Личный кабинет

Социология одарённости

Денис Парамонов ( Пользователь )
Здравствуйте, коллеги.

Одарённость - что это такое?

Вопрос не нов, за последний месяц только в блогах ЖЖ дважды на моей памяти поднимали эту проблему.
Немало книг и статей написано, немало.

Тем не менее, перечень программ, ПРЯМО посвящёных одарённости - скуден.
"Одарённые дети" плюс несколько региональных программ.

Заявки о наличии таковых у творческих союзов, вузовские инициативы, типа "Шага в будущее", постоянные вкрапления этой проблематики в нац.проекты, в повестки дня вице-премьеров и министров, даже президента - всё пока что "по касательной".

Общественная палата al.gif готовит Доклад с ББ (С "большой буквы", а не то, что можно было подумать smile.gif ), посвящённый проблеме одарённости, причём не только детской одарённости.
Верстается опросник, формируются анкеты.
Пока что инициаторы говорят "Дерзайте", поле не-паханное, закладывайте в опрос всё, что хотите.
excl.gif

Первая проблема - сколько видов анкет, каков перечень спецификации. Так, актуально ли знать мнение управленца обРазованием - отдельно, и для чиновника - свой список вопросов. А для родителя (и родителя малыша-детсадовца - отдельно?)? а для (молодого) учёного? И что за учёный (это же может быть корпоративный гений, гуру, но без степени!). А может и религиозного деятеля включить в опрос. И т.д.
Это не так смешно и просто, как на первый взгляд кажется, да.

excl.gif
Вторая - содержание.
Сегодняшние методики обработки информации могут оч. многое - клик мышкой в среде SPSS - и любой график любой зависимости на любой вкус.
При этом - повторюсь - опрос массовый. Т.е. сильно не углубишься и про теории Блума-Гилфорда сильно не порасспрашиваешь.
Т.е., нужны какие-то правильные вопросы, к-рые и уму профессионала и душе респондента подойдут.

Пока что вдохновители опроса пытаются не обращать внимания на маячивший тревожно огонёк: bomb.gif
"проблема одарённости не может быть государственной проблемой; широкая общественность не должна допускаться до обсуждения вопросов выявления и поддержки талантов; это тема сугубо профессиональная, "цеховая".
Пока не обращают.
И мы - пока - не будем.
ok.gif
КОЛЛЕГИ!. ЕСТЬ ЛИ МЫСЛИ НА ЭТОТ СЧЁТ?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(denparamonov @ 09.06.2007, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, коллеги.

Одарённость - что это такое?

ok.gif
КОЛЛЕГИ!. ЕСТЬ ЛИ МЫСЛИ НА ЭТОТ СЧЁТ?


Я понял, что Вы пошутили. Насчет оценки одаренности.
Если нет ohmy.gif , то он сможет ответить...

[attachment=2200:attachment]
Игорь Сухин ( Пользователь )
(denparamonov @ 09.06.2007, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Одарённость - что это такое?


Я уже как-то писал, например..., повторюсь:

Круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал", Москва, Федерация Интернет Образования, 28.04.2004, 15.00-18.30
(черновые заметки по горячим следам)

О данном мероприятии я узнал в этот же день в 12.00 из новостной строки "Российского образовательного форума". Об организаторе - Федерации Интернет Образовании - там было написано так: "Федерация Интернет Образования (ФИО) осуществляет бесплатное обучение педагогов информационным технологиям. Для этого создаются региональные центры Интернет - образования. В настоящее время в 42 центрах ФИО прошли обучение более 100 тысяч учителей. Деятельность организации отмечена на самом высоком уровне: авторскому коллективу ФИО под руководством ответственного секретаря Сергея Монахова присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год". С помощью имеющейся там формы сразу же выразил сожаление о том, что на столь важное мероприятие не приглашено руководство комиссии "Шахматы и образование". Буквально через несколько минут раздался телефонный звонок, и руководитель проекта Тамара Борисовна Малых любезно предоставила мне аккредитацию. К началу успеть не удалось: предстояли важные встречи с секретарём ДЮК РШФ В.А.Пожарским и поездка в редакцию популярного журнала "Мурзилка", которому в эти дни исполнилось 80 лет. Прибыл только в 17.00 и убедился, что и впереди было немало интересного. Непосредственно о шахматах было сказано не так-то и много, но, если преломить многие проблемы к шахматам, то картина получается любопытная.

Итак, 28 апреля 2004 года сайт Родитель.ru организовал круглый стол "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал". Обсуждение этой темы продолжило серию встреч представителей СМИ и ведущих специалистов, занимающихся научными исследованиями в области детской одаренности.
Темы круглого стола 28 апреля: 1. Почему способные дети не всегда могут реализовать свой потенциал? 2. Как выявить доминирующие способности ребенка? 3. Сложности обучения одаренного ребенка. 4. Как построить качественную массовую систему поддержки одаренных детей? 5. Как помочь общеобразовательной школе обучать одаренных детей? 6. Одаренные дети сельской школы – кто поможет современным Ломоносовым? 7. Необходимо ли учить чему-то особому одаренных детей?
Приглашённые на круглый стол: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО; Ушаков Дмитрий Викторович, Вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при совете Европы (Евроталант); Войскунский Александр Евгеньевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией "Психологические проблемы информатизации" факультета психологии МГУ; Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского городского психолого-педагогического института; Бабаева Юлия Давыдовна, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ; Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией психологических проблем художественного развития; Овчинников Владимир Федорович, директор ВЗМШ, директор физико-математического Лицея "Вторая школа".
Не смогли приехать на круглый стол или ушли до 17.00: Ященко Иван Валерьевич, директор Центра непрерывного математического образования; Агаханов Назар Хангельдыевич, кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ, зам. председателя жюри Всероссийской математической олимпиады школьников, руководитель сборной РФ на международной математической олимпиаде, преподаватель ЗФТШ; Грабиленков Михаил Васильевич, Минобразования науки и образования РФ, и.о. заместителя начальника Управления развития и планирования научных исследований; Альминдеров Владимир Васильевич, Президент Международного интеллект-клуба "ГЛЮОН"; Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития; Калиш Ирина Викторовна, и.о. главного специалиста, Министерство науки и образования; Ильясов Ислам Имранович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ; Прутченков Александр Сергеевич, ведущий научный сотрудник государственного НИИ "Семьи и Воспитания", доктор педагогических наук, профессор, директор Лицея для одаренных детей.
Круглый стол состоялся по адресу: Малая Тульская улица, д. 59, в конференц-зале Московского центра Федерации Интернет Образования (второй этаж). Организатор круглого стола Тамара Борисовна Малых (malykhtb@fio.ru) - раб. тел: 954-62-84.


