Личный кабинет

Тактики мышления (продолжение)

Методическое пособие Роберта Дж. Марзано и Дейзи И.Арредондо
Владислав Редюхин ( Пользователь )
В 1993 году в рамках международного проекта "МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ: ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ" тогдашней нашей "Современной школой", "Stichting NOVO" (Holland) McREL Institute (USA) (перевод на русский Кондратьева Т.В., Мартьянова Е.А. Сельцер А.И, Сельцер Р.М., Шумилина Т.А.) была переведена книга для учителя Роберта Дж. Марзано и Дейзи И.Арредондо "ТАКТИКИ МЫШЛЕНИЯ". Тогда было проведено несколько семинаров с учителями школ. На мой взглд, эти разработки не утратили актуальности и по сей день. Вот оглавление книги:

ЧАСТЬ I Учебные навыки.
1. Управление вниманием.
2.Глубокая переработка
3. Разметка (пространства) памяти
4. Формирование установки
5. Постановка цели
6. Устанеовление рамок ответственности

ЧАСТЬ II.Навыки работы с содержанием
7.Усвоение понятий
8.Развитие понятия
9.Распознавание информационной модели (паттерна)
10.Распознавание информационной модели (макро-паттерна)
11. Переработка содержания (синтезирование)

ЧАСТЬ III. Мыслительные навыки высшего уровня.
12.Умозаключение по аналогии
14. Экстраполяция
15.Проверка обоснованности утверждения (оценка оснований)
16. Исследование отношения к информации
17. Принятие решения
18. Распознавание невербальных моделей (паттернов)
19.Получение дополнительной информации
20. Решение повседневных проблем
21. Решение учебных проблем
22.Изобретение (создание нового).

Я готов, если будет проявлена соответствующая востребованность, обудить "здесь и теперь, для..." содержание этих методик. С учетом, конечно, того, что наработано за прошедшие тринадцать лет. Выбирайте, с чего хотите начать, - тактики построены так, что допускают произвольную перестановку и последовательность освоения.За редким исключением.....

Ну, и начнем, если, хотя бы трое желающих объявится tongue.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.11.2006, 19:24) <{POST_SNAPBACK}>
ЧАСТЬ I Учебные навыки.
1. Управление вниманием.

Я бы попросила начать с этого. Меня можете считать.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(anisol @ 02.11.2006, 19:10) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы попросила начать с этого. Меня можете считать.


Спасибо, Ольга Владимировна! Я на Вас всегда рассчитываю tongue.gif Подождем еще кого, чтобы опять в междусобойчик не попасть?
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.11.2006, 20:14) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Ольга Владимировна! Я на Вас всегда рассчитываю tongue.gif Подождем еще кого, чтобы опять в междусобойчик не попасть?

Конечно, стоит подождать, особенно лириков smile.gif.
Марина ( Пользователь )
(anisol @ 02.11.2006, 19:17) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, стоит подождать, особенно лириков smile.gif.

Я очень даже согласна smile.gif, если возьмете... Только маленькая (или большая?) просьба: т.к. у меня все же проблемный интер, мне бы знать время ОТ и ДО (даже и вечер-ночь, тем более, что сейчас каникулы - на работу на час позже приходить), чтобы понапрасну не прыгать по разным веткам и не потерять нить мыслительно-воспринимательную на этой ветке al.gif Простите...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(anisol @ 02.11.2006, 19:10) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы попросила начать с этого. Меня можете считать.


Я тоже и меня тоже.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(ЕлИл @ 02.11.2006, 19:36) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже и меня тоже.


Ну, вот и кворум есть - два естественника на двух гуманитариев... Но ведь и всех других любых ждем-с tongue.gif

Марина Валентиновна, не знаю, как ответить на Ваш вопрос о времени - я сам как только у компа, так автоматом в сети. Если не в командировке, не на семинарах или не на встречах...Работа на ВИПе идет параллелно с другими видкми работ. Так что решите между собой... Я буду размещать и реагировать как все...

