Личный кабинет

Размышления у парадного подъезда "Конкурса эссе"

Эссе членов жюри "Конкурса эссе"
Андрей Тихов ( Пользователь )
Здесь лента размышлений членов жюри "конкурса эссе"
о том, как же оценивать эссе - эту тонкую материю,
сотканную из мыслей и чувств.


Познакомившись с творчеством судей, Вы составите представление о том, что такое эссе,
найдете ориентиры и маяки, чтобы не заблудиться в океане творчества
и не наскочить на рифы банальности.

В добрый путь!
==========================================================================


Размышления у парадного подъезда "Конкурса эссе"

Страшно начинать первому... Но кто-то же должен... Я помню, как ещё в школе, наш учитель по истории говорил, а кто этим займётся, если не мы... Странная фраза - "если не мы"? И почему я должен оценивать кого-то? Надо... Мне? Творцам? Кому? Опять - "а кому, если не нам!"
Значит надо! Нет, не так - НЕОБХОДИМО!
Вот передо мной схема, на которой все эти критерии оценивания прочерчены, как конечности осьминога. Но даже в таком "осьминоге" есть своя прелесть - чёткость критериев.
Первая нога - да простят мне коллеги - "Полёт фантазии". Как оценить, определить, что перед тобой именно полёт! Именно полёт, а не "ползание", "короткие перебежки"? Я сейчас решаю только для себя! Полёт - отрыв от действительности (от земли). Но чтобы "полететь" необходимо от чего-то оттолкнуться! Опять эта "земля". Хорошо... Формулирую для себя так: "Работа даёт возможность увидеть школу "с высоты", но автор хорошо знает её (школу) и изнутри (читаем, "с земли"). "Полёт фантазии" - это ещё и сопоставление видов, которые открывает передо мной автор...
Вторая нога - "Креативность". Творческий подход. Как оценить творчество? Мерило одно - останется в памяти народной или забудется? Как правило - действует. Но детские работы всегда креативны. Ребёнок всегда творец... Тогда как приложить к "Креативности" линейку? шкалу какую-нибудь? Остановлюсь на самостоятельности работы... Не казённый язык, а творческий... Пусть так... al.gif
Третья нога - "Оригинальность изложения". Тут лишь бы с оригинальностью не переборщить. А иначе всё испортим... Иногда проза - гораздо оригинальнее, чем неумело написанное стихотворение. Короче - выбор формы подачи вкупе с содержательностью - вот это пусть и будет мерилом. Форма ДОЛЖНА соответствовать содержанию... angry.gif
Нога червёртая - "Стиль". Здесь достаточно просто: либо есть стилевое единство, либо его нет, либо оно нарушено... А вдруг сознательно нарушено? Вдруг это приём такой? Чтобы воздействовать на читателя? На члена жюри, наконец? А? sad.gif Хорошо - тогда так - уместность нарушения будем смотреть... Его роль... Проехали и с этой конечностью.
Нога пятая - Боже, сколько их! - "Соответствие теме". Это уж совсем просто. В работе, названной "Ранняя лирика Лермонтова" должно быть именно о лирике, именно о лирике Лермонтова, именно о лирике Лермонтова на ранней стадии творчества (условно). Это помню ещё со студенческой скамьи... Спасибо Вам, Татьяна Александровна... А Вы говорили, что не пригодятся мне эти Ваши лекции. Что скорее... Да ладно, чего уж там... blush.gif
Шестая нога - "Грамматика и орфография" - это уж как говорил раньше: не так уж и важно. Тем более, что нога-то на голове... Пусть себе пишут... Важно о чём пишут... tongue.gif

Ну вот пока и всё... Что до остальных ножек - так это потом, потом... И не уговаривайте. Дайте эти переосмыслить... smile.gif
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Филолух @ 05.09.2006, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
Вот передо мной схема, на которой все эти критерии оценивания прочерчены, как конечности осьминога. Но даже в таком "осьминоге" есть своя прелесть - чёткость критериев.


Про осьминога образ получился, браво! Но, ой, Андрей Николаевич, похоже, ноги его еще не раз спутаются и перепутаются ...в свободном плавании...
А я вот решила написать эссе про школьную "валюту" - банальные отметки! Никто же не сказал, что надо обязательно про модную нынче "ученическую рефлексию"? smile.gif unsure.gif


Игра в школу.