Что сказать о мероприятии в целом? Оно удалось. Тамара Борисовна собрала в этот день настоящих профессионалов, которые приоткрыли коллегам многочисленные аспекты проблемы одарённости. На вопрос: "Какова оптимальная система работы в школе с одарёнными детьми в РФ и за рубежом?", Д.В.Ушаков ответил, что такой работы в РФ нет, а за рубежом есть интересные модели (Вензулли? и др.) Он заметил, что если считать весь класс за 100% и посмотреть 5% лучших учеников и 5% худших (неуспевающих), то "разница в обучаемости составит в 8 раз". Что касается РФ, то нужны а) модель, б) её тиражируемость. Проблема вундеркиндов – хорошо ли это? Скорее плохо: формируются завышенные ожидания и т.п. Любопытен тезис Д.В.Ушакова о том, что у тех детей-вундеркиндов, которые реализовали себя в абстрактных предметах (математика и физика), много личностных проблем. А вот в неабстрактных – вроде как нет. Если преломить это к шахматам, то заставляет задуматься.
Д.Б.Богоявленская не согласилась, что "такой работы в РФ нет": "А свободное расписание?" Ю.Д.Бабаева подчеркнула, что в школах учителя боятся одарённых детей. Заметила, что "диагностика сейчас смотрит очень фрагментарно", хромает. Часто диагностика сводится только к тому, что поставят штамп и всё. Такая диагностика не нужна. Беда в том, что отечественное обучение немотивированное, а ведь это легко исправить. Также Ю.Д.Бабаева посетовала на изоляцию школ, каждая из которых "создаёт рай только у себя", а дети почти "нескоординированы". В школе одарённых ребят эксплуатируют только как "выставочный образец". А в вузах говорят "забудьте, чему вас учили в школе", т.е. детей очень долго учат не тому. В школах не нужно учить вузовские курсы, а стоит дать детям перспективу.
В.С.Юркевич посетовала, что с 17 века цели и задачи школы не изменились: качественные, систематизированные, глубокие знания. А ведь нужно развить возможности человека. Нужно заниматься способностями, научить самообразованию. (Вспомним о шахматах!)
Д.Б.Богоявленская сообщила, что диагностика учеников начальных классов в сельских школах показала – "мозги в детей великолепные", показатели выше, чем в городе. Поэтому движение компьютеров в село – замечательная вещь. Д.Б.Богоявленская не согласилась с методикой недавно обнародованных исследований детей разных стран, где РФ заняла одно из не престижных мест: "Задания были неадаптированными для россиян, непривычными и т.п."
Собравшиеся отметили ещё одну важную проблему (кстати, применительно к шахматами, озвученную недавно противниками всеобуча): "стоит ли давать детям мудрое, хорошее, если затем они окунутся в такую непростую жизнь". Как видим, это проблема всепредметная. Многие ссылались на недостаток информации буквально во всём. Полностью согласен, поэтому я в меру сил пытаюсь давать максимум информации, безусловно, в ущерб своей работе и интересам. Но я не хочу, чтобы шахматные педагоги также страдали от отсутствия информации, как раньше (впрочем, и теперь положение не лучше) страдал я сам!
Затем одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?"
Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал. Я обратился к Д.Б.Богоявленской: "Диана Борисовна, в конце 80-х гг. широко обсуждались перспективы преподавания шахмат в школах. Редакция "Учительской газеты" в те годы специально обратилась в Ваш институт, чтобы узнать Ваше профессиональное мнение по данному вопросу. Вы очень хорошо написали о шашках и шахматах. Не изменилось ли с тех пор Ваше мнение? Кстати, не все знают, что предмет "шахматы" официально в начальных классах РФ с 1994 года стал факультативом". Напомню, что ответ Дианы Борисовны можно найти на нашей веб-странице "О пользе шахмат". Вот фрагмент от 1990 года: "…Наряду с другими интеллектуальными играми, тренирующими мышление, память, внимание, эта игра является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации (условиями) и строить мысленную модель данной ситуации. Быстрота смены моделей, связанная с объективным изменением ситуации (ход) и с необходимостью видения различных структур в одной и той же позиции, - великолепный тренинг гибкости мышления. Необходимость прогноза (просчёта ходов) развивает планирующую функцию мышления. Неограниченная вариативность ситуации и необходимость быстрого принятия решения наиболее эффективно оттачивает процессы анализа и синтеза, качество которых классик советской психологии С.Рубинштейн отнёс к ядру умственных способностей человека. Но, кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шашки и шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Необходимо отметить, что эти игры способствуют формированию многих качеств личности, например, таких, как, выдержка, воля и др., без которых невозможна продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шашки и шахматы являются хорошим тренингом мышления именно в силу того, что стимулируют его, не отягощая нас необходимостью специальных знаний, требуя лишь минимум - знания определённых правил… Особенно дорога ситуация свободы выбора, так как она обеспечивает в игре её внутреннюю мотивацию… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду… Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах..." (Подробнее - см. "Учительская газета", 1990, №48). 28 апреля 2004 года Д.Б.Богоявленская снова отозвалась о шахматах, как об очень важном предмете, но указала, что начинать нужно с шашек, как с более простой игры. Я не согласился: "Шашки менее важная игра для детей, так как, помимо всего прочего, если в шахматах можно (порой) играть на основе общих соображений, то в шашках – нет, они слишком тактичны". Д.Б.Богоявленская: "Шашки проще, потому что у них только одно свойство; поэтому в 5-6 лет нужно изучать шашки, а уже потом шахматы. Шахматы слишком сложны для детей 5-6 лет". Я: "Ничего не имею против шашек, но для детей 5-6 лет ГОРАЗДО полезнее игра в шахматы на фрагментах доски: фигура против фигуры, например, ладья против слона на фрагментах 3 на 3 поля и 4 на 4 поля. Здесь хорошо отрабатываются и элементы централизации, и ограничения подвижности, и общее планирование, и поиск алгоритма. Ничего этого шашки дать не могут. На эту тему я написал в своё время книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Д.Б.Богоявленская не знала об этой книге, спросив: "А где можно её купить?", затем согласилась с моим подходом, с моей идеей и намеревается обязательно её опробовать. После заседания мы с Д.Б.Богоявленской продолжили беседу на эту тему и вспомнили нашу последнюю встречу, состоявшуюся лет 15 назад. Очень интересен был обмен мнениями и с Тамарой Борисовной Малых. Позднее я посмотрел материалы веб-проектов Тамары Борисовны на сервере Федерации Интернет Образования, и почти все они меня чрезвычайно заинтересовали. Считаю весьма важным координировать работу совместно с данной Федерацией, имеющей огромный опыт распространения информации.
О данном мероприятии читайте также материалы на сайте ФИО - http://parent.fio.ru/news.php?n=28491&c=1431.

