Личный кабинет

Управление образованием в условиях модернизации

Уровень ОУ, муниципалитета, региона
Сергей Кузнецов ( Пользователь )
ДОКЛАД
Изменение управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в условиях модернизации отечественной системы образования

Н.Е.Астафьева,
д.п.н., профессор, начальник Управления образования Тамбовской области
С.В.Кузнецов,
заведующий лабораторией сельской школы Тамбовского ОИПКРО


В Плане действий Правительства Российской Федерации по модернизации системы Российского образования была поставлена задача оптимизации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. При этом оптимизация рассматривалась как важный инструмент повышения социально-экономической эффективности образовательной системы региона, а также образовательной системы Российской Федерации в целом. Она направлена на обеспечение повышения качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.

Коренная модернизация управления образованием предполагает обновление деятельности руководителей. Появляющиеся у школы права и, одновременно, необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связано и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе управления образованием ключевую роль и находясь в центре социально-экономических и педагогических преобразований, руководители школ координируют, направляют, побуждают к деятельности и мотивируют труд педагогов.

Именно от кадров управления, их экономической грамотности и инициативности, четкого распределения профессиональных функций зависит степень успеха проводимых реформ в образовании. Значимость принятия руководителями образовательных учреждений серьезных самостоятельных решений стратегического и тактического характера усиливается на фоне возрастающих требований к школе макро- и микросоциума. Повышение профессионализма управленческой деятельности становится важным условием успешности инновационных процессов в образовании и должно происходить в области образовательного менеджмента.

Ожидаемые качественные результаты реструктуризации связаны с созданием открытой сельской школы. Это означает расширение функций школы в области воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты; полифункциональный характер работы школы по различным направлениям социально-педагогической деятельности; наличие широких социальных связей и взаимовлияния с окружающей средой. Руководителям сельских школ необходимо органично связать содержание образовательного процесса с социальной, культурной, природной, производственной средой, а также решать задачи формирования информационного, культурного, образовательного пространства за стенами школы, в сельском сообществе.

Сегодня руководители образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, начинают испытывать потребность в овладении навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе, мотивации исполнителей на осуществление миссии школы и т.д. Эффективность функционирования системы повышения квалификации работников образования связана с учетом усложнения содержания управленческой деятельности, росте ее наукоемкости многогранности профессиограммы современного директора школы.

Ряд требований к управленческой компетентности руководителя сельской школы является общим, характерным для всех моделей. Независимо от модели реструктуризации образовательного учреждения его руководителю важно:
-- знать концептуальные основы и представления о возможных траекториях построения моделей сельских школ, имеющийся опыт в области реструктуризации; уметь анализировать эти знания и творчески «преломлять» их, исходя из собственных условий;
-- уметь осознанно выбирать оптимальную модель, осуществлять ее проектирование, что связано с освоением основ стратегического планирования, в котором руководитель школы может выступать и как инициатор, и как один из разработчиков проекта реструктуризации данного образовательного учреждения; эффективное применение руководителями новых методов управления позволит им понимать новые качества управления образованием как согласованность, целеустремленность, демократичность (ответственность за согласованный результат при свободе выбора индивидуальных способов его достижения каждым субъектом) управления, а также его общественный характер; именно стратегический подход руководителя может помочь школе гибко и максимально безболезненно реагировать на изменения внешней среды и условий функционирования;
-- обладать соответствующими знаниями и способностями в области экономики образования: перевод школ на нормативное бюджетное финансирование с возможным усложнением структуры образовательного учреждения, наделение их определенной финансовой самостоятельностью приведут к расширению поля экономической деятельности руководителя школы;
-- уметь ориентироваться в законодательных актах, в юридических особенностях изменения статуса учреждения и, соответственно учредительных документов, нормативной базы, с правовой точки зрения грамотно проводить возможные кардинальные кадровые решения и по необходимости выстраивать договорных отношений с различными партнерами;
-- знать основы управления инновациями, мотивирования деятельности, управления человеческими ресурсами, психологии принятия управленческих решений, обладать сформированной коммуникативной культурой – все это связано с инновационным характером реструктуризации как таковой;
-- хорошо ориентироваться в изменениях содержания образования, современных методических подходах и образовательных технологиях, уметь критически отбирать и адаптировать их к условиям своей школы;

Вариативный подход к решению проблем сельской школы связан с внедрением различных образовательных моделей, что требует соответствующей профессиональной готовности руководителей сельских школ.

