Личный кабинет

Компетенции и технологии

Обсуждение - какие ИК-технологии нужны учителю
Леонид Ястребов ( Пользователь )
Одна из целей Проекта СПООР - (свободно распространяемое программное обеспечение для образования в России, http://spoor.uchim.info) - "залатать" информационный вакуум относительно возможностей использования программного обеспечения в образовании, в том числе "свободно распространяемого программного обеспечения" (СРПО).
Организаторы Проекта всерьез относятся к потенциальной возможности создания "свободно распространяемого методического обеспечения" (СРМО), которое помогало бы работникам образования не только выбирать подходящие им программы и технологии, но и целенаправленно, в соответствии со своими профессиональными потребностями, пользоваться ими.

Это потребует анализа, каковы эти потребности. Ясно, что они зависят от имеющегося уровня компетентности в ИК-технологиях, а, следовательно, необходимо вводить соответствующие уровни.
Очень показательной в этом плане была дискуссия по программам верстки, которая проходила в первой ветке нашего Форума. Обсуждения касались весьма высоких материй, которые были заведомо не нужны, например, такому учителю, который никогда не соберется сам и написать и сверстать книгу.

Поэтому мы (Московский учебный центр Федерации Интернет Образования) предлагаем вниманию образовательного сообщества ТАБЛИЦУ необходимых КОМПЕТЕНЦИЙ и ТЕХНОЛОГИЙ (ТКТ), (см. присоединенный файл) основываясь на разработанных программах обучения и почти 7-летнем опыте преподавания информационо-коммуникационных технологий работникам образования.
Таблица опубликована на сайте СПООР. Она будет пополняться необходимыми гиперссылками.
Мы надеемся, что эта Таблица позволит соотнести потребности учителей и глубину изучения ими методов работы с теми или иными программами и технологиями. Можно надеяться, что учитель, приходящий на сайт СПООР, и определяющий свои потребности как, например, создание простого раздаточного материала, не должен будет мучительно выбирать - какую программу ему лучше использовать: MS Word, AbiWord или, скажем Adobe In Design.
Цели формирования этой ветки и планирующегося обсуждения таковы:
  • Обсудить необходимые компетенции
  • Уточнить распределение компетенций по уровням
  • Отредактировать (удалить, добавить) потребности и компетенции
  • Предложить к размещению на сайте СПООР Ваши учебные пособия, которые Вы готовы предоставить в общее безвозмедное пользование (с сохранением Вашего авторства и указанием Вашей почты)
  • Представить к рассмотрению новые технологии работы, программы, приемы работы с ними
  • Раскритиковать наш подход
Сайт СПООР имеет пилотную версию по адресу Сайт СПООР и основной хостинг - по адресу http://spoor.fio.ru
Наша почта: freesoft@fio.ru
Таблица - см. [attachment=1838:attachment]
Приглашаем к обсуждению!
Леонид Ястребов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
Пытался перенести часть дискуссии из ветки "Представляем проект СПООР" в эту ветку... Безнадежная затея... Там всё-так плотно спаяно, что выдирать пришлось бы с кровью...
Поэтому я попытаюсь представить здесь некоторые цитаты, полезные для обсуждения.
А именно:

О переходе на Линукс
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=42081

О программах верстки
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=42542

Краткое описание программы LaTeX
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=42571

Что важнее для верстки
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=42632

Программа Scribus для верстки
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=42638

Описания многих бесплатных программ
http://www.linuxcenter.ru/OSSCD/index.html

Интересная мысль об ангажированности организаторов Проекта СПООР: " *nix всеми заинтересованными силами своего сообщества стремится отвоевать кусочек программного рынка, попутно, через этот проект в частности, собрав заказы на разработку-доработку своего семейства приложений"
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43016

Сообществу разработчиков не нужно отвоевывать никаких кусочков на самом деле.
Это само собой уже и происходит...)))
Вы интересно подметили - ...всеми заинтересованными силами своего сообщества...
Это скорее всего молодые ребята желающие изменить мир к лучшему так, как они это сейчас понимают...
Это некое "протестное действо" скорее всего в основе лежит...
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43045

Интересная и полезная критика в адрес Проекта СПООР:
"А что касается данного проекта, то не совсем понятно каковы результаты ожидаются отцами основателями?
Если будет делаться только то, что заявлено, то видимых результатов не должно быть, потому что сама идея проекта находится в области "тактики". И он очень нужен будет только после того, как стратегические задачи будут решены.
И сам проект от процессов качества образования далековат несомненно...)"
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43045