Прямо сейас и начну...Только они у меня в бумаге, а сканера дома нет. Придется избирательно, но близко к тексту... Каждая тактика содержит: 1) назначение тактики, 2) общие сведения, 3) зачем ей обучать, 4) когда её применять, 5) примерную стратегию введения тактики,

Первоначальный вариант будет повторять предложенное авторами. Потом и переделаем smile.gif Поехали... Минут через двадцать
Владислав Редюхин ( Пользователь )
1. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

1) Назначение тактики
а) - контроль для достижения цели
- умение определять свой уровень внимания
- умение планировать необходимый уровень внимания
- способность регулировать затраты умственной энергии
- умение отсекакть посторонние мысли
- умение искать и находить смысл
-умение управлять своим вниманием

б) - умение описывать проесс управления вниманием-
- умение описывать ситуации, в которых следовало бы применить управление вниманием (когда занятия становятся скучными, когда работа не нравится)
- умение оценивать эффективность процесса управления вниманием
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.11.2006, 19:50) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, вот и кворум есть - два естественника на двух гуманитариев... Но ведь и всех других любых ждем-с tongue.gif

Плюс один ("ГуманЕст" и "ЕстеГум" smile.gif )

(Редюхин Владислав Иванович @ 02.11.2006, 20:04) <{POST_SNAPBACK}>
б) - умение описывать проесс управления вниманием-
- умение описывать ситуации, в которых следовало бы применить управление вниманием (когда занятия становятся скучными, когда работа не нравится)

У меня сейчас как раз такой случай. Спешу сказать об этом и предложить себя в качестве "учебного пособия" и "наглядного материала", пока сам не справился доморощенными средствами.

Первая фиксация о затруднениях в управлении вниманием:
Оглавление книги мне очень понравилось. Наконец, есть более или менее системное перечисление "тактик".
С этими "высокими" ожиданиями я перехожу к перечислению конкретных моментов и ... вот как раз тут и ловлю себя на мысли, что не могу сосредоточиться на теме.

Это был мой запрос, вопрос и обращение к держателю нормы В.И., но с удовольствием выслушаю и то, как себя чувствуют в этом смысле коллеги - "вольнослушатели" и приму от них советы и замечания в мой адрес.
Спасибо
tongue.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.11.2006, 20:04) <{POST_SNAPBACK}>
1. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ


2) Общие сведения
Человек может сконцентрировать свое внимание ТОЛЬКО на одном раздражителе.Хотя мы поодвергаемся одновременно множеству раздражителей - физических ощущений, эмоций, мыслей... А воспринимаем только те, которым придаем значение. Происходит выбор - чему стоит уделять внимание, а чему не стоит. В определенные напряженные моменты.весь мир будто перестает существовать, кроме этого источника внимания.Так у спортсменов, у каратистов, разбивающих доску, профессионалов своего дела, у писателей, увлеченных своей работой. Время будто перестает существовать.

Процесс управления вниманием состоит из четырех шагов:
1. Определите свой уровень внимания
2. Установите, какорй уровень внимания необходим для данной работы
3. Сравните свой уровень внимания, с тем, который требуется
4.Скорректируйте свой уровень внимания посредством увеличенияили уменьшения затрат энергии:
- умейте контролировать затраты энегии
- изолировать посторонние мысли
- умейте искать смысл происходящего

Управление энергией требует осознания своих физических ощущений. Например, некотороые люди делают короткие вздохи, когда хотят увеличитьрасход энергии. Другие напргают некоторые группы мышц. И наоборот...

.Изолирование посторонних мыслей происходит при слежении за ходом своих мыслей. Не думай о математике, когда учишь английский.

Поиски смысла связаны с задаванием вопросов - Что я уже об этом знаю? Каков смысл того, что я сейчас делаю?

Сопоставление затрат энергии, изолирования постороннего и поисков смысла приводит к выделению приоритетной области внимания. "Вот это сейчас важнее всего!"

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+