А также - http://chess555.narod.ru/odar1.htm
(это - источник, мои заметки).
Денис Парамонов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 09.06.2007, 19:59) <{POST_SNAPBACK}>
Я понял, что Вы пошутили. Насчет оценки одаренности.
Если нет ohmy.gif , то он сможет ответить...

[attachment=2200:attachment]




Нет, не пошутил.

"метафизическое вопрошание о чтойности" слегка апектизириуется: речь идёт о социологии одарённости.
Денис Парамонов ( Пользователь )
Игорь Георгиевич, спасибо.
Ваша работа в этом вопросе наследует лучшие традиции отечественного образования: широта взгляда на проблему и детальная проработка некоторых моментов (шахматы! развитие способноестей) исходя из этого общего понимания.

Два слова
1. Я был свидетелем жарких дискуссий об одарённости в 2007 году: в Общественной палате и на Челпановских чтениях. С 2004 года прио(авто)ритеты в этих вопросах и проблематика практически не изменились - судя по вашим качественным отчетам о событиях 2004 года.

2. Исследования феномена одарённости углубились, а также, в связи с тем, что многие из учёных уже имеют собственные площадки и/или учеников, дискуссии стали жёстче "привязываться к практике".


НО СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА - ТА ЖЕ: ПО-ПРЕЖНЕМУ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ОДАРЁННОСТЬ ИМЕЕТ ТУ ЖЕ "ПРОПИСКУ" , ЧТО И ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД (см. институциональную гомогенность участников дискуссии об одарённости); ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТАЛАНТА ПРОИСХОДИТ В РАМКАХ УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (оппозиции: или шахматы, или математика - уже "внутри"); СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ ТЕ ЖЕ; РАССМАТРИВАЮТСЯ ТОЛЬКО ДЕТИ (а не группы всех возрастов); И - ЧТО УДИВИТЕЛЬНО:
- до сих пор НЕТ АРТИКУЛЯЦИИ, ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМЫ ЭТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Денис Парамонов ( Пользователь )
Продолжаю разговор.

Итак, говоря языком дилетанта в социологии, генеральная совокупность опроса либо слишком обширна либо наоборот.
ak.gif
Можно и к гениям отсылать - не только к Пушкину - мол, их, небожителей спросите.
Большее число гениев - так всегда бывает - ушли от нас в мир иной.
Я поддерживаю мнение тех исследователей одарённости, что ценят дневники и мемуары самого гения или друзей-соратников выше, чем результаты тестов. Да, в дневниках Эккермана можно многое почерпнуть.
thumbs.gif thumbs.gif thumbs.gif
Но все ли учащиеся-выпускники пушкинского лицея априори талантливы? И наоборот, если социальный интерьер гениальности не имеет значения, нужно ли выбрасывать "социальный фактор" вообще?
Чтобы стать Спинозой, не нужно точить стёкла и порывать с еврейской общиной, эмигрировать; а может что-то в этом и есть, а ("гении - эмигранты")?
excl.gif
Какие-то "фильтры" и учреждения для выявления одарённости (чаще всего - детей, в крайнем случае - талантливых студентов) - есть. Сколько талантов захватывает эта сеть?
И кроме институциональной прописки будущих гениев, вроде специальных школ и учреждений, кроме статистики Олимпиад (в том числе и международных) интересны "невидимые колледжи", набор социологически описываемых характеристик "инфраструктуры одарённости".

whistle.gif
Есть ба-а-альшой том Рэндалла Коллинза - социология философии. Философские (и вообще - интеллектуальные!) кружки и сообщества, ученики, конфликты, влияния. Социологизация философской традиции.
Респект Коллинзу, причём у нас нечто подобное потихоньку тоже исследуется.
Так вот.
ГДЕ ОНА - СЕГОДНЯШНЯЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОДАРЁННОСТИ.
И престиж учёного упал, и система советского институционального "продвижения таланта" разрушилась.

Тем не менее, кто-то всё-таки пробивается. И не только за деньги. И без тестов IQ.
Т.е., что-то осталось - система рекомендаций, объективная оценка таланта.

Что-то еще?
Сергей Галаган ( Пользователь )
(denparamonov @ 15.06.2007, 17:34) <{POST_SNAPBACK}>
ГДЕ ОНА - СЕГОДНЯШНЯЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОДАРЁННОСТИ.