"Всё сделанное на компе является информационной моделью процессов происходящих (или которые могут происходить) в реальной жизни."
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43129

Ссылка на интересную статью Деймоса Стренталла про Open Source: http://www.xakep.ru/post/37492/default.asp (Она приводится целиком также на сайте СПООРа)
Там же цитируется заметка про StarOffice с http://ru.sun.com/research/star.html
Там же привлекается внимание к большому и интересному каталогу свободно распространяемого ПО. http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=18500 Всячески рекомендую этот каталог. Очень полезно.
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43406

"Поставил StarOffice на компьютер в учительской, пока разницы из учителей практически никто не заметил"
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43434

Информация о выходе версии OpenOffice.org 2.2 Pro http://www.i-rs.ru/article/articleview/435/1/31/
http://pedsovet.org/forum/index.php?s=&...ost&p=43467

Надеюсь, ссылки на эти посты будут полезны.
OpenOfficer ( Пользователь )
(Леонид_Ястребов @ 08.04.2007, 16:15) <{POST_SNAPBACK}>
Цели формирования этой ветки и планирующегося обсуждения таковы:[list]
[*]Обсудить необходимые компетенции
[*]Уточнить распределение компетенций по уровням
[*]Отредактировать (удалить, добавить) потребности и компетенции
[*]Предложить к размещению на сайте СПООР Ваши учебные пособия, которые Вы готовы предоставить в общее безвозмедное пользование (с сохранением Вашего авторства и указанием Вашей почты)


Рекомендую при этом знающим не забывать простую истину, а тем, кто не в курсе, познакомиться с ней.

Не повредит, так как именно пренебрежение этой истиной запутывает в клубок личные, корпоративные и общественные интересы и позволяет меньшинству ловить рыбку в мутной воде, а большинству хлопать глазами, когда его в очередной раз обведут вокруг пальца. smile.gif
Сергей Пономарёв ( Пользователь )
(OpenOfficer @ 09.04.2007, 06:14) <{POST_SNAPBACK}>
Рекомендую при этом знающим не забывать простую истину, а тем, кто не в курсе, познакомиться с ней.

Не повредит, так как именно пренебрежение этой истиной запутывает в клубок личные, корпоративные и общественные интересы и позволяет меньшинству ловить рыбку в мутной воде, а большинству хлопать глазами, когда его в очередной раз обведут вокруг пальца. smile.gif

Браво! Уважаемый Сергей Викторвич.
И Здравствуйте!
Леонид Ястребов ( Пользователь )
(OpenOfficer @ 08.04.2007, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
Часто педагоги забывают, а многие не знают простую истину:
имеет смысл что-то делать тогда, когда ваша деятельность приносит реальные результаты и результаты вашего труда принадлежат вам.


То есть, при любой деятельности надо задаться вопросом: каков результат этой деятельности лично для вас, что на выходе?

Так вот, кто может сказать, какие результаты труда педагога принадлежат лично ему?

Вопрос серьезный, мировоззренческий.
Дело в том, что именно от вышеупомянутого подхода к организации деятельности зависит эффективность и благосостояние каждого человека и страны в целом.
Следовательно, детей этому подходу тоже надо учить.

Обсудим?



(OpenOfficer @ 09.04.2007, 07:14) <{POST_SNAPBACK}>
Рекомендую при этом знающим не забывать простую истину, а тем, кто не в курсе, познакомиться с ней.

Не повредит, так как именно пренебрежение этой истиной запутывает в клубок личные, корпоративные и общественные интересы и позволяет меньшинству ловить рыбку в мутной воде, а большинству хлопать глазами, когда его в очередной раз обведут вокруг пальца. smile.gif



(Сергей Пономарёв @ 09.04.2007, 14:45) <{POST_SNAPBACK}>
Браво! Уважаемый Сергей Викторвич.
И Здравствуйте!


Уважаемые коллеги!
Я как-то не понял: это прямой намек, что организаторы Проекта - мошенники?
Никак иначе не могу интерпретировать утверждения OpenOfficer и Сергея Пономарева на то, что мошенники собираются ловить рыбку в мутной воде и обводить остальных вокруг пальца.
Хотелось бы, чтобы Вы высказались конкретно - в чем Вы видите мошенничество с нашей стороны?
Это - серьёзные оскорбления, и мне хотелось бы понимать, чем я их заслужил, какие у Вас есть основания думать именно так, как Вы об этом заявили на страницах этого Форума перед всем Сетевым сообществом
.


