Личный кабинет

Зачем изучать самую неточную науку на свете?

История - это встреча поколений. Хочется, чтобы она была дружественной
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Каковы основные принципы преподавания этого предмета?

Договоримся о значении слов. В данном случае речь идет в первую очередь о значении ключевого слова "история". Этим термином обозначают как минимум три (!!!) понятия.
Во-первых, "история" - это совокупность всех реальных событий (фактов) жизни человечества. Это объективная история. Она доступна нам лишь в своих материальных, вещественных проявлениях (музейные экспонаты, археологические находки, памятники архитектуры и.т.п.).
Во-вторых, "история" – это информация, извлеченная из вышеперечисленных источников и истолкованная людьми. Это всегда субъективная история или интерпретация (любые научные труды, учебники, художественная литература, выступления Эдварда Радзинского с историческими сказками по телевизору). Следует отметить, что это вторая часть (интерпретация) и лежит в основе исторического образования, а первая (источники) входят в него малыми дозами.
В-третьих, "история" – это ремесло: сумма определенных умений и навыков, необходимых для создания "новых вариантов" исторического развития (создание учебного пособия или написание научного исследования).
Из сказанного выше очевидно, что история, во-первых, в большей своей части остается непознанной, история, во-вторых, становится предметом изучения, преподавания и развлечения, а история, в-третьих, отдается на откуп специалистам.
Так зачем же всем школьникам изучать одну из самых "неточных" (по общему мнению!) на свете наук?
Первый и самый простой ответ на этот вопрос: "Потому что это интересно". Правильно. Но вряд ли можно предположить, что всем начинающим изучать историю в 5 классе так уж интересно узнавать что-то про Месопотамию, которую они никогда не видели, а может быть, никогда не увидят. Интерес к предмету появляется в процессе общения учителя и ученика.
Другой ответ носит негативный характер и звучит следующим образом: "Стыдно не знать историю своей Родины!!!". Не стану спорить о сущности понятия "родина"; просто отмечу, почему российским школьникам менее стыдно не знать историю античности, почти не стыдно не знать историю Австралии и уж совсем не стыдно не знать историю африканских племен "тумба-юмба". Более того, до сих пор не выяснено, что зазорнее – не знать дату Бородинской битвы или отчество собственной бабушки.
Широко распространены ответы, что историю надо изучать, потому что это воспитывает… (что-то). Изучение истории в воспитательных целях сопряжено с некоторыми неудобствами. До окончательной Победы во всемирном масштабе какого-либо "изма" человечество явно не сможет договориться о том, что именно следует воспитывать в процессе преподавания истории – уж слишком велик разнобой мнений. Как мы знаем (на примере все той же истории), что люди, воспитанным таким образом, склонны вступать в конфликты с такими же индивидуумами, воспитанными аналогично, но под иным знаком. События последних лет доказывают нам этот тезис.
Наконец, имеется еще один ответ, сформулированный еще древними римлянами: "история – учительница жизни". Действительно, чего проще, читая древние истории на событиях и примерах наших предшественников учиться тому, как нужно себя мудро вести, действовать и остерегаться! Но как ни странно, человечество, постоянно изучающее историю и ее ошибки, с удручающим постоянством их повторяет. Напомним, как примеры, о двух Мировых войнах, о судьбах тиранов, борьбой с алкоголизмом в СССР и.т.п. Придется согласиться с великим Василием Осиповичем Ключевским, который как-то сказал, что "история учит только тому, что она ничему не учит".
Получается замкнутый круг?! Стало быть, история (ее интерпретация) как школьный предмет отводит учителю роль сознательного или заблуждающегося обманщика на казенном содержании? Конечно, нет! Ведь существует третье понятие "истории", как ремесло историка.
Не стоит уличать меня в стремлении превратить учащихся (даже тех, кто серьезно интересуется историей) в профессиональных исследователей прошлого. Речь идет о приобретении полезных и даже необходимых навыков умственной деятельности, которыми сегодня обладают, к сожалению, весьма немногие.
Люди, обученные ремеслу историка, неплохо умеют вычленять правду из потока неполной, избыточной, искаженной и сфальсифицированной
информации, выясняя подлинное положение вещей и вытекающие из него последствия. Поэтому имеет смысл задуматься: какие ценные умения приобретает человек, осваивающий ремесло историка. Во-первых, умело работать с информацией (получение, проверка, анализ). Во-вторых, создавая собственную версию исторической действительности, историк овладевает умениями пригодными и для решения задач, встающих перед человеком. В-третьих, человек, владеющий ремеслом историка, способен к анализу и к пониманию тех факторов, которые лежат в основе деятельности того или иного участника события или эпизода жизни. В-четвертых, историк-умелец критически и творчески воспринимает поступающую информацию и склонен к пониманию чуждой позиции. А подобное понимание как раз и является, по нашему глубокому убеждению, показателем интеллигентности (от лат. – "понимаю", "разумею") и благоприятствует формированию коммуникабельности, терпимости и других самоценных качеств того же ряда.
Что же касается усвоения фактического материала, которое обычно рассматривают как одну из основных целей школьного образования (когда была Грюнвальдская битва???), то его при изучении ремесла историка я воспринимаю все-таки как средство достижение основных целей.

