Личный кабинет

Изобразительное искусство

как шаг к изменению содержания образования
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Одним из механизмов качественного изменения содержатения образования в Губернаторском Светленском лицее явилось изменение объёма присутствия в учебном плане предметов художественно-эстетического цикла. Механическое изменение только объёма нагрузки на эти предметы не имело бы никакого смысла. Все эти предметы преподаются по моим программам разработанным для системы образования.
- Изобразительное искусство в школе 1-7 классы
- История изобразительного искусства 8-11 классы
- Художественный труд 1--11 классы
- Основы дизайна 10 класс

и предмет новой образовательной области
- Практическая философия 8-11 классы

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТО НЕ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

ЭТО ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО БАЛАНСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

На этой ветке я также не намерен заниматься убеждением - ЛУЧШЕ СЛОВ ГОВОРЯТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Программа по ИЗО постоена по принципу СКВОЗНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, где наряду с узко предметными обучаюшими задачами встроены воспитательные эффекты образующие в результате единый образовательный эффект.

В следующих сообщениях я их просто проиллюстрирую детскими рисунками.
Александр Сайбединов ( Пользователь )
1 класс - «Какое жаркое солнышко»
2 класс - «Я как-то летом видел ...»
3 класс - «Расскажи нам, где ты был»
5 класс - «Если б был еще денечек»
6 класс - «Как-то однажды летней ночью»
7 класс - «Облака, как воздушные замки»
Александр Сайбединов ( Пользователь )
1 класс - «Три волшебных цвета»
2 класс – «Веселые краски»
3 класс – «Теплые и холодные цвета»
4 класс – «Цвет моего настроения»
5 класс – «Какого цвета радость»
6 класс – «Цвет моей мечты»
7 класс - «Радость. Грусть. воспоминание».
Александр Сайбединов ( Пользователь )
1 класс - «Мои лесные друзья»
2 класс – «Мне нравится в лесу больше всего…»
3 класс – «Я хотел бы природе помочь вот чем…»
4 класс – «Моя прекрасная планета»
5 класс – «Природа и человек»
6 класс – «Наше время в зеркале слов»
7 класс - «Время, в котором я живу».
Андрей Бахтин ( Пользователь )
Александр Геннадьевич, даже не глядя на рисунки учеников, я не сомневаюсь, что достигнутый образовательный эффект (повышение "качества" образования), который Вы назвали парадоксальным, я уверен, - уверен, что и Вы так же думаете, - является нормальным, закономерным, неизбежным.
У меня есть свое объяснение этого эффекта, но прежде я хотел бы уточнить одно обстоятельство: благотворность самого факта увеличения объема творческой работы учащихся сомнения не вызывает, но в какой степени, на Ваш практический (и - теоретический!) взгляд, важна программа - последовательность и тематика "творческих задач". Даже и не в важности вопрос, ясно, что это важно, - но чем эта программа определяется, из каких оснований? Предполагаю, что в основе - Ваши личные Авторско-философские взгляды. В таком случае, возможно ли воспроизведение достигнутых Вашей школой результатов другими школами-учителями-людьми без того, чтобы они усвоили Вашу философию, например, пройдя (здесь именно Путь, поскольку философия иначе не осваивается) вместе с Вами лет за пять-десять некую философскую Академию?..

Александр Геннадьевич, поскольку прошел ровно месяц как на Ваше вступление никто кроме меня не откликнулся, то мы можем сэкономить немного на том, что отвечать Вы будете именно мне, концентрированно, так, как будто я Ваш давний единомышленник (возможно, так оно и есть на самом деле smile.gif )
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Александр Геннадьевич, поскольку прошел ровно месяц как на Ваше вступление никто кроме меня не откликнулся, то мы можем сэкономить немного на том, что отвечать Вы будете именно мне,


Андрей Юрьевич принимаю с удовольствием и уважением Ваше предложение.

