Личный кабинет

Информатика-21

Федор Ткачев ( Пользователь )
Информатика-21. Общая информация

Здесь на форумах уже проявился ряд участников "школьной" части проекта Информатика-21 (А.И.Попков, В.В.Потопахин, И.Е.Ермаков ..). Пора более сфокусированно обсудить основные идеи. Видимо, понадобятся еще ветки -- посмотрим.

Прежде всего, проект, возникший в 2001 г., является "зонтиком" для преподавателей, использующих современный Паскаль -- Компонентный Паскаль -- в своих курсах. Конкретные цели, которые преследуют разные участники, могут быть разными (например, у В.В.Потопахина своя школа программистов со своей "фишкой" -- "исследовательским" подходом к обучению -- и именно эта "фишка" его интересует больше всего).
Но все они -- убедившись на практике в преимуществах и приняв к использованию Компонентный Паскаль -- льют воду на одну мельницу -- способствуют реализации основной цели Информатики-21 -- единой системы вводных курсов информатики как стержня всей национальной системы ИТ-образования (речь идет не только о чистых ИТ-профессионалах, но и об инженерах-физиках-химиках-экономистах-лингвистах...)

Кстати, цель эта не выдуманная, а просто увиденная как совершенно реалистичная возможность.

Найти проект легко: в любом яндексе ищем строку Информатика-21 и первой ссылкой будет
http://www.inr.ac.ru/~info21/
Второй важный сайт, где в основном сосредоточена поддержка и технические форумы -- http://oberoncore.ru при Орловском университете.

Основные лозунги изложены на главной странице проекта, а также в кратких сводках:

"Коротко о проекте"
http://www.inr.ac.ru/~info21/about.htm ;

"Как возник этот проект" http://www.inr.ac.ru/~info21/kak.htm ;

"Мотивировки" http://www.inr.ac.ru/~info21/motiv.htm (отражает состояние дел на сентябрь 2002 г.).

Более основательные тексты:
"Система ИТ-образования с точки зрения российских национальных интересов и научно-образовательных традиций" http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/2006-06...ov/welcome.html ;

первая публичная презентация проекта (август 2003):
"Обучение программированию: российская перспектива"
http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/2003-08-JMLC/ru.htm
(название предложено соратником Н.Вирта Ю.Гуткнехтом; за что я ему отплатил названием его доклада на Дне Оберона в ЦЕРНе)

Последний важный доклад, представленный в аппарат *** СФО:
"Система образования как фактор национального суверенитета в сфере информационных технологий"
http://www.inr.ac.ru/~info21/texts/2006-09-SFO/v2public.pdf

Много популяризаторских текстов можно найти на орловском сайте -- и уже и на этом форуме (посты И.Е.Ермакова).

Для затравки хватит...
Федор Ткачев ( Пользователь )
Как Н.Вирт стал главным консультантом в проекте.

В 1994 г. я вышел на Компонентный Паскаль/Оберон как единственный инструмент, удовлетворявший моим требованиям (бескомпромиссная эффективность во всех смыслах + возможность быстрого обучения новичков), до того "обломившись" на всем, что пробовал для своих вычислений -- от С до Maple и проч.
На самом деле удивительно, что такой инструмент (очень маленький, простой, безумно удобный, но потрясающе эффективный) вообще оказалось возможным создать. Но не зря Вирт -- один из признанных гениев научной информатики.

Весной 2001 г. начался мой первый спецкурс по программированию на физфаке МГУ, основанный на Компонентном Паскале, уже был нетривиальный опыт работы на нем с 1994 г., а также рабочий контакт с учениками Вирта -- непосредственными авторами Блэкбокса.
Упомянув им об очередной командировке в ЦЕРН в мае, получил приглашение заехать в Цюрих и встретиться с Н.Виртом. Поплакался ему на нетерпимое состояние дел с обучением программированию (мол, до чего дело дошло, вместо научной физики приходится ломаться, уча студентов циклы писать), объяснил причины, приведшие меня к Оберонам (они до тех пор "варились" с чистыми информатиками, интерес физиков был неожиданным), и мы с ним очень быстро нашли общий язык в вопросах преподавания (и не только). Дискуссия была продолжена в переписке, продолжающейся до сих пор -- Вирт очень любопытствующий человек насчет физики.
В результате он сочинил приветственное письмо для моих студентов к новому "изданию" курса -- кстати, очень точный текст-формула, рекомендуется к внимательному прочтению:
http://www.inr.ac.ru/~info21/wirth/greeting_ru.htm

Той же осенью 2001 г. я начал эксперимент в троицком Лицее (кстати, "Лучшая школа России 2006 г.") и по горячим следам делился опытом с Виртом. Это нашло прямое отражение в его докладе в Аархусе летом 2002 г.:
http://www.inr.ac.ru/~info21/2002-06-Aarhus/ru.htm.