2. Какими достоинствами должен обладать хороший учебник истории? (и каких недостатков он должен быть лишён?)

Будем толерантны к авторам школьных учебных курсов (многих я знаю лично, работал с ними), которые прекрасно понимают свою ответственность перед школьниками, учителями, родителями, государством. Идеальных учебников не существует, это прописная истина. Но если в математике 2х2 последние тысячи лет равнялось 4, а в химии водород во всем мире обозначается буквой “Н”, то в исторической науке (особенно в нашей стране “с непредсказуемым прошлым”) существуют, мягко сказать, разночтения. Как интерпретировать, скажем, деятельность Ивана I Данииловича Калиты или Дмитрия Донского, Ивана Грозного или Николая I. Я не говорю уже об истории XX столетия! Наше столетие вобрало в себя такой калейдоскоп событий и проблем, что выбрать среди них самые главные и необходимые школьникам представляется почти неразрешимой головоломкой.
Поднимая вопрос о “хорошем” учебнике истории и критериях его оценки, важно отчетливо представлять, «чьи же критерии мы должны обсуждать». Естественно, что у каждой из причастных к школьному учебнику сторон будут свои интересы и приоритеты. Для издателя как коммерческого концерна наиболее важным фактором будет конкурентоспособность книги. Хороший оборот и высокая прибыльность является для него основополагающим критерием в оценке учебника. Учитель будет наименее заинтересован в стоимости производства и в прибыли: прежде всего он оценит учебник как педагогический инструмент... Автор так же, как издатель, но по другим причинам будет заинтересован в конкурентоспособности книги. Как и для учителя, для него учебник прежде всего педагогический инструмент. Но существуют научные, идеологические и другие положения, которые сознательно или подсознательно будут влиять на автора...
Власти несут огромную ответственность за качество учебных книг и должны гарантировать стандарты образования перед лицом широкой общественности. Но на них также ложится и другая ответственность – защита социально-политических и культурных интересов общества. Это закрепляет их в роли цензора. В последнее время учебнику истории отводится миссия примирителя. Как превосходный инструмент социального и политического согласия, он должен сгладить конфликты и примирить российское общество со своим прошлым. То есть выразить различные мнения об этом самом прошлом. Можно сказать, что плюрализм должен стать внутренним качеством учебников.
1. Учебник истории не дает окончательных ответов, но открывает школьнику путь для дальнейших вопросов и личного исследования. Учебник истории ни в коем случае не должен содержать лишь описательные тексты, достаточное место в нем отводится материалам из первичных и вторичных источников. Вопросы должны быть «открытыми», в них не должен предугадываться ответ.
2. В учебнике истории должны учитываться и применяться результаты современной науки. Он должен стремиться к истине и избегать национальных акцентов и приоритетов.
3. Учебники должны показывать, что люди по-разному воспринимают историю в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, определенной политической, профессиональной и возрастной группе, их пола, родины. С другой стороны, существуют различные интерпретации истории, и учебник может продемонстрировать это подборками из научной литературы, содержащей противоположные точки зрения.
4. Учебник также должен основываться на балансе локальных, региональных, национальных, европейских и мировых перспектив в изложении фактов прошлого и настоящего.