Обдумывая все это многообразие отметок-оценок-рейтингов..и, о ужас! - экспертиз..., стала я вспоминать-припоминать, а как же складывались мои собственные отношение с отметкой...? В моем детстве? Все ведь все равно - оттуда... Да так на "отметке" и застряла...

Я учиться любила, мне это нравилось... я ставила жирные цифры в самодельные тетрадки своим воображаемым ученицам, роль которых играли бессловесные куклы. Играла в учительницу, как и все девочки... Об учителях мне, видимо, было тогда известно именно это! Да, именно то, что они "ставят отметки". Больше - ничего, по крайней мере, ничего запомнившегося, ведь это было еще до школы...
Правда уже тогда ( и это я тоже хорошо помню) во мне поселилась некая раздвоенность, потому что в тетрадях за своих "учениц" писала я сама, и ошибки делала - тоже сама: где написаны закорючки покривее и ошибок побольше, там потом можно красивую двойку вывести, а за ровные строчечки в тетради любимой куклы надо было побороться, чтобы пятерка была заслуженная, помню - выводила старательно! Так вот!
Но интересное это было состояние - придумывать, как так написать, чтобы потом иметь право эти разные отметки вывести-нарисовать! Нет, может это, что называется, не в тему, сейчас вспоминать это, но почему-то именно эта "игра в учительницу" мне кажется важной, когда начинаешь, что называется, проводить параллели... Откуда-то, из какого опыта (еще до школы) это знание, что учитель это всегда - оценщик? И что, играя роль ученицы, надо ему "угодить" и точно угадать за что "такое" и за "какое" он ставит в журнал соответствующую цифру! И представление, что в этом практически весь смысл ритуала под названием школа... Откуда? Интересно: опыта еще нет, а знание об этом - уже есть!

Как хорошо играется в школу и в проверку тетрадей в детстве! И какими муками оборачивались потом эти "проверки" и "отметки" позже в моей "реальной" учительской жизни. "Нет, ты посмотри, что он написал! Что можно за это поставить? Тут же нечего ставить!" - такие разговоры между коллегами в учительской не редкость, кому из нас не приходилось их слышать... Неспециалисту происхождение и причину этих ноток отчаяния, звучащих в голосе учителя, не понять никогда! Потому что они, те, которые "не учителя", не видели, ЧТО там, в тетрадях бывает! Там - не просто "ошибки"... Иногда это просто какой-то "отказ на весь крещеный мир". Это он, ученик, отказал тебе, учителю, в твоей надежде - научить его. Это он тебе послал зашифрованное послание, из своей ученической далекой галактики, чтобы ты сидел и расшифровывал и ломал голову: "Что же здесь написано? Кому адресовано? Кто его учил? Неужели я как учитель могу так мало?"
Но если в бессонной ночи, случится... строчки самого неряшливого и безграмотного ученического послания таинственным образом вдруг будут прочитаны тобой и робкая мысль, заключенная в нем, поддастся расшифровке - о радость! - ты назавтра можешь одним взглядом вернуть ему надежду... А отметка? Да что отметка! Они придуманы... разве что для игры в школу...
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 03.09.2006, 23:04) <{POST_SNAPBACK}>
В качестве пробного шара (очень уж мне по душе идея эссе самих экспертов) я помещаю статью учителя-френетиста Аллы Шейниной о её раздумьях про экспертизу, оценки, отметки...Она называетя "Праздник сознательного непослушания"

Если модератор захочет, то может перенести это на отдельную ветку эссеистов-экспертов tongue.gif

Модератор услышал smile.gif


Праздник сознательного непослушания

Скорее всего, меня привело к педагогике Френе то, что во многом связано с моими личными жизненными установками и качествами.
Как-то уж случилось в моей биографии, что я никогда не могу осуждать других. Мне близко, то о чем говорит Жан Кокто в ”Завещании Орфея”: ”самое страшное наказание - приговор быть судьями”. Я с детства убеждена, что в принципе все люди внутри себя, сами по себе - хорошие, а если, и кажутся плохими, то это только от того, что их не понимают, к ним плохо относятся. Они сами страдают от этого, и приносят страдание другим. Поэтому я всегда на стороне осуждаемых и обвиняемых.
Но сама я не терплю быть подсудной. Особенно неприемлемы для меня внешние ограничения на свободу творчества и самовыражения как для меня самой, так и для окружающих детей. Пушкин утверждал, что автора нужно судить по законам самого автора.