Поэтому когда летом 2002 г. придумывался сайт Информатики-21, Вирт естественным образом оказался первым и главным консультантом проекта.

Уже позже томичи (коллеги А.И.Попкова, первого независимого участника Информатики-21) замыслили пригласить его в Россию -- историческая поездка состоялась в сентябре 2005 г. Но это уже целая отдельная история.
--------------------------------
--------------------------------
--------------------------------
Тем, кто вновь читает ветку, предупреждение:

практически вся дальнейшая дискуссия на протяжении более 30 страниц буквально загажена флудом, агрессией, софистикой, передергиваниями -- вполне в духе "религиозных войн" и вполне типично для интернет-форумов с участием "компьютерных гениев" всех возрастов.

Причем практически вся эта дискуссия не имеет прямого отношения к содержанию проекта Информатика-21, но лишь к восприятию его предложений "компьютерными гениями".

Подчеркну: в этом (как в агрессии, так и в почти невозможности поддерживать корректную дискуссию в рамках распространенной схемы модерации, как только в дискуссию вступают "компьютерные гении") нет ничего уникального. То же самое наблюдается почти на всех форумах (за редкими исключениями вроде собственных форумов Информатики-21 http://forum.oberoncore.ru/viewforum.php?f=40).

Поэтому можно просто посоветовать сэкономить силы и прыгнуть прямо на эту страничку http://pedsovet.org/forum/index.php?act=ST...763&st=340#

Потому что выудить ценную для школы информацию из софистических дискуссий с "особым эмоциональным фоном" чрезвычайно трудно -- да и нет ее там почти.

А что С/С++/Java в общих вводных курсах программирования в школе (да и в подавляющем большинстве вузов) не катят, это все и так знают.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
Михаил Сергеевич! Не сердитесь, воспользовавшись правами модератора удалила Ваши реплики, тема интересная, давайте по теме. smile.gif
Виталий Валерьевич ! Удалила Ваши реплики, так как без реплик Михаила Сергеевича-они непонятны.
С уважением, модератор.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(Татьяна @ 21.05.2007, 10:09) <{POST_SNAPBACK}>
Михаил Сергеевич! Не сердитесь, воспользовавшись правами модератора удалила Ваши реплики, тема интересная, давайте по теме. smile.gif
Виталий Валерьевич ! Удалила Ваши реплики, так как без реплик Михаила Сергеевича-они непонятны.
С уважением, модератор.


Это было сделано правильно.
Виталий Каймин ( Пользователь )
ПРОЕКТ "ИНФОРМАТИКА-21"

НАЗВАНИЕ "ИНФОРМАТИКА-21" - ВЕСЬМА ОБЯЗЫВАЕТ.
Упор на обучение программированию нормально, bravo.gif
но существенно ограничивает сферу расширения проекта.

На Западе есть существенные расхождения по первому
языку программирования - Pascal, Basic, C/C++, Java.
Есть разные подходы, школы, перспективы.

НА НАШ ВЗГЛЯД можно и нужно рассмотреть и языки
Интернет-программирования - Javascript, PHP, Perl
для обучения не только студентов, но и школьников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на международных чемпионатах
по программированию отказались от языка Pascal - там
теперь разрешается использовать только C/C++ и Java.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА только у тех языков,
для которых выработаны международные стандарты.
А это языки - C/C++, Java и Javascript. thumbs.gif

ПОЧЕМУ ПРОПАЛИ языки Fortan, PL/1? ПОЧЕМУ проблемы
с языком Basic и Visual Basic? Перечисленные языки были
машино- или платформо-зависимыми. stop.gif

НА ЭТИ ЯЗЫКИ НЕЛЬЗЯ делать долгосрочные ставки -
они или исчезнут или трансформируются. Книги и наработки
придется выкинуть, как всю литературу по языку PL/1. help.gif

НЕТРИВИАЛЬНЫЙ ВЫВОД - Язык Javascript как язык
программирования!?! В школах и вузах !?!