На общеобразовательном уровне структура есть, и стоит весьма дорого, и выросла как численно так и продуктивно( по количеству производимой информации) в один из достаточно легетимных способов зарабатывать хорошие деньги на способных учениках внутри системы всеми, учителями, методистами, преподавателями, наукой и многими ОУ тоже.

На уровне вузов есть структуры берущие очень способных под свое крыло и дальше их стойко эксплуатирующие( с обучением нужному корпорации) до полного истощения...

Разрушена совесть многих участников, но это общее место характеристики этой общественной системы.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Денис Олегович, вот ещё материал по вопросу.

И.Г.Сухин "1-я международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон”
- http://chess555.narod.ru/zz_ponomarev.htm

Посвящена 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева
День первый, 15 сентября 2005 года, впечатления
Общая информация Института психологии РАН - http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?grou...2&newid=217
Программа симпозиумов - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_3_1.html
Тезисы - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html
Местонахождение Института психологии РАН - http://psychol.ras.ru/map.shtml
Я.А.Пономарёв и шахматы - http://proint.narod.ru/oldj/kru_stol_80.htm

О Пономарёве: "Выдающийся российский ученый Яков Александрович Пономарев (1920-1997) не только создал структурно-уровневую теорию творчества. Он также внес вклад в исследование философско-методологических проблем психологии, разработку системно-структурного подхода, заложил оригинальную теорию интеллектуального развития человека, в красивых экспериментах установил такие фундаментальные психологические феномены, как неоднородность психического отражения, явление побочного продукта деятельности и многое другое. Уже в школе большие способности будущего ученого не были секретом, причем проявлялись они не только в учебе, но и спорте. Юный Яков Пономарев имел первый разряд по шахматам и боксу, полупрофессионально играл в футбол" - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html.
Я поздно узнал об этой конференции, но не мог её не посетить, так как труды учёного дали мне немало идей при создании курса "Шахматы - школе". Я посетил не мало конференций, которые ничего не дали ни уму, ни сердцу, поэтому был приятно удивлён днём первым данной конференции, когда не только удалось наладить контакты с рядом коллег, но и прослушать качественные пленарные выступления.
Перед началом работы конференции удалось познакомиться с Николаем Евгеньевичем Веракса http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_...ns/Veraksa.html (учеником Л.А.Венгера), заведующим лабораторией Института развития дошкольного образования (директор Института - В.И.Слободчиков). Предмет беседы - вопрос “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования”, который обсуждался 6 июля на заседании Президиума РАО. Так как к проекту Постановления “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования” Институт развития дошкольного образования имел прямое отношение, то мне хотелось, чтобы в директивных материалах по предшкольному образованию шахматы были записаны хотя бы одной строкой. Важно, что Николай Евгеньевич сказал, что положительно относится к шахматам.
Затем я подарил Диане Борисовне Богоявленской http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstracts_...avlenskaya.html (доктор психологических наук, зав. лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО) свою книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет" (давно обещал). С Дианой Борисовной я впервые встретился лет 10 назад. Затем 28-04-2004 с 15.00 до 18.30 в Федерации Интернет Образования состоялся круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей". В ходе мероприятия у нас с Дианой Борисовной состоялся обмен мнениями о необходимости проведения шахматных уроков в школах. Д.Б.Богоявленская очень хорошо отозвалась о шахматах, но полагала, что вначале следует изучать шашки, как более простую игру. Думается, мне удалось убедить Диану Борисовну в том, что начинать нужно именно с шахмат. Она тогда спросила, где можно купить мою книгу, и я обещал её подарить.
Напомню, что в ходе указанного круглого стола одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Заговорили о личности педагога, она определяющая. Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Д.В.Ушаков подчеркнул, что "нужно развивать способность мыслить, но как?" Тут я вмешался в дискуссию. Шахматы – в числе эффективных средств! Возражать против шахмат никто не стал. Я обратился к Д.Б.Богоявленской: "Диана Борисовна, в конце 80-х гг. широко обсуждались перспективы преподавания шахмат в школах. Редакция "Учительской газеты" в те годы специально обратилась в Ваш институт, чтобы узнать Ваше профессиональное мнение по данному вопросу. Вы очень хорошо написали о шашках и шахматах. Не изменилось ли с тех пор Ваше мнение? Кстати, не все знают, что предмет "шахматы" официально в начальных классах РФ с 1994 года стал факультативом". Напомню, что ответ Дианы Борисовны можно найти на нашей веб-странице "О пользе шахмат". Вот фрагмент от 1990 года: "…Наряду с другими интеллектуальными играми, тренирующими мышление, память, внимание, эта игра является позиционной, т.е. она позволяет моделировать функцию установления отношений между элементами ситуации (условиями) и строить мысленную модель данной ситуации. Быстрота смены моделей, связанная с объективным изменением ситуации (ход) и с необходимостью видения различных структур в одной и той же позиции, - великолепный тренинг гибкости мышления. Необходимость прогноза (просчёта ходов) развивает планирующую функцию мышления. Неограниченная вариативность ситуации и необходимость быстрого принятия решения наиболее эффективно оттачивает процессы анализа и синтеза, качество которых классик советской психологии С.Рубинштейн отнёс к ядру умственных способностей человека. Но, кроме тренинга разных сторон мышления, игра в шашки и шахматы создаёт условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина. Необходимо отметить, что эти игры способствуют формированию многих качеств личности, например, таких, как, выдержка, воля и др., без которых невозможна продуктивная деятельность человека даже при наличии высоких умственных способностей. Шашки и шахматы являются хорошим тренингом мышления именно в силу того, что стимулируют его, не отягощая нас необходимостью специальных знаний, требуя лишь минимум - знания определённых правил… Особенно дорога ситуация свободы выбора, так как она обеспечивает в игре её внутреннюю мотивацию… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду… Главное, чтобы шахматы помогали поднять общий интеллектуальный уровень школьников, необходимо прекратить ориентировать их на чисто спортивный результат, на выявление отдельных перспективных игроков, что принято в наших кружках и спортивных школах..." (Подробнее - см. "Учительская газета", 1990, №48). 28 апреля 2004 года Д.Б.Богоявленская снова отозвалась о шахматах, как об очень важном предмете, но указала, что начинать нужно с шашек, как с более простой игры. Я не согласился: "Шашки менее важная игра для детей, так как, помимо всего прочего, если в шахматах можно (порой) играть на основе общих соображений, то в шашках – нет, они слишком тактичны". Д.Б.Богоявленская: "Шашки проще, потому что у них только одно свойство; поэтому в 5-6 лет нужно изучать шашки, а уже потом шахматы. Шахматы слишком сложны для детей 5-6 лет". И.Г.Сухин: "Ничего не имею против шашек, но для детей 5-6 лет ГОРАЗДО полезнее игра в шахматы на фрагментах доски: фигура против фигуры, например, ладья против слона на фрагментах 3 на 3 поля и 4 на 4 поля. Здесь хорошо отрабатываются и элементы централизации, и ограничения подвижности, и общее планирование, и поиск алгоритма. Ничего этого шашки дать не могут. На эту тему я написал в своё время книгу "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Д.Б.Богоявленская не знала об этой книге, спросив: "А где можно её купить?", затем согласилась с моим подходом, с моей идеей и намеревается обязательно её опробовать. После заседания мы с Д.Б.Богоявленской продолжили беседу на эту тему и вспомнили нашу последнюю встречу, состоявшуюся лет 15 назад. Подробнее на веб-странице - круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей".