...достигнутый образовательный эффект (повышение "качества" образования), который Вы назвали парадоксальным, я уверен, - уверен, что и Вы так же думаете, - является нормальным, закономерным, неизбежным.


Вы полностью правы, ... но состояние массового общественного мышления вынуждает меня употреблять наиболее воспринимаемые формулировки - наименее шокирующие и наиболее понятные.

...благотворность самого факта увеличения объема творческой работы учащихся сомнения не вызывает, но в какой степени, на Ваш практический (и - теоретический!) взгляд, важна программа - последовательность и тематика "творческих задач". Даже и не в важности вопрос, ясно, что это важно, - но чем эта программа определяется, из каких оснований?


тезисно:
- не всякая художественно-эстетическая деятельность является ТВОРЧЕСКОЙ
- уровень ТВОРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА в существующий учебных программах, его проявление или не проявление зависят в большей мере от учителя, от творческого учителя
- существующие программы ставят задачу освоения изобразительной деятельности, в то время как у нас это лишь средство с безграничным потенциалом развития ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. в творческой "сварке" ЛОГИЧЕСКОГО-АБСТРАКТНОГО мышления приводящего к постоянному пограничному состоянию открытий.
- мои учебные программы заранее встроены в ТВОРЧЕСКОЕ ПОЛЕ и уровень ТВОРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА уже заложен независимо от наличия учителя или учебного процесса, что естественным образом в качественно организованном образовательном поле позволяет кратно увеличить образовательный эффект
Можем провести эксперимент! Вы можете выбрать любую тему из предложеных и сделать рисунок и изложить свои наблюдения изнутри как исследователь какие Эффекты проявились в ходе работы заполнив Анкету которую я Вам затем представлю.
Вот темы, можете на какой нибудь остановиться:
... для младших уч-ся "Я природе хотел бы помочь вот чем..."
... для среднего звена "Я услышал в тебе музыка..." (прослушайте перед этим что нибудь)
... для старших "Ко мне подошёл маленьким мальчик и спросил - Что такое доброта?"
требования к рисунку: следайте рамку для рисунка отступив от края по 1 см., вся работа должна быть в цвете, не используйте для рисования фломастеры. Успехов! Ждём на ВИПе рисунка! Приглашаю всех!!!
- учебная программа построена на принципе Усиления ЭФФЕКТОВ... педагогических, профессинальных,воспитательных, мировоззренческих, психологических.., 15 лет назад я назвал это программой сквозного тематического планирования.

В таком случае, возможно ли воспроизведение достигнутых Вашей школой результатов другими школами-учителями-людьми без того, чтобы они усвоили Вашу философию, например, пройдя (здесь именно Путь, поскольку философия иначе не осваивается) вместе с Вами лет за пять-десять некую философскую Академию?..


1. Частично я постарался ответить выше и с подтверждением практической работы.
2. Мою программу уже используют в различных школах нашей страны... по собственному выбору! И она работает.
3. Действительно эффект кратно увеличивается если учитель наполняется СМЫСЛОМ - философией. В моём лицее самые талантливые и любимые детьми учителя, мои ученики когда учившиеся у меня в школе. У нас работает Инновационный центр повышения квалификации и постоянно в течении года идут курсы, приезжают из разных регионов страны. В этом году был забавный выпуск с годичных курсов для учителей ( и не только, желают приобщиться люди разнын специальностей) - ОНИ ПОПРОСИЛИ ЧТОБЫ Я ИХ ОСТАВИЛ ЕЩЁ НА ВТОРОЙ ГОД!

А Философская Академия нужна, нужна как мировоззренческое явление для всего общества!
3.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
Извините за долгое молчание, Александр Геннадьевич. И тема непростая, и обстоятельства не благоприятствовали sad.gif
(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 15.06.2007, 01:55) <{POST_SNAPBACK}>
... достигнутый образовательный эффект (повышение "качества" образования), который Вы назвали парадоксальным, я уверен, - уверен, что и Вы так же думаете, - является нормальным, закономерным, неизбежным.
Вы полностью правы, ... но состояние массового общественного мышления вынуждает меня употреблять наиболее воспринимаемые формулировки - наименее шокирующие и наиболее понятные.