Мне кажется, как бы ни были хороши родители, дети их должны быть непослушны. ”Что смогли бы делать без непослушания художники, герои и дети? Они могли бы лишь пассивно уповать на свое везение, счастливый случай или добрую звезду”.
Я очень хочу, чтобы все хорошие люди были знакомы между собой, дружили и вместе работали. Сама люблю работать вместе с детьми и взрослыми, но не ”из-под палки”.
Поэтому меня, как педагога традиционной школы, всегда мучила безнравственность отметки, несовместимость творческого подхода к любой рутинной работе с дидактической необходимостью выставления баллов: ”три”, ”четыре”, ”пять”, которая сметает возможность творчества и самовыражения, проявляет неуважительное отношение к ученику. Чтобы избежать шор единых и неумолимых ”государственных стандартов”, мне приходилось лукавить и фальшивить с учениками, придумывая самой и в одиночку различные педагогические уловки, удовлетворяющие и администрацию, и детей. Но до полной отмены текущих отметок, я сама додуматься не могла, слишком сильны были во мне социальные рефлексы и инстинкты, закладываемые советской школой с детства, а затем закрепляемые в педагогических институтах.
И только когда прочла об идеях Френе, то сказала сама себе ”Нас с Селестеном уже двое, - буду пробовать”. Так на первый план выступила для меня проблема перехода от выставления отметок учителем к коллективному публичному самооцениванию.
Но оказалось, что отказаться от отметок в классе не так просто. И дело не только в требованиях администрации, привычках учеников и стереотипах родителей.
Мои сложности были и в том, что приходилось работать не в одной параллели классов, а со 2-го по 11-й одновременно. А, следовательно, то что наработано с младшими, оказывалось неприемлемо со старшими. Индивидуальных подходов к коллективному публичному самоцениванию, совместной выработке своих критериев самооценивания требовал каждый класс в параллели. Критерии были разнообразны: усердие и старательность, продвижение вперед в освоении содержания, отношение к взаимопомощи, способность ставить и решать проблемы, творчество и самовыражение... Иногда дети ждали от меня предоставления возможности для творчества и самовыражения, для самообразования и самоопределения, а потом вдруг, добровольно отказываясь от радости непослушания, они же сами просили и заставляли меня быть жесткой и требовательной при работе с материалом учебника, вводить их в курс сложных современных проблем изучаемой темы, затем снова ”отпускать вожжи” и никак не реагировать на творческий беспорядок в классе.
Вариантов сочетания критериев самооценивания класса и учителя было множество, но одно требование было общим для всех и всегда: нельзя было ни мне - педагогу, ни детям - ученикам, выходить за рамки принятых сообща договоренностей без предварительного совместного публичного обсуждения этого шага.
Такие плохо осознанные кем-то действия, как правило, приводили, по меньшей мере, к затруднениям в общей работе, иногда - к коммунальным конфликтам в классе.
Более того, оказалось, что дети реагируют не только на действия, но и на выражение моего лица, расценивая мои эмоции как выставленное отметки ”хорошо” или ”плохо”. Пришлось на время надеть маску, в прямом смысле этого слова. Представляю, что могли подумать коллеги, заглядывавшие в это время в класс, увидев учителя, ведущего урок в карнавальной маске лисы Алисы.
Постепенно мы с детьми приобретали навыки и умения самоопределяться за счет себя, а самовыражаться через творчество других.
Сейчас ясно одно - и в классе, и в школе, как и в окружающей жизни все кипит, бурлит, меняется. Однажды и случайно найденная методика отказывается работать через год, или в другом классе, или при других обстоятельствах. Педагогической панацеи и царского пути в педагогике Френе - нет.
Сегодня, как бы ”пользуясь” методом ”экпериментального нащупывания”, я меняю содержание наших встреч с детьми, основываюсь и на интуиции, и на наблюдаемых фактах, размышляю над ними и обсуждаю эти размышления с детьми и коллегами.
Тем не менее, я не могу сказать, что я - верный последователь Френе, хотя последовательно повторяю его ход от ”свободных текстов”, как свободы от рамок заданных тем, к ”свободным-свободным текстам”, которые свободны от любых наперед заданных ограничений. При этом я ощущаю себя свободной и от имени самого Френе, который, как мне кажется, и не собирался посягать на мое педагогическое творчество. Поэтому для меня педагогика ”пост-Френе” - это трижды свободная - ”свободная-свободная-свободная” педагогика сотрудничества и партнерства..
При такой свободе и раскованности я рискну утверждать, что моя педагогика сотрудничества - это - подвергающаяся сейчас остракизму в российском образовании, триада пресловутых ”знаний, умений, навыков”:
- навыков свободы, не посягающей на свободу других, постоянного ощущения ценности свободы другого наравне (а иногда и выше!) своей собственной; навыков удержания от сваливания в беспредел своеволия;
- умений чутко вслушиваться в себя и в окружающий мир всеми доступными способами, слышать ”себя”, ”другого” и ”иного”, умения в ответ на услышанное внятно произнести ”да” или ”нет” и отвечать за сказанное; умений перевести свою недостаточность в потенциальный ресурс;
- знаний о том, как сообща можно преодолеть любые затруднения и препятствия.