Надеюсь, у Вас хватит духа высказать свое обвинение напрямую или извиниться!

Ну а если говорить о "простой истине", которую высказал OpenOfficer, то я согласен, что этот вопрос - мировоззренческий, и ответ на него зависит действительно от моральных качеств отвечающего.
Хочу ещё раз процитировать OpenOfficer:
Имеет смысл что-то делать тогда, когда ваша деятельность приносит реальные результаты и результаты вашего труда принадлежат вам.
То есть, при любой деятельности надо задаться вопросом: каков результат этой деятельности лично для вас, что на выходе?
Так вот, кто может сказать, какие результаты труда педагога принадлежат лично ему?



Очень любопытная точка зрения. Она ставит под сомнение существование всех программ freeware, большинства OpenSource. Начисто перечеркивает все 46 выпусков журнала Вопросы Интернет-образования, закрывает Википедию, делает ненужными любые форумы (ведь за участие в них не платят деньги) и полностью выметает из человеческой жизни всё НЕ меркантильное.

Я согласен, в ТАКОМ мировоззрении педагога есть своя логика. Но я бы поостерегся отдавать своего ребенка в школу, где преподают ТАКИЕ педагоги.

Результаты МОЕГО труда и труда МОИХ коллег, безвозмездно отдающих свои методики в общее пользование, принадлежат всем. Да, АВТОРСТВО - право на имя - сохраняется. Это зачастую ЕДИНСТВЕННЫЙ результат труда педагога, который принадлежит ему.
А вот то, чему он научил ребёнка, извините, принадлежит уже НЕ педагогу. И никаких прав на результаты своего труда он уже не имеет.

Как писал великий писатель Феликс Кривин (учитель из Ужгорода) - "перед ним стояла не просто простая старушка, а старушка, гордая своей простотой". Это - по поводу Вашей "простой истины".

Так что я согласен с Вами, что деятельность должна приносить результаты, но категорически против того, что заниматься деятельностью имеет смысл только тогда, когда "результаты Вашего труда принадлежат лично Вам"

Позиция, высказанная Вами и поддержанная другим коллегой - это позиция дельца от учительства, но не учителя.
Alex Korablev ( Пользователь )
2 Леонид_Ястребов

У вас в таблице - Устройство компьютера - хоть и говориться о "Компьютер, основные компоненты: системные и периферийные устройства" - но видимо про сканер, принтер, планшет, вэб-камера, проектор забили.. или это не нужно?

Далее в разделе о.с. - страндартные приложения - про командную строку, Paint, Андресную книгу, Windows Movie Maker, Windows Messenger, Windows Media Player, я уже не говорю о служебных программах - типа regedit, msconfig и HyperTerminal забыто...

А архивировать можно и с помощью того же мастера архивации в windows... так что не единым WinZIP или WinRAR архивация видан. К тому же 7Zip их не хуже но бесплатен! или у ОУ все же есть 39 у.е. за одну лиц. копию WinZIP или WinRAR?


"Офисные" технологии - "Работа в программе типа MS Word" - программы типа Word называются текстовыми редакторами или текстовыми процессорами (ака привет из 80-90-х smile.gif ) Может быть имеет смысл писать не "Представление о программе Microsoft Word" а представление о текстовом редакторе?

Тоже и с другими "Работа в программе типа MS .." или типа программы MS круче всех?

В разделе сайтостроение - почему бы не уделить внимание CMS? конечно без базовых знаний HTML, CSS ни куда но PHP, My SQL тоже знать неплохо. А набивать в ручную сайт с более чем 5-7 страницами - это тяжко (а как правило хороший сайт ОУ это не 5 страниц), а если там еще и постоянное обновление... то вообще мрак... К тому же форум сейчас никто не будет сам писать. Так что помоему этому моменту тоже стоит уделить внимание.. хоть на супер продвинутом уровне wink.gif

Далее почему нет раздела работа в локальной сети? В тех же ОУ это или уже есть или этим обзаводятся. Как минимум надо на базовом уровне знать как в ней работать. на продвинутом - как настраивать простую одноранговую сеть. на высоком - про организацию и настройку сети типа клиент-сервер..