3. Как соотносится школьный курс истории с другими общественными дисциплинами? (экономика, право, социология)

1. В основном все эти предметы (спецкурсы, модули) преподают учителя истории
2. Данные предметы (науки) входят в разряд общественных дисциплин, поэтому без их изучения курс истории России или Запада не будет иметь законченный вид, а также прервется системность.

4. Где проходит рубеж, после которого история превращается в политику? Правление Ельцина – уже история? А Путина?

Вопрос чисто идеологического плана, и ничего общего с историей, о которой я написал выше, не имеет. Если Вы хотите превратить что-то в политику, то не обязательно это должна быть история. Можно объяснять физику и математику из чисто идеологических побуждений.

5. Как правильно сочетать занимательность и научность в преподавании истории детям (подросткам) разного возраста?

Немалую роль в обучении детей данного периода возраста играет так называемая "ситуация успеха". По этому поводу великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал, что "...единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться - успех в учении". Прочитав серьезную подборку литературы по этой теме, посетив уроки своих коллег, я решил, что достаточно организовать ситуацию, при которой ученик испытает успех и удовлетворение, - и высокий уровень отношения к учебе обеспечен. Но в реальности все оказалось иначе. Постоянное обеспечение успешности развивало у моих учеников ситуацию индифферентного отношения к учебе. Мало того, постоянное ожидание положительного результата привело к неспособности преодолевать трудности. Это было, наверное, мое первое столкновение со сложной педагогической ситуацией. По-видимому, в среднем звене, наиболее оптимальный вариант, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит, и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.
Как оказалось, эффективность процесса обучения во многом зависит от реализуемых на практике технологий обучения. Необходимо было самому ответить на несколько вопросов:
1. Что изучать?
2. Как изучать?
3. В какой форме?
4. Какими средствами?
5. Какими методами?
Как мы знаем, в процессе обучения в ходе различных занятий ученик слышит информацию, осмысливает услышанное, самостоятельно углубляет в процессе чтения полученную информацию, а в ходе ответов или письменных работ выражает свои мысли по поводу воспринятой в процессе учебы информации.
На начальном этапе (5-6 классы) обучения общественным дисциплинам в процессе слушания учителя учениками огромную роль играют интонационные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т.п. Поэтому большое внимание при рассказе уделяется образности, персонификации. К примеру, детьми прекрасно воспринимался материал, посвященный войнам Древнего Египта, который произносился от имени египетского фараона. Не стоит воспринимать рассказ как простую репродукцию информации детям. По ходу объяснения учащиеся рисовали образный портрет фараона или воина, боевую колесницу или оружие египетского воина. А домашним заданием ученикам послужило составление собственного рассказа по одному из эпизодов древнеегипетской истории.
Такое творческое задание формирует уже понимание - мысленное воспроизведение. Оно выступает как продукт общения и совместной деятельности учителя и ученика. Ни для кого не секрет, что осмысленный (понятый) учеником материал усваивается в несколько раз лучше, чем неосмысленный. Кроме этого, процесс понимания представляет собой этап превращения полученных знаний в убеждения.
При изучении общественных дисциплин огромную роль играет говорение. Хорошее говорение требует определенной подготовленности ученика, так как его высказываемые мысли должны быть логически связаны, их изложение требует систематизации. Для развития этого навыка я использую множество методов: монологическое сообщение (доклад) на какую-либо тему, составление и озвучивание простого и сложного плана ответа, ролевую игру, дискуссию на заданную тему. На уроках в 6 классе интересно организовать дискуссию, посвященную роли городов в жизни средневекового общества, плюсов и минусов конституционной и абсолютной монархии, а также результатов деятельности той или иной исторической личности.
Важным моментом в процессе обучения выступает расширение у школьников имеющихся знаний при помощи чтения. Мы знаем, что наши дети в последнее время читают мало, а если и читаю, то литературу, по мнению взрослых, ненужную. Я считаю, что приобщение учеников к чтению не должно проходить посредством навязывания той или иной книги. Сводите своих учеников в библиотеку, где им в интересной форме расскажут о самой книге, ее истории, покажут редкие экземпляры. При Российской государственной библиотеке существует прекрасный Музей книги, который открывает перед учениками "мир мудрых и интересных книг". Учитель также может рассказать о книге на уроке, но не в форме аннотации, а образно. Часто бывает, что ребенок берет книгу в руки после просмотра кино-видеофильма, поставленного по мотивам данного произведения. Но книгу мало прочитать (читаем мы все по-разному). После прочтения необходимо пообщаться по поводу прочитанного, предоставив ученику рассказать, что понравилось, а что нет, какие трудности у него были в процессе чтения, пояснить значение сложных слов или обратить ребенка к энциклопедии или словарю. Я предлагаю ему следующий план разговора:
1. Как называется книга;
2. Кто ее автор;
