Личный кабинет

3. Как организовать общественную экспертизу учебников?

Алексей Бутузов ( Пользователь )
Качество школьных учебников во многом не только от состава авторских коллективов, но и от тех людей и организаций, которые проводят их экспертизу. Министерство образования и науки РФ предполагает расширить список экспертных организаций за счет привлечения ассоциаций учителей-предметников и родительских ассоциаций.

Уважаемые коллеги!
Приглашаем к обсуждению проблемы.

Как организовать общественную экспертизу учебников?
Какие требования должны быть предъявлены к педагогическим и родительским ассоциациям, привлекаемым к экспертизе учебников?




*(Обсуждение тем форума пройдет до 17.08.2007. После этого темы будут закрыты и обобщены!)
Семенов Вадим ( Пользователь )
Скажем, выложить макет в инете и организовать обсуждение на форуме. Хоть здесь, хоть создать специализированнный форум при минобре. Для всех желающих высказаться. Если привлекать только "специально выбранных представителей общественности" ситуация не изменится, такой подход принципиально мало отличается от нынешней ситуации. Любая хоть сколько-нибудь крупная ассоциация тоже бюрократическая структура со своими интересами у руководителей. Получится только галочка, что "общественность" принимала участие.
Александр Бондаренко ( Пользователь )
Угум-с. Открытый доступ - наше всё. Ещё хорошо бы чтобы можно было вести версионность учебников (где-то что-то подправили - это хорошо, но чтобы была возможность посмотреть что на что меняли и кто менял).

Доступ всякого рода ассоциациям давать на общих основаниях. Правда я не понимаю каким образом будет выражаться мнение ассоциации. Ведь если любой её член может высказать своё мнение, то зачем нужно ещё что-то от группы? Если так важно "группировка", то можно тегировать членов. Тогда будет видно что вот от группы под тегом "Родители против ОПК" по данному учебнику высказалось столько мнений. "Интересно? Смотрите вон туда".
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 09.08.2007, 18:53) <{POST_SNAPBACK}>
Качество школьных учебников во многом не только от состава авторских коллективов, но и от тех людей и организаций, которые проводят их экспертизу. Министерство образования и науки РФ предполагает расширить список экспертных организаций за счет привлечения ассоциаций учителей-предметников и родительских ассоциаций.

Уважаемые коллеги!
Приглашаем к обсуждению проблемы.

Как организовать общественную экспертизу учебников?
Какие требования должны быть предъявлены к педагогическим и родительским ассоциациям, привлекаемым к экспертизе учебников?

Родители не особо даже форумом интересуются, какие уж там экспертизы.

Родительские организации имеет ли смысл привлекать при экспертизе учебника для своей школы? Скорее нет, ибо скорее всего нет там специалистов готовых бесплатно прочитать учебникИ по предмету и написать ответственный отзыв.

Допустим очередной этап - региональные объединения родителей. Скинулись. нашли специалита(ов) заплатили за экспертизу, а ее на федеральном уровне зарубили и остались в регионе и без денег(которые могли пойти на благие цели, а закупку существующих учебников) и без учебников.

Вывод: такая родительская "экспертиза" только фикция прикрывающая желание надстройки над школами заработать большенько на отвлечении денег из карманов родителей.

Нужна не столько общественная (обсуждение введения основ православия доказало неэффективность самых высоких обращений), столько самая широкая и гласная профессиональная экспертиза!
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Сергей Игоревич, вам не кажется, что "глас народа" - не глас эксперта? Поэтому размещение теКста в Сети (не говоря уж об авторских правах!) - не очень оправданно.

Давайте уточним условия организации подобной экспертизы. Как вы на это смотрите? Четко и по порядку. bravo.gif


*(опечатка)
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 10.08.2007, 00:48) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Игоревич, вам не кажется, что "глас народа" - не глас эксперта? Поэтому размещение теста в Сети (не говоря уж об авторских правах!) - не очень оправданно.
Глас народа это не глас эксперта, но при этом каждый из нас является экспертом в области своей профессиональной деятельности, оставаясь дилетантом в остальных. И я не имел ввиду править учебники путем интернет-голосования. Но проблема по-моему совсем не в том, что не найти достаточно квалифицированных экспертов, а в кулуарном характере обсуждения. Что позволяет проталкивать негодные учебники, закрывать глаза серьезные недостатки. Что сейчас известно, почему одобрили тот или иной учебник, какие были замечания, как шла дискуссия? Куда можно прислать свои соображения? Некие неведомые эксперты посовещались в узком кругу и решили. Ну назначат "более других", как бы от общественности, что изменится?

Что касается авторских прав, то публикация макета для обсуждения не дает никому права печатать по этому макету бумажные учебники и извлекать доход. И в любом случае после выхода в свет содержание учебника становится совершенно несекретным. Ничто не мешает желающим отсканировать его и вывесить у себя на сайте. Да и вывешивают в массовом порядке.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 09.08.2007, 22:48) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Игоревич, вам не кажется, что "глас народа" - не глас эксперта? Поэтому размещение теста в Сети (не говоря уж об авторских правах!) - не очень оправданно.

