Личный кабинет

Исследовательская деятельность по математике

Об опыте организации исследовательской деятельности
Владимир Морозов ( Пользователь )
Об опыте организации исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике

Исследовательская деятельность является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, обещающие интересные результаты. В прилагаемой статье приводятся в качестве примера несколько удачных тем для исследовательской деятельности школьников по математике, эти темы разрабатывали мои ученики. Опираясь на эти примеры, учителя, возможно, сумеют найти свои удачные темы для исследования по математике.
[attachment=106:attachment]
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Морозов Владимир @ Oct 2 2005, 07:12 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Об опыте организации исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике

Исследовательская деятельность является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, обещающие интересные результаты. В прилагаемой статье приводятся в качестве примера несколько удачных тем для исследовательской деятельности школьников по математике, эти темы разрабатывали мои ученики. Опираясь на эти примеры, учителя, возможно, сумеют найти свои удачные темы для исследования по математике.
[attachment=106:attachment]

Cпасибо за ссылочки. Посмотрим вместе с учениками.
Владимир Морозов ( Пользователь )
Один очень хороший преподаватель из Кемерова (к сожалению не помню его имени sad.gif ) рассказывал, что находил темы для исследовательских работ учащихся в обычном учебнике геометрии, в некоторых задачах. Только он учил своих учеников, работая над задачей, ставить себе больше вопросов, чем задача ставит. И тогда иногда обычная задача из учебника геометрии выливается в исследовательский проект, и иногда даёт интересные результаты. cool.gif
Андрей Хуторской ( Пользователь )
(Морозов Владимир @ Oct 5 2005, 07:26 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Один очень хороший преподаватель из Кемерова (к сожалению не помню его имени sad.gif ) рассказывал, что находил темы для исследовательских работ учащихся в обычном учебнике геометрии, в некоторых задачах. Только он учил своих учеников, работая над задачей, ставить себе больше вопросов, чем задача ставит. И тогда иногда обычная задача из учебника геометрии выливается в исследовательский проект, и иногда даёт интересные результаты. cool.gif


Уважаемый Владимир,
Вы знаете, не только хорошие темы для исследований, но и эвристические задания для наших дистанционных олимпиад мы иногда находим в обычных учебниках по математике. Но они там находятся не в готовом виде, их еще надо УВИДЕТЬ, и сконструировать. Как говорится, "Красота в глазах смотрящего".

Кстати, 15 декабря 2005 года мы проводим 7-ю Всероссийскую дистанционную эвристическую олимпиаду по математике - http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm Так что приглашаю вас и ваших учеников, правда там требуется рег. взнос, но он себя оправдывает 100-процентно, иначе не было бы тысяч участников этих олимпид ...
Надежда Малкова ( Пользователь )
(Морозов Владимир @ 02.10.2005, 20:12) <{POST_SNAPBACK}>
Об опыте организации исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике

Исследовательская деятельность является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, обещающие интересные результаты. В прилагаемой статье приводятся в качестве примера несколько удачных тем для исследовательской деятельности школьников по математике, эти темы разрабатывали мои ученики. Опираясь на эти примеры, учителя, возможно, сумеют найти свои удачные темы для исследования по математике.
[attachment=106:attachment]

Спасибо за ссылку. Прочитала бегло. Я похоже и на Вашем личном сайте побывала. Но не сегодня. Раньше. Скачивала информацию как описать педагогический опыт. Пригодилось при подготовке к конкурсу Учитель года. Скачала не только для себя, но завучу отдала. Для пользы дела. Двойное спасибо.! thumbs.gif
Ольга Багишова ( Пользователь )
Коллеги! Может у Вас есть в "копилке" материалы для проекта по математике для 5 класса? Поделитесь!!! help.gif help.gif help.gif
Владимир Морозов ( Пользователь )
(Багишова Ольга @ 17.11.2006, 03:24) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги! Может у Вас есть в "копилке" материалы для проекта по математике для 5 класса? Поделитесь!!! help.gif help.gif help.gif