3. Какие бы ты мог отметить главные мысли автора;
4. Самый запомнившийся эпизод книги;
5. Особенности книги (стиль, яркость, эмоциональная окрашенность и.т.п.);
6. Что нового ты узнал из книги и как эта информация тебе может пригодиться.
Таким образом, постепенно можно научить ребенка не бояться большого количества страниц, сложного текста и скучного содержания.
Посредством этого, я считаю, реализуется ситуация успешности, мотивируется желание ребенка включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие. Однако учебная деятельность не заканчивается получением отметки за выполненную работу - перед учениками ставится новая задача, требующая применения новых знаний и усилий.
Но борьба с трудностями способствует созданию устойчивого положительного отношения к тому, что они делают, и эта борьба должна обязательно подкрепляться успехом. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Известно, что мнения учителя и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся. Почему? Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. Другими словами, ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому в своей практике я использую так называемую "оценку с самим собой". "На сегодняшнем уроке, Мария, ты отвечала намного лучше, чем на прошлом. А твоя подготовка к ответу отличалась логичностью и продуманностью действий" – этих слов, а не отметки по пятибалльной системе иногда более чем достаточно, чтобы ребенок поверил в собственные силы.
Однако, как показывает практика, в силу индивидуальных особенностей учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем формы и методы обучения. В этом случае встречаешься с иным видом подхода, направленным не от учителя к ученику, а наоборот. Структура такого обучения должна опираться на ситуацию выбора: ученик может определить цель учебного задания в конкретном материале. В то же самое время выбор учебного задания является своего рода показателем отношения учащегося к своей учебной деятельности: умения соотносить трудности задачи со своими возможностями.
Ситуация успеха для учащегося на таком уровне заключается в том, что учитель, анализируя самостоятельную работу ученика, видит и подчеркивает в ней недочеты и достижения, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон: необычность замысла, неординарность хода решения, усидчивость, настойчивость и. т.п.
В 8-11 классах на уроках истории и обществознания результаты мыслительной работы (навыкам слушания, понимания, говорения, чтения) закрепляются учащимся при отработке элементов конспектирования. Конспект - это план, превращающийся в краткий пересказ, который содержит только существенную информацию. Очень часто происходит процесс механического переписывания материала из одного источника в другой (из учебника в тетрадь). На первом этапе обучения конспектированию это имеет эффект (например, конспектирование небольшой статьи, отрывка из книги известного ученого-историка). Умение для гуманитария составлять конспект письменного текста, безусловно, оказывает влияние на конспектирование устной речи, лекции. Это умение необходимо старшеклассникам и студентам, так как и учитель, и лектор, как правило, используют материал, собранный из разных источников.
Для своих учеников я разработал методичку: "Ликбез вчерашнего школьника", в которой изложил основные формы и методы преподавания в высшей школе. Таким образом, еще в школе я стараюсь формировать у учеников умения и навыки активной познавательной работы с текстуальными источниками, а умение грамотно вести и правильно составлять конспект выступает залогом успешной самостоятельной работы обучаемых при подготовке текстов устных выступлений, рефератов, докладов и пр.
При отработке навыков конспектирования я использую аудио материалы и видеофрагменты, лекционную систему преподавания, работу в исторической библиотеке, семинарские и практические занятия.
Особое внимание в процессе преподавания общественных дисциплин уделяется подготовке устного выступления. На "монологических уроках" учащиеся выступают перед классом с освещением той или иной темы, соблюдая следующий план ответа:
1. краткое вступление, в котором подчеркивается актуальность раскрываемой проблемы;
2. освещение основной проблемы выступления;
3. выводы.
Не менее важно было добиться, чтобы процесс мышления обучаемых стал "видимым", "замечаемым" как для учителя, так и для учеников. "Замечаемость" мыслительной деятельности обучаемых позволяет мне определять недостатки в способе их мышления, вырабатывать меры помощи по его корректировке. Для того чтобы процесс мышления обучаемых стал "видимым", применяются следующие приемы:
фиксация результата различных этапов мыслительной деятельности на учебной доске, бумаге.
Важным средством улучшения учебной работы выступает использование информационных технологий. Безусловно, компьютер является лишь средством, инструментом и орудием человеческой деятельности, одним из равноправных компонентов системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Но его применение увеличивает возможности накопления и использования знаний, а также возможности познания.
На уроках истории информационная техника используется при выполнении ей обучающих функций:
1. Как тренажер для выработки и закрепления умений и навыков.
2. Как репетитор, выполняющий определенные функции за учителя (машина может выполнять их лучше, чем человек).
3. Как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации.

