Личный кабинет

Школа XXI века

Александр Нечипоренко ( Пользователь )
Общественная миссия школы - формировать будущее.
Будущее - на весь 21 век - это школа принципиально НОВОГО КАЧЕСТВА. Попробую задать образ грубыми мазками.:
Технологически это:
1) деятельностное содержание образования. То есть не нагрузка памяти, не столько ЗУНы, сколько формирование высших способностей: моедлирующего мышления, коммуникации, рефлексии, самоорганизации. Образцы - РО Эльконина-Давдова и мыследеятельностная педагогика;
2) дополнение классно-урочного предметного преподавания игровыми интенсивными погружениями с предметным и над-предметным содержанием. По типу ОДИ. Роль этих погружений - они ситуации развития детско-взрослого коллектива школы.
3) Детско-взрослые проекты, в которых старшекласссники вводятся в решение "взрослых задач", и за счет которых социализуются и самоопределяются в жизни.
4) компьютеризированное обучение ПО ПРЕДМЕТАМ, которое позволяет сжать время прохождения учебного материала, отрабатывать ЗУНы, индивидуализировать обучение.
Каждый пункт могу раскрыть подробнее на конкретных примерах ростков этой качественно новой школы в сегодняшней практике.
Но эти все технологические моменты образуют новую школу лишь в единстве. А единство задается общим смыслом, назначением и целью образования. Об этом смысле и назначении мы написали текст на конкурс в раздел "Какя школа нам нужна -> Смыслы".
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Александр, так что именно Вы предлагаете здесь обсудить?
Яков Фельдман ( Пользователь )
(Александр Нечипоренко @ 28.09.2006, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Об этом смысле и назначении мы написали текст на конкурс в раздел "Какя школа нам нужна -> Смыслы".


И где это почитать, линк?

(Александр Нечипоренко @ 28.09.2006, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Общественная миссия школы - формировать будущее.
Будущее - на весь 21 век - это школа принципиально НОВОГО КАЧЕСТВА. Попробую задать образ грубыми мазками.:
Технологически это:
1) деятельностное содержание образования. То есть не нагрузка памяти, не столько ЗУНы, сколько формирование высших способностей: моедлирующего мышления, коммуникации, рефлексии, самоорганизации. Образцы - РО Эльконина-Давдова и мыследеятельностная педагогика;
2) дополнение классно-урочного предметного преподавания игровыми интенсивными погружениями с предметным и над-предметным содержанием. По типу ОДИ. Роль этих погружений - они ситуации развития детско-взрослого коллектива школы.
3) Детско-взрослые проекты, в которых старшекласссники вводятся в решение "взрослых задач", и за счет которых социализуются и самоопределяются в жизни.
4) компьютеризированное обучение ПО ПРЕДМЕТАМ, которое позволяет сжать время прохождения учебного материала, отрабатывать ЗУНы, индивидуализировать обучение.
Каждый пункт могу раскрыть подробнее на конкретных примерах ростков этой качественно новой школы в сегодняшней практике.
Но эти все технологические моменты образуют новую школу лишь в единстве. А единство задается общим смыслом, назначением и целью образования. Об этом смысле и назначении мы написали текст на конкурс в раздел "Какя школа нам нужна -> Смыслы".


Александр, я согласен с вами и в постановке задачи (крупно) и в направлении поиска (крупно), однако "дьявол в деталях"
Чтобы правильно строить, нужно правильно измерять, иметь хорошие измерительные инструменты = понятия.
Понятия, которыми пользуетесь вы (ЗУНы, например) слишком грубы.
ЗУН = знания, умения, навыки.

Что такое "знать"? Если я выучил стишок на память, но не понимаю ни одного слова - знаю ли я?
А если понимаю но не все? Какова мера, за которой можно не понимать?

Что такое "уметь"? Если я умею применять алгоритм в знакомой обстановке, а в незнакомой теряюсь - умею ли я?
И какова мера незнакомости, за которой позволительно не уметь?

Что такое "навык"? Читать 30 слов в минуту это навык? Или 40? или 50?

Это все "феноменологические" понятия, и они расплываются как только мы перестанем планировать "от достигнутого", абстрагируемся от него.

Надо переходить к понятиям теоретическим.

У меня целый мешок таких понятий здесь и картинки к ним здесь

Начнем с простых вещей.

Есть задачи закрытые (ответ известен), полуоткрытые (ответ может быть найден в пределах нормальной науки), открытые (нужен межнаучный синтез или научная революция)

Изучением закрытых задач должен управлять компьютер (ученик выбирает темп, объем и форму подачи материала)
Есть обязательный минимум (ОБЖ внутри каждого предмета, современная картина мира)
Есть цифровая оценка (контрольный % правильно решенных задач)
Никакого творчества здесь нет и не положено.
Есть компьютерный учебник (1)
Есть компьютерные тесты (тренировочные и контрольные) (2,3)
Есть индивидуальный маршрут (4)
Есть учитель как консультант и/или как разработчик (1234)

Задачи полуоткрытые или открытые только по желанию
Изучением полуоткрытых задач управляет учитель
Изучением открытых задач управляют "все кому не лень", так как учитель теряет свою исключительную позицию
За эти задачи число ставить нельзя, только написать рецензию

По форме это проекты (индивидуальные и групповые), деловые игры, исследования и их презентации - олимпиады, конференции, выставки творческих работ, концерты, спектакли.

Это означает отмену экзаменов в их нынешней форме (в том числе ЕГЭ)
Приходя в вуз ученик приносит распечатки сданных тестов и рецензии на творческие работы, фото и видео презентаций, сайты. По форме это портфолио.

Преподаватель ВУЗа сам решает брать или не брать.