Алла Шейнина
Андрей Тихов ( Пользователь )
Размышления у парадного подъезда "Конкурса эссе" (продолжение)

С утра дождь... Мерзкий и неприятный. Вставать не хотелось... но в голове упорно звучит со вчерашнего дня: "кто, если не мы!". Не буду заострять внимания, надеюсь, внимательного читателя на дальнейшем препровождении утра. К делу, господа, к делу!
Итак, на чём мы вчера остановились? Где эта схема? Ага... blush.gif Во-о-о-о-о-от она... Посмотрим-посмотрим.
"Грамотность" - нога седьмая - и тоже на голове. Что вложить в понятие грамотности? Не похожа ли она на предыдущую конечность? Нет ли переклички? Нет..., пожалуй, нет! Под "Грамотностью" буду подразумевать не "уменье читать и писать, первая ступень народного образования" (МЭС Брокгауза и Ефрона), а скорее "как определённую степень владения навыками устной и письменной речи, которая является одним из важнейших показателей культурного уровня" (БСЭ). Разобрались... Культурный уровень - это уже лучше... thumbs.gif
Вот и настроение поднялось... Лей, дождик, лей... Под твой стук и мне пишется легче - в унисон попадаем. Ты - в стекло, а я - по клавиатуре.
wink.gif
"Содержательность" - ножка восьмая - больше похожа на ручку. Хотя нет у осьминога ручек, как и ножек тоже. Щупальца - эти есть. Так и запишем - "щупальце содержательности". А неплохо выходит... Действительно содержание придётся нащупывать, то есть разбираться с ним осторожно: ведь известно, что в иной содержательности нет и тени мысли, а иная бессодержательность - кладезь информации... А, вспомнил, спасибо Антон Павлович! "И мысли..." - соответствие форме. Содержание необходимо уравновешивать с формой. Эссе должно быть содержательным. А не содержать только информацию... Что-то запутал совсем... Короче, СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ - "состав, характер, объем и разнообразие" текста и его мыслей. Вот...
И плавно переходим к следующему "щупальцу".
Да, наверно, забыл сказать спасибо тем, кто нарисовал эту картинку для нас. Мне, действительно, удобно... СПАСИБО! bravo.gif и БРАВО!
"Конкретные идеи и предложения" - щупальце девятое - что тут добавить? Нет, оценивать количество - не для меня. Скорее качество, продуманность, детализацию воплощения. Сюда же привлекаю и десятую часть осьминога - "Реальность воплощения замысла". А как же без этого? Идеи хороши, когда ещё и воплотиться могут. Только пожалуйста, не надо говорить о "цене вопроса" - это не ваша задача, ребята. И помните - новое, это иногда просто хорошо забытое старое... А свежее - давно припрятанное... ну вы сами догадались... biggrin.gif Будьте внимательны, мы вам внимаем. И попробуй, скажи кто, что вторая ошибка - это я к примеру..., о стиле и грамотности.
Ба! cool.gif Последняя конечность (правильно сказал? wink.gif ). Разве конечность может быть последней? "Рефлексивность" - то есть сознание автора, что он понимает то, о чём говорит? Или всё-таки БСЭ? УЖАС! Нет, такую расшифровку давать не надо... ohmy.gif Пусть лучше будет та, что дал раньше.
ВСЁ!?! Жаль, а я только разошёлся...
Ну да ладно - всё когда-то начинается. Дерзайте... Творите... Удачи...!!! tongue.gif
Анжелика Мина ( Пользователь )
Зачем нам "оценки"?

