Личный кабинет

Хиппи

контркультура
Любава Малышева ( Пользователь )


Если верить одной из версий, слово хиппи происходит от английского корня hip - врубаться, понимать.

Придуманное журналистом, слово стало обозначать субкультуру, появление которой в мире привело к грандиозным переменам.

Неспроста хиппи называют крестоносцами моды. Но давайте разбираться в том, кто такие хиппи, по порядку.

Субкультура хиппи появилась в 60-х годах в Америке как следствие сильного экономического подъема. Дети из обеспеченного класса получили возможность вместо обыденной рутинной деятельности заниматься чем угодно. Они путешествовали, пели, рисовали, танцевали, писали картины, одновременно переворачивая представления о жизни - и свои, и окружающих.

Некоторые считают, что это были люди ленивые и не желающие работать. На мой взгляд, всё принципиаьно иначе. Это были люди, созданные самим обществом, необходимые для радикальных перемен. Нечто неизбежное и закономерное. Общество исследовало новые возможности для эволюции с помощью своих детей. Как всегда.

Как выглядели хиппи? Было несколько стандартных клонов - похожие на Джона Леннона, на Дженис Джоплин, на Джима Моррисона, на Анджелу Дэвис, на индийских садху (святых) - в таком духе.

Усредненый типаж был иисусоподобен - длинные волосы (трактовавшиеся не только как связь с природой и свобода, но и символ феминизации культуры), недорогая одежда (отказ от материальных ценностей, пусть даже на время) ярких цветов (попытка вернуть в мир детскость, яркость и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов, рамок и границ, обращение к культурам разных народов), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клёш (символ свободы).

Про идеологию. Для того, чтобы добраться до границ свободы, хиппи приходилось жертвовать всей своей жизнью. Они отказывались от всего привычного предыдущим поколениям - бросали учебу, семьи, не желали воевать, сжигали повестки во Вьетнам, сжигали паспорта и вообще унитожали всё, что могло связывать их с традиционным и приемлемым в прошлом.

Они были проповедниками нового отношения к любви. То, что называется "свободная любовь". Сейчас это часто связывают с распущенностью, но хиппи говорили лишь об искренности чувств.

Что же такое стало им понятно, что же определило их свободу? Свободу, кажущуюся чрезмерной даже современным фрикам (чудакам)?

Осознав, что проблемы мира происходят из-за насилия, хиппи отказались от него во всех сферах своей жизни - где это только было возможно.

Они попробовали всё и определили негатив и позитив. Наркотики, которые казались на заре хиппи движения вариантом расширения сознания, привели к таким катастрофическим последствиям, что современные хиппи традиционно отказываются от них (об этом пишут многие хиповые современные авторы).

Что хиппи принесли в мир, как субкультура изменила реальность? А вот что:

Антивоенное движение - началось оно с хиппи-демонстраций против вьетнамской войны.
Антиядерное движение.
Символом хиппи является пацифик. "Пацифик" или так называемый "Крест мира" - символ, придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом Холтомом для создававшегося "Движения за ядерное разоружение". Холтома вдохновила семафорная азбука. Он составил крест из ее символов для "N" (nuclear, ядерное) и "D" (disarmament, разоружение), и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Этот символ привлек общественное внимание после первого марша протеста от Лондона к центру по ядерным исследованиям в Беркшире 4 апреля 1958 года.

Движение за права человека.

Движение за права женщин, феминизм.

Движение за права детей.

Движение за права животных. Пол Маккартни, один из идолов хиппи, до сих пор оказывает огромную поддержку организациям, занимающимся защитой животных.

Вегетарианство и его радикальная форма - веганство, строгое вегетарианство, исключающее использование животных в принципе.

Они обогатили рацион американцев и европейцев этнической - индийской, мексиканской, азиатской - кухней. Они ввели моду на множество неизвестных ранее на Западе продуктов - на сою, рис басмати и прочее.

Экологическое движение - хиппи считали, что они в ответе за всё, происходящее на земле, поэтому забота об общем доме - о Земле (они называли ее Мать-Земля) - была одним из краеугольных камней субкультуры. Они первыми задумались об опасности гонки вооружений и утилизации отходов.


Здоровый образ жизни - как единение с природой и естественность.

Планирование семьи - именно эра хиппи привела к повсеместному распространению противозачаточных средств.

Формирование новых форм семей - коммунны молодых, коммуны стариков, коммунны отцов-одиночек с детьми, шведский вариант.

Движение за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Увлечение этникой - экзотическими национальными товарами со всех концов света, включая одежды американских коренных жителей - индейцев, которые были первыми борцами с американской системой.

Увлечение всевозможными духовными учениями - хиппи практиковали медитации, йогу, холотропное дыхание, ци-гун, буддизм, христианство, суфизм, тай-цзы и всё самое необычайное, что им только удавалось найти.

Именно они были истоком для совмеменного движения антиглобалистов, или, правильнее, альтермондиалистов - они не носили одежды с лейблами, противостояли корпорациям и жили, самоорганизуясь.

Влияние на моду - джинсовая революция. Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, миниюбки и этнику. Говорят, даже комнатные растения придумали хиппи.