Как вам такая терминология?
Яков Фельдман ( Пользователь )
(Александр Нечипоренко @ 28.09.2006, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
моделирующего мышления, коммуникации, рефлексии, самоорганизации.

(полу)открытые задачи
дополнение классно-урочного предметного преподавания

Классно урочную систему надо не дополнять, а вытеснять, постепенно свести к нулю
с предметным и над-предметным содержанием.
Детско-взрослые проекты, в которых старшекласссники вводятся в решение "взрослых задач", и за счет которых социализуются и самоопределяются в жизни.

(полу)открытые задачи
4) компьютеризированное обучение ПО ПРЕДМЕТАМ, которое позволяет сжать время прохождения учебного материала, отрабатывать ЗУНы, индивидуализировать обучение.

Закрытые задачи, компьютерный учебник (1),
компьютерный индивидуальный маршрут (2), тренировочное и контрольные компьютерные тесты (34) (у меня для этого (234) есть своя компьютерная разработка)
Но эти все технологические моменты образуют новую школу лишь в единстве. А единство задается целью образования.

Я считаю, что таких целей есть пять, и что этот список объективен, полон, неизбыточен, непротиворечив
Это
1)Раскрытие внутренних программ ребенка
2)ОБЖ в каждом предмете
3)Картина мира
4)Вхождение во взрослую жизнь (включая профессию, свою семью, политику и пр)
5)Я-концепция

Как вам такая терминология?
Александр Нечипоренко ( Пользователь )
Доброго времени суток, Яков!
В целом я согласен с Вами и рад, что Вы стали приводить детали в том направлении, которое и в соответствии с моим убеждением является верным.

Теоретические понятия, теоретическое мышление - именно это В.В.Давдов противопоставлял традиционным ЗУНам в подходе развивающего обучения. Мне важно указать на РО как на пример практически воплощенной в массовой школе деятельностной педагогики.
Что противопоставляется? Способности. Способность это не простот свернутый "внутри" человека способ деятельности, но и внутренние средства переноса способа на новый материал, построения деятельности в новой ситуации. То есть это то самое вИдение или понимание, кторое позволяет ставить задачу, не зазубривать формулу а выводить ее, строить модли и т.д.
И я очень согласен с тем, что в этом контесте уместно рассматривать закрытость и открытость задач.
В свое время я был одним из разработчиков метапредмета "Задача" (совместно с Т.М.Губновой). Кстати, вы попросили ссылку на наш текст, вот она: http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/ca...498/Itemid,118/
Так вот, идея была втом, чтобы передать ученикам сам принцип задачной самоорганизации. Например, сегодня наши физ-матики проигрывают по "Пизе" именно потому, что привыкли решать задачи как закрытые. А принципиальный момент открытости состоит втом, что описанная в задаче ситуация ЕЩЕ НЕИЗВЕСТНО К КАКОЙ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ системе должна быть сведена. И нужно рассмотреть ситуацию само по себе и "покачать", к каким предметным областям (матемтике, физике, а может - экономике и психолдогии" следует ее сводить и строить ее модель.
Есть разработанные методики и формы обучения начиная от начальной школы (это есть в РО) до страших классов, где формируются способности ставить и решать задачи закрытые, полуоткрытые и открытые.). Это все я и назвал деятельностным содержанием образования.
Согласен, что и формы обучения и формы оценки при таком сождержании должны меняться.
Мы практикуем учебные орг-деятельностные игры.
Любопытно, что открытыми задачами является и такие гуманитарные штуки smile.gif как понимание текста. Вот отработанная нами на пед-местерских и любимая учебная ситуация решения задачи. Есть прекрасное стихотворение Бродского "Маятник". Начинается так" Маятник на двух ногах, в кирзовых сапогах, тикающий в избе при хотбе." Не будуприводить стихотворение, вы наверняка с легкостью его найдете, если не помните. (Но если надо, то и приведу целиком smile.gif ). Так вот, задание таково: можете ли вы ясно показать, что именно описано в стихотворении. То есть, о чем этот текст. Мне кажется, задача имеет единственное решение. Но при этом также кажется, то она не закрытая. Парадокс... Было бы интересно узнать ваше мнение.





(sermivoz @ 29.09.2006, 06:28) <{POST_SNAPBACK}>
Александр, так что именно Вы предлагаете здесь обсудить?

Здравствуйте, Сергей!
Я предлагаю обсудить образ. Видите ли, я нашел на форуме в одной из тем прекрасное описание картины катастрофы системы нашего образования. И согласен с описание. Но это как с российской промышленностью - все в развале, но где-то летают все-же ракеты и делают собственные процессоры. Так вот я об этом. В нашем образовании что сегодня должны быть этими "ракетами"? Где сохраняется "прорыв", позволяющий удерживаться в 21 веке? Вот что хочу обсудить.
Образ я не расцветил красками. Но предполагается, что в каждом пункте его все самое передовое. Например, компьюетры - эт безпроводные сети ноутбуков на каждой парте, электронные доски и обучающие программы не типа тренажеров и программированного обучения, а более хитрые. Также и все дугие пункты. А в целом смысл описан в тексте на http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/ca...498/Itemid,118/
Яков Фельдман ( Пользователь )
(Александр Нечипоренко @ 29.09.2006, 16:28) <{POST_SNAPBACK}>
... Без Бога невозможно даже обсуждать идеалы, можно только «потребу дня».

Вопрос чрезвычайно важный.
И да - и нет.
Чтобы нам с вами зря не тратить страницы форума - пожалуйста, Александр, не поленитесь
прочитать
мою книжку
за выходные! Там и про Бога, и про мышление и про все-все есть! Иначе придется ее сюда целиком выкладывать...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+