Итак, установили, что творческое начало неизбежно положительно сказывается на качестве образования, как бы мы его не определяли и не измеряли. Будем считать это бесспорным фактом (никто ведь до сих пор не стал оспаривать?..)
Представлять ли это свойство образования как неожиданное и парадоксальное, или, наоборот, вполне нормальное и обычное - это вопрос коммуникативной техники (искусства коммуникации) и коммуникативных обстоятельств.

(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
тезисно:
- не всякая художественно-эстетическая деятельность является ТВОРЧЕСКОЙ
- уровень ТВОРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА в существующий учебных программах, его проявление или не проявление зависят в большей мере от учителя, от творческого учителя

Согласен, и выражаю это в более жестком тезисе:
- никакая деятельность сама по себе не является творческой, и
- некоторая (но не всякая!) деятельность допускает творческое отношение.


(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
- существующие программы ставят задачу освоения изобразительной деятельности, в то время как у нас это лишь средство с безграничным потенциалом развития ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. в творческой "сварке" ЛОГИЧЕСКОГО-АБСТРАКТНОГО мышления приводящего к постоянному пограничному состоянию открытий.

Здесь я вынужден был перефразировать, чтобы понять мысль: те, кто ставит образовательные (учебные) задачи (а кто это?), постановили, что учащиеся должны освоить изобразительное ремесло (держать кисть, смешивать краски, достигать сходства или экспрессии и т.п.) и разработали соответствующую задаче учебную программу - разложили ремесло на элементы и выстроили в последовательность уроков.
Значит, - в процессе понимания думаю я, - традиционно, имеется некая цель образования (какая?), предполагающая в составе содержания образования обретение неких умений - читать, считать, писать, рисовать... и для освоения этого содержания учебный процесс построен как "лесенка" элементов содержания (учебная программа). Понятно.
Попутно, я понимаю, что в этом подходе "содержанием образования" не может быть нечто целостное, неразложимое на элементы без потери качества целостного (ведь нигде и никогда не планировались специальные уроки, посвященные не отдельным учебным темам, а взаимосвязи тем и пониманию предмета в целом, - что ИЗО, что литература или математика, не говоря уже о полипредметной "интеграции"). Иначе говоря, содержанием образования может быть только содержимое учебников, поддающееся расчленению на параграфы. Такова "массовая" образовательная действительность.

Теперь к нашим творцам...
Целью образования полагается развитие (формирование, выращивание и т.п.) ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Чтобы понять, каким должно быть содержание образования и как должен быть организован учебный процесс для достижения указанной цели, придется рационализировать эту цель, тем самым, неизбежно упростив ее. Но в этом я не вижу беды - когда поймем, о чем речь, можно будет начать усложнение (разрабатывать содержание), не теряя целостного понимания.
Здесь, с учетом первого тезиса о творческом отношении к деятельности, я бы сказал так:
- всякое мышление суть творческое отношение к деятельности, и
- само мышление может рассматриваться как знаково-символическая деятельность, допускающая творческое отношение (рефлексию, как мышление о мышлении).

Таким образом, метафора "творческое мышление" может получить рабочее определение: "мышление" и "рефлексия". Но такая конструкция неработоспособна без "понимания", так как иначе невозможно "до мысли" определить и удержать объект мысли. Понимание обеспечивает удержание целостного объекта мысли в сознании, в то время как мысль исследует его, а рефлексия контролирует мысль.
Таким образом, целью образования провозглашается тройка: "понимание"+"мышление"+"рефлексия", а в качестве средства достижения цели берется особым образом организованное содержание образования - "изобразительная деятельность... в творческой "сварке" ЛОГИЧЕСКОГО-АБСТРАКТНОГО мышления". Результат - "постоянное пограничное состояние открытий" - то есть как раз то, что и является результатом творческого отношения, упрощенно называемое творчеством.