Всем нам хочется, чтобы нас оценили по достоинству, чтобы похвалили, чтобы заметили, чтобы любовались, чтобы восхищались. Всем нам хочется быть особенными, не такими как все, лучшими.
Во младенчестве малыш, устами которого «глаголит истина», без всяких стеснений напомнит нам об этом: подойдёт, возьмёт за руку, выкрикнет «я – первый», громко заплачет, наконец.
А ученик в школе? Уже не ребёнок! Уже соблюдает субординацию! Уже знаком с нормами «приличия»! Уже весь в комплексах! Он смолчит, не заплачет, не закричит и даже почти не возмутится по поводу педагогической ошибки...
Оценка за знания, умения и навыки – педагогический просчёт? Вижу, вижу Ваше негодование... Сама – учитель. Сама их вынуждена ставить каждый день, руководствуясь школьным официальным положением об оценивании и, конечно же, седьмым «педагогическим» чувством, которое, как ничто иное, говорит о профессионализме учителя. Но давайте попробуем разобраться...
Как часто, заходя в класс, мы загодя выставляем оценки: этот «слабый», этот гиперактивный, этот «не без способностей», этот «вундеркинд»... Числовые ассоциации появляются порой раньше более близкого знакомства.
Оценка и оценивание, математический символ и человеческое достоинство. Совместимы ли?
Небольшой экскурс в историю.
Царскосельский Лицей. Привилегированное заведение. Попытка реформы образования. Новые демократические подходы, новые программы, и в результате - новые «особенные люди», будущие «столпы отечества», «вершители судеб» страны. Вырастить свободного от всяких предрассудков «министра» невозможно без соблюдения равенства...
Как же оценивали их? Да нет, всё банально: им тоже ставили «двойки» в виде нулей:

Все нули, нули, нули,
Ай, люли, люли, люли... ( из национальной лицейской песни).

Но сначала, когда в Лицее ещё «пахло» грядущими преобразованиями, учеников требовалось оценивать словесно, подробно рассказывая о сильных и слабых сторонах характера воспитанника. Демократично, но слишком много субьективизма. Поэтому «литературность» для удобства вскоре заменили на «-балльную» систему. А уж с баллами В Лицее поэкспериментировали вдоволь: то лучшей оценкой была единица, то «наша» пятёрка, то необычное для нас число двенадцать.
Что лучше? Где та шкала, по которой можно определить, насколько человек в сущности «не тянет» по предмету? Насколько он достоин быть оценённым по заслугам?
С небесной канцелярии пока вроде не выдавали. А мы вовсю стараемся «запихнуть» человека в «отметку». И не замечаем того, что он выше, нежнее, слабее, он более утончённый, противоречивый и загадочный.
Ну, нет времени на уроке разгадками заниматься. Проще, быстрее, экономичнее использовать «оценку» в качестве кнута и пряника. А последствия? Они заметны не сразу, иногда не заметны вообще, а если и проявятся, то в далёком грядущем. Зачем нам о них сейчас думать. Здесь и сейчас я-учитель должен показать результат своей работы, а он-итог – по нашим правилам – заключён в «отметке» за какую-нибудь контрольную. Ясно и просто. Получишь достойную оценку, будет и похвала, и признание, и любовь...
Я – против «отметок», против оценивания.
Я – за равенство учеников и учителей, за сотрудничество.
Мне не хочется ставить им «четвёрки» и «тройки».
Мне хочется быть им другом, наставником, их проводником в мире «школьных» знаний.
Мне хочется, чтобы дети шли в школу не за оценками!
Ирина Бруснигина ( Пользователь )
Об оценках, оценивании, конкурсе и эссе.