Начальная школа
Малочисленная начальная общеобразовательная школа с контингентом обучающихся до 10 человек может быть преобразована в филиал основной или средней общеобразовательной школы, расположенной в другом населенном пункте.

Начальная общеобразовательная школа с контингентом обучающихся от 10 до 100 человек может быть преобразована в общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский сад – начальная школа), которое по своему статусу реализует программы дошкольного и начального общего образования.

На базе действующих начальных общеобразовательных школ при наличии свободных помещений может быть организовано обучение учащихся 5 и 6 классов. Эти классы станут филиалом общеобразовательного учреждения основного или среднего общего образования, расположенного в другом населенном пункте.
С точки зрения управления трудности внедрения данных моделей могут быть связаны с необходимостью:
-- управления географически удаленными структурными подразделениями;
-- реализации новых для обычной школы программ дошкольного образования;
-- глубокого использования адаптационных педагогических технологий в образовательном процессе;
-- осуществлять вынужденные (часто очень болезненные и непопулярные) мерами по оптимизации кадрового состава учебного заведения.

Основная школа
Общеобразовательное учреждение может осуществлять реализацию дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ дошкольного образования. Могут быть открыты филиалы основной общеобразовательной школы в других населенных пунктах для обучения в них учащихся начальных и 5-6х классов, проживающих в этих населенных пунктах.

Общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий, интерната или расположенного вблизи другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано.

Кроме уже перечисленных трудностей при внедрении моделей реструктуризации основной школы руководители могут столкнуться с необходимостью расширения «поля» дополнительного образования и обеспечения условия для безопасной и регулярной перевозки обучающихся в другой населенный пункт.

Средняя школа
Общеобразовательные учреждения среднего общего образования могут иметь 5-6 классы, функционирующие на базе начальных общеобразовательных учреждений, расположенных в близлежащих населенных пунктах.

При отсутствии достаточного количества учителей –предметников в основных общеобразовательных учреждениях и наличии надлежащих условий на базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования могут создаваться территориальные школьные объединения, включающие в себя общеобразовательные учреждения (начальные и основные) близко расположенных сел.

Базовая (опорная) школа – образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащенная современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, в которую может быть организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов, которая может иметь в этих населенных пунктах филиалы, обучающиеся в которых лица проходят итоговую аттестацию в базовой (опорной) школе, которая может быть центром дистанционного обучения.

Базовые школы могут быть полностью комплектными школами полного общего образования и использовать в интересах образования и воспитания детей возможности всего социально-культурного потенциала муниципального образования, административно-территориальной принадлежности (района) расположения школы, а также могут решать задачи, связанные с переходом на профильное обучение на третьей ступени общего образования.

Одним из условий успешного развития деятельности базовой школы следует считать обязательное наличие целевой программы развития школы.

Общеобразовательные учреждения среднего общего образования, расположенные в поселках городского типа, рабочих поселках, крупных селах могут быть преобразованы в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. В процессе реструктуризации общеобразовательных учреждений среднего общего образования должна увеличиваться доля учреждений с профильным обучением.

Профильная школа – образовательная организация, реализующая наряду с образовательными программами общего образования образовательные программы углубленного содержания по одному или нескольким предметам программы общего образования.

Независимо от контингента учащихся на базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования, расположенных на центральных усадьбах хозяйств, могут быть созданы сельские социокультурные комплексы с центральным звеном – общеобразовательное учреждение.

