Личный кабинет

Методические основы применения ИТ

компьютер и преподавание основ наук
Валентина Соловьянюк-Кротова ( Пользователь )
Проблема использования информационных технологий в преподавании основ наук не столько психологическая (снять страх перед техникой у учителя-предметника может все тот же учитель информатики, сопровождающий первые занятия) или техническая (современными компьютерами оборудовано све-же очень мало провинциальных школ). Как организовать активную работу обучающихся с материалом? Чаще всего больше, чем набор картинок, таблиц, справочной информации, функций той же самой доски, только приготовленной заранее, компьютер использовать не получается... Вот где проблема.
Андрей Наумов ( Пользователь )
(sch129-Ufa @ 12.09.2006, 11:14) <{POST_SNAPBACK}>
Проблема использования информационных технологий в преподавании основ наук не столько психологическая (снять страх перед техникой у учителя-предметника может все тот же учитель информатики, сопровождающий первые занятия) или техническая (современными компьютерами оборудовано све-же очень мало провинциальных школ). Как организовать активную работу обучающихся с материалом? Чаще всего больше, чем набор картинок, таблиц, справочной информации, функций той же самой доски, только приготовленной заранее, компьютер использовать не получается... Вот где проблема.


Действительно, Валентина Григорьевна, проблема очень актуальна. Ее решение затрагивает уровень общего профессионализма учителя, его умений конкретизировать цели на этапах обучения. В практике традиционного обучения учителя довольно формально относятся к постановке задач урока вообще и развивающих в частности. Задача "познакомить .." чаще всего реализуется через учительское объяснение и показ картинок. Суть не меняется, если вместо доски будет компьютер с проектором. Таким образом, один из путей решения - постановка целей.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Андрей Наумов @ 12.09.2006, 08:20) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, Валентина Григорьевна, проблема очень актуальна. Ее решение затрагивает уровень общего профессионализма учителя, его умений конкретизировать цели на этапах обучения. В практике традиционного обучения учителя довольно формально относятся к постановке задач урока вообще и развивающих в частности. Задача "познакомить .." чаще всего реализуется через учительское объяснение и показ картинок. Суть не меняется, если вместо доски будет компьютер с проектором. Таким образом, один из путей решения - постановка целей.


Это много раз подтверждалось на педпрактике студентов-неумение ставить частные задачи (в рамках отдельно взятого задания) и выстраивать траекторию урока. На вопрос: "Почему за этим видом работы у Вас в конспекте следует вот такой? почему, к примеру, не наоборот?" многие не могут дать внятного ответа. К сожалению, их этому и не учат, потому мы и слышим потом на уроке от учителя: "А теперь сделаем зад №"12. Хорошо. А теперь сделаем зад №"13". Урок механистичен, дети к этому привычны, берутся "на автомате" исполнять "указы", мотивации как и не было. В компьютерном уроке такие штучки не проходят.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 12.09.2006, 11:01) <{POST_SNAPBACK}>
Это много раз подтверждалось на педпрактике студентов-неумение ставить частные задачи (в рамках отдельно взятого задания) и выстраивать траекторию урока. На вопрос: "Почему за этим видом работы у Вас в конспекте следует вот такой? почему, к примеру, не наоборот?" многие не могут дать внятного ответа. К сожалению, их этому и не учат, потому мы и слышим потом на уроке от учителя: "А теперь сделаем зад №"12. Хорошо. А теперь сделаем зад №"13". Урок механистичен, дети к этому привычны, берутся "на автомате" исполнять "указы", мотивации как и не было. В компьютерном уроке такие штучки не проходят.


Елена Ильинична, но и в простом уроке такое недопустимо. Иначе ученик просто выпадает из системы и перестает понимать... Это ненормально...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 12.09.2006, 11:46) <{POST_SNAPBACK}>
Елена Ильинична, но и в простом уроке такое недопустимо. Иначе ученик просто выпадает из системы и перестает понимать... Это ненормально...