Но вернёмся к конференции “Творчество: взгляд с разных сторон”. Пленарное заседание 15-09-2005 началось в 14.12 выступлением А.Л.Журавлёва "О научных школах", где речь шла о развитии теории среднего уровня и уважении к фактам.
В 14.33 выступил один из учеников Петра Яковлевича Гальперина Николай Николаевич Нечаев "Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы". Он сообщил, что хотя Гальперин и Пономарёв придерживались в какой-то степени противоположных взглядов (Пономарёв выступал против деятельностного подхода), в жизни они очень бережно относились друг к другу, и советовал всем прочитать журнал "Вопросы психологии, 1990, №6, в котором Пономарёв рельефно изложил свои взгляды. Острое выступление Н.Н.Нечаева было очень интересным. Вот несколько цитат: "Творчество - абсолютно для всех. Всё, что делает человек - творческий акт. Значит, нет стереотипов, шаблона. "Каждый лист шуршит по-своему", - сказала работница конвейера. Творчество в чистом виде - мышление животного. Для Гальперина понять факт - научиться его производить. По Пономарёву творческая задача - задача на способ действия. Средневековая жизнь не предполагала человека-творца. Рубенс часто ставил свою подпись под работами других. Полагаю и Церетели, он не мог сделать столько".
В 15.20 выступил Дмитрий Викторович Ушаков "Истоки и перспективы структурно-уровневой теории творчества Я.А.Пономарёва". Он указал, что это 1-ая в РФ конференция по проблемам творчества. Проблематика психологии творческого мышления вначале была поставлена в Европе (Германия, "полюс сложности"), а после войны в США ("полюс точности"). Показал известную задачу "4 точки". Затем о решении задач с подсказкой - идею Пономарёв заимствовал у немцев (я реализовал её в своей первой книге "Приключения в Шахматной стране" - спасибо Помомарёву!). Теория Платона - мы всё вспоминаем. Некоторые моменты из выступления Д.В.Ушакова - У нас есть режимы: а) логический, б) интуитивный. И есть аппарат смены режимов. Когда идёт проговаривание - деятельность порой нарушается. Осознание иногда портит, т.е. не существует универсального метода. Произошла когнитивная революция. Ровно в 16.00 заседание завершилось.
Здесь мне очень повезло. Я раньше много ксерокопировал труды Пономарёва и нигде не мог купить его книг. А тут в магазине-киоске
Института психологии РАН за 50 рублей прибрёл его итоговый труд "Психология творения"!
Обложки книг Пономарёва посмотрите на веб-странице http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html
На конференции присутствовали жена (очень приятная в общении) и сын Пономарёва - А.Я.Пономарёв, который поставил автограф на книге отца. После конференции я спросил у Александра Пономарёва, как у него с шахматами? Отец научил его играть примерно в 7 лет, но дальше сын особого интереса не проявил. По словам жены, Я.А.Пономарёв стал первокатегорником примерно в 1936-1937 гг. Тогдашний первокатегорник, это как сейчас сильный мастер.
Вот, пожалуй, и всё.

Наша новостная строка (по теме):
15 сентября 2005: Москва: Сегодня посетил международную конференцию “Творчество: взгляд с разных сторон”, посвященную 85-летию со дня рождения выдающегося учёного Я.А.Пономарева (между прочим до войны он был первокатегорником, дружил с В.В.Смысловым). Среди участников зарегистрирован Anatoly Karpov. Подробности завтра.
12 сентября 2005: 15-18 сентября в Москве и Звенигороде пройдёт 1-я международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон” (http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=217), посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося психолога Я.А.Пономарева - одного из идеологов Шахматного всеобуча, см., например - http://proint.narod.ru/oldj/kru_stol_80.htm. 15.09.2005: 14.00 - 16.00: Пленарное заседание - в Институте психологии РАН (М. "ВДНХ", ул. Ярославская, д. 13). Программа симпозиумов - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_3_1.html. Наибольший интерес представляет секционное заседание 16.09: 11.00 - 14.00 "Творчество, одаренность, образовательная среда", председатели: Д.Б.Богоявленская, В.И.Панов, А.И.Савенков - http://psychol.ras.ru/ponomarev/Simposia_r...skaya_simp.html. Если позволит время, постараюсь посетить мероприятие 15 и 16 сентября.
19 августа 2005: 15-18 сентября в Москве состоится Первая международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон”, посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева (труды которого стали научной базой для написания моих шахматных книг). Организатор Конференции: Институт психологии РАН. Регистрация участников Конференции начинается 15 сентября 2005 года в 10.00 в здании Института психологии РАН. Первое пленарное заседание Конференции состоится в здании Института психологии РАН 15 сентября в 14.00. Дальнейшая работа Конференции и проживание участников – в пансионате “Звенигородский” РАН - http://psychol.ras.ru/ponomarev/rus.html.
15 июля 2005: 6 июля на заседании Президиума РАО обсуждался вопрос “О научных подходах к решению проблемы “предшкольного образования”. Так как он показывает разработчикам шахматных образовательных программ конкретное направление деятельности, то постараюсь со временем познакомить вас с важнейшими материалами заседания.
28 апреля 2004: С 15.00 до 18.30 в Федерации Интернет Образования состоялся круглый стол "Непростой путь проявления одарённости у способных детей". Присутствовали известные педагоги и психологи: Д.Б.Богоявленская, Д.В.Ушаков, А.Е.Войскунский и др. Комиссию "Шахматы и образование" представлял автор данных строк. Вела заседание Т.Б.Малых. В ходе мероприятия у нас с Дианой Борисовной состоялся обмен мнениями о необходимости проведения шахматных уроков в школах. Д.Б.Богоявленская очень хорошо отозвалась о шахматах, но полагает, что вначале следует изучать шашки, как более простую игру. Думается, мне удалось убедить Диану Борисовну в том, что начинать нужно именно с шахмат.