Мне всегда было трудно ставить оценки. Почему? Ведь когда-то в милом детстве я, играя в школу, самым привлекательным для себя считала именно желание ставить их. Долго не могла понять. Разбиралась мучительно, вдумываясь в критерии ЗУНОВ, спрашивая преподавателей со стажем, посещая уроки коллег и ….. Потом поняла, что трудно ставить отметку потому, что ЦЕНА оценки очень разная.
Кто достоин в большей степени «пятёрки»? Тот, кто наизусть вызубрил долгий параграф и бойко отвечает на вопросы учителя только потому, что природа одарила феноменальной памятью. Или тот, кто единожды прочитал учебник, поразмыслив, начинал задавать учителю вопросы, чтобы в чём–то, очень важном для себя, разобраться. Или начинал спорить с автором текста, приводя толковые факты в защиту собственного мнения ….. Этих «или» каждый учитель наберёт достаточно много.
А оценивать групповую работу КАК? КАК оценить ребёнка, слывшего молчуном и изгоем в классе (обязательно есть дети, которых не хотят брать ни в какую группу) и - о чудо!- на занятии преодолевшего некий коммуникативный внутренний барьер и сказавшего всего одно слово. НО КАКОЕ? Слово(-а), определившее самую суть, золотое зёрнышко всего целоурочного обсуждения. КАК? Не знаю, я уже не первый год в школе, но всё равно страшно кого-то обидеть, кому-то навредить своей учительской объективно –необъективностью, прочитать в глазах ученика: «я так старался , а вы…»….
Наверное, преодоление чего-то в себе, шаг на новую ступеньку – вот, что заслуживает высшего балла. Именно в этом – ШКОЛА!
Теперь об эссе. Уверена, что эссе – это прежде всего рефлексия, то есть осознание СВОИХ СОБСТВЕННЫХ мыслей. Трудно забыть мой первый интернетный опыт на ГУРУ, когда я, получив тему для выступления на педсовете «Что такое рефлексия?» и не зная с какой стороны к ней подступиться, открыла ветку в том самом ГУРУ. Что тут началось?!!! «Боевые» действия развернулись «широко». Рефлексия, психология, пиар, инструмент внутренней свободы и т.д. – всё это cплелось, слилось в единый гордиев узел …… Переживала страшно. Всё было: и ночные бдения у клавиатуры, поиск под утро в словарях единственно правильного слова для ответов, поиск собственного понимания рефлексии…. Выдержала, разобралась. СПАСИБО ВСЕМ, кто мне помогал. rose.gif Отдельное спасибо Андрею Юрьевичу rose.gif rose.gif rose.gif Да-да, Андрей Юрьевич, именно ВЫ были ПЕРВЫМ, кто включился в беседу и поддержал меня. Спасибо! Ой. «Отрефлексировала» в сторону, отвлеклась от темы. К делу!
Мне очень понравился образ осьминога. Здорово, Андрей Николаевич. bravo.gif Но мне хочется пойти от обратного, от ученика. Что такое эссе для него? Да, действительно это «тонкая материя», но скорее – ковёр, сотканный из собственных мыслей и чувств ученика и раскрашенный тоже по-своему. Это те мысли и чувства, которые вплетены в его сознание. Каждая нить являет собой духовную идею, а всё это хитросплетение символизирует его духовный мир. Иногда мы даже не осознаём, что представляют собой наши духовные ценности. Это тоже хочется выяснить.
Возьмём цветные нитки-мысли и станем вплетать их в эссе – холст. Пусть золотая нить ФАНТАЗИИ сольётся с изумрудной КРЕАТИВНОСТЬЮ, лазурная ГРАМОТНОСТЬ будет забавно поспешать за пёстрой РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ, их же любовно обовьют в белых одеждах ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ, таинственная фиолетовая ( о чём думают наши ученики – для нас всегда тайна) СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ крепким узелком привяжется к алой ТЕМЕ и зелёному СТИЛЮ, багряная ОРИГИНАЛЬНОСТЬ предстанет в обрамлении розовых КОНКРЕТНЫХ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ, и красной нитью через весь холст-эссе пройдёт, конечно, РЕАЛЬНОСТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ. Во как!
И в заключение…
Пусть своим участием в конкурсе каждый станет чуточку ВЫШЕ, ДУХОВНЕЕ, КУЛЬТУРНЕЕ. Вспомним фольклорную мудрость: «Пойди туда – не зная куда, найди то –не зная что…» Ведь это и есть РАЗВИТИЕ.
Маргарита Римша ( Пользователь )
В школе мы эссе не писали. Совсем. Сочинения, конечно, писали и довольно много. Но это ведь не одно и тоже. В сочинении собственных рассуждений почти не было. Читали критическую литературу, слушали учителя, а потом излагали вроде бы свои, но в то же время и не свои мысли. Или мне просто не повезло? Или я чего-то не помню? ak.gif Но ощущения у меня именно такие.

