Личный кабинет

А.А.Тимофеев "Концепция обучения шахматам в начальной школе"

Проект
Игорь Сухин ( Пользователь )
Александр Алексеевич Тимофеев переслал мне мейлом своё видение концепции обучения шахматам в начальной школе.

Материал приводится с разрешения автора, и был опубликован в газете "Шахматная неделя", №31, 2005, с.2-4.

Александр Алексеевич сообщил также, что ждёт конструктивной критики.


А.А.Тимофеев "Концепция обучения шахматам в начальной школе" (Проект)

Всем энтузиастам шахматного всеобуча и особенно педагогам, преподающим шахматы в школе в качестве учебного предмета, способствующего интеллектуальному развитию младшего школьника, для ускорения продвижения шахмат в школы (по крайней мере, в начальные школы) необходим полноценный учебно-методический комплект (УМК), позволяющий вести успешное преподавание шахмат на школьном уроке. В состав УМК должна входить концепция учебного предмета, программа его преподавания, учебник, методическое руководство для учителя, рабочие тетради для учеников. Благодаря энтузиазму и энергии известного российского педагога И.Г.Сухина мы имеем сейчас утвержденную Министерством образования РФ учебную программу факультативного курса «Шахматы – школе», рассчитанную на три года обучения, и изданные издательством «Духовное возрождение» учебники для первого и второго года обучения. Тем не менее, такой базисный документ как концепция учебного предмета пока, к сожалению, отсутствует. А документ этот очень важен, так как именно он определяет содержание остальных структурных единиц УМК. Автор данной статьи позволил себе попытку восполнить этот пробел, работая в рамках проекта «Первый ход», курирует который 12 чемпион мира А.Е. Карпов. Работа выполнена на основе анализа аналогичных концепций как по развитию системы начального образования РФ в целом, так и отдельных школьных учебных предметов, в частности, таких, как математика и информатика. В заголовке данной статьи неслучайно стоит слово «Проект» Автор надеется на широкое обсуждение представленного материала и с благодарностью примет все замечания, которые будут способствовать улучшению документа.

Введение
В ХХI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Важность современного образования в новом веке настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком образования. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.
Совершая выбор, человек должен отвечать за его последствия. Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно – политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня. Следовательно, человек ХХI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности, и, значит, нельзя сформировать единую для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, интеллигента, военнослужащего) модель жизни. Эту модель каждый человек создает для себя сам, и важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья.


Проблемы обучения в современной начальной школе
Для подготовки таких членов общества необходимо совершенствовать систему современного образования. Решение этой проблемы настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Это, в свою очередь, ведет к ревизии количества и качества учебных предметов с точки зрения эффективности их использования для решения стоящих перед системой образования задач по обучению, развитию и воспитанию личности ХХI века. Особую важность имеет решение этой проблемы для начальной школы, в которой закладываются основы развития и воспитания будущего ученика средней школы.
Известный российский специалист по мышлению младшего школьника, доктор психологических наук А.З. Зак пишет: «Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления… С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе… Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний»[8].
Доктор психологических наук Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что «до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос»[22]. Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.
Недостатки в логической подготовке учащихся и не только в начальной, но и в средней школе подчеркивают также и член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович который упоминает об отсутствии логики, как предмета в школьном обучении[14], а также Б.А. Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании[1]. Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы явно недостаточно развито логическое мышление, способность рассуждать логически, затрудняет эффективное обучение выпускников управлению сложными современными технологическими и организационными системами.
Например, в газете «Московский комсомолец» от 26.06.02 напечатана небольшая заметка, на первый взгляд, не имеющая к школьным шахматам никакого отношения. Заголовок заметки – «Начинающим военным летчикам стала отказывать логика». В ней отмечается заметное снижение в последнее время уровня интеллектуального развития будущих российских летчиков. За последние 10 лет этот показатель их интеллекта снизился на 17%. Этот факт установили специалисты ГНИИ военной медицины, которые тестировали абитуриентов высших авиационных училищ: «Методика отбора будущих курсантов состояла из психофизиологических тестов,… тестов на особенности технического мышления и интеллект. Ученым надо было определить способность будущих авиаторов хорошо считать и проводить правильные аналогии (Шахматный материал дает широкие возможности использования аналогий для закрепления и лучшего усвоения знаний, а также для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих способностей –А.Т.). Выяснилось, что чаще всего курсанты «прокалываются» именно в математике, физике и философии. Одной из причин этого, по мнению исследователей, является недостаточно сильная школьная подготовка». Причем главным виновником пробела в знаниях является «начальная школа, которая в последнее время мало уделяет внимания… решению логических задач».
Еще одной важной особенностью современного школьного образования является придание ему, и, в первую очередь, обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок легче обучается, играя.
Проблема, решаемая в этом случае, сформулирована в заголовке одной из статей, опубликованных в газете «Первое сентября» – «Как включить знания в правила игры?».
Заголовок очень удачен, так как показывает перспективный стратегический путь развития школьного образования. Включая знания в правила игры, мы повышаем мотивацию и тем самым, эффективность усвоения. В статье ставится вопрос об использовании для повышения эффективности образовательных систем интеллектуальной игры: «Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования…. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей»[2] .
Причину использования интеллектуальной игры для обучения объясняет доктор экономических наук В.Сабуров: «Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру… Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний….»[18].
Итак, школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.

