Личный кабинет

Концепция урока : теория и реальность

К проблеме спонтанности, импровизации и системных решений
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Ситуация: урок выстроен и отшлифован от и до, конспект отработан по минутам etc.



Приходите с этим уроком в класс и получаете внезапный «сложный» вопрос (одной репликой не отделаться) или какую-то «внештатную» ситуацию (просят еще раз вернуться к прошлой теме или, например, разрешить спор «на тему»)? Не оставлять же это без внимания? Выделять заранее время на то, что может и не случиться, тоже не выход.



Коллеги, как вы удовлетворяете любопытство детей и, вместе с тем, не даете «сломать» себе урок? Интересно узнать и версии, и случаи из практики.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
ответ: не путаем урок и спектакль wink.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
часто проще корректно отложить проблему на после изученя моей интереснейшей темы, пусть воспитано ждут, но обсудить их проблему с парой-торойкой реально в нее вовлеченных всеже надо, не обязательно на уроке. Страсти полезно и легко использовать к пользе...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 02.12.2006, 17:46) <{POST_SNAPBACK}>
ответ: не путаем урок и спектакль wink.gif


Речь о том, что дети разговорами "забалтывают" учителя? или о том, что учитель на уроке демонстрирует себя, не давая ученикам и рта раскрыть?

Я немного о другом. Вот моя ситуация. Однажды итальянский студент спросил меня на занятии по разговорной практике (очень насыщенном и рассчитанном поминутно) о том, откуда взялся русский алфавит ( а они только-только освоили русское письмо). Вопрос не по теме урока, но по существу и от заинтересованного человека. В двух словах не ответишь, не отвечать нельзя-может быть в тот момент это и был момент "полюбления" русского языка. Пришлось пожертвовать большим тренинговым упражнением и рассказывать о македонском диалекте, о монахах Кирилле и Мефодии, о греч. алфавите и проч. Но ведь не всегда можно жертвовать "телом" урока.... al.gif . А чем урок информативнее и чем учащиеся заинтересованнее, тем больше вопросов...

Мой вопрос остается в силе: как быть?



(Galagan Sergei Igorevich @ 02.12.2006, 17:57) <{POST_SNAPBACK}>
часто проще корректно отложить проблему на после изученя моей интереснейшей темы, пусть воспитано ждут, но обсудить их проблему с парой-торойкой реально в нее вовлеченных всеже надо, не обязательно на уроке. Страсти полезно и легко использовать к пользе...


А если один отважился спросить, а ответ интересно узнать всем? На перемену оставлять нельзя-начальство заругает...
Сергей Галаган ( Пользователь )
Или вы ведете или вас ведет... ученик или собственное понятие важности для всех. Для всех важно и тем более интересно - крайне редко и чем старше тем реже.
Елена Романова ( Пользователь )
Нельзя откладывать ответ на «потом». Время прейдет — и вопрос будет забыт или не актуален. Я — учитель астрономии. И «несвоевременных» вопросов уйма. Если спрашивают сейчас—значит для них это важно. Проиграть можно в следующем: потерять «момент истины» и свой авторитет. У меня так было. Пробовала объяснить, что это тема следующих уроков. Но атмосфера урока была потеряна. Это не выход. Да, иногда заготовленный план «летит к чертям». Но после, анализируя, понимаю, что он был продуктивнее, чем я задумывала. План урока не догма, а руководство к действию. Урок –совместное творчество. Мы учимся не меньше детей.
Но это на тот случай, если это не сознательный увод от темы и вопрос действительно интересный!
Сергей Галаган ( Пользователь )
Правильно потеряли. Тема урока по плану не ценность для ученика, но определеннанная ценность в системе для школы и учителя. Если классов восемь пару раз в неделю и в каждом следовать за "интересом" класса через пару недель каша в голове учителя и как следствие у учеников обеспечена. С такими благостными намерениями начиналось... Если еще и с другим учителем завязаны - подведете.
---
Примечик, сказать пару фраз с запредельной терминологией по запрашиваемой теме, спросить о понимани и продолжить по плану, объяснив неоходимость последовательного ввода терминов именно с сегодняшней темы.
---
На уроках информатики довольно часто слышны призывы: "Давайте 3D, СИ, флеш и т.д. изучать!". Не без оснований, ну не виноваты дети в том, что дядями написано в стандарте и ЕГЭ. Для такого случая я держу програмки-рекламки бесплатных курсов неподалеку, прошу поднять руки кто так считает и раздаю. Проблемы не снимает, но страсти успокаивает.
Елена Романова ( Пользователь )
Кто сказал, что ради вопроса, пусть даже самого интересного, следует жертвовать уроком? И время, потраченное на решение восполняется дальнейшей плодотворной работой, и вниманием, которых не было бы, если просто отмахнуться. И отношение с ребятами меняются. Они понимают тебя, ты их.. А при таком раскладе никто срывать уроки не стане. Извините, но я не согласна, что тема урока не представляет ценности для ученика! Особенно, если как я поняла, по информатике. И это прекрасно, что у вас есть курсы и дополнительные занятия. А если нет? И обратиться не к кому.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 02.12.2006, 20:53) <{POST_SNAPBACK}>
Примечик, сказать пару фраз с запредельной терминологией по запрашиваемой теме, спросить о понимани и продолжить по плану, объяснив неоходимость последовательного ввода терминов именно с сегодняшней темы.


Рецепт подойдет только в экстренных ситуациях, если же пользоваться всегда- отобьем у учеников охоту спрашивать, смелость и любознательность.
Александр Городинский ( Пользователь )
..."Все мелочи должны учитываться, когда мы задумываемся над судьбой наших собственных детей и нашей молодежи в целом". - Д.Лихачев

Лучше не скажешь.

"Правильная организация урока сводится к тому, чтобы, делая уроки, ребенок учился чему-то высшему, чем урок". - С. Гессен*

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+