Сейчас мне кажется, что о том, что такое ЭССЕ я узнала сравнительно недавно. Тогда когда пришла в школу работать и пришлось учить других писать эссе по истории. Учить других, не умея самостоятельно написать хотя бы раз нечто подобное, невозможно. Пришлось вместе с учениками учиться. Но труднее всего оценивать чужую работу, где есть собственное мнение, знание, аргументы и т.д. Трудно, даже имея на руках критерии оценивания эссе, разработанные и составленные компетентными лицами. Но даже следуя этим критериям трудно поставить оценку. А не поставить нельзя!? ohmy.gif
Думаю, что можно обратить внимание учеников на некоторые моменты. help.gif

Собираясь писать эссе, убедитесь, что правильно поняли тему или вопрос и разобрались в том, какую трактовку они имеют. В первую очередь хорошо бы сформулировать свою позицию, ответ на поставленный вопрос и исходя из этого начать раскрывать тему и обосновывать свою позицию.
Хорошее введение привлекает внимание к теме, слабое введение с самого начала не возбуждает внимания. Никогда не тратьте лишнего времени и не старайтесь написать длинное и подробное введение.
Избегайте отклонений и неуместных замечаний, неопределенности и поверхности, неуклюжих выражений... . Ну вот, опять меня «по-учительски» понесло. stop.gif На все это можно и не обратить внимания... если есть оригинальная мысль, которой данное эссе отличается от других.
Очень надеюсь, что жюри будет что проверять и над чем задуматься. Желаю всем участникам творческого вдохновения, а членам жюри – понимания.
Оксана Родионова ( Пользователь )
Не сочтите меня ленивой. Я еще выскажусь по поводу критериев оценивания и проблеме эссе как жанра. Но у меня тут текстик есть, сочиненный лет пять назад. Кажется, это эссе.

Любимый город
В Питере я гость. Но когда приезжаешь сюда поздней осенью, и притом одна, по городу ходишь, а не ездишь в «Икарусе» с зычным экскурсоводом, начинаешь воображать себя петербуржкой. Кажется, давно привыкла идти от Сенной вдоль Грибоедовского канала до Театральной площади в Мариинку или не спеша бродить по Летнему саду и долго сидеть на лавочке у Крылова, который довольно сердито посматривает на гуляющих – мешают читать книжку.
Петербург – мистический город. А Летний сад особенно. В прошлый приезд он просто спрятался от меня и, сколько я не спрашивала у прохожих дорогу, к саду меня не вывела ни одна. В этот раз меня как будто кто-то подтолкнул – и я вышла к изящной решетке, увидела пруд с лебедями, голые черные деревья, античных богов, переходящих на «зимние квартиры» - половина уже заколочена в ящики. Сад услужливо выгнал народ, подставил мне сухую скамеечку. В кафе рядом с Летним домиком Петра звучала не попса - Вивальди… А потом легонько щелкнул меня, размечавшуюся, по лбу. Пожилая женщина, проходившая мимо, воскликнула «Смотрите, упала!» Я оглянулась. Упала старушка с палочкой и старомодной кошелкой. Мы легко подняли пострадавшую – поистине божий одуванчик! Все лицо у нее было в крови, она с трудом держалась на ногах. Женщина захлопотала: «Куда вас проводить? Как вы себя чувствуете?» Но я уже поняла, что расспросы бесполезны, – от старушки разило спиртным за версту. Мы усадили бабушку и отошли – чем тут поможешь?
Питер всегда меня удивляет. Юсуповский дворец – самое уютное место на земле. Домашний театрик на 200 мест, на первый взгляд, игрушечный, но на самом деле созданный по всем канонам и похожий на человека очень небольшого роста, нисколько не смущенного своим лилипутством, - чудо! А Турецкий кабинет! А бальный зал, тоже небольшой, но искусно увеличенный, благодаря зеркалам. Да, зеркала – особый разговор. Когда заглядываешь в венецианское стекло 18 века, мурашки бегут по спине. Говорят, зеркала запоминают тех, кто в них смотрится. В который раз оглушенная великолепием Юсуповского дворца, разговорилась со смотрительницей. И вдруг новость для меня. Оказывается, дворец – вовсе не музей. Еще в 30-е годы он стал городским Дворцом культуры работников просвещения. Так и остался в ведении педагогов. Но экспозиция существует, экскурсии ходят, экскурсоводы работают – и какие замечательные! От государства дворец не получает ни копейки, живет тем, что зарабатывает сам. Можно просто посмотреть залы – женскую, мужскую половину, концерт послушать в театрике, а можно здесь же свадьбу отметить. Платите деньги…
За что я, южанка, так люблю Петербург? Впервые приехала в Ленинград весенним пасмурным днем. Небо хмурилось, серый камень набережной сливался с холодной водой. Первое, что я увидела – набережную Невы, грязные дома, а на другом берегу - строгую Петропавловку. И все равно – сразу и навсегда полюбила серое небо, великолепные дворцы, так и не отмытые, будто копотью покрытые, полюбила питерскую погоду. Может быть, потому что здесь ненастье, серые здания и холод – естественны. Питер, выстроенный 300 лет назад на гнилом болоте, выстрадавший немало – и наводнения, и блокаду, - не притворяется, словно говорит всем спокойно и строго – да, трудно живу и скрывать это не собираюсь.
На следующий день после того, как я вернулась в Москву, в Петербург перевезли останки 27-летнего моряка, члена экипажа подлодки «Курск». С ним прощались, как в Курске, Видяево… По-моему, ни один другой город не подходит для прощания так, как Петербург. Не потому что дождь и серый камень приличествует похоронам. Питер как невозмутимый, спокойный, внешне холодный, но душевный человек. Он умеет утешить в беде и улыбнуться в радости. Любимый город.
Маргарита Спичакова ( Пользователь )
Мне как-то больше приходится быть в роли оцениваемого (ученик, студент, не существенно), чем оценивающего. Посему и взгляд у меня на это со стороны ученика. Да, конечно, все учителя были или продолжают быть учениками,
но что-то явно меняется в сознании и во взгляде на процесс оценивания, когда становишься учителем.

