Личный кабинет

Учебник истории будущего и его роль в учебном процессе

Алексей Бутузов ( Пользователь )
Каким будет учебник истории будущего?

В настоящее время лучшие из школ осваивают разнообразные модели построения учебного процесса, отличающиеся от традиционных. Им нужны другие учебники! Некоторые учителя и вовсе пытаются отказаться от учебника, заменив его авторским методическим комплексом. Быстрое распространение новых информационных технологий может поставить под сомнение традиционную форму учебника истории

-- Какую роль Вы отводите учебнику истории в построении учебного процесса учителем? Должен ли учебник строиться как опора для учителя? Нужен ли учебник творческому учителю?
-- Какие учебники и учебные пособия может использовать учитель для организации учебного процесса?
-- Разные модели образования – разные учебники. Как удовлетворить разнообразный образовательный заказ?


Каким быть школьному учебнику истории?
Приглашаем Вас к участию в Интернет-пресс-конференции и обсуждению на форуме
Андрей Тихов ( Пользователь )
Смею предположить, что лучшим учебником смогли бы стать исторические документы, представленные в полном объёме (разные видения проблемы или исторической действительности от современников и до...). Эти документы смогли бы дать возможность ученику самому выбирать преемлемый для него путь развития нашей страны... Это я для продолжения разговора.
Александр Городинский ( Пользователь )
(Филолух @ 05.12.2006, 10:01) <{POST_SNAPBACK}>
Смею предположить, что лучшим учебником смогли бы стать исторические документы, представленные в полном объёме (разные видения проблемы или исторической действительности от современников и до...). Эти документы смогли бы дать возможность ученику самому выбирать преемлемый для него путь развития нашей страны... Это я для продолжения разговора.


...ваше предположение чрезвычайно интересное для дискуссии, но не для работы над учебником... Далеко не все документы позволительно включать в учебник. Мне приходилось знакомиться со многими документами из архивов. Не дай Бог, чтобы все было доступно всем, тем более формирующиемся душам учащихся.

...Да, и выбор - это категория в образовании очень сложная и многогранная. Но это уже соврешенно другой разговор...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
и тогда возникнет резонный вопрос-в чем будет разница между учебником и хрестоматией?
Александр Городинский ( Пользователь )
(ЕлИл @ 06.12.2006, 00:05) <{POST_SNAPBACK}>
и тогда возникнет резонный вопрос-в чем будет разница между учебником и хрестоматией?


...в хрестоматии подборка информирующих материалов, а в учебнике структуированный материал по развитию, воспитанию и обучению мышлению...
Игорь Сухин ( Пользователь )
Три года назад.

"Минобразования рекомендовало школам больше не использовать учебник истории с критикой Путина" - http://www.newsru.com/russia/28Nov2003/history.html
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 05.12.2006, 22:46) <{POST_SNAPBACK}>
...ваше предположение чрезвычайно интересное для дискуссии, но не для работы над учебником... Далеко не все документы позволительно включать в учебник. Мне приходилось знакомиться со многими документами из архивов. Не дай Бог, чтобы все было доступно всем, тем более формирующиемся душам учащихся.

...Да, и выбор - это категория в образовании очень сложная и многогранная. Но это уже соврешенно другой разговор...


А кто выбирать будет? От кого будет зависеть то, что попадёт в учебники? Замкнутый круг какой-то. Никуда в истории без субъективизма не денешься... Так что ли? al.gif
Александр Городинский ( Пользователь )
(Филолух @ 06.12.2006, 12:33) <{POST_SNAPBACK}>
А кто выбирать будет? От кого будет зависеть то, что попадёт в учебники? Замкнутый круг какой-то. Никуда в истории без субъективизма не денешься... Так что ли? al.gif


...а без субъективизма никуда и не надо уходить. Если люди что-то делают, то это всегда будет субъективно. Вопрос в том, что все ждут нравсвтенного субъективизма..

Составлением учебника истории могут заняться выбранные мудрейшие. Можно же выбрать лучшего учителя, или лучщего президента, или Нобелевского лауриата. Почему не выбрать специалиста-профессионала для составления учебника истории нашей Родины.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Тогда надо выбирать тех, кто выбирать будет? Или всенародным голосованием через телефоны и СМС?
Лично Вы, Александр Яковлевич, кого бы предложили в качестве автора учебника истории России?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Существуют самы разные УМК (учебно-методические окмплексы) по предмету. Выстраиваются они в зависимости от ресурсов, доступных для организации учебного процесса, в зависимости от поставленных целей, элитарности или массовости и т.п

Если реализуется
1) индустриальная модель учебного заведения, ориентированная на массовое обучение, относительный минимум затрат - комплекты относительно устоялись: стандарт, программа, поурочное планирование, учебник, хрестоматия и задачник (ре-е-е-е-е-едко используются на практике...), сборники контрольных материалов (тесты, поверочные задания, экзаменационные билеты и т.п.), карты, схемы и т.п. - назначение их разное... Но вот использование оставляет желать... - от случая к случаю, если не сказать "никогда", кроме учебника.
2) модель супермаркета - более дорогая - должна быть обесчена максимальным набором пособий разного назначения и содержания (по тематическе и степени теоретического обобщения). Учебные пособия на "шведском столе" - ученик и учитель выбирают наиболее преемлемое для них
3) модель реместенная обеспечивает штучную подготовку специалистов. Профориентация здесь не пустой звук, а отражение заказа (учащегося, работодателя и т.п.) на конкретного специалиста. Здесь без развития специального, в данном случае исторического, мышления и навыков не обойтись - совсем другие пособия, более важна ориентация на практическую деятельность. Здесь и тренинги не помеха, а традиционный учебник здесь не подойдет!
4) проектная модель - бОльшая, чем в предыдущем варианте ориентация на личные задатки, увлечения и интересы учащегося. Акцент обучения вовсе переносится на деятельность, развитие навыков и компетенций, а освоение знаний - побочный, хотя и необходимый, продукт. О едином учебнике речь идет в редком случае, чаще - он авторский, напечатанный с помощью подсобных средств, а то и создание учебника - это результат проектной работы... И учебный процесс организовать сложнее, и учитель играет роль далекую от традиционной для России.

В зависимости от выстраиваемой модели учебного процесса (образовательных технологий, ресурсов, планируемых результатов и т.п., уточняя и уточняя детали.) и проблема с учебниками будет решаться по-разному. Вы, Андрей Николаевич, какой учебник писать предлагаете, для чего?
Если просто хорошую "высоконравственную книгу", то судьба его - на полке пылиться... al.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+