Дальше о "программе" учебной деятельности:
(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
- мои учебные программы заранее встроены в ТВОРЧЕСКОЕ ПОЛЕ и уровень ТВОРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА уже заложен независимо от наличия учителя или учебного процесса, ...

Это противопоставляется существующей программе, где "уровень ТВОРЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ... зависит в большей мере от учителя, от творческого учителя" и позволяет мне дополнить тезис о творческой деятельности еще одним пунктом:
- возможна (существует) деятельность, допускающая только и исключительно творческое отношение, такая деятельность, которая невозможна без понимания, мышления и рефлексии.

Тогда понятно, что...
(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
... что естественным образом в качественно организованном образовательном поле позволяет кратно увеличить образовательный эффект.

Дальше центральным понятием (непонятным пока) остается "творческое (образовательное) поле", если только это не обобщающее название всего того содержания, что мы обсудили и поняли.

(А.Сайбединов @ 16.06.2007, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
Можем провести эксперимент! Вы можете выбрать любую тему из предложеных и сделать рисунок и изложить свои наблюдения изнутри как исследователь какие Эффекты проявились в ходе работы заполнив Анкету которую я Вам затем представлю.

Да, теперь становится понятен смысл эксперимента. Но это мы "посмакуем" в следующий раз smile.gif

Спасибо за вынужденное творческое отношение и интеллектуальное напряжение, Александр Геннадьевич!

С уважением,
А.Бахтин
Олег Чебан ( Пользователь )
Картины действительно замечательные! Тут можно много перечислять всевозможные преимущества творческого развития и прочее, но если бы у нас под боком была школа Александра Генадьевича, то я не задумываясь отправил бы туда своих детей.
Недавно смотрел фильм "Шишок" (в гл. роли Роман Быков). Сюжет такой: маленькая девочка приезжает (вернее приплывает) в деревню к бабушке. Деревня уже опустела, многие перебрались в город, мама девочки хочет забрать и бабушку к себе, но тут вступает персонаж некий домой, он же Шишок. Знакомится с девочкой, показывает даже свою машину "Счастья" smile.gif В общем, как оценить роль Шишка в воспитании девочки? Никак.
Людмила Юдинцева ( Пользователь )
ok.gif Двумя руками голосую за вашу программу и систему эстетического образования. Оказывается, есть в стране люди, талантливые педагоги, которым небезразлична роль и место изобразителььного искусства в школьном учебном плане. Это радует и вдохновляет! Успехов Вам! С уважением Юдинцева Людмила Геннадьевна, тоже учитель ИЗО и черчения. Работаю в Мурманской области.ila2271@rambler.ru
Татьяна Желтухинская ( Пользователь )
[font=Arial Black]
(А.Сайбединов @ 15.05.2007, 15:15) <{POST_SNAPBACK}>
Одним из механизмов качественного изменения содержатения образования в Губернаторском Светленском лицее явилось изменение объёма присутствия в учебном плане предметов художественно-эстетического цикла. Механическое изменение только объёма нагрузки на эти предметы не имело бы никакого смысла. Все эти предметы преподаются по моим программам разработанным для системы образования.
- Изобразительное искусство в школе 1-7 классы
- История изобразительного искусства 8-11 классы
- Художественный труд 1--11 классы
- Основы дизайна 10 класс

и предмет новой образовательной области
- Практическая философия 8-11 классы

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТО НЕ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

ЭТО ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО БАЛАНСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

На этой ветке я также не намерен заниматься убеждением - ЛУЧШЕ СЛОВ ГОВОРЯТ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Программа по ИЗО постоена по принципу СКВОЗНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, где наряду с узко предметными обучаюшими задачами встроены воспитательные эффекты образующие в результате единый образовательный эффект.

В следующих сообщениях я их просто проиллюстрирую детскими рисунками.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+