Социокультурный образовательный комплекс – образовательная организация, представляющая собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Возможно включение в комплекс также учреждений культуры, медицины и профессионального образования.

Модель социокультурных комплексов апробируется в следующих вариантах:
-- на ассоциативной основе;
-- на административной основе;
-- как единое юридическое лицо со структурными подразделениями.

Данная модель является продуктивной в решении проблем воспитания, которым в последнее время отводится достаточно мало внимания в учебно-воспитательном процессе, в том числе и сельских школ. Она является развитием так называемого «школоцентрического подхода», когда школа для жителей села становится одновременно и клубом, и фельдшерским пунктом, и местом, где находится кабинет участкового милиционера. Тогда миссия школы становится совсем иной: быть не только образовательным, но и культурным, и социальным центром на селе.

В то же время, возможно объединение нескольких учреждений, расположенных в разных зданиях (школа, клуб, сельская библиотека и др.) в единый комплекс, выполняющий общие задачи, в первую очередь, воспитательные.

На базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования, имеющих обширный микрорайон деятельности, целесообразно создание общеобразовательного учреждения с группами продленного дня по месту жительства. На базе общеобразовательных учреждений среднего общего образования, имеющих компактный микрорайон проживания обучающихся, целесообразно создание учреждений – школа полного дня.

Средние общеобразовательные школы с контингентом обучающихся 100 и менее человек могут быть реорганизованы в основные общеобразовательные школы.

Управленческая деятельность большинства руководителей средних школ, участвующих в реструктуризации, может претерпеть наибольшие изменения по ряду причин:
-- именно на крупные образовательные учреждения ляжет ответственность за обучение детей из реорганизованных близлежащих малокомплектных школ и связанные с этим трудности, прежде всего, организационного характера;
-- углубленное изучение предметов, введение профильных классов будут вызывать необходимость перестраивать образовательную программу школы, развивать кадровый потенциал, внедрять новые образовательные технологии, укреплять материально-техническую базу, режим работы учреждения и т.д.;
-- создание социокультурных комплексов принципиально меняет роль школы, превращая ее из «закрытого в своих проблемах» учреждения в центр и «штаб» социальной жизни села; роль и ответственность руководителя школы при этом серьезно возрастает: появляется необходимость выстраивать партнерские отношения и координировать совместную работу с различными представителями внешней среды образовательного учреждения, уделять большее внимание воспитательной функции школы, находить варианты эффективного использования новых ресурсов (фонд сельской библиотеки или ставок клубных работников, например); именно создание сельских социокультурных комплексов может стать катализатором процесса усиления общественной составляющей в управлении образованием.

В условиях перехода на нормативное бюджетное финансирование уменьшается зависимость учреждений образования от районных, региональных, федеральных органов управления. С другой стороны, растет неопределенность ситуации в функционировании образовательных учреждений, что подталкивает к необходимости выработки новых форм поведения руководителей, усиление гибкости и стратегической направленности управления. Задачи, стоящие перед руководителями образовательных учреждений, значительно усложняются и изменяются. Отсутствие необходимой управленческой квалификации серьезно затрудняет их адаптацию к новым условиям деятельности.

Особенности управленческой деятельности директора школы в современных условиях:
-- управленческая деятельность директора школы усложняется в связи с социально обусловленной модификацией имевшихся и появлением новых функций в его работе, что проявляется в необходимости:
-- установления более широкого спектра связей с социальной средой (представительская функция);
-- решения проблемы формирования ценностно-ориентационного единства и создания благоприятного психологического климата в коллективе в условиях переживаемого страной системного кризиса переходного периода (социально-психологическая функция);
-- большей включенности в процесс формирования локальных правовых и юридических актов, разработки стратегии развития школы, научно-методического обеспечения инновационных процессов (устав школы, концепции, программы, положения и т.д.) в условиях расширения самостоятельности образовательных учреждений (правовая, стратегическая, инновационная функции);
-- обеспечения безопасности членов школьного коллектива (жизнесберегающая функция);
-- поиска источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств (финансово-экономическая функция) и др.
-- расширяется совокупный субъект управления школой в связи с ориентацией на государственно-общественное управление.
-- усиливается творческий характер управленческой деятельности директора школы в связи с приданием большей самостоятельности школе на фоне нестабильного развития общества, что влечет необходимость большей активизации руководителя как субъекта своей жизненной, профессиональной и образовательной деятельности.