Давайте уточним условия организации подобной экспертизы. Как вы на это смотрите? Четко и по порядку. bravo.gif


Извините, не понял, о каком тесте речь?

Глас народа - это что?
Если это голос "ассоциаций родителей" то
а) его не видно и не слышно за официальным голосом
б) он пока абсолютно идентичен глосу соответствующего администратора.

Учет мнений, если хотите, формализованых экспертных оценок профессионалов, а за хороший учебник любой учитель проголует с огромным удовольствием - объективно!
Если будут мнения ученых, методистов, то будет повод для коммуникации - разумно.
Без доступного всем участникам учебника будет как было, только Большими деньгами на неоправданую, предсказуемую экспертизу.

Этапы?
Первичный отбор -сейчас вполне может быть голосованием на сайте по предъявлению оглавления и хотябы одной главы учебника.
2 Выкуп прав на отобраный текст у автора образовательной организацией, государством - вполне легитимно и разумно.
3 Размещение всего текста и наработка мнений, дополнений, методики как частными лицами так и официально.
4 Тиражирование, возможно поэтапное, для выбравших учебник регионов.
5 Совершенствование под себя... вплоть до идеала. Конкурсы, конкурсы, конкурсы...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Займу выжидательную позицию. Почитаю сообщения коллег.

Но признаюсь сразу - я ПРОТИВ общественной (т.е. непрофессиональной) экспертизы учебной литературы.

Хотел бы услышать ответ на свой вопрос: те самые эксперты - это кто??? Предполагаю, что из учителей - победители национального проекта "Образование", из родителей - члены всевозможных советов (попечительских и.т.п.). Тогда сливаем масло и заканчиваем разговор.
По-разному относятся к действующим экспертам - РАН и РАО. И обвиняют в пособничестве неким издательствам, и то, что заскорузлые дядьки там сидят. И все же как минимум профессионалы.


Понятно, что сегодня модно "общественно экспертировать". Но мы не Великобритания (там, правда об этом даже речи не идет). Любая серьезная(!!!) экспертиза требует серьезной подготовки, знаний, умений и навыков. Ни у учителей, ни у родителей ее НЕТ!! У большинства НЕТ. Отбором же экспертов будут заниматься те же чиновники-управленцы. Результат будут не Положительный. Получится очередная профанация, изложенная в нормативных документах - типа общество согласно.

Не забываем, что по изменениям в Законе об образовании - любая УМЛ должна теперь проходить экспертизу.

Со мной многие не согласятся. И это правильно!!! Добиться от государства права ВЫБИРАТЬ путем экспертизы учебную литературу - это МНОГО. Это практически во власть влезть. И многие крикнут - наконец-то. Дали порулить!!!

Производство учебной литературы - это коммерческое предприятие. Никакая ком. организация не будет ждать три года до выпуска учебника. ИМ ЭТО НЕ ВЫГОДНО. Или монополизируйте все или пеките пирожки.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 10.08.2007, 17:09) <{POST_SNAPBACK}>
Займу выжидательную позицию. Почитаю сообщения коллег.

Но признаюсь сразу - я ПРОТИВ общественной (т.е. непрофессиональной) экспертизы учебной литературы.
...

Я тоже за профессиональную экспертизу.
Профессионал - работающий с учебником практически, а не теретизирующий о своей исключительности на ставке, гранте, вознаграждении =прямо зависимой от заказа на экспертизу.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 10.08.2007, 17:09) <{POST_SNAPBACK}>
Но признаюсь сразу - я ПРОТИВ общественной (т.е. непрофессиональной) экспертизы учебной литературы.
Хотел бы услышать ответ на свой вопрос: те самые эксперты - это кто??? Отбором же экспертов будут заниматься те же чиновники-управленцы. Результат будут не Положительный. Получится очередная профанация, изложенная в нормативных документах - типа общество согласно
.


Полностью согласен с Вами, Андрей Владимирович. Общественная экспертиза -это не профессиональная экспертиза. Это "книга жалоб", изучать и анализировать которую должны профессиональные эксперты. Но кто это? А судьи кто?

Но самый главный вопрос - кто присваивает СТАТУС ЭКСПЕРТА и каким образом? Этот путь может может быть разным - через медленное и естественное создание профессионального экспертного сообщества СНИЗУ (а что мы с Вами на ВИПе делаем?). Или через легитимную ПРОЦЕДУРУ отбора и назначение профессиональных экспертов СВЕРХУ. А для этого нужен Закон РФ о государственно-общественной экспертизе. Не только в образовании. Его тоже можно тут начать обсуждать.

Третий путь, пользуясь пока действующим законом "О техническом регулировании", двигаться через добровольную сертификацию членов экспертного сообщества. Этим я пытался заняться в конце 90-х в ПРООН. Можете в файле посмотреть наброски к этой идее. Хотя базовые нормативы там уже устарели.

[attachment=2345:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+