К сожалению, принято считать, что 5-8 класс - это подготовительный период для исследовательской работы. Цитирую одного педагога-кандидата пед. наук: (Петунин О.В., победитель областного конкурса Учитель года, Кемеровская обл.): Исследовательская деятельность в школе носит скорее учебный характер, ученики при этом не открывают что-то новое в науке, это скорее открытия для самих учащихся. Вот такие слова от знатного педагога, согласен с этим. Уж если старшеклассники могут себе позволить слегка выйти на передовые позиции современной науки, то в 5 классе нужно брать что-то попроще.

Поэтому предлагаю вам две темы для пятиклассников:

1) Пусть исследуют тему "Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе". Как раз они учатся в 5 классе углы мерить, вот пусть и мерят. На плоскости это будет легко, а на конусе сумма углов треугольника измеряется на его развертке, сумма углов оказывается либо < либо > 180 гр., если вершина конуса внутри треугольника. Конус может быть склеен 2-мя способами: вырезать из круга сектор и склеить; или разрезать круг по радиусу и наоборот вклеить сектор.

2) Если у ребенка есть персональный компьютер, можно пригласить его на рубежи настоящей науки. Зайдите с ребенком на сайт Интернет-энциклопедии - называется Википедия, найдите там статью "Совершенные числа" или статью "Числа Мерсенна", эти статьи связаны. Там есть всемираная программа, в ней приглашают принять участие любого обладателя компьютера, скачиваете там программу для поиска больших чисел Мерсенна - это одновременно станет и самое большое простое число, и одновременно найдете самое большое совершенное число. Мало того, что за успешный поиск предлагают призы, но $$$ - это не главное, главное вовлечь ребенка в настоящее иследование, в погоню за большими простыми числами, за совершенными числами. По-моему это довольно интересно, во всяком случае я вэтот проект попытаюсь своих учеников тоже вовлечь. Представьте, как было бы здорово, если имя вашего ученика будет вписано в историю математики, как имя нашедшего 39-е совершенное число. Или 40-е. А поскольку программа для их поиска готова - может с этой работой справиться и 5-классник.
smile.gif
Валерий Федотов ( Пользователь )
(Морозов Владимир @ 17.11.2006, 13:18) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, принято считать, что 5-8 класс - это подготовительный период для исследовательской работы.

Вообще-то, принято считать, что подготовительный период для исследовательской работы - это старшие курсы вуза. Однако кое-что удается сделать и школьникам:
http://mashavph.narod.ru
http://baroqqo.narod.ru/15/3.htm
http://aakravchenko.narod.ru/
http://digitsum.narod.ru/
Елена Хворост ( Пользователь )
(Морозов Владимир @ 05.10.2005, 18:26) <{POST_SNAPBACK}>
Один очень хороший преподаватель из Кемерова (к сожалению не помню его имени sad.gif ) рассказывал, что находил темы для исследовательских работ учащихся в обычном учебнике геометрии, в некоторых задачах. Только он учил своих учеников, работая над задачей, ставить себе больше вопросов, чем задача ставит. И тогда иногда обычная задача из учебника геометрии выливается в исследовательский проект, и иногда даёт интересные результаты. cool.gif

Есть книжка О.П. Эрдниева "От задачи к задаче — по аналогии", где как раз приводится очень много подобных примеров. В основном рассматриваются аналоги планиметрических задач в стереометрии. Очень интересно. Действительно можно много исследовательских проектов придумать.
Отдельные главы опубликованы в "Математика в школе".
Александр Городинский ( Пользователь )
(Хворост Елена @ 12.01.2007, 22:40) <{POST_SNAPBACK}>
...Действительно можно много исследовательских проектов придумать.


Елена Алекстандровна, прекрасно мыслите! Я считаю, что вообще нет смысла быть учителем, если не заниматься исследовательской и творческой работой на любом уроке, в любом предмете, с начального по последний год обучения в школе.

С уважением
А.Г.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+