12 сентября 2005: 15-18 сентября в Москве и Звенигороде пройдёт 1-я международная конференция “Творчество: взгляд с разных сторон” (http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=217), посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося психолога Я.А.Пономарева - одного из идеологов Шахматного всеобуча, см., например - http://proint.narod.ru/oldj/kru_stol_80.htm. 15.09.2005: 14.00 - 16.00: Пленарное заседание - в Институте психологии РАН (М. "ВДНХ", ул. Ярославская, д. 13). Программа симпозиумов - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_3_1.html. Наибольший интерес представляет секционное заседание 16.09: 11.00 - 14.00 "Творчество, одаренность, образовательная среда", председатели: Д.Б.Богоявленская, В.И.Панов, А.И.Савенков - http://psychol.ras.ru/ponomarev/Simposia_r...skaya_simp.html.
Источник - http://suhin.narod.ru/arhiv.htm

Самое ценное здесь - http://psychol.ras.ru/ponomarev/Simposia_r...skaya_simp.html
Ю.Д. Бабаева, С.Р. Яголковский. Обмен идеями как форма совместного творчества.
Д.Б. Богоявленская. Еще раз о понятии «одаренность».
Л.И. Ларионова. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности.
Н.Е. Веракса. Развитие умственной одаренности в детском возрасте.
В.И. Панов. Экопсихологический аспект проблемы творческой одаренности.
А.И. Савенков. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе.
Н.Б. Шумакова. Система обучения и развития одаренных школьников.
Все материалы выложены в свободном доступе