Далее раздел вспомогательные утилиты. архиваторы - базовый уровень - то что написано чушь. Вы никогда не думали что например в интернете кучи файлов заархивированы и после того как их скачаешь их нужно распаковать что бы посмотреть? А тут получается - скачал и все.. беги к учителю с продвинутым или высоким уровнем.

Работа с файловой системой - может имеет смысл хотя бы на продвинутом уровне научить разбивать винты, форматировать, конвертировать в разные файловые системы, управлять дисками через консоль управления....

Видео-технологии - почему видеоплэиры отнесены в продвинутый уровень? вставлять видео в документы можно, а просматривать нельзя? в высоком уровне предлагаю еще конвертацию видеоформатов вписать типа из DVD в divX или Xvid...

Это так скажем - беглый взгляд на табличку.. smile.gif

P.S. а Web Office 2004 - на самом деле не очень удачная программа... лично мне не понравилась из за сбоев... кстати у вас там и комментарии негативные на неё..
Леонид Ястребов ( Пользователь )
(AlexVK @ 10.04.2007, 17:06) <{POST_SNAPBACK}>
2 Леонид_Ястребов

У вас в таблице - Устройство компьютера - хоть и говориться о "Компьютер, основные компоненты: системные и периферийные устройства" - но видимо про сканер, принтер, планшет, вэб-камера, проектор забили.. или это не нужно?

........

Это так скажем - беглый взгляд на табличку.. smile.gif


Уважаемый Alex!
ГРОМАДНОЕ спасибо Вам за Вашу табличку и критику!
Извините, что не отвечал - был в командировке, а там с Интернетом было нелегко...

Я обязательно Вам отвечу и включу Ваши замечания!
Не со всеми я согласен, кое-что в табличке есть - например - архиваторы.
Ещё раз спасибо!

С уважением Леонид

P.S/ Я завтра перенесу Ваше письмо во вторую тему...
teacher10 ( Пользователь )
Э-э-э, коллеги, я что-то не понял про СПООР...
Сходил на указанный адрес (http://spoor.uchim.info), нашёл там пару-тройку неласковых высказываний про бесплатную программу Web Office 2004 v1.4, и всё... Это под Windows.
Про Linux даже смотреть не стал. Пойду сейчас про него выскажусь на соответствующей ветке форума.

И где, собственно, сам СПООР? Болтовня всякая там про нужность и необходимость достала уже...
Всё равно под Виндоуз все качественные программы - платные. Если только государство будет выкупать лицензии для образовательных учреждений и раздавать им бесплатно.

И таблица там хорошая, нужная (Таблица потребностей: компетенции и программы, которые нужны учителю).
Я в неё посмотрел, потом в билеты по информатике за 2006 год посмотрел (за 2007 не пришли ещё к нам), потом в тесты по информатике за прошлый год посмотрел. По второму разу всё просмотрел, а потом до меня дошло:

- базовый уровень - это ученикам, что ли?
- продвинутый уровень - это, похоже, билеты
- высокий уровень - это тесты.

Какая то несогласованность в уровне знаний наблюдается. Конечно, всё это решаемо. В зависимости от того, куда выпускник собрался поступать, туда его и готовить.

Это я к тому, что не видно единой политики уровня подготовки учащегося средней школы по Информатике и ИКТ. Я, пока что, готовлю учеников на базовом (и выше) уровне. Если кому приспичило сдавать выпускной экзамен по информатике - готовлю по билетам. Ну а если господин хочет сдавать информатику в качестве вступительного экзамена - тут разговор вообще особый.
Леонид Ястребов ( Пользователь )
(teacher10 @ 18.04.2007, 09:49) <{POST_SNAPBACK}>
Э-э-э, коллеги, я что-то не понял про СПООР...
Сходил на указанный адрес (http://spoor.uchim.info), нашёл там пару-тройку неласковых высказываний про бесплатную программу Web Office 2004 v1.4, и всё... Это под Windows.
Про Linux даже смотреть не стал. Пойду сейчас про него выскажусь на соответствующей ветке форума.

И где, собственно, сам СПООР? Болтовня всякая там про нужность и необходимость достала уже...
Всё равно под Виндоуз все качественные программы - платные. Если только государство будет выкупать лицензии для образовательных учреждений и раздавать им бесплатно.