Поставить кому-то оценку это проблема, получить оценку это тоже большая проблема... Этому много примеров.

Во первых, как то не сразу осознаешь насколько важны вот эти странные "цифры". Для меня это стало понятно лишь тогда, когда перешла из школы в универ и проявился "синдром отличника". (Смысл в том, что у нас в школах и университетах отличаются системы оценивания. В школе 5 бальная система: 5- отлично, 4- хорошо, 3 - уд, 2- неуд, 1- все очень плохо. А в университете 6 бальная: 5- отлично, 4- очень хорошо, 3- хорошо, 2 - уд, 1 - кол (но тоже зачет), 0 - незачет. Из-за этого сдвига на 1 балл, человек привыкший получать 4,5 в школе в универе получив разок тройку впадает в ступор). И что характерно, важна даже не оценка, а сама цифра, как это не прискорбно.

Второе, так или иначе сравниваешься с другими. И очень обидно получается, что ты заработал свою 4 потом и кровью, а кто-то другой получил 5 списав. Да, глупо сравниваться с другими, да глупо смотреть на цифры (понимая, что знаешь лучше того, другого), но все равно в душе получается какой-то осадок неприятный, и совершенно
непонятно на кого злиться - на себя? да не виноват вроде, на учителя? хм, вроде тоже не виноват, не понял он подставы такой, на того человека? а чего злиться, он сам себя наказал...

Третье, так или иначе бывают случаи когда действительно учишься ради оценки. Не ради предмета, не ради знаний, а чтобы сдать. И причин этому может быть очень много - скучный предмет, не нравится преподаватель. Сдал и забыл, не обязательно списал ... просто всеравно бессмысленно прошел предмет. Вот и получаются такие фальшивые оценки...

Четвертое, а может быть у меня было плохое настроение и не смогла я написать в тот день экзамен, и не отражает эта оценка моих знаний. А толку то, не докажешь.. Да и кому, и зачем доказывать, сам то знаешь...

А теперь если подумать с другой стороны, со стороны оценивающего. Как говорит моя мать "творчество невозможно оценить". Да и вообще непонятно как, кому и за что ставить оценки. Один сходу рисует шедевры (да молодец, садись,5. А за что? это не его заслуга вроде). Другой ночами не спит, дрожащими руками выводит линию,
а всеравно не получается, столько боли, столько стараний, а нарисовано только на "3"... Вот и что оценивать? Талант? Старательность? Усидчивость?

А творчество то везде, даже носок заштопать это уже творчество. И даже эту операцию не оценить цифрой. А тут целое эссе. Так что в итоге получается,что жюри столкнулось с проблемой просто "вселенского масштаба". И я не вижу пока решений. Да, можно не "оценивать", ну а какую операцию можно придумать в замен, и нужна ли она вообще...
Андрей Тихов ( Пользователь )
"Лёд тронулся, господа..." tongue.gif
Уже сегодня начало конкурса. А завтра в УГ заметка о конкурсе... Отсчёт работ начался... Кто первый? blush.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+