В России движение зародилось почти одновременно с западным. Численностью оно уступало заморским братьям, кроме того, на советской почве свобода произрастала с большим трудом и за нее приходилось платить серьезную цену.

Наши хиппи оказывались в тюрьмах, в сумасшедших домах (большая часть хипов там и познакомилась друг с другом), их судили за тунеядство и изгоняли из институтов.

У русских был свой путь. В девяностых годах один социолог насчитал в стране 100000 хиппи. Уверенно можно говорить, что около 200 человек хиппи были чрезвычайно активны еще на заре движения - они много путешествовали автостопом, были свободны от стереотипов тоталитарного общества, что, согласитесь, немало. Занимались творчеством, делали самиздат, предпочитали социальные работы бесполезному просиживанию штанов в разнообразных советских конторах.

Сейчас движение хиппи в России и в бывших соцстранах живо. Никакие политические изменения не сказались на общении современных хиппи. Много новых субкультур возникло на основе хиповой, но, как стволовые клетки, сохранились и хиппи.

По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.

Мой сайт о хиппи: http://www.hippy.ru
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Любава Малышева @ 12.01.2008, 22:50) <{POST_SNAPBACK}>
По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.

И это - замечательно. Всяко лучше, чем "прямая дорога" ученик-студент-служащий-пенсионер.

Тем более, что и "наше всё" ещё когда-а-а сказал:

"Блажен, кто смолоду был молод"

Правда, тут же и продолжил:

"Блажен, кто вовремя созрел..."
smile.gif
Любава Малышева ( Пользователь )
(sermivoz @ 13.01.2008, 11:18) <{POST_SNAPBACK}>
"Блажен, кто вовремя созрел..."

С точки зрения хиппи взросление, сопровождающееся "изменой" идеалам молодости (не детства, эта контркультура не расчитана на детей*), "оцивиливание", совершенно недопустимо. Хиппи старших возрастов, как правило, пополняют ряды правозащитников, учителей и социальных работников.
______________________

*Евгений Балакирев, теоретик хиппизма, "Сага о системе"
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Любава Малышева @ 13.01.2008, 11:46) <{POST_SNAPBACK}>
С точки зрения хиппи взросление, ...совершенно недопустимо.

Любава Викторовна, а что говорит практический опыт? Какая доля неофитов возвращается в систему, обогащенная хиппи-опытом, а какая - остается в хиппи-культуре до старости?

Поверьте, спрашиваю без сарказма, второго смысла и т.п.
И еще, применение слова "измена" мне кажется неправомерным. Что-то вроде 37-го года, если в пределе...
Любава Малышева ( Пользователь )
Какой уж тут сарказм.
Проще ответить, кто остаётся.

Каждый год в это движение приходит очень много неофитов, мало кто задерживается дольше двух-трех лет.
На территории пост-СССР хиппи, проживших всю жизнь, стремясь минимизировать насилие (одно из определений субкультуры: "Хиппи - это ненасилие"), не так много, десятки. Они, собственно, и занимаются сохранением архивов и популяризацией идей среди молодёжи.


Саша Художник

Сайт Алик Львовский

Однако люди, побывавшие в Системе (это общее название для сопротивленцев андеграунда, в пику системе государственного закрепощения), сохраняют некие базисные ценности - таков метод влияния на общество в целом.

PS: а пафоса в андеграунде много, это да
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Любава Малышева @ 13.01.2008, 12:24) <{POST_SNAPBACK}>
Каждый год в это движение приходит очень много неофитов, мало кто задерживается дольше двух-трех лет.

То есть, для большинства "вошедших" это есть этап их собственной жизни. Не больше, но и не меньше smile.gif
Большое спасибо.
Любава Малышева ( Пользователь )
Отрывок из исследования Евгения Балакирева ("Сага о системе"):

"Для большинства системных пиплов именно поиск был основной задачей. Предельная цель движения (воздействие на культуру своим творчеством, гуманизация искусства) реализовывалась немногими: это был уже один из всех возможных результатов осуществлённого поиска.

У того, кто приходил к необходимости подобной деятельности, открывалось "второе дыхание" - и ради такого подвижничества он оставался в движении. Большинство же возвращалось в общество для углубления в избранном направлении, для реализации найденного - оставаясь своими людьми для Системы.

Движение держалось на одном порыве, на одном рывке, на интенсивном всплеске духовной активности составляющих его людей. Оно было бурным потоком, а не стабильной структурой. Удержаться в нём мог только тот, кто находился в состоянии "горения" - иначе наступало внутреннее разрушение и деградация (ситуация, в которой оказались не нашедшие свой индивидуальный путь олдовые).

В Системе были к месту только одержимые духовным поиском (он в среднем длился 3 - 4 года, после чего приводил к определённому результату) и творческие подвижники. Существовала формула: "чтоб можно было изменить мир к лучшему, сначала нужно изменить себя".

Итак, Система была социальным движением (не политическим!) и методом воздействия на общество в ней было новаторское искусство, подкреплённое личным примером. Такое воздействие было высшей задачей движения, "программой - максимум" - она осуществлялась в полной мере не всегда. Но стремление к этому мифологическому идеалу помогало достичь ближних целей: реализации духовного поиска, и нахождения каждым пиплом своего места в жизни."

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+