Все тезисы полностью: http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_7.html
Алмаев Н.А. Индукция эмоциональных состояний: новая методика исследования.
Бабаева Ю.Д., Яголковский С.Р. Обмен идеями как форма совместного творчества.
Бехтерева Н.П., Данько С.Г., Старченко М.Г., Шемякина Н.В. Электроэнцефалографические исследования креативного мышления как когнитивно-специфического функционального состояния мозга.
Бехтерева Н.П., Медведев С.В., Данько С.Г. Методология исследования нейрофизиологических механизмов творчества: условия, перспективы и внутренние сложности.
Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность».
Васильев И.А. Влияние концепции Я.А. Пономарева на развитие психологии мышления.
Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в детском возрасте.
Воронин А.Н. Имплицитные теории креативности.
Гильманов С.А. Интуиция в практической деятельности педагога.
Горкин А.Г. Конкретно-научная реализация принципов решения психофизиологической проблемы по Я.А. Пономареву.
Греченко Т.Н. Творчество как результат особого функционального состояния нейронов.
Григоровская Л.В. Рефлексия в системе профессиональной подготовки и последипломного образования учителя.
Давыдова Г.И. Рефлексивно-диалогический подход к развитию личности.
Дорфман Л.Я., Огородникова А.В. Полимодальное Я, полимодальные мотивы достижения и креативное мышление.
Егоров А.Ю. Рисунки душевно больных: оценки с позиций межполушарной асимметрии.
Иванченко Г.В. Тайна именования: заглавия поэтических сборников в авторском и читательском восприятии.
Карпов А.В. Структурная организация рефлексивных процессов
Климчук В.А. Параметры «деятельность – творчество» в имплицитной теории способностей студентов-психологов.
Князева Т.С. Интонационная основа художественной выразительности.
Кобляков А.А. Логика и психология музыкального творчества.
Колышко А.М. Личностная рефлексия учителя как фактор творческого восприятия педагогической ситуации.
Кононенко М.А., Галкина Т.В. Музыкально-исполнительская одаренность: соотношение общих и специальных компонентов.
Корнилов Ю.К. Некоторые проблемы творчества и практическое мышление.
Костенчук И.А. Творческий подход в развитии корпоративной культуры.
Кострикина И.С. Креативность и достижения экспертного уровня профессионального равития в области информационных технологий.
Кремер Е.З., Степанов С.Ю. Рефлексивно-творческий подход к проблеме формирования профессионального самосознания практического психолога.
Ларионова Л.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности.
Лебедева Е.И., Ежов Д.И. Барьеры проявления креативности: типология, происхождение.
Леонтьев Д.А., Лагутина Л.А. Профессиональные и индивидуальные особенности восприятия театрального искусства.
Лупенко Е.А. О психологической природе явления синестезии.
Люсин Д.В. Роль эмоционального интеллекта в музыкальном творчестве.
Морозов В.П. Вокальная одаренность: научные основы ее распознавания и развития.
Мещеряков Б.Г., Кирпиченкова Ю.В. Проблема операционализации понятия ведущей деятельности.
Найденов М.И.
От паритетности группового и индивидного субъектов творчества к стратегиям самоэффективности (субъектности).
Творческая персонификация субъекта в массе протестной акции.
Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы.
Оржековский П.А. Творчество в системе методического и дидактического обеспечения преподавания химии в школе.
Панов В.И. Экопсихологический аспект проблемы творческой одаренности.
Петрушин В.И. Психологические модели отражения действительности в искусстве и их значение для психотерапии.
Поддьяков А.Н. Стимулирование и подавление творчества в диагностике и обучении.
Попов Л.М. Психологический механизм интеллектуально-деятельностого развитя субъекта.
Растянников А.В. Рефлексивно-творческий подход и организация психологической службы в системе образования.
Ребеко Т.А. Процедурное знание, схема тела и побочный продукт.
Роках А.Г. Водораздел между ТРИЗ и классической психологией.
Савенков А.И. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе.
Селиванов В.В. Мыслительные процессы как фактор и механизм творчества.
Семенов В.Е. Художественное творчество и российская полиментальность.
Семенов И.Н. Взаимодействие концепции творчества Я.А. Пономарева с рефлексивной психологией, акмеологией и педагогикой.
Созинов А.А., Аверкин Р.Г., Гринченко Ю.В., Александров Ю.И. Сходное и различное поведение: взгляд «изнутри» и «снаружи» (к проблеме внешнего и внутреннего).
Степанов С.Ю. Методология сотворчества и рефлексия в современных социальных практиках.
Старченко М.Г., Бехтерева Н.П., Пахомов С.В., Медведев С.В. ПЭТ-исследование вербальной креативности.
Ушакова Т.Н. Речь как творчество.
Хуторской А.В. Выготский против Толстого: две точки зрения на природу творчества.
Черемошкина Л.В. Проблема единства интеллектуального и личностного в психологии способностей.
Чуприкова Н.И. Теория Е.И. Бойко: механизм продуктивного мышления.
Шрагина Л.И. Воображение как системообразующая функция.
Шумакова Н.Б. Система обучения и развития одаренных школьников.
Постеры
Азарова Л.Н. Трансцендентальный синтез как метод развития творческого потенциала.
Владимиров И.Ю. Проявление рефлексивности и креативности в особенностях строения представлений о партнере по взаимодействию.
Брусенцев А.Е. Развитие метафорического мышления в группе с помощью разгадывания загадок.
Вовчик-Блакитна Е.А. Детство как источник творческого потенциала личности.
Волкова Е.В. Фактор развития творческого потенциала личности: поиск новых парадигм.
Горбунова В.В. Программа ценностной поддержки развития творческих способностей в возрасте средней взрослости.
Дикая Л.А. Динамика общих способностей у старшеклассников с различными доминирующими стилями мышления.
Каргаполов В.Е. Методика "музыкального рисунка" в психологии искусства
Князева Т.С., Бережная Д.А. Методика "музыкального рисунка" в психологии искусства.
Кудрявцева М.Е. К вопросу о психологическом механизме творческого процесса и возможностях его исследования.
Кулинич А.А. Решение творческих задач с использованием модели понятийной системы субъекта.
Кыштымова И.М. Гуманистические представления о креативности – в контексте содержательных особенностей отечественной культуры.
Меерович М.И. Возможности ТРИЗ в формировании творческой личности как основной цели образования.
Модестов С.Ю. Создание образовательных технологий: алгоритмический подход.
Нагорнова Ж.В. Корреляты невербальной креативности.
Никитченко Т.Г. Психологические особенности научного творчества.
Сидорова Е.Г. Самоорганизация как универсалия творческого процесса: ракурсы психоанализа и йоги.
Филипьева Т.В. Что остается, когда уходит поэт?
Шемякина Н.В., Данько С.Г. Креативное мышление и эмоции - попытка сравнения воздействия на состояние коры головного мозга.
Щербаков С.В. Нормативные языковые игры, творчество и интеллект.

Всё это доступно по адресу, повторюсь - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_rus_7.html