Анализ теории и практики управления школой, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные особенности управленческой деятельности директора школы позволили обозначить современные требования, предъявляемые к его деятельности (и, соответственно, определяющие задачи и содержание повышения его квалификации):
-- постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по методологическому, педагогическому, нравственному, организационному обеспечению образовательного процесса;
-- нацеленность на формирование нового педагогического мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие интереса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта;
-- потребность к востребованию передовых управленческих и педагогических идей и находок;
-- принятие управленческих решений с учетом мнений членов школьного коллектива (педагоги, учащиеся, родители, общественность), специфики складывающейся ситуации в условиях предоставления школе большей самостоятельности и прав;
-- умелое использование мотивации членов школьного коллектива к качественной работе в условиях становления государственно-общественной системы управления, ориентации на гуманизацию всех сторон жизни школы;
-- широкое использование интеллектуального, нравственного, организационного потенциала общественных институтов в едином совместном воспитательном процессе;
-- гибкость мышления, выражающаяся в умении видеть альтернативные пути решения сложных и противоречивых проблем и в стремлении преодолевать сложившиеся стереотипы; критичность мышления, рефлексивное осмысление жизненного и профессионального опыта.


Используемая литература:
1. Оптимизация сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности: Методические рекомендации / Сост. Т.П.Згоржельская, И.И.Колисниченко. – М.: АПКиПРО, 2004. –72 с.
2. Гурьянова М.П., Орлов В.Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Методические рекомендации. – М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. –191 с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие – М.: АПКиПРО, 2003.-101 с.[list]
Алексей Бутузов ( Пользователь )
новость по теме - "Хочешь хорошее образование? Выбирай регион!"
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 29.12.2006, 15:09) <{POST_SNAPBACK}>
новость по теме

В чем новость-то, Алексей Владимирович?
Этот многострадальный конкурс должны были объявить где-то полгода назад sad.gif От объявленных первоначально Реморенко сумм осталось хорошо если четверть.
Новая система оплаты труда без повышения ФОТ в регионе - это снижение ЗП у части учителей или сокращение педсостава.
"В принципе" это (введение новой системы оплаты труда) делать нужно и необходимо. Но без должного ума это приведет к серьезной ломке дров. А то получится, как у наших друзей в г.Северске - "Приняли решение закрыть одну из городских школ" - и резанули по живому.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(sermivoz @ 29.12.2006, 16:50) <{POST_SNAPBACK}>
В чем новость-то, Алексей Владимирович?
Этот многострадальный конкурс должны были объявить где-то полгода назад sad.gif От объявленных первоначально Реморенко сумм осталось хорошо если четверть.
Новая система оплаты труда без повышения ФОТ в регионе - это снижение ЗП у части учителей или сокращение педсостава.
"В принципе" это (введение новой системы оплаты труда) делать нужно и необходимо. Но без должного ума это приведет к серьезной ломке дров. А то получится, как у наших друзей в г.Северске - "Приняли решение закрыть одну из городских школ" - и резанули по живому.
Новость-то в новости, в информировании.
Я пытался писать о целях и содержании, исходя из той документации, что появилась на свет из коридоров минобра. Вы - дали оценку и высказали опасения, "по-живому" al.gif sad.gif
Однако, то и важно: определить, что можно сделать в каждом конкретном случае... ??