Подчеркну, что внедрение компьютера в учебный процесс имеет основной целью накопление знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных функций. Никакая машина не сможет заменить "живого" общения Учителя с его Учениками. Нельзя просто встроить компьютер в привычный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения.
Особое внимание при преподавании социально-исторических дисциплин я уделяю обучению азам исследовательской деятельности учащихся.
Одним из перспективных форм творческой деятельности является выполнение поисковых или обзорных исследовательских работ. Школьники, обученные навыкам исследовательской работы - умнеют составлять план, аннотации, отзывы, тезисы выступления, отражающие результаты исследования. Им не придется, уже став студентами, терять значительного времени на постижение азов исследовательской работы. Некоторые из них смогут в стенах вуза, на новом, более высоком научном уровне продолжив школьное исследование, выполнить курсовую или дипломную работу, а в будущем осуществить и научное открытие.
Формами представления основных результатов исследовательской работы учащихся являются: письменная работа или письменный отчет исследовательского характера; доклады на научно-практических школьных, внешкольных или межшкольных конференциях. Исследовательская работа в школе (также как и окружные, городские олимпиады) является в то же время и проверкой результативности деятельности учителя и ученика.
Хочется сказать и о научной внутришкольной деятельности. В соавторстве со своими учениками старших классов, увлекающимися историей Отечества, и выпускниками школы, которые поступили и учатся на исторических факультетах вузов, был написан экспериментальный учебник по истории России периода VIII-XVII вв.
На наш взгляд, это учебное пособие не дает окончательных ответов, но открывает школьнику путь для дальнейших вопросов и личного исследования. Он содержит как описательные тексты, так материал из первичных и вторичных источников. В учебнике учитываются и применяются результаты современной науки, он показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, определенной политической, профессиональной и возрастной группе, их пола, родины.

6. Что за последние годы изменилось в исторической подготовке подрастающего поколения? Больше (меньше) знают, лучше (хуже) мыслят?
Для ответа на этот вопрос необходимо провести мониторинг качества исторического образования за последние годы. У меня таких данных нет.
Валерий Столов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 2 2005, 08:19 PM) <{POST_SNAPBACK}>
2. Какими достоинствами должен обладать хороший учебник истории? (и каких недостатков он должен быть лишён?)


А должен ли этот вопрос в принципе сишком волновать учителя?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Столов @ Oct 3 2005, 06:52 PM) <{POST_SNAPBACK}>
А должен ли этот вопрос в принципе сишком волновать учителя?

Вы считаете нет? Не вы первый. Господин Фурсенко сказал, что те учебники, по которым учился он, лучшие. И к ним надо вернуться.
Хотя учебник сам по себе на сегодняшний день в школе лишь один из источников информации. Но желательно, чтобы он был качественным.
Валерий Столов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 3 2005, 08:17 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Вы считаете нет? Не вы первый. Господин Фурсенко сказал, что те учебники, по которым учился он, лучшие. И к ним надо вернуться.


Я имел в виду несколько другое, чем г.Фурсенко. А именно, что в современной школе (только в старших классах, правда) учителю нет нужды слишком зацикливаться на том - какой учебник лежит на столе у его учеников. В смысле - лучше всего, если у них лежит конспект своего любимого учителя. biggrin.gif (В последней шутке - лишь доля шутки)

Хотя учебник сам по себе на сегодняшний день в школе лишь один из источников информации. Но желательно, чтобы он был качественным.