Шахматы – новый учебный предмет
В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра.
Уже за несколько столетий до наших дней отмечались выдающиеся качества шахмат, как средства развития человеческой личности, а также их полезность для воспитания многих весьма ценных человеческих качеств. В журнале «64» – Шахматное обозрение» приводятся сведения о том, что еще в ХVI веке английские философы Т. Элиот и Т. Коген с похвалой отзывались о шахматах и рекомендовали их как средство подготовки членов британской государственной администрации. Элиот характеризовал шахматы в своем трактате “Правитель” как “самую мудрую из всех игр, укрепляющую память и развивающую живость и гибкость ума, находчивость и сообразительность”. Коген же писал: “Древняя игра под названием шахматы заслуживает самых лестных слов. Это – полезное упражнение для ума, помогающее вырабатывать последовательность в рассуждениях и постигать явления в их совокупности. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со временем в Англии исчезнет постоянная скудость истинно государственных умов”. Cегодня шахматы помолодели, интеллектуальные возможности современных младших школьников гораздо выше, чем у их сверстников не только во времена Когена и Элиота, но и, скажем, 50 лет назад. Доказано мировой практикой, что в наше время можно говорить о воспитании и развитии с помощью шахмат уже не студентов, как в средние века, а младших школьников! Уже за несколько столетий до наших дней шахматы рассматривались как эффективное средство воспитания “истинно государственных умов”. Развитие критичности мышления посредством шахмат способствует и воспитанию просто активных членов общества, что является, быть может, одной из самых важных проблем для современной России.
Шахматы энергично внедряются в школах за рубежом, например, в США, Испании, Венгрии, Италии, Голландии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике, Исландии, Бразилии, Индии, Канаде, Венгрии, Молдове и т. д. В Индии, например, по данным РШФ, шахматы в школах изучают около 2000000 школьников. И неслучайно 2005 год объявлен международной шахматной федерацией (ФИДЕ) годом школьных шахмат в мире Они уже являются факультативным, а в некоторых школах и обязательным, курсом в школах и России, и других стран.
Главный резерв повышения качества преподавания шахмат – это совершенствование научно – методического обеспечения процесса обучения этому предмету. К сожалению, научные исследования в этой области ведутся малыми силами, разрозненно и педагогический потенциал предмета реализуется недостаточно полно.. Видимо, аналогично обстоят дела и за рубежом, так как Игнасио Леонг, ответственный секретарь шахматной федерации Сингапура, а ранее организатор, внесший большой вклад в программу «Шахматы в школе» в Венесуэле, считает, что «необходимы более углубленные исследования в программе «Шахматы в школе» и разработка соответствующих пакетов для распространения по всем национальным детским образовательным учреждениям»[12].

Цели и задачи учебного предмета «Шахматы » для начальной школы
Формулирование целей обучения в современной педагогике является сложной и малоисследованной задачей. Отметим сначала общую тенденцию в формулировании цели для начального образования в целом.
Профессор В.Ф.Кривошеев отмечает, что «Цели развития начального образования, заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления ребенка, с приемами и способами его умственной деятельности»[10].
Об этом же пишет и доктор педагогических наук, член – корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова: «приоритетной целью начального обучения – является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности»[3].
Относительно общей цели развития детей доктор психологических наук А.З. Зак пишет, что такой целью может являться «формирование умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач», то – есть умение принимать обоснованные решения». Шахматы в силу своей специфики, безусловно, способствуют формированию такого умения, так как шахматная партия является цепочкой принимаемых обоими партнерами решений. Практически это умение рассматривать различные возможности также заканчивается выбором из этих альтернатив единственной, оптимальной по некоторым критериям, возможности.
Применительно к концепции шахмат как учебного предмета могут быть также использованы методические подходы к построению концепций близких к шахматам учебных предметов – математики и информатики. Например, «методическая концепция обучения математике в начальной школе выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания», отмечает доктор педагогических наук Н.Б.Истомина[9].
Исходя из вышеизложенного и из специфики предмета «шахматы», определяем главную цель предмета в школе как развитие мышления младшего школьника, в том числе:
1.Развитие наглядно – образного мышления
2.Развитие наглядно – действенного мышления
3.Развитие словесно – логического мышления
4.Развитие последовательного логического мышления
5.Развитие стратегического мышления
6.Развитие тактического мышления
7.Развитие комбинаторного мышления
8.Развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе, на основе моделирования)
9.Развитие способности к рефлексии
10.Развитие памяти, в том числе оперативной
11.Развитие внимания
12.Развитие воображения
13.Обучение умению учиться на шахматном материале

Прокомментируем некоторые из целей.
В психологии существует несколько классификаций мышления, их анализ не входит в задачу концепции. Выбранные цели группируются по разным признакам. По видам мышления – цели №№ 1 -9, по видам функций психики – цели 10-12, особняком стоит цель 13, которая является не столько целью данного предмета, сколько общей целью начального образования. Прокомментируем некоторые из них.
Первые три цели сформулированы исходя из общепринятой в психологии классификации трех основных видов мышления по форме (Е.П.Ильин, 2004).
Цель 1 А.З. Заком формулируется для своего курса по развитию наглядно – образного мышления как «развитие умений мысленно решать задачи» Шахматы также могут быть использованы для достижения этой цели. Как показал анализ, курс А.З. Зака по развитию наглядно – образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам.
Цель 2 (развитие наглядно –действенного мышления) применительно к шахматам может быть реализована только в процессе анализа, когда в процессе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно в процессе мысленного расчета. Действием в шахматах является перемещение фигуры с одного поля на другое, то – есть, выполнение хода.
Цель 3 (словесно – логическое мышление) может также широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач.
Важность четвертой цели обучения шахматам хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он особо выделял роль и значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: «В воспитании культуры мышления большое место отводилос