И таблица там хорошая, нужная (Таблица потребностей: компетенции и программы, которые нужны учителю).
Я в неё посмотрел, потом в билеты по информатике за 2006 год посмотрел (за 2007 не пришли ещё к нам), потом в тесты по информатике за прошлый год посмотрел. По второму разу всё просмотрел, а потом до меня дошло:

- базовый уровень - это ученикам, что ли?
- продвинутый уровень - это, похоже, билеты
- высокий уровень - это тесты.

Какая то несогласованность в уровне знаний наблюдается. Конечно, всё это решаемо. В зависимости от того, куда выпускник собрался поступать, туда его и готовить.

Это я к тому, что не видно единой политики уровня подготовки учащегося средней школы по Информатике и ИКТ. Я, пока что, готовлю учеников на базовом (и выше) уровне. Если кому приспичило сдавать выпускной экзамен по информатике - готовлю по билетам. Ну а если господин хочет сдавать информатику в качестве вступительного экзамена - тут разговор вообще особый.


Уважаемый Александр Викторович!
Спасибо за Ваше сообщение.
Отвечаю.
Насчет того, что там только "болтовня" про нужность и ненужность - вопрос отдельный. Кому как. Дело в том, что СПООР задуман не только для учителей информатики, но и для простых, "рядовых" учителей-предметников. Им зачастую нужно объяснять самые простые вещи. И критика со стороны продвинутых, таких как Вы, позволяет найти эту середину.

Далее, я не уверен, что под Windows только ПЛАТНЫЕ программы имеют высокое качество. Но с удовольствием опубликую на сайте и в журнале "Вопросы Интернет Образования" Вашу точку зрения - с примерами, конечно.

А насчет уровней компетентности, это уже я не понял Вашего вопроса...
Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, почему на третьем уровне у Вас появились тесты?
Мне всегда казалось, что тесты относятся к "кнопочному" уровню. Неужели компетентность на кнопочном уровне может рассматриваться как ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ?

Попытаюсь ещё раз пройтись по идеологии разбиения компетентности на уровни. Эта идеология основана на нашем опыте обучения учителей использованию ИКТ в их профессиональной деятельности, то есть тому - как использовать ИКТ в преподавании, скажем, географии или литературы.

Соответственно, если начинаем учить "с нуля", то УМЕНИЯ, который реально БУДУТ использовать наши выпускники (и, в основном выпускницы), обладающие педагогическим стажем в 15 - 30 и более лет, мы описываем, как БАЗОВЫЙ уровень. Попытки обучить их более продвинутым элементам работы в текстовм редакторе, например, чем форматирование абзаца и простая вставка таблицы, приводит к переполнению интеллектуального стека. Винить их за это нельзя: просто слишком большой объем информации, из которого они могут использовать, повторяю, некоторый минимум. Именно этот минимум мы и описываем, как БАЗОВЫЙ.
Человек может работать на компьютере, создавать свои материалы.
Иными словами, до высшего пилотажа далеко, но "взлететь, долетететь по не слишком сложной траектории и посадить самолет на землю" он уже может.
Дальнейшее совершенствование "пилота" следует начинать тогда, когда он освоится с этими простыми функциями.

Конечно, в жизни может осуществляться плавный переход с базового уровня на следующий. И возникает вопрос - за какие умения человек должен браться, что именно будет "джентельменским набором" для следующего витка ИКТ-культуры?

Так что наша Таблица является попыткой разложить эти умения по полочкам.

Другим способом использования таблицы является работа в области повышения ИКТ-квалификации учителей. Фактически, речь идет о создании модульных учебных программ (разбиение программ на инвариантную и вариативную части), создание вариативных модулей.

Честно говоря, Ваши слова о том, что эта таблица имеет какое-то отношение к обучению ШКОЛЬНИКОВ, для меня (к моему стыду) оказалась новой... Если в этом месте Вашего письма нет скрытой иронии, то мне было бы интересно этот момент обсудить.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Леонид_Ястребов @ 19.04.2007, 15:51) <{POST_SNAPBACK}>
Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, почему на третьем уровне у Вас появились тесты?
Мне всегда казалось, что тесты относятся к "кнопочному" уровню. Неужели компетентность на кнопочном уровне может рассматриваться как ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ?


Да, возможна и такая градация. Тесты ЕГЭ безаппеляционны. Потому "высший пилотаж" - преодоление чисто статистической закономерности в ожидании "своего места" на необъяснимой ученику и учителю ежегодно непредсказуемой шкале...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+