С этим сложно спорить. Но вы ведь сами пишите выше, что учебник - это инструмент государственной политики и потому трудно требовать, чтобы он был качественным с исторической т. зрения. Для государства важнее его "политкорректность". Мне кажется, что учитель должен это очень хорошо понимать и, посокльку бороться с этим он не может, просто принять как данность, что учебник не должен быть для ученика главным средством исторической информации.
Хотя, повторю ещё раз, сказанное относится только к старшим классам. Но я, посколкьку работаю именно со старшими классами, стою именно на этой позиции.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Столов @ Oct 3 2005, 08:39 PM) <{POST_SNAPBACK}>
С этим сложно спорить. Но вы ведь сами пишите выше, что учебник - это инструмент государственной политики и потому трудно требовать, чтобы он был качественным с исторической т. зрения. Для государства важнее его "политкорректность". Мне кажется, что учитель должен это очень хорошо понимать и, посокльку бороться с этим он не может, просто принять как данность, что учебник не должен быть для ученика главным средством исторической информации.
Хотя, повторю ещё раз, сказанное относится только к старшим классам. Но я, посколкьку работаю именно со старшими классами, стою именно на этой позиции.

Валерий Борисович! Что в качестве "первоисточника" предлагаете? Лекции учителя? Они, как учителя,разные. Или же...?
Валерий Столов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 3 2005, 08:45 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Что в качестве "первоисточника" предлагаете? Лекции учителя?


В принципе - да. Ну и - всякие другие тексты тоже. Из книг, из интернета. Разве с этим сейчас напряжённо? Когда учитель всё это ученику предложил - тот об учебнике и не вспомнит. Хотя, конечно, для проформы и его можно глазами пробежать. Но - только для проформы!
smile.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Столов @ Oct 3 2005, 09:09 PM) <{POST_SNAPBACK}>
В принципе - да. Ну и - всякие другие тексты тоже. Из книг, из интернета. Разве с этим сейчас напряжённо? Когда учитель всё это ученику предложил - тот об учебнике и не вспомнит. Хотя, конечно, для проформы и его можно глазами пробежать. Но - только для проформы!
smile.gif

Как быть с теми, кто не имеет инета и такого учителя как Вы? К экзаменам как готовиться? Что до текстов, то Фоменко с Суворовым тоже текст.
Хотя я не в защиту учебников. Тем более современных.
Валерий Столов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 3 2005, 09:14 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Как быть с теми, кто не имеет инета и такого учителя как Вы? К экзаменам как готовиться? Что до текстов, то Фоменко с Суворовым тоже текст.
Хотя я не в защиту учебников. Тем более современных.


Я думаю, что достаточно пофесиональному учителю вполне по силам и нормальный конспект ученикам надиктовать, и приличные тексты им предложить. Если же он это сделать не в состоянии - то какой смысл справшивать его мнение об учебниках? Что путного он о них может сказать, кроме того, что они: а) должны быть и б) должны быть хорошими?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Столов @ Oct 3 2005, 09:20 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Я думаю, что достаточно пофесиональному учителю вполне по силам и нормальный конспект ученикам надиктовать, и приличные тексты им предложить. Если же он это сделать не в состоянии - то какой смысл справшивать его мнение об учебниках? Что путного он о них может сказать, кроме того, что они: а) должны быть и б) должны быть хорошими?

Вы диктуете конспекты? У Вас времени много? Хороший учебник на то и хороший, что заменяет массу исписанных листов.
Валерий Столов ( Пользователь )
Ну, специально, конечно, не диктую, а лекции читаю, да. Хотя это, наверное, неправильно. Сейчас готовимся к переходу на новые педагогические технологии, а они, как известно не предпологают такой функции учителя. Надо будет что-то придумывать. но ведь я выше писал, что конспекты - это не догма, можно использовать не свои тексты, а какие-то другие. Против учебников как таковых у меня всё равно предубеждение. Кроме того, у меня есть готовые тексты по некоторым темам (например - по Второй мировой войне), которые я могу раздавать ученикам.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+