А подробнее о закрытии школы в г. Северске можете сообщить?
Возможно же допфинансирование для школ, которые не могут увеличить наполняемость классов, сократить дополнительные нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д. – не могут в достаточном для себя количестве выбрать «подушевых» денег... Почему она не заслужила повышения поправочного коэффициента при переходе на подушевое финансирование? или дело в чем-то другом?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 06.01.2007, 02:36) <{POST_SNAPBACK}>
А подробнее о закрытии школы в г. Северске можете сообщить?
Возможно же ...
Алексей Вдадимирович, это же вопрос не ко мне, а к Василию Викторовичу Гурину на ветку http://pedsovet.org/forum/topic1505.html Да здравствует школа!, Школьное сообщество может защитить права Школы!
Я еще плохо владею установкой ссылок, поэтому указал их географический адрес blush.gif
Там, как я понимаю, как раз идет борьба против последствий управленческих решений. Пока успешная, но не очень я верю в стабильность этого успеха. Именно потому, что на ветке не предъявлено использование школой тех "возможно же ...", о которых Вы пишете.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 29.12.2006, 16:50) <{POST_SNAPBACK}>
"В принципе" это (введение новой системы оплаты труда) делать нужно и необходимо. Но без должного ума это приведет к серьезной ломке дров. .


Чтобы было "по уму"нужна согласоанная система управления образоанием. Я как-то уже писал, что произойдет в сентябре этого года при вопросах "снизу вверх" Можно предположить, что произойдет при ответах "сверху вниз"

Министерство. "Возьмите 3% самых дешевых школ, на них и равняйтесть в рассчете нормативов подушевого финансирования. Коэффициенты компенсирующие можете сами поставить - мы потом скорректируем"

Губернатор и областная дума "Как расставить приоритеты бюджетных расходных обязательств между образованием, зравоохранением, соцзащитой, культурой...?

Завоблоно. "Конечно, плохо, что 95% бюджета это нормативное и постатейное финансирование о системы образования, а только 5%% это программа развития, но губернатор обещал 25% надтарифный фонд, -за счет этого все прооблемы малокомплектноти сгладим,да еще на стимулирование в ФОТ останется.

Заврайоно. Мэр сказал, что ФЗ 131 совсем лишил МСУ бюджета. Придется надтарифный фонд на ремонт пустить - школам и 20% хватит.

Директор. Что же это за нормативное подушевое финансирование, когда начисления идут в одной логике - "Деньги следуют за учеником", , а расходование - совсем в другой - "казначейство знает лучше". ? И почему у меня всю экономию сразу же забирают? Что же это за программа развития школы, если под неё бюджета нет?

Учитель. Какое мне дело до них до всех, а им - до меня....!
Александр Городинский ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 07.01.2007, 11:17) <{POST_SNAPBACK}>
Учитель. Какое мне дело до них до всех, а им - до меня....!


Владислав Иванович, пока вы спокойно спите, а я успешно готовлюсь ко сну, позволю себе сформулировать для вас вопрос на завтра...

А не создать ли под вашим "модераторством" три ветки:
1. если бы я был министром
2. если бы я был директором
3. если бы я был свободным (частным) учителем

В свое время эти темы (и вариации) были очень популярны в нашем Лицее и, должен сказать, что систематизация ответов на эти вопросы приносила положительные плоды...
С уважением
А.Г.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Забавно, Владислав Иванович, вы это все описали.
Но и грустно от осознания того, что лишь некоторые из перечисленных административных работников могут партнерски взаимодействовать с высшими и низшими... Феодальная лестница, однако...
(Александр Городинский @ 08.01.2007, 06:52) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, пока вы спокойно спите, а я успешно готовлюсь ко сну, позволю себе сформулировать для вас вопрос на завтра...