Интерпретатор Javascript есть и будет во всех браузерах
на всех персональных компьютерах во всех школах и вузах
во всех странах мира. ar.gif

Для языка Javascript есть международные стандарты.
Известно, что 60% программистов пишут программы sarcastic.gif
на Javascript для самых различных Интернет-приложений.

НА СВОЙ СТРАХ и РИСК мы ввели знакомство с Javascript
в свои школьные и вузовские учебники по информатике и
даже в шпаргалки по информатике наравне c Бейсиком
и языком Паскаль. sarcastic.gif

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ - какой из этих языков программирования
проживет дольше? help.gif

ПАРАДИГМУ МЫ ТОЖЕ ПРИДУМАЕМ - для персональных
компьютеров и Инернет-приложений в массовом порядке
нужны ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

ПОЧЕМУ ЯЗЫК БЕЙСИК получил такое распространение
в массовой школе у нас в стране? sarcastic.gif

По тому, что на все первых персональных компьютерах
был встроенный интерпретатор Бейсика как ЯЗЫК БЕЙСИК
- ЭТО Язык ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

Но язык Бейсик в первоначальной версии не восстановить,
язык интерактивного программирования Javascript стоит
на всех персональных компьютерах в мире. sarcastic.gif

ВАКаймин, профессор, доктор компьютерных наук, автор
школьных и вузовских учебников информатики.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(BAK @ 31.07.2007, 21:39) <{POST_SNAPBACK}>
Но язык Бейсик в первоначальной версии не восстановить,
язык интерактивного программирования Javascript стоит
на всех персональных компьютерах в мире. sarcastic.gif

ВАКаймин, профессор, доктор компьютерных наук, автор
школьных и вузовских учебников информатики.

Виталий Адольфович! А дети смогут написать ЕГЭ, если давать программирование на Javascript?
Выпускники придут в ВУЗы, где всё тот же Pascal?
Не думать об этом по моему нечестно al.gif
А так очень хотелось бы давать ребятам Javascript, но может быть, как второй язык?
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Татьяна @ 01.08.2007, 11:20) <{POST_SNAPBACK}>
... если давать программирование на Javascript?
Выпускники придут в ВУЗы, где всё тот же Pascal?
Не думать об этом по моему нечестно al.gif
А так очень хотелось бы давать ребятам Javascript, но может быть, как второй язык?


Смочь то отдельные смогут, ведь в части помоему С можно составлять "на любом известном" языке программирования. Вопрос скорее о эффективности обучения языку в школе на уровне стандарта и кодификатора и его востребованности в будущей учебе и професси. В первом случае Бейсик вне конкуренции, во втором Паскаль и в профессии пожалуй пока тоже. Займет компонентный зону обычного - будет более пригоден для будущих профи, но информатику сдают и дети не умеющие никак программировать, и не будущие программисты. Системы счисления. логика, задания в несколько разсложнее теста АБ, и три задачи на понимание текстов программ в 40-50 строк, навороты... В этом году готовил за две-три недели в один из вузов будущих менеджеров. С нуля, полного и абсолютного до 70 баллов из 100. Практически и без компьютера. 30 баллов была задача уровня С на программирование, что им в принципе не светило ввиду того, что оценивание велось по принципу да-нет. Есть полное правильное решение или нет. Выручил их только Бейсик, однозначно!
Виталий Каймин ( Пользователь )
Уважаемый Сергей Игоревич!

В 2000-01гг. при постановке курсов "Интернет-технологии"
и "Интернет-программирование" я обнаружил, что JavaScript
идеально ложится в школьную информатику вместо Бейсика. sarcastic.gif

Все задачи на Бейсике полностью воспроизводятся на Javascript.
И Бейсик и Javascipt - интерактивные языки для разработки
интерактивных программ. bravo.gif

Но Бейсик - для персональных ЭВМ, а Javascipt - для Интернет-
приложений. Бейсик сходит со сцены, а Javascipt - стандартизован
и "вшит" во все Интернет-браузеры и все гипертекстовые редакторы.