Конечно, недопустимо, но случается, увы, сплошь и рядом. Просто не бросается в глаза -"прикрыто" проверкой выполнения текущего задания. А как проверили, "А теперь перейдем к новому заданию". Неужели не встречались с такой манерой ведения урока?
Анна Борисова ( Пользователь )
(ЕлИл @ 12.09.2006, 11:50) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, недопустимо, но случается, увы, сплошь и рядом. Просто не бросается в глаза -"прикрыто" проверкой выполнения текущего задания. А как проверили, "А теперь перейдем к новому заданию". Неужели не встречались с такой манерой ведения урока?


Но разве поголовное введение использование ИТК это изменит?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(annita @ 12.09.2006, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Но разве поголовное введение использование ИТК это изменит?


А в компьютерный формат такой урок просто не загонишь, он, что называется, в руках рассыплется smile.gif .
Анна Борисова ( Пользователь )
(ЕлИл @ 12.09.2006, 21:18) <{POST_SNAPBACK}>
А в компьютерный формат такой урок просто не загонишь, он, что называется, в руках рассыплется smile.gif .



очень сомневаюсь! ok.gif
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
(Андрей Наумов @ 12.09.2006, 15:20) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, Валентина Григорьевна, проблема очень актуальна. Ее решение затрагивает уровень общего профессионализма учителя, его умений конкретизировать цели на этапах обучения. В практике традиционного обучения учителя довольно формально относятся к постановке задач урока вообще и развивающих в частности. Задача "познакомить .." чаще всего реализуется через учительское объяснение и показ картинок. Суть не меняется, если вместо доски будет компьютер с проектором. Таким образом, один из путей решения - постановка целей.

Скажите, а вы пробовали 20 раз за урок стереть с доски и написать что-то новое? Или снять расположенные на доске иллюстрации и заменить их новыми? Это просто нереально. Поэтому я в корне не согласна, что "суть не меняется, если вместо доски будет компьютер с проектором". Разница огромная.
А если на фоне "смены декораций" такой "доски" большими буквами записаны проблемные вопросы к каждой микротеме урока, а потом в качестве итога проведено тестирование (с помощью вопросов, опять же на "доске" показанных, и выполненное в рабочих тетрадях), а потом ещё есть возможность вернуться к более ранним записям на "доске" и выяснить вместе с учениками, где допущены ошибки и почему... Разве можно приравнять компьютер и медиапроектор к доске?
Может быть, конечно, во многих школах такая система занятий ежедневна, и дети к этому безразличны, но у нас пока (хотя наш регион и участвует в проекте ИСО) это случается нечасто. И такое использование компьютера на данном этапе процесса информатизации вполне приемлемо. Уже это огромный "плюс" учителю, так как вызывает несомненный интерес к уроку и материалу у учащихся.
Андрей Наумов ( Пользователь )
(Сафронова Т.И. @ 13.09.2006, 12:16) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, а вы пробовали 20 раз за урок стереть с доски и написать что-то новое? Или снять расположенные на доске иллюстрации и заменить их новыми? Это просто нереально. Поэтому я в корне не согласна, что "суть не меняется, если вместо доски будет компьютер с проектором". Разница огромная.
А если на фоне "смены декораций" такой "доски" большими буквами записаны проблемные вопросы к каждой микротеме урока, а потом в качестве итога проведено тестирование (с помощью вопросов, опять же на "доске" показанных, и выполненное в рабочих тетрадях), а потом ещё есть возможность вернуться к более ранним записям на "доске" и выяснить вместе с учениками, где допущены ошибки и почему... Разве можно приравнять компьютер и медиапроектор к доске?
Может быть, конечно, во многих школах такая система занятий ежедневна, и дети к этому безразличны, но у нас пока (хотя наш регион и участвует в проекте ИСО) это случается нечасто. И такое использование компьютера на данном этапе процесса информатизации вполне приемлемо. Уже это огромный "плюс" учителю, так как вызывает несомненный интерес к уроку и материалу у учащихся.


Уважаемая, Татьяна! Мне кажется Валентина Григорьевна инициировала проблему несколько иного контекста. Если я ошибаюсь, то пусть она меня поправит. На мой взгляд, речь идет о путях становления новых профессиональных качеств учителя. Перенос картинок на экран - это, пожалуй, неизбежный эволюционный процесс. И это хорошо и я полностью с Вами согласен. Но говоря о сути (не о скоростях передачи информации) обучения большого шага, если угодно, прогресса здесь нет.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+