А не создать ли под вашим "модераторством" три ветки:
1. если бы я был министром
2. если бы я был директором
3. если бы я был свободным (частным) учителем

В свое время эти темы (и вариации) были очень популярны в нашем Лицее и, должен сказать, что систематизация ответов на эти вопросы приносила положительные плоды...
С уважением А.Г.
Что же Вы спрашиваете, Александр Яковлевич bravo.gif, открывайте, если есть, что сказать иле желание к чему-то прийти smile.gif Заходите на любой форум и нажимаете в верхнем правом углу большую серую кнопку "Открыть тему". Кстати, похожий опыт на Педсовете есть. smile.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 16.02.2007, 00:49) <{POST_SNAPBACK}>
Забавно, Владислав Иванович, вы это все описали.
Но и грустно от осознания того, что лишь некоторые из перечисленных административных работников могут партнерски взаимодействовать с высшими и низшими... Феодальная лестница, однако...


Вертикаль власти... Органов власти... Догадываетесь каких органов? tongue.gif Если я - субъект (федерации ли, местного самоуправления ли, принятия управленесого решения ли...), то ты - мой орган!

Такая вот дихотомичная (верх-низ) картинка сознания.Веками складывающаяся, историчеси обусловленная, нормативно закрепленная, в языке оформленная... Я - начальник, ты... сами поимаете какой орган. И что с этим делать?

Рассказыают, что когда завершились крестовые походы и рыари-феодалы вернулись домой и порубали всласть друг друга и королей до умопомрачения(историки даже называли мне как-то имя и дату последнего такого сражения где-то на границе сегодняшней Голландии и Франции), то встал вопрос о том, кто эту накопившюся кучу хозяйствнно-экономических проблем разгребать на территории будет.Тогда они выбрали из своих рядов самых умных и достойных и взвалили на них проблему управления хозяйством. А те, не будь дураками - ниже, на своих оруженосцев и надежных друзей по прошлым битвам не на жизнь а насмерть. Так постепенно обустраивалось и прорастало в обществе и в сознании местное самоуправление в Европе. Веками... Вглубь и вширь...

Во время татаро-монгольского ига сборщики податейтриста лет наезжали на Русь за данью раз в год... В промежутках правил назначенный ими из местной знати князь... "Ну, нет в этом году дани,- оправдвался князь,- засуха сплошная". Вджик!, - и летела оземь голова князя и назначался более способный... "Ну, нет в этом году дани,- оправдывлся тот через год, - всю картошку колорадский жук пожрал на корню... ar.gif sarcastic.gif Вджик... И новый князь принимался заново осваивать агрокультуру, развивать ремесла, налажить торголю... А все для того, чтобы на следующий год избежать для себя - вджик... Так закладывались основы территориального управления на Руси...И чего мы хотим сегодня, если понимаем, что существует общественная культрно-истрическая память, в культуре, языке, традициях вопроизвводящася... Вджик, - тут не получится... Тут только школа и образоание соразмерны стоящим вызовам грядущего изменения сознания..
Давид Штейн ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 07.03.2007, 14:28) <{POST_SNAPBACK}>
Во время татаро-монгольского ига сборщики податейтриста лет наезжали на Русь за данью раз в год... В промежутках правил назначенный ими из местной знати князь... "Ну, нет в этом году дани,- оправдвался князь,- засуха сплошная". Вджик!, - и летела оземь голова князя и назначался более способный... "Ну, нет в этом году дани,- оправдывлся тот через год, - всю картошку колорадский жук пожрал на корню... ar.gif sarcastic.gif Вджик... И новый князь принимался заново осваивать агрокультуру, развивать ремесла, налажить торголю... А все для того, чтобы на следующий год избежать для себя - вджик... Так закладывались основы территориального управления на Руси...И чего мы хотим сегодня, если понимаем, что существует общественная культрно-истрическая память, в культуре, языке, традициях вопроизвводящася... Вджик, - тут не получится... Тут только школа и образоание соразмерны стоящим вызовам грядущего изменения сознания..


Дорогой, Владислав Иванович, вы интересно описали ситуацию с управлением в России. Так ли это не буду пока судить. Нас учили несколько по-другому.

На другой ветке вы сделали анализ состояния с образованием в России. Который не придает надежд на скорую эволюцию при существующей форме и содержании управления.
Так что же делать в России? Вновь звать "ворягов"?
Д.Ш.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+