Эпоха персональных ЭВМ завершается. Впереди - мобильные
карманные компьютеры, подключенные к сети Интернет. У всех
у нас в руках. Языки программ - Javascript, PHP, Perl, Java. sarcastic.gif

При всем при том Javascript - это в чистом виде язык Open Source.
Хочешь - не хочешь исходный текст публикуется в Интернет и
доступен всем. Но Главное - это язык Интернет-публикаций. ok.gif

Можно ли публиковать тексты с ошибками - грамматическими,
орфографическими, семантическими? НЕТ НЕЛЬЗЯ. Я ТУТ
сдела очепатку, перепутав регистр в слове "РФ". Так сразу
получил кучу абвинений в юридической неграмотности. help.gif

Можно ли публиковать в Интернет ПРОГРАММЫ С АШИПКАМИ?
ДУМАЮ, что нет - коллеги, аппоненты замучают критикой, а
умные опубликуют исправленный вариант от своего имени
с дополнительной критикой.

ГЛАВНОЕ - Программистов на Javascript уже сейчас больше,
чем программеров на платформе Windows, где из-за закрытых
кодов никто не может гарантировать качество своих программ.
И все это терпят. А ошибок - несчетное множество.

Прелесть Javascript как первого языка программирования таже,
что и первых версий Бейсика - простота ввода, отладки программ
на ЭВМ, которые можно запускать на выполнение после ввода
первых двух трех операторов. sarcastic.gif sarcastic.gif sarcastic.gif

Графика есть, операторы ввода-вывода есть, альтернативы
и циклы есть, подпрограммы есть, рекурсия есть, объекты
есть, ввод и отладка по частям есть, переменные описывать
не надо. Проще только Бейсик. Но его уже "нет". sarcastic.gif

Комментарии есть, игры писать можно, тесты паисать можно.
Даже я сам на старости лет написал и опубликовал в Интернет
более 40 программ на Javascript в своем Интернет-учебнике
по информатике: http://bak2.narod.ru/inform.html stop.gif

Полное описание Интернет-учебника по "Интернет-технологиям"
и "Web-программированию" можно найти в Электронной Библиотеке
нашего университета: http://wduniv.newmail.ru/biblitek.htm

ВАКаймин, профессор, доктор комп.наук, автор учебников
по информатике и Интернет-технологиям.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(BAK @ 01.08.2007, 14:18) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Сергей Игоревич!

В 2000-01гг. при постановке курсов "Интернет-технологии"
и "Интернет-программирование" я обнаружил, что JavaScript
идеально ложится в школьную информатику вместо Бейсика. sarcastic.gif

Все задачи на Бейсике полностью воспроизводятся на Javascript.
И Бейсик и Javascipt - интерактивные языки для разработки
интерактивных программ. bravo.gif


Виталий Адольфович, уважаю, все перечисленное замечательно.
Однако в тестах,билетах и программы и блоксхемы ориентированы на Бэйсик и Паскаль. Да, можно, говорить о универсальности кода освоив три- четыре языка, но готовя к экзамену за ограниченное время лучше один и во всем возможном совершенстве. Ведь странно учить украинский для успешной сдачи экзамена по рускому с заданиями на русском. Ведь мало кто потом на Украину работать пойдет только на том основании, что знает язык.

Корни едины, но любовь и кохання и в корне, и в смысле различаются, а может и не существуют..
Михаил Крекин ( Пользователь )
(BAK @ 01.08.2007, 14:18) <{POST_SNAPBACK}>
Графика есть,

Скорее нет, чем есть wink.gif

объекты есть,

В "чистом" Javascript есть объекты (и событийное управление), но до объектно-ориентированного языка он не дотягивает. (хотя в "чистом" Бейсике нет и того)

Даже я сам на старости лет написал и опубликовал в Интернет
более 40 программ на Javascript в своем Интернет-учебнике
по информатике: http://bak2.narod.ru/inform.html

По ссылке находится только аннотация учебника. Возможно, по какой-то ссылке в левой части страницы и можно придти к странице, с которой будет ссылка на страницу, на которой будет ссылка... Но у меня плохо с телепатией и ясновидением. wink.gif (И, к тому же, мешают ассоциации с одной из технологий интернет-маркетинга)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+