пока это всего лишь факультатив, да и официальная доля учебных часов на изучение ТРИЗ в нём отнюдь не львиная. Но со временем ТРИЗ перейдёт на рельсы нормального научного развития во всех отношениях и обретёт государственный кошт.

При этом будет использована система подготовки, переподготовки и аттестации кадров преподавателей ТРИЗ, идентичная системам подготовки иных преподавательских кадров. И это будут уже совсем другие преподавательские кадры...

Приток и отток педагогов по базовому образованию в факультативную ТРИЗ - педагогику сейчас сильно зависит от конъюнктуры. Особенно в области дополнительного образования.

Профессиональные педагоги уже осознали свои кровные педагогические интересы и вступили в борьбу с чиновниками за обязательное многоуровневое преподавание ТРИЗ на государственной основе. В этой борьбе они уже достигли больших успехов. Но до полной победы ещё далеко по целому ряду причин, связанных именно со спецификой ТРИЗ.

Каковы же эти причины? В чём состоит специфика ТРИЗ, уже 60 лет блокирующая принятие ТРИЗ на государственный кошт? Остановимся на этом подробнее.

Вузовским педагогам часто приходится по приказу читать то один учебный курс, то другой... Например, преподавателя радиотехники могут вынудить читать курс теоретических основ электротехники. В полном соответствии с законом. Сопротивление бесполезно.

Профессиональные педагоги к этому бедствию уже давно адаптировались и способны быстро переключиться с одного учебного курса на другой. Переключиться на курс преподавания ТРИЗ для профессионального вузовского педагога не проблема... (Его легко осваивали даже простые рабочие.)

Проблема в том, что пока у профессиональных педагогов попросту нет такого курса ТРИЗ, который можно преподавать в стенах приличного учебного заведения на обязательной основе!

Основоположник ТРИЗ вовсе не решил задачу, которую по традиции решают истинные основоположники новых наук. То есть не заложил основы, способные выдержать критику интеллектуалов даже при элементарной предварительной проверке "на вшивость".

Что он оставил нам? ТРИЗ - тусовку. Доказательства эффективности обучения учебно-демонстрационной "общетехнической" версии ТРИЗ (вместе с её описанием в научно-популярной литературе). Систему общественных школ по изучению ТРИЗ и множество практикующих на платной основе сэнсэев от ТРИЗ. Несколько успешных зарубежных фирм по разработке компьютерного софта по ТРИЗ и решению реальных изобретательских задач корпоративных клиентов. И всё...

А ведь такое наследие с точки зрения чиновников совершенно неликвидно! Вот и томится оно в приёмной госпожи Науки... Уже 60 лет томится! Несколько смелых экспериментов в нескольких отдельно взятых университетах пары стран. Вот и все педагогические успехи...

А что же нужно для обретения вожделенного государственного кошта для ТРИЗ (постановки ТРИЗ на рельсы нормального научного развития)? Да всего лишь доведение ТРИЗ до нормальных кондиций!
***

Прежде всего, необходимо определиться с вменяемой концепцией ТРИЗ во всех отношениях. Прежде всего, с реальным назначением ТРИЗ. Ведь об этом сэнсэи от ТРИЗ спорят до сих пор!

Такие споры они могут себе позволить лишь потому, что вовсе не заинтересованы в государственном коште для ТРИЗ, сулящем им лишь крупные неприятности.

Затем следует честно ответить на вопросы о том, "что есть в ТРИЗ" и "что есть ТРИЗ". Ответить по факту, а вовсе не по своему чисто личному видению некого Идеала!

Затем, следует честно признать, что учебно–демонстрационную "общетехническую" версию ТРИЗ следует и применять всего лишь как учебно-демонстрационную. А для реальной работы на своём рабочем месте специалистам различных отраслей техники и научным работникам разных наук необходимы, прежде всего, специализированные версии ТРИЗ.

Признать этот факт во времена борьбы за выживание ТРИЗ было равносильно самоубийству. Где взять таких преподавателей ТРИЗ? Да и контингент слушателей всегда предоставлялся разнородный...

Но сейчас ситуация изменилась. Ведь курс ТРИЗ необходимо привязать к конкретной выпускной специальности! Нельзя же учить программиста и химика по единой программе абстрактного курса ТРИЗ. Государство не позволит...

А специализированный курс для данной профессии в данном учебном заведении со временем наработается. Было бы желание. А у сэнсэев от ТРИЗ его точно нет. Для них раздельное специализированное обучение (за те же деньги) сущее наказание...

Далее. Ясно, что в средней школе необходимо изучать всего лишь вменяемую концепцию ТРИЗ. Ведь узкая специализация школьников ещё не определилась... Там можно и нужно использовать элементы Учебно-демонстрационной "общетехнической" версии ТРИЗ.
В вузовском учебном курсе уместно освоение компьютерных версий ТРИЗ. (Там же придётся разрабатывать специализированные компьютерные версии ТРИЗ по всем выпускным специальностям.)

А в университетских стенах придётся готовить преподавателей и разработчиков ТРИЗ. Где же ещё?
***
Возникает и вопрос о том, в рамках каких учебных курсов следует вести преподавание содержания комплекса наук, технологий и дисциплин, известного под обманчивым названием "ТРИЗ".

Например, освоение компьютерных версий ТРИЗ явно целесообразнее проводить в рамках курса основ современного инженерного проектирования (или его аналогов). Ведь лучшие современные компьютерные версии ТРИЗ уже фактически являются комплексными.

Нет в них разделения на чисто инженерные и чисто изобретательские задачи. (Всё "в одном флаконе"). Всё завершается не идеей, а проработанной технической документацией новой продукции.

Возникает и ещё великое множество вопросов, которые здесь не обозреть. Впрочем, делать это именно здесь вовсе не обязательно. Привожу ссылку на группу гугеля:
http://groups.google.com/group/RATRIZ
Там проблематика этой статьи рассмотрена довольно подробно. Почитайте. Подумайте. А потом обсудим.

Леонид Вулло
Ученик Альтшуллера

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+