А также англо-язычное - http://psychol.ras.ru/ponomarev/main_eng_7.html
Конкретно:
Aleksandrov Yu. (Russia). Ways of experience reorganization and creativity.
Bechtereva N.P., Danko S.G., Starchenko M.G., Shemyakina N.V. (Russia). Methodology of neurophysiological studies of creative thinking: conditions, perspectives and internal difficulties.
Bechtereva N.P., Medvedev S.V., Danko S.G. (Russia). Studies of creative thinking as a cognitive-specific functional state of the human brain.
Bermejo R., Ferrándiz C., Prieto M.D. (Spain). An empirical approximation to the creative consistency during the creative process.
Bertschi J-J. (Switzerland) Real Life at Talenta School Zurich for the Gifted: Aspects of Creativity - only one among many Priorities.
Besançon M. (France). Development of creativity, differences according to pedagogy: preliminary results.
Bonnardel N., Marmèche E., Poitou J-P. (France). From understanding to supporting creative design.
Brunault J. (France).
Burga B. (USA). Forced change in the american automotive market: Creative use of organization personnel and import technology.
Cangemi J. (USA). Developing a positive climate for the development of creativity in the workplace.
Carlsson I. (Sweden). On the neuropsychology, personality, and cognition of creativity.
Castelló A., Genovard C., Gotzens C. (Spain).
Long term developmental changes in the role of creativity in cognitive functioning.
Creativity as an adult productivity pattern marker.
Cramond B. (USA). Where have all of the creative students gone?
Dosnon O. (France). Decision making style and creativity.
Ferrando M., Ferrándiz C., Bermejo R.(Spain). Intelligence and creativity.
Fischer G. (Germany - USA). Making all voices heard: increasing social creativity in design by exploiting the symmetry of ignorance.
Freeman J. (UK). Giftedness in the long term.
Freund P.A., Holling H. (Germany) Conception, development, and validation of a self-assessment tool for everyday creativity.
Fusco A., Tomassoni R. (Italy). Of the study on Chekov’s story "The investigating magistrate".
Hutton A. (UK). Creativity process management.
Kulichkin P. (Russia). Musical genius: evolutionary standpoint.
Kowalski C. (USA). The creative worker: Leadership styles which encourage/discourage creative behavior in the workplace.
Kravtsov L. (Russia). Interrelations between creative and reproductive activity inside concept thinking.
Kuhn T.A., Schäfer B. (Germany). Creativity: factorial invariance across gender and age?
Kyriacou A., Brugger P. (Switzerland). The pros and cons of delusional thoughts for creativity.
Landau E. (Izrael). Holistic factor in giftedness.
Lau S., Cheung P.Ch., Hui A., Chu D. (Hong Kong). A norming study of the creative potential of Hong Kong school children with the electronic Wallach-Kogan Creativity Tests.
Lubart T. (USA-France). Creativity: Individual differences and their development.
Maker J. (USA). The effect of teaching practices on the development of creativity in elementary school children.
Miller R. (USA). Flexible organizations: Breaking out of the box
Mohr C. (UK). A semantic approach linking creativity with madness.
Montgomery D. (USA). Creativity as Holistic Expression and Development
Mouchiroud C. (France). Development of creative abilities in social problem solving.
Piirto J. (USA). Creativity as personal transformation: a postmodern view of creativity with emphasis on what creators really do.
Popova L. (Russia). Gender differences in gifted children.
Preckel F., Holling H. (Germany). Relationship of intelligence and creativity in gifted and non-gifted students: An investigation of threshold theory.
Raffan J. (UK). Developing giftedness in the ordinary school.
Sak U. (Turquie).
Development trends in children’s creative mathematical thinking as a function of schooling, age and knowledge.
The role of domain-specific knowledge and analytical ability in teenagers’ insight problem solving in mathematics.
Spiridonov V. (Russia). Analysis and classification of problem-solving mechanisms.
Starchenko M.G., Bechtereva N.P., Medvedev S.V., Pakhomov S.V. (Russia). Regional cerebral blood flow and verbal creative thinking: a PET study.
Tomassoni R., Diotaiuti P. (Italy). Cognitive and cultural determinants in creative product’s diffusion and adoption.
Urban K. (Germany).
The Components-Model of creativity.
Assessing creativity: The Test for Creative Thinking - Drawing Production (TCT-DP) - introduction into concept, application and evaluation, international results and experiences.
Zanon A. (Italy). "A genius": psychological observations in Cechov’s narrative.
Денис Парамонов ( Пользователь )
Ваша реплика интересна и глубока. Но - кратка. Иногда, как говорил Кант, не надо бояться писать много, если мысль по-другому не выразишь.
Пишите еще, пжлста.
yes.gif
Не возражаете, если остановлюсь на паре-тройке моментов?


С последним - Разрушена совесть многих участников, но это общее место характеристики этой общественной системы


- согласен. Тем более, что совесть - социологически труднообъяснима smile.gif

Насчёт центров детской и школьно одарённости. Вами эта система представлена как достаточно функциональная и даже несколько автономная. Во всяком случае - как самоорганизующаяся система.
Три вопроса (если можно)
1. Про прагматику одарённости. Институциональный "переход" в ВУЗ является важной, но не единственной целью работы с талантливым ребёнком - в связи с экспериментом ЕГЭ "натасканность", тренированность в хорошем смысле слова эффективнее будет решать эту социальную задачу. Каков СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ смысл работы с одарённостью в довузовский период?

Можно считать, что участники существующей инфраструкутры одарённости воспринимают эту самую одарённость, как ценность саму по себе?

2. Про деньги и покровительство.
Денег - с учетом регионов и местных властей - на поддержку и развитие одарённых детей выделяется немного. (Их всегда много не бывает ar.gif )
Идёт работа с семьями, с родителями талантливого малыша, а? Что в качестве аргумента приводится папе для того, чтобы он выкладывал, условно говоря, дополнительно из кармана несколько(-)сот долларов?
работают ли какие-то частные фонды? подобная практика уже имеет системность и воспроизводится в регионах, или каждый раз поиск источников финансирования является уникальным?

Приведу для заострения вопроса: многим известно, что с молодыми спортивными дарованиями работает местная мафия, бандиты и т.д. Это только на силовые виды спорта распространяется? excl.gif

3. Про ВУЗы и корпорации.
Про примеры, когда корпорации делают HR -заказ ВУЗам на уровне первого-второго курсов - говорится много. Но де-факто речь идёт о Бауманке, МИФИ, иногда еще парат-тройка столичных ВУЗов
Практически везде деканы и ректора гордятся тем, что выпускники УСТРОИЛИСЬ в корпорации, что их ВЗЯЛИ.

Но в любом случае анализ подобной ситуации полезен

Потому справедлива вторая сторона вопроса: какова система выявления талантов корпорацией как если бы такое происходило?
Зам. начальника отдела по стратегическому планированию Роснефти приходит к декану=ректору и они сортируют студентов? По каким критериям - отметкам? отзывам преподавателей? потребности Роснефти в кадрах на данный период (например, аналитик эффективности IPO tongue.gif )?
Денис Парамонов ( Пользователь )
"Денис Олегович, вот ещё материал по вопросу."
Ого
ОГО!
Спасибо за ссылки и за библиографию, Игорь Георгиевич.

В качестве - слабого, пока - ответного респекта рекомендую Вам постараться выйти на шахматистов и, например, Илюмжинова. Каспаров, конечно, сейчас на эти проблемы времени вряд ли найдёт smile.gif

А вот Илюмжинов знает и мировую шахматную сеть неплохо (тот же Блумберг, кажись, тоже заядлый шахматист).

Но это - чуть в сторону. Просто, вижу, что Вы активно что-то пробиваете, власть трясёте (администрацию Президента и т.д.), вот и вырвалось.
cool.gif
Иногда в политику "заносит", а этого не хотелось бы. Особенно в связи с сильной политизированностью вопроса "одарённости" во многих странах (хороша эта политизированность, или вредна, отдельный вопрос) excl.gif

Ваша Комисиия не проводит собственные мероприятия?
И
Позвольте мне приглашать Вас на наши. smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+